Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2014 в 13:42, курсовая работа
Цель настоящей работы – выявить и обосновать методы проведения социально-педагогической профилактики подростковой беременности
Объектом исследования данной курсовой работы является профилактическая социально-педагогическая деятельность и ее аспекты.
Предметом исследования является социально-педагогическая профилактика подростковой беременности.
Гипотеза исследования: Социально-педагогическая профилактика подростковой беременности будет эффективной, если будут учтены теоретические предпосылки организации социально-педагогической профилактики подростковой беременности; будут использованы различные формы профилактики, такие как беседы, кинолектории, тренинговые занятия, индивидуальные и групповые консультации, встречи с медицинскими работниками по предупреждению подростковой беременности, также будет введен обязательный курс по половому и семейному воспитанию в учебно-воспитательный процесс.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФИЛАКТИКИ ПРОБЛЕМЫ ПОДРОСТКОВОЙ БЕРЕМЕННОСТИ………………………………………………………………...6
1.1. Характеристика подросткового возраста…………………………………...6
1.2. Содержание проблемы подростковой беременности…………………….17
1.3. Содержание работы педагога социального в школе по профилактике подростковой беременности…………………………………………………….25
Выводы по первой главе………………………………………………………...32
2. СОСТОЯНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФИЛАКТИКИ ПОДРОСТКОВОЙ БЕРЕМЕННОСТИ………………………………………...33
2.1. Социально-педагогическая диагностика проблемы подростковой беременности…………………………………………………………………….33
2.2. Рекомендации по организации профилактической деятельности социального педагога в случае подростковой беременности………………...43
Выводы по второй главе………………………………………………………...46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….47
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………....48
2. "РИСКОВАННОЕ" ПОВЕДЕНИЕ.
Часто беременеют девочки,
3. БЕРЕМЕННОСТЬ ПО НЕВЕДЕНИЮ.
Нередко даже в наш
4. БЕРЕМЕННОСТЬ "ЗАПЛАНИРОВАННАЯ".
Как правило, девочка
Подростковая беременность – это достаточно опасное явление. Обеспечить благополучное ее протекание можно, лишь зная о том, какие существуют риски подростковой беременности.
1) Недостаток внимания. Беременные
девочки-подростки требуют
2) Риск недонашивания плода. Организм девочки-
3) Риск венерических заболеваний.
Ситуация ранней беременности вполне может быть названа экстремальной (особенно если девочка вынуждена принимать решение в одиночку). И тут, как в случае любой опасности, можно дать четкие рекомендации, что и как следует делать.
1. При подозрении на беременность надеяться, что
2. Кстати, если девочка столкнется с такой ситуацией, что специалисты к ней в принципе относятся несерьезно, читают мораль, стыдят, унижают, она вполне может обратиться в один из кризисных центров, где работают по этой проблеме. Не стоит ждать, что там решат за нее, как быть (да это и не нужно), но вот посодействовать в получении информации для принятия собственного решения там могут и должны.
3. Если беременность
4. При учете всех мнений нужно постараться исключить
из «списка экспертов» тех, кто, не являясь
Негативные последствия подростковой беременности:
1) Для беременной девушки-
2) Для ребенка:
Группы риска подростков:
1. Это девочки-подростки с эмоциональными проблемами
и конфликтами, прежде всего, в родительской семье, которые
ищут в половой жизни не собственно секс,
а пути разрешения эмоциональных проблем,
2. Это девочки-подростки, начинающие половую жизнь в
качестве сексуального
3. Это неопытные и пассивные девочки-подростки привыкшие во всем подчиняться взрослым; начало половой жизни возникает под давлением взрослого[11].
