Социальное влияние сцен насилия по телевидению на массовое сознание

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 15:17, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: изучить особенности социального влияние сцен насилия по телевидению на массовое сознание.

Задачи исследования:
1. Теоретический анализ научных публикаций для определения суггестивных свойств телевиденья.
2. Обзор научной литературы для выявления роли телевиденья в формировании современного массового сознания.
3. Изучение научных публикаций для выявления негативных социальных и психологических последствий распространения информации, пропагандирующей насилие и жестокость.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Психологические особенности восприятия телевизионных передач 4
1.1 Суггестивные свойства телевиденья 4
1.2 Роль телевиденья в формировании современного массового сознания 8
Глава 2. Негативные социальные и психологические последствия распространения информации, пропагандирующей насилие и жестокость 16
Выводы и заключение 26
Список литературы 27

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 67.36 Кб (Скачать файл)

Участие зрителя в драматическом  действии и его идентификации с кино-персонажем сцены насилия оказывают определенное воздействие на его поведение. Воздействие это подтверждается, разработанной А.Бандурой (2000), Л. Берковицем (2001), Р. Бэроном (2001) и другими исследователями гипотезой мимесиса (подражания), которую иллюстрируют конкретные факты жизни, когда реальные преступления как бы повторяли ситуации и способы действия, которые ранее можно было видеть на экране.

Третий механизм воздействия  сцен насилия в телепередачах на телезрителей - обучение их насилию, на который указывают многие зарубежные (А.Бандурой, 2000; Л. Берковиц, 2001; Р. Бэрон, 2001; Г.Крайг, 2000 и др.) и отечественные ученые (Г.И. Козырев, 2000; Н.Е. Маркова, 2002; К.А. Тарасов, 2000, 2002, 2003 и др.) склонные считать, что телезрители, воспринимающие сцены насилия на телевидении, пытаются транслировать их в повседневную жизнь. Данное положение проиллюстрировал А. Бандура (2000). Он демонстрировал дошкольникам фильм, где актер-взрослый избивал надувную куклу Бобо, после просмотра телефильма детей запускали в игровую комнату, где находилась точно такая же кукла. Дети, которые смотрели этот фильм, поступали с куклой Бобо точно так же, как актер-экспериментатор; дошкольники, которые не смотрели фильм, не проявляли агрессии. Анализируя полученные результаты, А. Бандура пришел к заключению, что, наблюдая сцены насилия и фиксируя их в памяти, дети могут обучиться формам проявления агрессии.

Четвертый механизм воздействия  восприятия телезрителями сцен насилия в телепередачах - это изменение после их просмотра восприятия действительности — обычная реальность начинает восприниматься ими как чрезмерно агрессивная и вызывать страх. В исследовании Е.А.Рубинштейна (Е.А. Rubenstein, 1983) было обнаружено, что излишнее увлечение просмотром телепередач заставляет людей опасаться за свою жизнь, что, по его мнению, можно объяснить тем, что телезрители видят на экране гораздо больше событий, связанных с насилием, чем случается в повседневной жизни большинства из них.

Кроме механизмов воздействия  сцен насилия на телезрителей в литературе описываются факторы, определяющие их воздействие. Одним из наиболее изученных факторов воздействия экранного насилия на зрителей, является длительность просмотра телепередач с элементами насилия. Экспериментальные данные У. Бельсона (W. Belson, 1968) свидетельствуют о том, что сила воздействия экранного насилия в фильмах определяется количеством его потребления. Например, английский ученый Уильям Бельсон изучал особенности телевосприятия 1565 лондонских мальчиков и установил, что в отличие от тех из них, кто смотрел незначительное количество, содержащих сцены жестокости телепередач, испытуемые, смотревшие их в большом количестве (и особенно с реалистическими, а не мультипликационными изображениями насилия), совершали почти вполовину больше правонарушений, чем другие дети, что дало основание предположить, что у «заядлых» телезрителей отклонения в поведении действительно часто происходят благодаря телевидению.

