Социально-педагогическая диагностика проблемы подростковой беременности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2014 в 13:42, курсовая работа

Краткое описание

Цель настоящей работы – выявить и обосновать методы проведения социально-педагогической профилактики подростковой беременности
Объектом исследования данной курсовой работы является профилактическая социально-педагогическая деятельность и ее аспекты.
Предметом исследования является социально-педагогическая профилактика подростковой беременности.
Гипотеза исследования: Социально-педагогическая профилактика подростковой беременности будет эффективной, если будут учтены теоретические предпосылки организации социально-педагогической профилактики подростковой беременности; будут использованы различные формы профилактики, такие как беседы, кинолектории, тренинговые занятия, индивидуальные и групповые консультации, встречи с медицинскими работниками по предупреждению подростковой беременности, также будет введен обязательный курс по половому и семейному воспитанию в учебно-воспитательный процесс.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФИЛАКТИКИ ПРОБЛЕМЫ ПОДРОСТКОВОЙ БЕРЕМЕННОСТИ………………………………………………………………...6
1.1. Характеристика подросткового возраста…………………………………...6
1.2. Содержание проблемы подростковой беременности…………………….17
1.3. Содержание работы педагога социального в школе по профилактике подростковой беременности…………………………………………………….25
Выводы по первой главе………………………………………………………...32
2. СОСТОЯНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФИЛАКТИКИ ПОДРОСТКОВОЙ БЕРЕМЕННОСТИ………………………………………...33
2.1. Социально-педагогическая диагностика проблемы подростковой беременности…………………………………………………………………….33
2.2. Рекомендации по организации профилактической деятельности социального педагога в случае подростковой беременности………………...43
Выводы по второй главе………………………………………………………...46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….47
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………....48

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая по соц педагогике.docx

— 90.95 Кб (Скачать файл)

Основным в профилактике является сбор информации. Сбор информации важен, так как многие отклонения в поведении подростков от социальных норм происходят потому, что несовершеннолетние их просто не знают. Важным является также восстановление или коррекция качеств личности подростка, особенно нравственных и волевых[17].

Должностные обязанности  педагога социального:

  1. Социально-информационная помощь, направленная на обеспечение детей информацией по вопросам социальной заботы, помощи и поддержки.
  2. Социально-правовая помощь, направленная на соблюдение прав ребенка, содействие реализации правовых гарантий различных категорий детей, правовое воспитание по семейно-брачным, трудовым и гражданским вопросам.
  3. Социально-реабилитационная, направленная на оказание реабилитационных услуг по восстановлению психического, морального, эмоционального состояния и здоровья нуждающихся в ней детей.
  4. Социально-экономическая, направленная на оказание содействия в получении пособий, компенсаций, единовременных выплат, адресную помощь.
  5. Медико-социальная, направленная на профилактику здоровья, алкоголизма, наркомании, подростковой беременности.
  6. Социально-психологическая, направленная на создание благоприятного климата в семье и микросоциуме, устранение негативных воздействий дома, в школьном коллективе и др.
  7. Социально-педагогическая, направленная на создание необходимых условий реализации права родителей на воспитание детей, на обеспечение развития и воспитание детей в семьях группы риска[14].

Можно выделить следующие  функции педагога социального в социально-педагогической профилактике по возникшей проблеме:

— диагностическую (прогнозирует возможные влияния среды на подростков и устанавливает причины возникших проблем у подростков);

— прогностическую (планирует собственную социально-педагогическую проблему по профилактике возникшей проблемы);

— коррекционная (старается оградить учащихся от негативного влияния среды и помогает избавиться от вредных привычек);

— охранно-защитную (использует весь комплекс правовых норм, направленных на защиту прав и интересов подростков, взаимодействует с органами социальной защиты и помощи);

— реабилитационная (организует систему мер по социально-педагогической реабилитации и поддержке подростков, испытывающих различные затруднения и проблемы);

— организаторская (организует социально значимую деятельность подростков, включает их в различные виды деятельности, организует коллективную творческую деятельность подростков с участием взрослых)[17].

Таким образом, профилактика предусматривает решение еще  не возникших проблем. Поэтому ряд  мер принимается задолго до их возникновения. Другие профилактические меры принимаются непосредственно  перед возникновением проблем. Третья группа профилактических мер принимается  в отношении уже возникшей  проблемы, но предупреждает возникновение новых.

Первые два подхода  можно отнести к общей профилактике, а третий – к специальной. Специальной  профилактикой можно назвать  систему мер, ориентированных на решение определенной задачи.

Социально-педагогическая профилактика – это система мер социального  воспитания, направленных на создание оптимальной социальной ситуации развития подростков и способствующих проявлению различных видов его активности. Занимаясь этим видом профилактики, педагог социальный может направить свою деятельность на воспитательный микросоциум ребенка, изменяя характер их отношения, воздействия на подростка. Он также может воздействовать на его представления об окружающих и взаимоотношениях с ними и сопровождающие их переживания и изменять их. Наконец он может способствовать изменению позиции ребенка по отношению к социуму (содействие, противодействие, бездействие)[14].

