Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2014 в 17:07, дипломная работа
Проблема психологического обеспечения социальной адаптации во-еннослужащих ФПС к воинской среде и условиям службы достаточно остро заявляет о себе на современном этапе. Задача развития личности вооруженного защитника Отечества на фоне довольно сложных социаль-но-экономических преобразований и реформирования общества в целом в первую очередь предполагает создание условий для успешной адаптации военнослужащих, проходящих службу по призыву и непосредственно в пограничных войсках. Можно отметить, что сама среда, условия и специфика пограничной службы предъявляют достаточно жесткие требования к личности молодого человека, призванного на военную службу, причем не только самой спецификой службы, но и непростой ситуацией, складывающейся в настоящее время в вооруженных силах из-за некоторой экономической и социальной нестабильности государства.
Введение.
1 глава: Сущность, содержание социальной адаптации лично-сти и ее особенности в условиях военного социума.
1.1. Сущность, содержание социальной адаптации личности как явления.
1.2. Особенности социальной адаптации военнослужащих по призыву, проходящих службу в пограничных войсках.
2 глава: Некоторые аспекты социальной адаптации воен-нослужащих, и организация воспитательной работы команди-ров подразделений по повышению эффективности протекания адаптационного периода у личного состава.
2.1. Особенности социальной адаптации молодых солдат на учебном центре.
2.2. Организация воспитательной работы командиров подразделений по повышению эффективности протекания адаптационного периода у молодых солдат на учебном центре и по прибытию в новые подразделения.
Заключение.
Список литературы.
Прежде чем мы рассмотрим организацию воспитательной работы командиров подразделений на учебном центре, необходимо разобраться с понятием “учебный центр”.
Учебный центр – это отдельное воинское подразделение, войсковая часть, предназначенная для подготовки прибывающего молодого пополнения, его воспитания и обучения, подготовки для дальнейшей службы по охране Государственной границы, а также выработки полевой выучки у личного состава, слаживания действий подразделений в условиях, приближенных к боевым.
Военная служба на учебном центре является самым первым и самым важным этапом всей службы молодого солдата. Она характеризуется не только резким изменением обстановки, образом жизни, но и является началом трудного процесса социальной адаптации к военному социуму. Этот процесс завершится успешно тогда, когда молодой солдат овладеет всеми необходимыми знаниями, навыками и умениями, необходимыми ему для дальнейшей службы по охране рубежей нашего государства. Главной целью процесса адаптации на учебном центре является прочное овладение молодыми солдатами военных специальностей, тем самым, став специалистами в той или иной области военной службы, а также сформировать из каждого призывника защитника своего Отечества, личность с высокой нравственной культурой.
Важной составной частью в подготовке молодого пополнения к несению службы по охране границы, а также обеспечению наибольшей эффективности протекания процесса социальной адаптации молодых солдат к условиям военного социума является работа офицеров, прапорщиков, сержантов на учебном центре по обучению и воспитанию личного состава, призванного на службу в пограничные войска ФПС России. Целью этой деятельности является решение таких важных задач, как:
Все эти задачи решаются во время занятий по боевой и общественно-государственной подготовке, в ходе проведения воспитательной работы с молодым пополнением, которая осуществляется лучшими офицерами части, обладающими высокой педагогической культурой, лучшей методикой в проведении занятий. Главным содержанием боевой подготовки молодых солдат является выработка у них практических навыков несения службы по охране границы в различных видах нарядов, поиске и задержанию нарушителей границы, умелого использования вооружения и техники, постоянной готовности к выполнению служебно-боевых задач в различных условиях обстановки.
Все занятия по боевой и общественно-государственной подготовке, воспитательную работу с молодыми солдатами следует проводить на основе творческого, умелого применения рекомендаций военной подготовки и психологии. При этом одним из важнейших педагогических требований, имеющих особое значение в учебно-воспитательной работе, является индивидуализация подходов к каждому молодому солдату.