Представляет интерес  эксперимент, проведенный Р. Бэроном  и Р. Либертом в 1972 (Р.Бэрон, 2001). Они показывали детям пяти-шести и восьми-девяти лет один из двух коротких отрывков реально существующих телепередач. Детям из первой группы демонстрировали в течение трех с половиной минут отрывки из детективного сериала со сценами насилия. Юным телезрителям из второй группы в течение того же времени показывали отрывок из передачи о соревнованиях в беге с барьерами. Было установлено, что испытуемые, смотревшие программу со сценами насилия, причиняли своей воображаемой жертве заметно больше вреда (что измерялось числом нажатий на кнопку «причинение вреда»), чем те дети, которые смотрели спортивные состязания. Более того, данные результаты оказались аналогичными как для мальчиков и девочек, так и для детей из разных возрастных групп. По утверждению Р. Бэрона, просмотр даже сравнительно коротких демонстрирующих насилие кино- и телеэпизодов, может вызывать агрессивность в последующем поведении, если даже обстоятельства проявления насилия на экране сильно отличаются от экспериментальных условий, созданных для испытуемых.

Противники этой точки  зрения обращают внимание на качественную сторону демонстрации агрессивных сцен на телеэкране, подчеркивая, что детей не очень тревожат сцены насилия в вестерне, но их эффект явно усиливается в детективном фильме, а в фильмах ужасов эти сцены просто ошеломляют детей (А. Глуксмаи (A. Glucksmann), 1971).

Другой фактор воздействия  сцен насилия в телепередачах -предрасположенность  зрителей к агрессии. Доказано, что у изначально более агрессивных детей со временем начинают проявлять всё больший интерес к насилию на телеэкране (Д. Майерс, 1997). Уэнди Джозефсон провела эксперимент, в ходе которого детям показывали или боевик с большим количеством сцен насилия или захватывающий фильм с изображением погони на мотоциклах и затем они играли в хоккей. После просмотра «жестокого» фильма те дети, которых учителя считали агрессивными: били сверстников клюшками, толкались локтями и ругались с соперниками гораздо чаще, чем неагрессивные по характеру дети, также просмотревшие фильм с элементами насилия, или чем дети, склонные к жестокости, но посмотревшие фильм без сцен насилия (цит. по Д. Майерс, 1997). Исследовательница полагает, что просмотр насилия по телевидению по существу позволяет агрессивным телезрителям реализовать свою агрессию в играх и поведении и имеет наибольшее воздействие на детей, которые изначально проявляют склонность к насилию.

Кроме указанных факторов в психологической литературе рассматриваются факторы, которые дополнительно воздействуют на телезрителей («третьи факторы»). К последним относятся численность семьи и её материальное благополучие — дети из малообеспеченных семей и семей национальных меньшинств обычно смотрят телевизор более длительное время, чем остальные дети (У. Бельсон (W. Belson), 1968); отрицательные роли родителей, братьев и сестер, друзей исполненные агрессивными и антисоциальными моделями - агрессивное поведение увиденное на экране телевизора, может соединиться с реальной жизнью, что умножает проявления агрессии  в поведении ребёнка, особенно у ребёнка с определенными чертами личности или эмоциональными проблемами; отношение родителей к просмотру их детьми телепередач с элементами насилия - 40% опрошенных родителей в России не придают никакого значения возможному воздействию сцен насилия на их детей (С.Н. Еникополов, 2001); прерывание телепередачи рекламой - установлено, что японские дети, приученные к регулярному прерыванию телевизионного зрелища рекламой, не могут удерживать внимание на экране более 15 минут, что отрицательно сказывается на их восприятии (Е.А. Захарова, 1991).

К сказанному следует добавить, что Л. Берковиц (2001), в обзоре литературы по проблеме кратковременного воздействия сцен насилия, выделяет следующие факторы, определяющие вероятность того, что сцены насилия в телепередачах будут способствовать агрессии: если увиденное кажется наблюдателю проявлением агрессии; если зритель отождествляет себя с агрессором; если потенциальный объект агрессии ассоциируется с жертвой агрессии в фильме; наблюдаемые события должны выглядеть «реальными» и быть захватывающими - зритель «особенно склонен поддаваться воздействию, когда захвачен сюжетом и представляет, что сам ведет себя аналогичным образом».