Основу педагога социального  в школе по профилактике подростковых беременностей составляет семейное и половое воспитание подростков. Половое воспитание - это комплекс воспитательных и просветительных воздействий на ребёнка, направленных на приобщение его к принятой в обществе системе половых ролей и взаимоотношений между полами в общественной и личной жизни. Половое воспитание современных детей и подростков осуществляется стихийно, необходимая информация черпается ими из неравноценных и противоречивых источников. Важным фактором выступают родители, однако эта роль ими, как правило, недостаточно осознаётся. Главной задачу родители видят в предотвращении нежелательных последствий сексуального опыта, тем самым расценивая сексуальность как враждебную силу, требующую подавления. Взрослеющих детей такой подход не устраивает, и они обращаются к другим источникам, важнейшим из которых выступают более сведущие сверстники и старшие товарищи. Именно этим путём из поколения в поколение передаются ложные стереотипы, предрассудки и мифы о мужской и женской сексуальности.

Важный канал полового воспитания - средства массовой информации, которые могут обеспечить высокий  профессиональный уровень, массовость, наглядность, возможность индивидуального  выбора. Но широкое использование  этого канала в целях полового воспитания затруднительно: не все  материалы приемлемы для массовой публикации и демонстрации, особенно в многонациональной стране; трудно также достичь попадания информации по точному адресу - детям и подросткам определённого пола, возраста[19].

Одними из основных документов по решению этой проблемы являются Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи Республики Беларусь и Приказ Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 09.01.2007 №7 "Об организации кабинетов гинекологической помощи подросткам".

Приказ Министерства здравоохранения  Республики Беларусь от 09.01.2007 №7 "Об организации кабинетов гинекологической помощи подросткам" призван решать следующие задачи:

2.1. Организация и проведение  профилактических мероприятий, направленных  на предупреждение патологии  со стороны репродуктивной системы.

2.2. Оказание медико-санитарной  помощи девочкам-подросткам, проживающим на прикрепленной территории.

2.3. Проведение комплексных  профилактических осмотров подростков декретированных возрастов.

2.4. Оздоровление девочек  подросткового возраста группы  высокого риска по нарушениям репродуктивной системы.

2.5. Диспансеризация девочек-подростков  с патологией репродуктивной системы и молочных желез.

2.6. Проведение организационно-методической  работы для акушерско-терапевтическо-педиатрических  советов (далее - АТПС) районов  по вопросам репродуктивного здоровья среди подростков.

2.7. Обеспечение преемственности  в обследовании и лечении девочек,  девочек-подростков с детскими  поликлиниками, женскими консультациями  и другими организациями здравоохранения  путем ежеквартальной передачи  в детские поликлиники за подписью  руководителя организации здравоохранения.

2.8. Проведение санитарно-просветительной  работы среди подростков по  репродуктивному поведению и  формированию здорового образа жизни.

2.9. Проведение анализа  заболеваемости среди девочек-подростков, разработки предложений по улучшению  гинекологической помощи данной  категории населения.

Этот приказ обеспечивает сотрудничество педагога социального  с медицинскими учреждениями, в которых  есть гинекологические кабинеты для девочек-подростков[13].

Согласно же Концепции непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи, содержание воспитательной работы по половому и семейному воспитанию в школе включает следующие аспекты социально-педагогической профилактики:

  • создание у обучающихся представлений о роли и жизненном предназначении мужчин и женщин в современном обществе;
  • усвоение обучающимися знаний о сущности и содержании полового воспитания;
  • формирование понимания, принятия и готовности к исполнению своей гендерной роли, ценностного отношения к своей половой принадлежности, любви, браку, материнству и отцовству;
  • недискриминационного отношения к представителям обоих полов, стремления к достижению понимания во взаимоотношениях;
  • приобретение учащимися знаний о семье и браке, родословной семьи, отцовстве и материнстве;
  • формирования в обществе положительного отношения к институту семьи;
  • оказание социально-педагогической и психологической поддержки семьи;
  • формирование культуры семейного быта;
  • создание системы подготовки подростков к семейной жизни в условиях школы;
  • участие в различных видах деятельности, способствующих подготовке обучающихся к будущей семейной жизни[5].

Социально-педагогическая деятельность в школе по профилактике подростковой беременности должна включать следующие  направления:

  1. Полоролевое воспитание, помогающее формированию психологической мужественности и женственности и установлению оптимальных коммуникативных установок мужчин и женщин.
  2. Сексуальное воспитание, направленное на формирование сексуально-эротических ориентаций и сексуального осознания в контексте нравственных требований.
  3. Подготовка к ответственному супружеству и родительству.
  4. Формирование здорового образа жизни через разъяснение зависимости сексуальности и родительства от таких вредных привычек как курение, алкоголизм, наркомания и т.д.
  5. Просвещение о современных методах контрацепции, о венерических заболеваниях, СПИДе и других заболеваниях передающихся половым путем, об ответственности выбора партнера.
  6. Предоставление информации о социальных и психологических аспектах сексуальности, обсуждение вопросов брака и семьи, а также абортов, проституции детской, гомосексуализма, порнографии и др.[14].

