Социальное проектирование как метод формирования конкурентоспособности сельских старшеклассников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2015 в 19:53, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – опробование обучения ребят социальному проектированию, и наблюдение эффекта обучения.
Гипотеза – применение технологии социального проектирования повысит конкурентоспособные качества сельских старшеклассников.
Задачи курсовой работы:
1. Изучение понятия конкурентоспособности и условий его формирования;

Содержание

Введение………………………………………………………………………………3
1. Теоретическая часть:
1.1 Понятие конкурентоспособности. Условия формирования конкурентоспособности……………………………………………………………..4
1.2 Понятие «социальное проектирование». Технология социального
проектирования………………………………………………………………………7
1.3 Типы и виды социальных проектов………………………………………...11
1.4 Объект и субъект социального проектирования…………………………...13
1.5 Сущность социального проектирования старшеклассников………………15
2. Практическая часть:
2.1 Описание методики социального проектироания сельских старшеклассников……………………………………………………………………17
2.2 Результаты проведённой методики социального проектирования сельских старшеклассников …………………………………………………………………...19
Заключение…………………………………………………………………………...

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая № 2.doc

— 124.00 Кб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОУ ВПО «УДМУРТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИКИ, ПСИХОЛОГИИ И СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

КАФЕДРА ПЕДАГОГИКИ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

 

 

« Социальное проектирование как метод формирования конкурентоспособности сельских старшеклассников».

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил:                    Северюхина С.В.

          гр. 2006-031300-35

 

Проверил:                   Хакимов Э.Р.

к. п. н., доцент

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ижевск 2009

 

СОДЕРЖАНИЕ:

 

Введение………………………………………………………………………………3

    1. Теоретическая часть:

     1.1 Понятие конкурентоспособности. Условия формирования конкурентоспособности……………………………………………………………..4

1.2 Понятие «социальное  проектирование». Технология социального

проектирования………………………………………………………………………7

1.3 Типы и виды социальных  проектов………………………………………...11

1.4 Объект и субъект  социального проектирования…………………………...13 

     1.5 Сущность социального проектирования старшеклассников………………15

2. Практическая часть:

     2.1 Описание методики социального проектироания сельских старшеклассников……………………………………………………………………17

     2.2 Результаты проведённой  методики социального проектирования  сельских старшеклассников …………………………………………………………………...19

Заключение…………………………………………………………………………...20

Приложение…………………………………………………………………………..21 

Список источников…………………………………………………………………..24

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

         В практике школьного образования стоит проблема не разработанности технологий по повышению конкурентоспособности личности старшеклассников перед поступлением в учебные заведения после школы. В сельских школах данная проблема стоит более высоко. Необходимость разработок и внедрение новых, инновационных технологий по данной проблеме в образовательный процесс продиктован требованием современного общества рыночных отношений.

        В  настоящей курсовой работе предлагается  рассмотрение технологии социального  проектирования как метода повышения  конкурентоспособности старшеклассников.

       Цель курсовой работы – опробование обучения ребят социальному проектированию, и наблюдение эффекта обучения.

       Гипотеза – применение технологии социального проектирования повысит конкурентоспособные качества сельских старшеклассников.

Задачи курсовой работы:

    1. Изучение понятия конкурентоспособности и условий его формирования;
    2. Изучение понятия и технологии социального проектирования;
    3. Опробование технологии социального проектирования;
    4. Анализ полученного эффекта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Понятие конкурентоспособности. Условия формирования конкурентоспособности.

 

       Исследователь  Владимир Иванович Шаповалов  говорит о том, что сущность  конкурентоспособности как многоаспектной  характеристики личности ещё  не выявлена. Так как конкурентоспособность  имеет проекции практически на  все сферы жизни человека, она  может выступить фактором активизации его жизнедеятельности и стать важным целе – функциональным ориентиром образовательного процесса. Так что с позиции образовательного процесса понятия «конкурентоспособной личности», «конкурентоспособного поведения» и «конкурентоспособность» требуют определённых уточнений.