Проанализировав зарубежные исследования по проблеме воздействия телевизионного насилия на зрителей и представленные А.Бандурой (1965, 2000) четыре концепции, свидетельствующие о том, что длительная экспозиция насилия по телевидению может приводить к 1) увеличению агрессивности поведения; 2) уменьшению факторов, сдерживающих агрессию; 3) притуплению чувствительности к агрессии; 4) формированию образа социальной реальности, на котором основываются многие из таких действий (изменяет отношение к действительности — реальность воспринимается телезрителями, как чрезмерно агрессивная и вызывает страх), А.К. Тарасов (2000, 2002) выделил пять типов последствий восприятия экранного насилия.

Первый тип последствий  восприятия экранного насилия, катарсис, рассматривает С. Фешбах (S. Feshbach) (1971), который считает, что в основе теории катарсиса лежит представление о том, что неудачи индивида в повседневной жизни вызывают у него состояние фрустрации и развивающееся отсюда агрессивное поведение. Если оно не реализуется через восприятие соответствующих героев популярной культуры, то может проявиться в антисоциальных поступках.

Второй тип последствий  восприятия сцен насилия в телепередачах  — формирование готовности к агрессивным действиям. Подобная связь получила свое отражение в «теории стимулирующего воздействия» А.Бандуры, Л. Берковица, Р. Бэрона, Л. Эрона, где имеется в виду установка на агрессивное поведение, происходящая в результате возбуждения зрителя от сцен насилия и представления о допустимости насилия в межличностных отношениях под воздействием сцен, в которых оно выступает как нечто вполне оправданное.

Третий тип последствий  восприятия телепередач с элементами насилия - это научение посредством наблюдения. В процессе идентификации с киногероем зритель вольно или невольно усваивает определенные образцы поведения; информация, полученная с экрана, в дальнейшем может быть использована им в реальной жизненной ситуации. Обращение к популярной культуре, изобилующей агрессивными персонажами, повышает вероятность антисоциального поведения (Д.Лемиш, 2007).

Четвертый тип последствий  просмотра сцен насилия на телеэкране — закрепление существующих у зрителей установок и образцов поведения. Г. Крайг (2000) и Е.А. Рубинштейн (Е.А. Rubenstein) (1982) считают, что поскольку большинству людей склонность к антисоциальному поведению не свойственна, то, как полагают сторонники теории закрепления, экранное насилие не оказывает на них никакого воздействия. По мнению ученых, к подверженному негативному воздействию меньшинству относятся индивиды, не вовлеченные в стабильные интенсивные межличностные отношения и в систему эффективного группового контроля, а также телезрители, не отличающиеся сформированными, устойчивыми образцами поведения.

Пятый тип последствий  воздействия сцен насилия в телепередачах на телезрителей — это не столько насильственное поведение, сколько отрицательные эмоции: страхи, беспокойство и отчужденность. В основе этой теории лежит идея, что средства массовой информации, прежде всего ТВ, создают некую символическую среду, куда люди погружаются с самого раннего детства; среда формирует представления о реальной действительности, культивирует определенную картину мира (Д. Лемиш, 2007; Е.А. Рубинштейн,1983 и др.).  

Выводы и заключение

 

В ходе данного теоретического исследования мы изучили социальное влияние сцен насилия по телевидению на массовое сознание. Цель исследования достигнута, задачи решены. Гипотеза исследования подтвердилась: демонстрация сцен насилия по телевиденью оказывает негативное социальное влияние на массовое сознание.

Проведенный обзор научных  публикаций по проблеме исследования позволяет сделать следующие  выводы:

1. Дети младшего возраста являются социальной группой, наиболее подверженной негативному влиянию телевиденья. Восприятие детьми телевизионных передач влияет на становление их личности, нравственное и эстетическое развитие, социализацию (может выступать как фактор виктимизации), мотивы поведения, стимулирует повышенную возбудимость и механистичность отношений. Основными особенностями детского телевосприятия являются фрагментарность, наивный реализм, невозможность установления пространственно-временных и причинно-следственных связей, фабульность восприятия, неспособность постичь ассоциативно-образные связи, выделить выразительные приемы, попять основной конфликт фильма, конкретность мышления, которая является причиной того, что дети не понимают подтекст произведения; идентификация с понравившимся героем, предпочтение рисованных (мультипликационных) фильмов и динамичного сюжета.

