Социально-педагогические аспекты социальной адаптации военнослужащих к условиям военной службы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2014 в 17:07, дипломная работа

Краткое описание

Проблема психологического обеспечения социальной адаптации во-еннослужащих ФПС к воинской среде и условиям службы достаточно остро заявляет о себе на современном этапе. Задача развития личности вооруженного защитника Отечества на фоне довольно сложных социаль-но-экономических преобразований и реформирования общества в целом в первую очередь предполагает создание условий для успешной адаптации военнослужащих, проходящих службу по призыву и непосредственно в пограничных войсках. Можно отметить, что сама среда, условия и специфика пограничной службы предъявляют достаточно жесткие требования к личности молодого человека, призванного на военную службу, причем не только самой спецификой службы, но и непростой ситуацией, складывающейся в настоящее время в вооруженных силах из-за некоторой экономической и социальной нестабильности государства.

Содержание

Введение.
1 глава: Сущность, содержание социальной адаптации лично-сти и ее особенности в условиях военного социума.
1.1. Сущность, содержание социальной адаптации личности как явления.
1.2. Особенности социальной адаптации военнослужащих по призыву, проходящих службу в пограничных войсках.
2 глава: Некоторые аспекты социальной адаптации воен-нослужащих, и организация воспитательной работы команди-ров подразделений по повышению эффективности протекания адаптационного периода у личного состава.
2.1. Особенности социальной адаптации молодых солдат на учебном центре.
2.2. Организация воспитательной работы командиров подразделений по повышению эффективности протекания адаптационного периода у молодых солдат на учебном центре и по прибытию в новые подразделения.
Заключение.
Список литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

диплом.doc

— 245.00 Кб (Скачать файл)

- организация изучения и разъяснения положений общевоинских уставов, проведение бесед и информации на темы воинского, правового, нравственного воспитания. Доведение до молодых воинов мер ответственности за дисциплинарные проступки и воинские преступления, нарушения правил несения пограничной службы, разъяснение порядка поведения в случаях посягательств со стороны недисциплинированных воинов;

- участие в воспитательной работе кроме представителей учебных центров руководящего состава воинской части;

- своевременное выявление и решительное пресечение любых попыток солдат и сержантов старшего призыва оказать психологическое воздействие на молодых солдат оскорблением их достоинства, грубостью, сквернословием, материальным ущемлением и т. д.;

- подготовку и проведение торжественного принятия молодыми солдатами военной присяги, участие в этом мероприятии их родных и близких;

- организуется выдача им справок на право получения семьями льгот, предусмотренных действующим законодательством. Осуществляется написание и отправка писем родителям каждого молодого воина. Им сообщается о войсковой части и подразделении, где будет проходить службу их сын, о некоторых особенностях выполняемых задач, об условиях быта и отдыха, нормах по всем видам довольствия. Высказывается просьба сообщить о сыне дополнительные сведения с целью их учета в воспитательной работе, предлагается оперативно информировать по вопросам получаемой ими тревожной информации из жизни воинского коллектива, что позволит своевременно исключить грубые поступки, происшествия и преступления.

В этот период может быть рекомендовано создание специальной группы по социально-психологическому изучению призывников и группы профессионально-психологического отбора. Для работы с молодым пополнением назначаются наиболее подготовленные психологи и врачи-психофизиологи.

На этот период состав комиссии делится на три группы. Первая группа – группа тестирования призывников. Вторая группа, включающая психологов и психофизиолога, занимается обработкой результатов психодиагностики и анкетирования, разработкой предложений и рекомендаций по распределению призывников. В обязанности старшего этой группы входит организация взаимодействия с медицинской комиссией. В третью группу входит наиболее подготовленный психолог и врач-психофизиолог. Члены этой группы проводят уточняющие беседы с призывниками, которые имеют негативные показатели по результатам психодиагностики.

Первые сутки пребывания призывников на учебном центре отводятся только для работы психологов, все остальные контакты максимально ограничены. Психологи встречают призывников, разъясняют им особенности службы и их ближайшие перспективы, отвечают на вопросы, ориентируют в формах и способах поведения в различных ситуациях жизни и деятельности, в том числе связанных с высоким нервно-психическим напряжением.

С учетом ограниченного времени, отведенного на проведение первичного психологического обследования, определяются конкретные методики: анкета по определению социально-демографических данных; прогноз; адаптивность; общеобразовательные способности.

Результаты работы показывают, что при хорошей организации и достаточной профессиональной подготовке психологов на проведение опроса 90 человек и последующую обработку результатов в среднем затрачивается два часа.

Далее на каждого призывника разрабатываются рекомендации по его оптимальному использованию, отмечаются индивидуальные особенности, которые необходимо учитывать при проведении воспитательной работы.

