Социально-педагогические аспекты социальной адаптации военнослужащих к условиям военной службы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2014 в 17:07, дипломная работа

Краткое описание

Проблема психологического обеспечения социальной адаптации во-еннослужащих ФПС к воинской среде и условиям службы достаточно остро заявляет о себе на современном этапе. Задача развития личности вооруженного защитника Отечества на фоне довольно сложных социаль-но-экономических преобразований и реформирования общества в целом в первую очередь предполагает создание условий для успешной адаптации военнослужащих, проходящих службу по призыву и непосредственно в пограничных войсках. Можно отметить, что сама среда, условия и специфика пограничной службы предъявляют достаточно жесткие требования к личности молодого человека, призванного на военную службу, причем не только самой спецификой службы, но и непростой ситуацией, складывающейся в настоящее время в вооруженных силах из-за некоторой экономической и социальной нестабильности государства.

Содержание

Введение.
1 глава: Сущность, содержание социальной адаптации лично-сти и ее особенности в условиях военного социума.
1.1. Сущность, содержание социальной адаптации личности как явления.
1.2. Особенности социальной адаптации военнослужащих по призыву, проходящих службу в пограничных войсках.
2 глава: Некоторые аспекты социальной адаптации воен-нослужащих, и организация воспитательной работы команди-ров подразделений по повышению эффективности протекания адаптационного периода у личного состава.
2.1. Особенности социальной адаптации молодых солдат на учебном центре.
2.2. Организация воспитательной работы командиров подразделений по повышению эффективности протекания адаптационного периода у молодых солдат на учебном центре и по прибытию в новые подразделения.
Заключение.
Список литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

диплом.doc

— 245.00 Кб (Скачать файл)

3) практический (поведенческий) механизм»  предлагающий определенную направленную деятельность человека в социальной практике. В целом, эти социально-психологические механизмы социальной адаптации личности составляют полное единство.

Социальная адаптация личности - многогранный процесс субъективного развития индивида, который осуществляется в объективно-субъективной форме и в основе которого лежит активное или пассивное приспособление, взаимодействие с существующей социальной средой, а также способность изменять и качественно преобразовывать саму личность на основе познанных биологических, физиологических и психологических механизмов развития.

Для личности в процессах социальной адаптации свойственно активное творческое отношение к окружающему миру, требовательное и самокритичное отношение к самому себе, к своим мыслям и делам. Личность - это не готовый набор определенных позитивных или негативных сумм качеств. Поэтому формирование личности необходимо рассматривать через призму активной деятельности, которая способствует совершенствованию во всех сферах жизнедеятельности.

Вместе с тем существуют процессы заданности в человеке, различные виды адаптации, которые влияют на полноценное развитие личности, и это необходимо учитывать в социально – педагогической деятельности.

В целом, проведенные научные исследования позволяют выделить четыре основных вида (уровня) адаптации человека:

  • биологическую;
  • физиологическую;
  • психологическую;
  • социальную.

 Эти виды тесно взаимосвязаны, но иногда на различных уровнях  реализации адаптационной потенции личности имеют относительную независимость или приобретают временный приоритет. Конечно, процесс социальной адаптации не тождественен биологическому приспособлению живого организма к среде обитания. Человек носитель и обладатель сознания, с помощью которого он не только воспринимает реальную социальную действительность, но и активно влияет и взаимодействует с социальной средой, природой и пытается изменить существующее положение дел.

Необходимо отметить многообразие адаптивных явлений и процессов, важно систематизировать или выявить определенную типологию их видов. В частности, выделяются такие виды, как общественно-политическая; адаптация к природе (создание жилищ, одежды; соответствующего транспорта и т.д.); адаптация к формам общественного сознания (наука, религия, искусство и т.д.); гигиеническая; педагогическая (профессиональная направленность) и другие виды адаптационных процессов индивида.

Процесс социальной адаптации личности имеет многоплановый характер и в зависимости от направленности исследования возможно изучение этого явления в ракурсе трех структурных уровней: общества   (макросреда), социальной   группы (микросреда); самого индивидуума (внутриличностная адаптация). Процесс социальной адаптации носит конкретно исторический характер, который по-разному влияет или подталкивает личность к определенному выбору механизмов действия в заданном контексте времени. Формы и характер адаптации, мотивы и результаты действия личности во многом определяются уровнем развития общества. Но эта заданность во многом изменяется под воздействием личности, способной пойти против устоявшихся традиций и норм данного общества, определенного коллектива и т.д.

Структура общества (макросреда) - этот уровень позволяет выделить процесс социальной адаптации личности в контексте социально-экономического, политического и духовного развития общества. Выявление соотношений личности и общества позволит, например, органам социальной защиты населения выявить несовершенство социальной политики в какой-нибудь сфере жизнедеятельности и направить ее в необходимое русло.