В обществе сложились различные  подходы к половому просвещению  детей и юношества. Ряд граждан отрицает систему государственного полового просвещения и настаивает на том, что дети должны получать эти сведения только от своих родителей. Другие считают, что половое просвещение должно осуществляться в школе в форме полового воспитания, гарантируя адекватность и полноту информации о половых различиях и половом поведении.  Именно это противоречие и осложняет деятельность педагога социального по социально-педагогической профилактике подростковой беременности[6].  

 

Выводы по первой главе.

В первой главе была изучена  проблема подростковой беременности в  теории. Проблема подростковой беременности – одна из актуальных социально-педагогических проблем.

Подростковый возраст  – один из наиболее сложных периодов развития человека. Несмотря на относительную  кратковременность, он практически  во многом определяет всю дальнейшую жизнь индивидуума.

Беременность среди несовершеннолетних имеет специфические причины  и факторы и рассматривается, как развивающаяся проблема, идущая под влиянием целенаправленных, организованных и стихийных воздействий на личность подростка. При этом основными причинами, обуславливающими появление этой проблемы, являются социальные (отсутствие поддержки со стороны общества, наличие большого количества свободного времени, влияние средств массовой коммуникации и др.); экономические (бедность, экономический кризис в стране, неспособность обеспечить себя и свою семью и др.); медицинские (отсутствие бесплатных медицинских услуг, недостаточно качественная медицинская сфера в стране и др.); и психологические (подражание сверстникам и значимым взрослым, угнетение, давление, низкая самооценка, депрессии и т.д.), знание которых необходимо для эффективной воспитательной профилактической деятельности. Таким образом, именно в профилактике подростковой беременности особое значение занимают психическое и психологическое состояние подростка, его ближайшее окружение, а также материальная обеспеченность и психологический климат семьи подростка, на основе которых исследуется природа появления этой проблемы, а также разрабатываются практические меры по предупреждению этого явления.

Так как проблема полового созревания и сексуальности является наиболее актуальной в подростковом возрасте, то профилактику и коррекцию  проявления этой проблемы наиболее тщательно следует проводить именно в этот период жизни. 

 

 

  

 

 

  

 

 

 

ГЛАВА 2. СОСТОЯНИЕ  СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФИЛАКТИКИ ПОДРОСТКОВОЙ БЕРЕМЕННОСТИ

2.1. Социально-педагогическая  диагностика проблемы подростковой  беременности

Исследования проводилось ГУО « Средняя общеобразовательная школа №8» г. Молодечно.

Участие в исследовании приняли 30 учащихся 9 «А» и 9 «Б» классов - в возрасте 14-15 лет; пол: 15 мальчиков, 15 девочек.

Цель: определение отношения подростков к беременности среди несовершеннолетних.

Методы  исследования:

      • Анкета «Половые отношения»  (Приложение №1);
      • Анкета для подростков по половому воспитанию (Приложение№2).

Анкета «Половые отношения».

Материал: перечень вопросов.

Инструкция: подростку последовательно предлагается ответить на 12 вопросов, выбирая вариант ответа или предлагая свой.

После обработки анкет было выявлено, что большинство подростков имели  сексуальный опыт в возрасте до 15 лет.

      • 70 % (21 подростков) имели сексуальный опыт;
      • 30% (9 подростков) не имели сексуальный опыт.

 

 

Исходя из обработанных данных анкет  большая часть подростков, которые  имели сексуальный опыт, начали половую  жизнь случайно - 33,3%, следующая часть  поступила так, чтобы казаться взрослее - 19,1%, третье же место среди причин вступления в сексуальную связь занимает любовь – 14,3% и этот вариант ответа предложили сами подростки, последние места занимают любопытство – 9,5% и влияние алкоголя или других веществ – 9,5%. Исходя из этого можно сделать вывод, что подростки начинали сексуальные отношения не осознавая происходящее. Это возможно случается из-за неосведомленности их в вопросах полового созревания, отношений между мужчиной и женщиной, способов предохранения и возможных последствий ранних половых отношений. 

Следующим критерием изучения половых отношений подростков были источники получения информации о сексе:

      • Телевидение, интернет – 46,7%;
      • От сверстников, одноклассников, друзей – 33,3%;
      • Из специальной литературы – 6,7%;
      • От родителей – 6,7%;
      • От учителей – 0%;
      • Варианты, предложенные подростками: не помню – 3,3% и от всего вместе – 3,3%.

Информация о работе Социально-педагогическая диагностика проблемы подростковой беременности