        В  своей кандидатской работе В. И. Шаповалов рассматривает возможности  дополнительного образования, как  сферы формирования конкурентоспособности  и конкурентоспособного поведения.

        В  науке понятие конкурентоспособности определяется в основном как «борьба», «противоречие», «соперничество», «победа любой ценой» и т. д.; при этом полностью или частично игнорируются социокультурные и нравственно – этические составляющие. Любые способности – это психические свойства личности, которые являются условием для успешного выполнения определённых видов деятельности (Н. С. Лейтис), а конкурентоспособность является одной из наиболее значимых качественных характеристик личности, востребованной конкурентной средой.

      Конкурентоспособность - социально-ориентированная система способностей, свойств и качеств личности, характеризующая ее потенциальные возможности в достижении успеха ( в учебе, профессиональной и в непрофессиональной жизнедеятельности), определяющая адекватное индивидуальное поведение в динамических изменяющихся условиях, обеспечивающая внутреннюю уверенность в себе, гармонию с собой и окружающим миром.

 

         Шаповалов говорит о том, что  для формирования таких социально  – ориентированных качеств личности необходимы новые, инновационные по своей сущности условия, которые в традиционно функционирующей системе школьного образования создать пока не удаётся.

         Для формирования конкурентоспособности  важным становится овладение  учащимися социально – ориентированными технологиями, связанными с социокультурной ориентацией, постановкой целей, планированием, деловым обращением, принятием ответственных решений в складывающихся социально - экономических условиях.

          И формирование данного качества личности он видит в дополнительном образовании школьников, которое обладает значительным потенциалом для включения учащихся в социокультурную и профессиональную среду и формирования на этой основе конкурентоспособной личности.

          Другие исследователи, учителя школ видят конкурентоспособность как системное качество личности, которая ассоциируется с успешностью человека, как в профессиональной, так и в личностной сфере.  Для формирования данного качества предлагаются различные школьные программы, которые рассчитаны  на несколько лет. Например, в г. Азове Московская промышленная академия открыла в 2006 г. профильный класс – лицей на базе 15 шк. В данном классе планировалась подготовка учеников к поступлению в столичные вузы. Планировалось в специально созданных условиях повысить потенциальные возможности ребят из провинции поступить в престижные ВУЗы. Потенциал школьников планировалось расширить с помощью применения непрерывного образования, а так же увеличения практической насыщенности этого образования: участвовать в деловых играх и управленческих тренингах.

        Подобных программ существует огромное количество. На базах школ по всей России создаются экспериментальные площадки, пробуются различные подходы, различные приёмы и методы. Учителя - предметники в свои программы включают определённые методы, которые бы повысили конкурентоспособность учеников по их предмету.

            На мой взгляд подобную практику в школах и в Детских организациях проводить необходимо, но важно не забывать о специальных условиях, которые должны создаваться при подобных экспериментах. Здесь я соглашусь с В. И. Шаповаловым, о том, что необходимо в начале изучить проблемное поле, исследовать его, выявить условия формирования конкурентоспособности. Важно еще разработать методику диагностики среды и самого качества конкурентоспособности. На мой взгляд, лишь в таком случае подобные эксперименты будут целесообразны и результативны. 

    

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Понятие «социальное проектирование». Технология социального проектирования.

         Термин «проектирование» (от лат. «projectus») — брошенный вперед; это — процесс создания прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта, состояния, специфическая деятельность, результатом которой является научно, теоретически и практически обоснованное определение вариантов прогнозируемого и планового развития новых процессов и явлений.

         Проектирование — составная часть управления, которая позволяет обеспечить осуществление управляемости и регулируемости некоторого процесса.

 Проектирование – это  активная мыследеятельность относительно своей практической деятельности, направленная на ее преобразование. Овладение проектной культурой требует активной работы проектанта в специально организованных условиях.

Социальное проектирование — это проектирование социальных объектов, социальных качеств, социальных процессов и отношений. В отличие от проектирования таких объектов, при изменении которых не учитывается субъективный фактор, при проектировании социальных объектов этот фактор должен учитываться. Его учет во многом предопределяет специфику социального проектирования.   