Социальная группа (микросреда) - изучение этого процесса поможет вычленить причины, нестыковку интересов индивидуума с социальной группой (трудовой коллектив, семья и т.д.). Поставить правильный социальный диагноз и решить назревшую проблему.

Индивидуальная (внутриличностная) адаптация - стремление достичь гармонии, сбалансированности внутренней позиции и ее самооценки с позиции других индивидуумов. Неумение адаптировать себя в новом коллективе может привести к конфликтным ситуациям, разрушить ценностные ориентации или привести к конформистской позиции.

Человек как социальный субъект принадлежит к определенной общественной структуре, которая задает различные формы, виды, стереотипы деятельности. Условия деятельности объективны, так как индивид действует в природной и социальной среде, однако результаты его деятельности персонифицированы и во многом уникальны, так как личность несет в себе творческое начало, нестандартность. Человек входит в широкую систему профессиональных, деловых и межличностных операций, которые позволяют ему адаптироваться в данном социуме. Система социальной адаптации включает в себе производственную, бытовую и досуговую адаптацию.

Производственная адаптация - в ходе трудовой деятельности личности развиваются такие качества, как трудовая активность, инициатива, компетентность и самостоятельность, совершенствуются профессиональные качества. Достижение высоких профессиональных качеств во многом позволяет человеку стать личностью, быть полноценно адаптированным в производственной среде. Здесь же решается проблема профессиональной адаптации, которая включает в себя два этапа: подготовительный и непосредственный.

На подготовительном этапе важно учитывать биологические, физиологические и психологические элементы развития организма, способность его приспосабливаться к производственной среде и режиму труда. Важнейшим условием профессионального роста является система выявления способностей к будущей работе, учитывать призвания, мобильность, готовность к самотворчеству.

Основной этап адаптации к будущей профессии начинается непосредственно на производстве. Здесь многое зависит от роли наставника, морально-психологического климата коллектива, от активной позиции самого человека на производстве и т.д.

В целом, производственная адаптация - важнейший фактор социальной адаптации, при котором в индивиде постоянно мобилизуются социально-психологические, биофизиологические стороны развития. И здесь широкое поле деятельности для социальных работников различных профили, умеющих создать благоприятную атмосферу в раскрытии потенциальных возможностей человека.

Бытовая адаптация решает различные аспекты в формировании определенных навыков, установок, привычек, направленных к распорядку, традициям, существующим отношениям между людьми, в коллективе, в группе вне связи со сферой производственной деятельности. Бытовая адаптация охватывает различные отношения, складывающиеся в семье, отношения с родственниками, соседями, знакомыми и т.д.

Досуговая адаптация - предполагает формирование установок, способностей к удовлетворению эстетических переживаний, стремление к поддержанию здоровья, физического совершенства, поддержка уважительных, товарищеских отношений с коллегами по работе, в быту является индикатором нормальной адаптированности.

Любой вид социальной адаптации личности требует не только определенных способностей индивида, но и хорошо организованной профессиональной работы со стороны служб и учреждений социальной сферы различного профиля, призванных помочь человеку на различных этапах его развития,

Современная стадия развития современного общества показывает, что человек не успевает адаптироваться в новые экономические, политические, духовные и собственно социальные стороны бытия. Отсюда возрастает роль социальных работников, различных служб помощи населению, призванных отрегулировать механизмы взаимоотношений человека с социальной средой благодаря своей профессиональной компетенции.

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Особенности социальной адаптации  военнослужащих по призыву, проходящих службу в пограничных войсках.

 

Мы рассмотрели, что собой представляет социальная адаптация, ее сущность. Теперь рассмотрим процесс социальной адаптации в условиях военного социума, какие существуют особенности его протекания, факторы, влияющие на данный процесс.

Призыв в войска Федеральной Пограничной Службы, новизна реальности, для восприятия которой у молодого человека еще не выработана реакция приспособления, изменение привычной и хорошо знакомой деятельности – все  это создает поистине экстремальные условия. Поэтому процесс адаптации, требующий огромного нервного труда, справедливо считают сложным периодом военной службы. Он во многом зависит как от социально-психологических условий, так и от биологической природы каждого воина.

Что представляет собой социальная адаптация военнослужащих соединений и частей ФПС России? Сообразуясь с логикой процесса вхождения личности в новую социальную ситуацию развития и новую обстановку служебно-боевой деятельности, можно утверждать, что это явление характеризуется постепенным врастанием конкретной личности в условия воинской деятельности, социального существования, формированием специфических качеств, навыков, умений. 