Можно выделить основные факторы, влияющие на возникновение беременности в подростковой среде:
1) социальные (отсутствие поддержки со стороны общества,
наличие большого количества свободного времени, влияние
2) экономические (бедность, экономический кризис в стране, неспособность обеспечить себя и свою семью и др.);
3) медицинские (отсутствие бесплатных медицинских услуг, недостаточно качественная медицинская сфера в стране и др.);
4) психологические (подражание
сверстникам и значимым
Подростковая беременность использовалась в качестве темы или сюжета в художественных книгах, фильмах и телесериалах. Время действия могло быть в прошлом («Голубая лагуна») или современным (Холм одного дерева). Обычно тема разбирается серьезно. Подростковая беременность может быть результатом превышения половых прав (как Роуз в фильме «Правила виноделов»), следствием одной ночи (как Эйми Барнз в британском телесериале «Священные дубы»), романтических отношений (как Деми Миллер в британском телесериале «Истендерз»); или как первой половой встречи (как Сара-Луиза Плат в британском телесериале «Улица Коронации»), необычности, как в фильме «Пятнадцатилетие» (Quinceañera), когда главная героиня становится беременной вследствие занятия непроникающим сексом. В пьесе немецкого происхождения «Весеннее пробуждение» (Spring Awakening) и основанному на ней бродвейскому рок-мьюзиклу главная женская героиня становится беременной и погибает вследствие халтурного выполнения аборта. Американский фильм-лауреат «Стефани Дейли» (Stephanie Daley) анализирует следствия подростковой беременности, которая заканчивается смертью новорождённого ребёнка. Фильм Джуно рассказывает о 16-летней школьнице, забеременевшей от своего давнего друга и решившей оставить ребёнка. Хотя в норме беременная девушка — главный герой, американский телефильм «Слишком молодой для того, чтобы быть отцом» (Too Young to Be a Dad) концентрируется на 15-летнем юноше, девушка которого становится беременной. Тема подростковой беременности также поднята в сериале «Тайная жизнь американского подростка», в котором сюжет завязывается вокруг неожиданной беременности 15-летней девушки Эми Джоргенс, что напрягает натянутые отношения между родителями[6].
1.3. Содержание работы педагога социального в школе по профилактике подростковой беременности
Определение понятия «профилактика», на первый взгляд имеет достаточно общий смысл. Тем не менее, ученые, политики и практики здравоохранения понимают это слово по-разному. В медицине определяют профилактику как комплекс мероприятий, направленных на обеспечение высокого уровня здоровья людей, их творческого долголетия, устранение причин заболеваний, в том числе улучшение условий труда, быта и отдыха населения, охраны окружающей среды. В социологии профилактика – система общественных мероприятий по предупреждению и предотвращению чего-либо противоречащего оптимальному развитию и существованию социума.
В общем смысле, профилактика – это совокупность предупредительных мероприятий, направленных на сохранение и укрепление нормального состояния, порядка[9].
Профилактика — это совокупность
государственных, общественных, социально-медицинских и
Под профилактикой в социальной педагогике понимаются, прежде всего, научно обоснованные и своевременно предпринятые действия, направленные на:
— предотвращение возможных
физических, психологических или социокультурных обстоятельств
у отдельного ребенка или
— сохранение, поддержание и защиту нормального уровня жизни и здоровья ребенка;
— содействие ребенку в достижении социально значимых целей и раскрытие его внутреннего потенциала.
Сам термин «профилактика»
обычно ассоциируется с
Так как социальные отклонения
могут быть вызваны разными причинами и обстоятельствами,
можно выделить несколько типов
— нейтрализующие;
— компенсирующие;
— предупреждающие возникновение обстоятельств, способствующих социальным отклонениям;
— устраняющие эти
— контролирующие проводимую профилактическую работу и ее результаты.
Эффективность профилактических
мероприятий может быть обеспечена только
при условии обязательного включения следующих
— направленности на искоренение источников дискомфорта как в самом ребенке, так и в социальной и природной среде и одновременно на создание условий для приобретения несовершеннолетним необходимого опыта для решения возникающих перед ним проблем;
— обучение ребенка новым навыкам, которые помогают достичь поставленных целей или сохранить здоровье;
— решение еще не возникших проблем, предупреждение их возникновения.
Профилактика в качестве основной цели рассматривает выявление, устранение и нейтрализацию причин и факторов, вызывающих различного рода негативные явления. Сущностью ее является система социально-экономических, общественно-политических, организационных, правовых и воспитательных мероприятий, которые проводятся государством, обществом, конкретным социально-педагогическим учреждением, социальным педагогом для устранения или минимизации причин возникшей социально-педагогической проблемы.
Информация о работе Социально-педагогическая диагностика проблемы подростковой беременности