Начальный период службы для молодого воина – это очень трудный, особый период, характеризующийся резким изменением обстановки, условиями жизни, характером деятельности, системой взаимоотношений в первичном воинском коллективе. Поэтому необходимо рассмотреть особенности воспитательной работы офицеров и других должностных лиц, которую необходимо проводить в этом периоде. Рассмотрим ее по этапам:
На этапе призыва молодого пополнения.
Воспитательная работа с призывниками организуется и проводится на сборных пунктах областных, краевых и республиканских военкоматов, а также в пути следования призывников в воинскую часть.
Для выполнения служебного задания по отбору и сопровождению в воинскую часть молодого пополнения назначаются наиболее подготовленные и опытные офицеры, прапорщики, сержанты, способные обеспечить организованный и качественный отбор призывников, воинскую дисциплину и порядок в пути следования. Перед убытием за молодым пополнением они в обязательном порядке инструктируются командиром части и другими должностными лицами.
В системе воспитательных мер в этот период предусматривается:
В целом позитивно можно оценить имеющийся опыт работы с призывниками, при котором с военнослужащими группы отбора призывников проводятся инструктивно-методические занятия, в ходе которых изучаются документы, определяющие порядок подготовки и проведения призыва, военно-врачебной экспертизы, директив, методических указаний по комплектованию солдатами и сержантами объединений, соединений и частей ФПС России. На этих занятиях выступают представители различных служб с разъяснением порядка обеспечения качественного приема и организованного сопровождения призывников к месту службы.
Представители ФПС России на призывном пункте изучают призывников индивидуальным методом и по документам (характеристики, карточки профотбора, выходные листы к медицинским картам амбулаторного больного – учетная форма № 25 – Ю, запись-решение призывной комиссии в учетно-послужных карточках (п. 24) о годности для службы в пограничных войсках). Данные документы в последующем выдаются военкоматом старшему офицеру группы отбора призывников.
По окончании комплектования команд призывники информируются об особенностях службы в ФПС России, им разъясняются правила поведения в пути следования и порядок соблюдения мер безопасности. Не допускается при этом сбор денег с призывников для коллективного приобретения всевозможных предметов быта или оказания различного рода услуг.
При следовании команды призывников в часть за ними ведется наблюдение, отмечаются определенные особенности в их поведении, контролируется выполнение обязанностей сержантами из группы отбора.
На этапе подготовки к приему молодого пополнения.
Процесс формирования позитивного отношения молодых солдат к службе немало зависит от того, как организованы первые дни их пребывания в воинской части. Большое влияние оказывает первое впечатление о части, об уставном порядке, о боевой технике, оружии, о командирах. Эти впечатления окажут на молодых воинов положительное либо отрицательное воздействие. В связи с этим нельзя недооценивать того значения, которое имеет для молодого пополнения организация встречи в части.
Во многих частях традиционно проводят встречу молодых воинов торжественно, ярко, строго продуманно: оркестр, транспаранты, четкая организация размещения, питания, обеспечения обмундированием, первого представления командиров, первого знакомства с новым местом службы, своей частью, подразделением.
Передовой опыт работы с молодым пополнением свидетельствует о том, что там, где командиры и офицеры отделений воспитательной работы проявляют заботу об организации их встречи, у них с самого начала формируется положительный эмоциональный настрой.
Проведенные опросы показывают, что даже через несколько лет у большинства сохраняются в памяти многие детали: как обратился командир, какой транспарант был у входа в казарму, порядок на заставе, первое меню в столовой и т.п.
Практика показывает, что установки на конкретные цели пограничной службы в значительной мере определяют отношение молодых солдат к воинскому делу, дисциплине, делают его служебную деятельность более организованной, повышают активность в овладении пограничным и служебным мастерством, стимулируют к самовоспитанию.
В первый период службы они активно сопоставляют свои прежние представления о воинской службе с тем, что видят и встречают в действительности. Естественно, что не всегда эти представления совпадают. Поэтому правильно поступают во многих частях, на заставах, кораблях и в подразделениях, когда командиры, заместители по воспитательной работе обращают внимание на раскрытие традиций своего подразделения, части, значения различных воинских специальностей в решении задач по охране государственной границы.