Действительно, решение задачи оказания помощи, поддержки военнослужащего в условиях охраны границы, организации жизнедеятельности людей, так или иначе, вызывает необходимость у руководителей частей и соединений ФПС России обращаться к теме выявления и преодоления негативных черт у воинов в результате многопланового воздействия на их психологию средовых обстоятельств, специфики пограничной службы.

На современном этапе развития общества явление адаптации стало пониматься как элемент социального статуса человека, как готовность его к выполнению различных социальных ролей, а также принятию новых средовых обстоятельств, соответственно и в условиях воинской среды процесс адаптации стал носить социальный характер.

Необходимо напомнить, что другое явление, которое известно в социальных науках, и органично связано с социальной адаптацией личности военнослужащего, принято называть дезадаптацией. В чем заключается его сущность? Дезадаптация личности в условиях воинской среды означает влияние на человека всех тех явлений и факторов, которые противостоят гармоничному развитию пограничника, препятствуют каким-либо образом удовлетворению его социальных потребностей, и в то же время, влекут за собой возникновение дополнительных психологических нагрузок.

Для молодого воина начинается жизнь, которая определяется требованиями уставов и приказами командиров, а не его желаниями и склонностями, иногда даже вопреки им. Он должен отказаться от ряда привычек и навыков и твердо усвоить, что слово командира, в том числе и сержанта, является законом и противоречить ему нельзя. Пограничнику предстоит адаптироваться к жизни в большом коллективе, к значительным физическим и психическим нагрузкам, а зачастую и к непривычным климатическим условиям, что характерно для пограничной службы. В условиях пограничной службы молодые военнослужащие должны также адаптироваться к воздействию специфических факторов, различных по интенсивности и длительности. Успешность этого процесса, возможность быстрее влиться в воинский коллектив зависят как от самого индивида, так и от помощи командира.

Очевидно, что скорость и качественные параметры протекания социальной адаптации в условиях воинского социума во многом определяются уровнем и диапазоном социального опыта человека и семьи. Когда и при каких обстоятельствах социальная адаптация может представлять не просто сложный и противоречивый, но и довольно трудный для конкретного человека процесс? Какие факторы общественного существования и служебно-боевой деятельности военнослужащих могут носить или позитивный, или негативный характер в адаптационном периоде? Среди них выделяют следующие:

 

 

 

 

 

 

 

 

объективные:

 

  • преобладающий вид деятельности части, соединения (подразделения);
  • уровень материально-технического оснащения пограничников;
  • специфика дислокации воинской части, пограничной заставы;
  • географические и климатические условия;
  • особенности оперативно-служебной обстановки;
  • качество призываемого контингента и обученности личного состава;
  • резкие изменения образа жизни, возникновение социальных проблем в новых условиях проживания, служебно-боевой деятельности;
  • особенности быта и досуга;

 

субъективные:

 

  • индивидуально-психологические особенности военнослужащих;
  • возрастные особенности конкретной личности и членов коллектива;
  • личностные качества лидера коллектива;
  • наличие и уровень развития коммуникативных качеств у воинов-пограничников;
  • характер межличностных взаимоотношений в микро группах, во всем коллективе пограничной заставы;
  • «погружение» в систему новых ценностей, ориентаций, норм и правил поведения;
  • уровень сформированности личного социального опыта у военнослужащего.

К факторам, затрудняющим социальную адаптацию военнослужащих, относится целый набор отклонений в домашнем воспитании молодых парней. Вот наиболее характерные из них:

  • «кумир семьи» - ребенка обожают, исполняют любую его прихоть, захваливают, культивируют в нем чувство исключительности, освобождают его от всех тягот, не приучают к трудовой деятельности;
  • гиперопека – родители уделяют ребенку чрезмерное внимание, стараются сделать из него «вундеркинда» или «праведника», для чего навязывают ему свое мнение, подавляют всякую самостоятельность, лишают его возможности быть с другими детьми, диктуют каждый шаг;
  • гипоопека – явно не достаточное внимание к ребенку со стороны родителей, в результате чего он большую часть времени предоставлен самому себе, и его воспитанием не занимается никто;
  • безнадзорность – ребенок полностью предоставлен самому себе, практически никто не занимается его воспитанием;
  • «золушка» - ребенок лишен ласки и внимания со стороны старших, его систематически унижают, оскорбляют, лишают удовольствий, держат в страхе, противопоставляют другим детям;
  • «ежовые рукавицы» - систематические угрозы и избиения ребенка, исключительно диктаторское отношение к нему, отсутствие ласки, тепла, поощрений.

Информация о работе Социально-педагогические аспекты социальной адаптации военнослужащих к условиям военной службы