2. Анализ литературных  источников позволил конкретизировать  структурные компоненты культуры  телевосприятия. Когнитивный компонент  предполагает выделение и оценку  структурных компонентов поведения  телеперсопажей, сравнение их друг  с другом и с общепринятыми  нормами, установление связей  между нарушением норм и правил  поведения телеперсонажей и отрицательными  последствиями и их прогнозирование.  Эмоциональный компонент предусматривает  глубину погружения, дифференцировку отношения к положительным и отрицательным телеперсонажам к разным жанрам телепередач, осуждение отрицательных форм поведения, сопереживание положительным героям. Поведенческий компонент находит выражение в трансляции в повседневную жизнь и творческую деятельность воспринимаемых форм отрицательного и положительного поведения телеперсопажей, использование усвоенных при просмотре телевизионных передач копипг-стратегий в общении и игровой деятельности.

3. Механизмами воздействия сцен насилия в телепередачах являются катарсис, идентификация, усвоение стереотипов поведения, обучение жестокости, изменение восприятия реальности.

4. Факторами, детерминирующими воздействие экранного насилия на телезрителя выступают длительность просмотра телепередач с элементами насилия, предрасположенность к агрессии у зрителей; третьи факторы: численность и социальный статус семьи, роли родителей, братьев, сестер исполненные агрессией и антисоциальными моделями поведения, отношение родителей к просмотру их детьми сцен насилия.

5. Длительная экспозиция сцен насилия приводит к увеличению агрессивных проявлений, притуплению чувствительности к агрессии, уменьшению факторов, сдерживающих агрессию; изменяет восприятие действительности - обычная реальность, начинает вызывать страх и воспринимается как чрезмерно афессивная (последствия).

6. В восприятии телезрителями сцен насилия проявляется половой диморфизм: сцены насилия в большей степени привлекают мужчин, чем женщин; мужчины чаще идентифицируют себя с «агрессорами», а женщины — с «жертвами».

Таким образом, телевиденье  обладает мощным потенциалом и огромными  возможностями для манипуляции  общественным сознанием. Характер воздействия  телевизионных передач на психику  граждан зависит от целей, стоящих  перед государственной властью  и руководством СМИ. В настоящий момент широкая пропаганда сцен насилия оказывается крайне негативным фактором, ведущим за собой увеличение агрессии, притупление чувствительности к агрессии, уменьшение факторов, сдерживающих агрессию, изменения в восприятии действительности.

В такой ситуации способом усиления сопротивляемости психики субъекта к негативным воздействиям телевиденья является повышение культуры телевосприятия, включающее в себя умение верно оценивать нравственное содержание телепередач, самостоятельно выбирать нужную экранную информацию и разумно ею пользоваться, воспринимать эту информацию, осмысливать и эстетически оценивать её.

 

Список литературы

 