С этой целью, как показывает практика, в данный период целесообразно провести следующие мероприятия:
- с офицерами, прапорщиками (мичманами), сержантами (старшинами), солдатами (матросами) учебного центра провести подготовительных мероприятий: учебно-методические сборы, семинары, показательные занятия, инструктажи, принять зачеты. При этом важное значение имеет использование положительного опыта работы с молодым пополнением в предыдущие периоды;
- на период функционирования учебного центра составить расписание занятий и план проведения воспитательной работы с молодым пополнением;
- задачи, связанные с прибытием в часть молодого пополнения, необходимо обсудить на совещаниях руководящего состава. По основным вопросам, связанным с прибытием в часть молодого пополнения, следует провести со всеми категориями военнослужащих целевые мероприятия, в том числе и ориентированные на предупреждение негативных проявлений во взаимоотношениях;
- в комнатах информирования и досуга личного состава иметь необходимое количество газет и журналов, настольных игр, специальную библиотечку. Проверить исправность телевизоров, радиоточек, обеспеченность культурно-досуговым имуществом, наличие и качество вещевого имущества, постельных принадлежностей.
В ряде частей, например, при подготовке к приему пополнения уточняется и корректируется методика воспитательной работы штатных должностных лиц учебных центров с молодыми воинами. С ними проводятся специальные занятия. Основной акцент при этом делается на применение форм и методов, способствующих воспитанию у личного состава дисциплинированности, дружбы и войскового товарищества, взаимовыручки, формированию уставных взаимоотношений. С руководителями групп общественно-государственной подготовки проводятся инструктивно-методические занятия, на которых разъясняется порядок изучения учебных планов и программ, доводится положительный опыт проведения занятий.
На заставах, кораблях, в подразделениях на общих собраниях военнослужащих обсуждаются задачи, связанные с приемом в воинские коллективы молодого пополнения, доводятся статьи уголовного кодекса РФ об ответственности за нарушение уставных правил взаимоотношений. Отдельно ведется работа с военнослужащими старших сроков службы. Их нацеливают на оказание помощи молодым воинам в преодолении трудностей вхождения в коллектив и пограничную службу, поддержание товарищеских и уставных отношений.
В период начальной подготовки молодого пополнения на учебном центре.
Основная задача заключается в обеспечении эффективной адаптации молодых воинов к условиям жизни и деятельности в пограничной части. В этот период в воспитательной работе с молодыми солдатами предусматривается:
- активное формирование у них первичных установок и навыков пограничной службы, осознанного выполнения воинского долга, уставных требований, организованности, исполнительности, дисциплинированности, уважительного отношения к командирам и начальникам;
- изучение в системе общественно-государственной подготовки установочных учебных тем, доведение им общих положений о порядке прохождения воинской службы и ее особенностях в органах и войсках ФПС России, воинских законах и уставах, о нормах и правилах взаимоотношений в воинском коллективе, о роли и значении дружбы и войскового товарищества;
- разъяснение молодым воинам требований военной присяги и уставов, сути и содержания героизма и мужества, верности Боевому Знамени воинской части;
- ознакомление молодых воинов с возможностями воинской службы для повышения своего общеобразовательного уровня знаний, приобретения опыта жизни, перспектив в военной службе, гражданских условиях, со всеми видами поощрений и материальных стимулов в органах и войсках ФПС России, положенными им и их семьям льготами по действующему законодательству, с организацией отдыха, повышением общей культуры и дальнейшего физического развития;
- проявление постоянной заботы о молодых солдатах, обеспечение обстановки доброжелательности и внимания к ним, четкой организации работ всех довольствующих служб воинской части;
- непрерывное изучение морально-психологических и деловых качеств молодых солдат, проведение индивидуально-воспитательной работы с военнослужащими, отличающимися замкнутостью, имеющими отклонения в психике и поведении, ставшими объектом шуток и насмешек, остро испытывающими тоску по родному дому;
- ежедневное информирование начальниками учебных застав (рот), их заместителями, командирами отделений и взводов о ходе адаптации молодых воинов, их поведении, настроениях, состоянии здоровья, психики;