На период работы по приему и изучению нового пополнения в учебном центре может создаваться нештатное резервное подразделение, куда направляются призывники с повышенным суицидальным риском, а также с признаками пограничных состояний и психических заболеваний. В последствии с этой группой военнослужащих должно проводиться углубленное психологическое обследование. При этом следует использовать следующие методики: миннесотский многомерный личностный опросник суицидального риска; прогрессивные матрицы Ревена; тест М. Люшера; акцентуации характера (К. Леонгарда).

На начальном этапе службы молодых воинов в подразделении, в воинской части.

 

Большое влияние на молодых воинов оказывает начальный период прохождения службы непосредственно на заставе, в подразделении. Именно здесь от первых дней пребывания, от первых впечатлений, от первых  встреч с командованием и личным составом во многом определится их место в коллективе, отношение в целом к пограничной службе.

Организация воспитательной работы в этот период имеет своей целью закрепление и развитие морально-боевых и военно-профессиональных качеств пограничника. Ее особенности заключаются в следующем:

1. С прибытием в подразделение молодых солдат в воспитательной работе основные усилия направляются на обеспечение выполнения плана втягивания в службу, который разрабатывается на период до десяти суток. Им доводятся ближайшие и перспективные задачи в соответствии с планами учебно-боевой подготовки. Они включаются в общую систему воспитательной работы и проводимые в подразделении мероприятия. Обращается внимание на исключение неуставных взаимоотношений по отношению к ним со стороны военнослужащих старших сроков призыва.

2. Большое воспитательное значение имеет торжественное вручение оружия и боевой техники, первый выход на границу (в караул, внутренний наряд, на вахту) первые поощрения за усердие в службе и учебе.

3. В этот период осуществляется всесторонний контроль за вхождением молодых солдат в коллектив подразделения. Им оказывается помощь в процессе службы, учебы, организации быта и досуга. Проводятся мероприятия, способствующие сплочению воинского коллектива, укреплению воинской дисциплины, формированию здорового общественного мнения.

4. В организации несения службы по охране границы (караульной и дежурно-вахтенной службы), боевой подготовки учитываются особенности молодых солдат, складывающиеся межличностные связи, их положительные стороны характера и недостатки.

5. В воспитательных мероприятиях особое внимание уделяется военно-профессиональной и историко-патриотической тематике, связанной с традициями пограничных войск, своего соединения (воинской части), заставы, подразделения, корабля.  

6. Молодые солдаты включаются в общественную работу, выполняют различные общественные поручения и обязанности.

Заслуживает внимания в этом плане практика, при которой установлено обязательное доведение до командиров подразделений и заместителей по воспитательной работе всех исходных данных на прибывшее молодое пополнение, полученных в результате изучения их в учебных центрах.

По прибытии пополнения в подразделения с ними подробно знакомятся, распределяют по подразделениям, расчетам в строгом соответствии со штатным расписанием, информируют о стоящих перед ними и их подразделениями задач, о традициях и имеющихся успехах.

Офицерский состав, прапорщики подразделений, как правило, не реже одного раза в неделю, а если требуют обстоятельства и чаще, беседуют с каждым молодым солдатом о его первых впечатлениях, о службе, интересуются настроением. Особое внимание при этом уделяется военнослужащим, имеющим отклонения в психике, состоянии здоровья, поведении, семейном положении.

Командир части, его заместители, начальники служб систематически посещают казармы, места несения службы, осуществляют контроль выполнения элементов распорядка дня, полноты доведения положенных норм довольствия, соблюдения очередности нарядов и графиков уборки помещений, территории, наличия у молодых воинов своего обмундирования, предметов личной гигиены. Уделяется внимание организации денежного довольствия. Пересекаются необоснованные сборы с них денег.

Основными мероприятиями воспитательной работы, проводимой в подразделениях, являются: тематические встречи «Расскажи о себе», «Представляюсь коллективу», «Мир моих увлечений», на которых молодые воины рассказывают о себе, своей семье, школе, друзьях, увлечениях. В этот же период проводятся беседы: «Воинский долг», «Твой командир» и т. д. Особое внимание уделяется подготовке и проведению общих собраний военнослужащих подразделений, посвященных дружбе и войсковому товариществу, боевым традициям, воинскому долгу. Таким собраниям предшествует показ кинофильмов, прослушивание радиопередач, изучение соответствующих тем в системе ОГП, другие тематические мероприятия.  