  1. Аронсон, Э., Уилсон, Т., Эйкерт, Р. Социальная психология. Психологические законы поведения человека в социуме [Текст] /Э. Аронсон, Т. Уилсон, Р. Эйкерт. - СПб.: Прайм-Еврозиак, 2004. - 560 с.
  2. Баженова, Л.М. Какие фильмы нравятся нашим ученикам [Текст] / Л.М. Баженова // Первое сентября. - 10 фев. - 2001. - № 10. - С. 4.
  3. Баженова, Л.М. Психологические особенности восприятия фильмов и телевизионных передач младшими школьниками [Текст] / Л.М. Баженова // Начальная школа. - 1995. - № 11. - С. 8-11.
  4. Бандура, А., Уолтерс, Р. Подростковая агрессия. Изучение влияния воспитания и семейных отношений [Текст] / А. Бандура, Р. Уолтерс — М.: Апрель-Пресс, Эксмо Пресс, 2000. - 512 с.
  5. Берковиц, Л. Агрессия: причины, последствия и контроль [Текст] / Л. Берковиц - СПб.: Прайм-Еврознак, 2001. - 506 с.
  6. Бине, А. Современные идеи о детях [Текст] / А. Бине: пер. с франц. - М.: Космос, 1910.-216 с. 191
  7. Благонадежина, Л.В. Вопросы восприятия театрального спектакля [Текст] / Л.В. Благонадежина // Вопросы психологии - 1973. - №1. - С. 34-39.
  8. Бондаренко, Е.А. Программа формирования экранной культуры [Текст] / Е.А. Бондаренко // Искусство в школе. - 1996. - №6. - С. 17-23.
  9. Бэрон, Р., Ричардсон, Д. Агрессия [Текст] / Р. Бэрон, Д. Ричардсон — СПб.: Питер, 2001.-352 с.
  10. Венгер, Л.А. Восприятие и обучение. Дошкольный возраст [Текст] / Л.А. Венгер: -М.: Просвещение, 1969. - 365 с.
  11. Венгер, Л.А. О способах зрительного восприятия формы предметов в раннем дошкольном возрасте [Текст] / Л.А. Венгер // Развитие познавательных и волевых процессов у дошкольников: сб. ст. / Под ред. А.В. Запорожец, Я.3. Ыеверовича - М.: Просвещение, 1965.-С. 81-160.
  12. Вересотская, К.И. Узнавание изображений предмета в зависимости от изменения положения в пространстве (сравнительные исследования умственно отсталых детей) [Текст] / К.И. Вересотская // Вопросы психологии глухонемых и умственно отсталых детей / Под ред. И.М. Соловьева. - М.: Учпедгиз, 1940. - С. 123-130.
  13. Выготский, Л.С. Психология искусства [Текст] / Под ред. М.Г. Ярошевского / Л.С. Выготский - М.: Педагогика, 1987. - 341 с.
  14. Гришаева, Н.П. Телевидение - опасность или безопасность?! [Текст] / Н.П. Гришаева // Педагогика ДОУ. - 2003. - № 1. - С. 95-99.
  15. Гусева, Т.В. Потребительское поведение детей старшего дошкольного возраста в процессе социализации [Текст] / Т.В. Гусева: дис. ... канд. психол. наук.- М., 2005-118 с.
  16. Езикеева, В.А. Развитие способности восприятия у дошкольников [Текст] / В.А. Езикеева. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959. - 100 с.
  17. Еникополов, С.Н. Понятие агрессии в современной психологии [Текст] / С.Н. Еникополов // Прикладная психология. - 2001. - №1. —С. 24-29.
  18. Жабский, М.И. Критика буржуазных истолкований социальной роли киноискусства [Текст] / М.И. Жабский. - М., «Знание», 1979. —63 с.
  19. Жабский, М.И. Свобода и ответственность в телевещании [Текст] / М.И. Жабский. //Высшее образование в России. - 2002. - № 3. - С. 63-66.
  20. Захарова, Е.А. Развивающий экран [Текст] / Е.А. Захарова. // Искусство в жизни детей: Опыт художественных занятий с младшими школьниками: Кн. для учителя: Из опыта работы. / А.П. Ершова, Е.А. Захарова, Т.Г. Пеня и др. - М: Просвещение, 1991. - С. 24-49.
  21. Кащук,  А.А. Суггестивные свойства телевиденья: социально-культурный аспект [Текст] / А.А.Кащук: дис. … канд.искусствов. – М., 2007.- 165 с.
  22. Козырев, Г.И. Проблема насилия в теории, в массовом сознании и реальной жизни [Текст] / Г.И. Козырев. // Вестник Московского университета сер. 7. Философия. - 2000. - № 6. - С. 92-93.