Социальное проектирование есть способ выражения идеи улучшения окружающей среды языком конкретных целей, задач, мер и действий по их достижению, а также описание необходимых ресурсов для практической реализации замысла и конкретных сроков воплощения описываемой цели.

    Однако между проектированием и освоением проектирования существует принципиальное различие: целью проектирования является проект, в то время как при освоении проектирования целью является формирование проектных способностей. Освоение проектных способов работы, требует не только осуществления проектирования, но и последующей рефлексии процесса.

    Процессы проектирования разворачиваются по традиционной проектировочной схеме: анализ ситуации,  выделение проблем, целеполагание, разработка средств реализации проекта, фиксация ожидаемых результатов и критериев их достижения.

    Проективная (или проектная) деятельность относится к разряду инновационной, творческой деятельности, потому как она предполагает преобразование реальности, строится на базе соответствующей технологии, которую можно освоить и усовершенствовать.

    Преимущества технологии проектирования по сравнению с другими методами целенаправленных социокультурных изменений заключается в том, что она сочетает в себе нормативный и диагностический подходы, характерные для программирования и планирования. В отличие от них проектное решение не имеет ярко выраженного директивного или отчетного характера, т.е. не является нормативным документом в строгом смысле, который включает перечень намечаемых на перспективу мероприятий и ожидаемых от них результатов. Создавая образцы решения конкретных социально значимых проблем, проектирование обеспечивает научно-обоснованные управленческие мероприятия, способствующие разрешение конкретной ситуации. Органично сочетая нормативный и диагностический аспекты, проектирование, во-первых, разрабатывает модель “должного” в соответствии с наличными ресурсами; во-вторых, соотносит проблему с общим образом ее решения, допуская альтернативные пути и средства достижения цели; в-третьих, задает более обоснованные временные рамки решения проблемы, обусловленные характеристиками проблемной ситуации.

Таким образом, проектирование — это специфическая технология, представляющая собой конструктивную, творческую деятельность, сущность которой заключается в анализе проблем и выявлении причин их возникновения, выработке целей и задач, характеризующих желаемое состояние объекта (или сферы проектной деятельности), разработке путей и средств достижения поставленных целей.

Задачи проектной деятельности:

— анализ ситуации, т.е. всесторонняя диагностика проблем и четкое определением их источника и характера;

— поиск и разработка вариантов решений рассматриваемой проблемы (на индивидуальном и социальном уровнях) с учетом имеющихся ресурсов и оценка возможных последствий реализации каждого из вариантов;

— выбор наиболее оптимального решения (т.е. социально приемлемых и культурно обоснованных рекомендаций, способных произвести желаемые изменения в объектной области проектирования) и его проектное оформление;

— разработка организационных форм внедрения проекта в социальную практику и условий, обеспечивающих реализацию проекта в материально-техническом, финансовом, правовом отношении.

Проект может существовать в двух формах:

а) как составная часть программы, представляющая собой форму   конкретизации и содержательного наполнения;

б) как самостоятельный вариант решения локальной проблемы,

адресованный конкретной аудитории.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Технология разработки социального проекта:

 

1. Изучение общественного мнения о состоянии социальной ситуации в местном сообществе в данное время.

2. Формулировка социальной проблемы, актуальной в данном местном сообществе.

3. Определение целей и задач социальной проблемы.

4. Изучение реальных возможностей своей проектной группы.

5. Составление детального плана работы.

6. Составление рабочего графика по реализации всех пунктов плана.

7. Определение обязанностей и их распределение в проектной группе.

8. Определение необходимых ресурсов и источников их финансирования.

9. Составления бюджета проекта.

10. Разработка системы оценки эффективности работы над проектом.

11. Обучение членов проектной группы необходимым навыкам и умениям.

12. Формирование общественного мнения в местном сообществе.

13. Составление деловых предложений по разработанному проекту.

14. Поиск делового партнера для реализации проекта.

15. Проведение официальных переговоров с реальными партнерами.

16. Получение необходимых ресурсов.

17. Проведение плановых мероприятий.

Информация о работе Социальное проектирование как метод формирования конкурентоспособности сельских старшеклассников