В частях проводятся инструктивно-методические занятия, инструктажи с офицерами, прапорщиками, сержантами по вопросам сплочения воинских коллективов, поддержания крепкой воинской дисциплины, здорового морально-психологического климата в воинских коллективах. Предметом особой заботы командования частей и отделений воспитательной работы является обеспечение личного примера командиров всех степеней, единства их слова и дела, завоевание ими доверия у подчиненных, качественного и своевременного ввода в строй нового пополнения. Обращается внимание на необходимость выявления складывающихся микрогрупп, их направленности, роли и места в них молодых солдат, даются рекомендации по поддержке положительных и нейтрализации отрицательных групп и их лидеров.

В этот период особо поощряется усердие молодых воинов в выполнении служебных обязанностей при несении службы по охране границы, в карауле, внутреннем наряде, при освоении техники и оружия и по другим не менее важным показателям в службе. При подведении итогов анализируется качество и эффективность выполняемых задач, личный вклад каждого военнослужащего в повышение боевой готовности, даются соответствующие оценки и рекомендации молодым воинам.

Таким образом, эффективность всех форм воспитательной работы с молодыми солдатами зависит от содержания, качества подготовки воспитательных мероприятий, от того, как при этом учитываются социально-психологические особенности данной категории военнослужащих, а также различные этапы первоначального периода их службы в органах и войсках ФПС России. Поэтому в воспитательной работе с молодыми солдатами особенно важно глубоко разъяснить значение и характер воинской дисциплины, ее особенности, ее необходимость для поддержания боевой готовности и целесообразность каждого требования, обращая внимание на те из них, которые вызывают сомнения, не сразу принимаются отдельными воинами.

 

 

 

Заключение

 

Сложный и трудный период становления ФПС, исключительно напряженная служебно-боевая деятельность в современных условиях предъявляет высокие требования морально-психологической подготовки личного состава.

Пограничные войска выполняют свои обязанности в сложной оперативно-служебной деятельности, а в ряде регионов – боевой обстановки. В местах дислокации войск, особенно на новых рубежах продолжает оставаться тяжелой социально-экономическая ситуация.

Конечно тяжелые условия жизни и быта пограничников. В этих условиях особенно тяжело и проходит адаптация молодых воинов. Возникают конфликтные ситуации (неуставные взаимоотношения) которые искажают всю воинскую службу, взаимоотношения и как следствием этого происходят воинские преступления в частях и подразделениях ФПС.

Многоэтапный и разносторонний процесс социальной адаптации военнослужащих, проходящих службу по призыву к условиям службы, требует пристального внимания и всестороннего психологического обеспечения, исходя из решающего значения его успешности для всей служебной деятельности личности, эффективности ее в реализации целей и задач пограничной службы. Социальная адаптация к условиям службы не является тождественным понятию адаптации к целям и задачам воинской деятельности. Адаптированность личности к среде не означает автоматическое принятие ею ценностей деятельности, которая в этой среде протекает, хотя, с другой стороны, эффективность этой деятельности невозможна без устойчивой адаптации к условиям ее протекания и организации.

 При изучении данной проблемы, кроме уже рассмотренных понятий ''факторы условий службы”, необходим  анализ мотивационной основы адаптации и ценностей военной службы (воинской деятельности), а также соотношение ценностных ориентаций личности с этими ценностями. Исследование взаимосвязей и взаимовлияния всех этих компонентов является перспективным направлением дальнейшей работы по созданию стройной и эффективной системы психологического обеспечения социальной адаптации военнослужащих к воинской деятельности в целом. Однако, психологическое обеспечение социальной адаптации к условиям пограничной службы определенным образом описанное в данной работе, может являться основой для дальнейшего изучения и исследования проблем адаптации личности, создания условий для его развития как военнослужащего Федеральной пограничной службы Российской Федерации, исходя из требований к его морально-психологическим качествам в соответствии с новой военной доктриной государства.

Данная тема в последнее время актуальна как никогда. Она вызывает заинтересованность как командиров всех степеней и родов войск, а также тех, кто будет служить, и будет отдавать своих сыновей в войска. Так, что изучение данной темы необходимо для нас как будущих офицеров пограничников и в первую очередь как заместителей начальника заставы по воспитательной работе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы:

 

Подоляк Я. В. Практические вопросы военной психологии. М.: Воениздат, 1987.

Савин Ю. В. Актуальные проблемы социальной педагогики: военные аспекты. Курс лекций. Голицыно – 1996.

Группа риска информационно – методическое пособие для командиров подразделений по профилактической работе с подчиненными. М.: Граница 1994.

Морально – психологическое обеспечение служебно-боевой деятельности Федеральной пограничной службы Российской Федерации. Учебное пособие под редакцией генерал-полковника В. М. Круглика. М.: Граница 1999.

Информация о работе Социально-педагогические аспекты социальной адаптации военнослужащих к условиям военной службы