  23. Крайг, Г. Психология развития [Текст] / Г. Крайг. - СПб.: Питер, 2000.-992 с.
  24. Куртышева, М.А. Как сохранить психологическое здоровье детей [Текст] / М.А. Куртышева. - СПб.: Питер, 2005. - 252 с.
  25. Левшина, И.С. Как воспринимаются произведения искусства [Текст] / И.С. Левшина. - М.: Знание, 1986. - 96 с.
  26. Лемиш, Д. Жертвы экрана. Влияние телевидения на развитие детей [Текст] / Д. Лемиш. / пер. с англ. С.Д. Грековой. -М.: Поколение, 2007. - 304 с.
  27. Люблинская, А.А. Роль речи в развитии зрительного восприятия у детей [Текст] / А.А. Люблинская // Вопросы общей и детской психологии - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1954. - С. 149-152.
  28. Майерс, Д. Социальная психология [Текст] / Д. Майерс: учеб. пособие. Пер. с англ. - СПб.: Питер, 1997. - 688 с.
  29. Маркова, Н.Е. Феномен телепузиков [Текст] / Н.Е. Маркова // Народное образование. - 2002. - №2. - С. 191-198.
  30. Мудрик, А.В. Социализация и «смутное время» [Текст] / А.В. Мудрик. - М.: Знание. 1991.-78 с.
  31. Мудрик, А.В. Социализация человека [Текст] / А.В. Мудрик. - М.: Изд. центр Академия, 2004. - 304 с.
  32. Назимов, И.Н. Восприятие старшими дошкольниками литературно-художественных сатирических образов [Текст] / И.Н. Назимов: дис. ... канд. психол. наук. -Киев, 1956.
  33. Петрова, Ю.Н., Писарский, П.С. Особенности художественного восприятия [Текст] / Ю.Н. Петрова, П.С. Писарский // Проблемы эстетического развития личности школьника / под ред. А.И. Бурова, Е.В. Квятковского. - М.: Педагогика, 1987. - С. 48-55.
  34. Петрушин, В.И. Личность начинается с игры [Текст] / В.И. Петрушин // Детская литература. —1980. - №2.
  35. Петрушин, В.И. Музыкальная психотерапия: теория и практика [Текст] / В.И. Петрушин: учеб. пособие. - М.: Владос, 1999. - 176 с.
  36. Попова, О.М. Художественное восприятие дошкольников и его диагностика [Текст] / О.М. Попова // Диагностическая и коррекционная работа психолога в детском учреждении. -Шадринск: Изд-во ШГПИ., 1993. -С. 7-12.
  37. Репина, Т.А. Восприятие дошкольниками экспрессии рисунка [Текст] / Т.А. Репина // Вопросы психологии. - 1960. - №2. - С. 4-6.
  38. Рожина, Л.Н. Отношение младших дошкольников к героям литературных произведений и к их переживанию [Текст] / Л.М. Рожина: дис. ... канд. психол. наук. -М., 1967.
  39. Рубинштейн, С.Л. Избранные философско-психологические труды. Основы антологии, логики и психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн. - М.: Наука, 1997.-463 с.
  40. Садыкова, Р.А. Особенности восприятия смешного детьми дошкольного возраста [Текст] / Р.А. Садыкова: автореф. канд. дис. психол. наук - Киев, 1972. - 24 с.
  41. Словарь гендерных терминов [Текст] / Под ред. А.А. Денисовой // Региональная общественная организация «Восток - Запад: Женские Инновационные проекты» - М.: Информация - XXI Век, 2002. —256 с.
  42. Собакин, B.C., Нистратов, А.А., Грачева, A.M. Персонажи фильма в пространстве социальных стереотипов [Текст] / B.C. Собакин, А.А. Нистратов, A.M. Грачева // Вести. Моск. ун-та. Сер. 14, Психология. - 1989.-№ 1.-С. 38-45.
  43. Тарасов, К.А. «Агрессивная кинодиета» ТВ и студенчество [Текст] / К.А. Тарасов // Высшее образование в России. - 2002. - № 3. - С. 66-76.
  44. Тарасов, К.А. Глобализированное кино как школа насилия [Текст] / К.А. Тарасов // Кино в мире и мир в кино / Отв. ред. Л. Будяк. М.: Материк, 2003.-С. 116-133.
  45. Тарасов, К.А. Насилие в фильме и предрасположенность юных зрителей к его моделированию в жизни [Текст] / К.А. Тарасов // Кино: реалии и вызовы глобализации / Ред. М.И. Жабский. - М.: Изд-во НИИ киноискусства, 2002. - С. 122-164.
  46. Тарасов, К.А. Эффект воздействия насилия в художественных фильмах на подрастающее поколение [Текст] / К.А. Тарасов: автореф. дис. ... кандидата социолог, наук. М., 2000. - 17 с.
  47. Толстых, А.В. Психология юного зрителя [Текст] / А.В. Толстых. — М.: Знание. 1986.-74 с.
  48. Усов, Ю.Н. Основы экранной культуры [Текст] / Ю.Н. Усов // Искусство в школе - 2005. - № 6. - С. 73-74.
  49. Усов, Ю.Н. Экранные искусства - новый вид мышления [Текст] / Ю.Н. Усов // Искусство и образование - 2000. - №3. - С. 48-69.
  50. Федоров, А.В. Права ребенка и проблемы насилия на российском экране [Текст] / А.В. Федоров. - Таганрог: Изд-во Кучма, 2004. - 418 с.
  51. Федоров, А.В. Проблемы аудиовизуального восприятия [Текст] / А.В. Федоров. // Искусство и образование. - 2001. - № 2. —С. 57-64.
  52. Федоров, А.В. Проблемы медиавоспрития и развития аудитории в области медиакультуры [Текст] / А.В. Федоров. // Прикладная психология. -2002. -№ 2. - С . 84-89.
  53. Федоров, А.В. Терминология медиаобразования [Текст] / А.В. Федоров. // Искусство и образование. - 2000. - №2. - С. 33-39.
  54. Хилько, Н.Ф. Педагогика экранной культуры: парадигмы творчества [Текст] / Н.Ф. Хилько // Искусство и образование - 2003. —№ 3. — С. 75-81.
  55. Шариков, А.В. Почему дети смотрят телевизор? [Текст] / А.В. Шариков // Магистр i. - апрель, 1992. - С. 20-25.
  56. Штерн, В. Картина в развитии детского творчества [Текст] / В. Штерн // Дошкольное воспитание. - 1987. - №7. - С. 11-12.
  57. Якобсон, П.М. Психологические проблемы детского восприятия / Телеэкран приглашает детей [Текст] / П.М. Якобсон: Сборник статей. / Сост. и авт. вступит. Ст. Г. Галочкина. М.: Искусство, 1976. - С. 155-164.
  58. Якобсон, П.М. Психология художественного восприятия [Текст] / П.М. Якобсон. -М.: Искусство, 1964. - 87 с.
  59. Якобсон, П.М. Психология чувств [Текст] / П.М. Якобсон. - М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1961. - 238 с.
  60. Яновский, М.И. О средствах психологического воздействия искусства на человека [Текст] / М.И. Яновский // Вопросы психологии — 2002. - №6. - С. 84-92.
  61. Bandura, A. Influence of model's reinforcement contingencies on the acquisitions of imitative responses [Text] / A. Bandura // Journal of Personality and Social Psychology - 1965. - №1 - P. 589-595.
  62. Belson, W.A., Millerson, B.L., Didcott, P.J. The development of procedure for eliciting information from boys about the nature and extent of their stealing [Text] / W.A. Belson, B.L. Millerson, PJ. Didcott / Survey Research Center, London School of Economics and Political Science. — London, 1968.
  63. Feshbach, S. Dynamics and Morality of Violence and Aggression: Some Psychological Considerations [Text] / S. Feshbach. - American Psychologist, 1971, v . 2 6 . - P . 281-292.
  64. Glucksmann, A. Violence on the Screen: A Report on Research into the Effects on Young People of Scenes of Violence in Films and on Television [Text] / A. Glucksmann. - London: The British Film Institute, 1971. - 78 p.
  65. Rubenstein, E.A. Introductory comments [Text] / E.A. Rubenstein // Television and Behavior: Ten Years of Scientific Progress and Implications for the Eighties / D. Pearl, L. Bouthilet and J. Lazar (eds.). — Rockville, MD: The National Institute of Mental Health, 1982. - V o l . 1 (Technical Reports). - P . 39-45.

Информация о работе Социальное влияние сцен насилия по телевидению на массовое сознание