Социально-педагогические аспекты социальной адаптации военнослужащих к условиям военной службы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2014 в 17:07, дипломная работа

Краткое описание

Проблема психологического обеспечения социальной адаптации во-еннослужащих ФПС к воинской среде и условиям службы достаточно остро заявляет о себе на современном этапе. Задача развития личности вооруженного защитника Отечества на фоне довольно сложных социаль-но-экономических преобразований и реформирования общества в целом в первую очередь предполагает создание условий для успешной адаптации военнослужащих, проходящих службу по призыву и непосредственно в пограничных войсках. Можно отметить, что сама среда, условия и специфика пограничной службы предъявляют достаточно жесткие требования к личности молодого человека, призванного на военную службу, причем не только самой спецификой службы, но и непростой ситуацией, складывающейся в настоящее время в вооруженных силах из-за некоторой экономической и социальной нестабильности государства.

Содержание

Введение.
1 глава: Сущность, содержание социальной адаптации лично-сти и ее особенности в условиях военного социума.
1.1. Сущность, содержание социальной адаптации личности как явления.
1.2. Особенности социальной адаптации военнослужащих по призыву, проходящих службу в пограничных войсках.
2 глава: Некоторые аспекты социальной адаптации воен-нослужащих, и организация воспитательной работы команди-ров подразделений по повышению эффективности протекания адаптационного периода у личного состава.
2.1. Особенности социальной адаптации молодых солдат на учебном центре.
2.2. Организация воспитательной работы командиров подразделений по повышению эффективности протекания адаптационного периода у молодых солдат на учебном центре и по прибытию в новые подразделения.
Заключение.
Список литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

диплом.doc

— 245.00 Кб (Скачать файл)

Вестник границы России. Информационно-аналитический и методический журнал. № 8, М.: Граница 1999.

Ориентир. Информационно-аналитический журнал № 9, М.2000.

Методист. Ежемесячное приложение газеты «На рубежах Родины» № 4, № 7, Ставрополь 1997.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1.

 

Методические рекомендации

по индивидуально-воспитательной работе на учебном пункте

 

1. Что должны знать о молодых солдатах офицеры, прапорщики, изучающие их на учебных пунктах.

Биографические данные:

а) фамилия, имя, отчество, время и место рождения, образование, партийность, национальность, род занятий и специальность до призыва в войска;

б) семейное положение, состав семьи, где они живут и работают;

в) женат или холост, есть ли дети, их возраст;

г) как отзывается о своих родителях, о жене;

д) круг друзей, на чем основывается эта дружба – на совместной учебе, соседстве, увлечении спортом и т. д.

Морально-психологические качества:

Любовь к Родине, идейная убежденность, отношение к общественно-политическим событиям в стране, за рубежом, политическая грамотность, проявление интереса к занятиям, информациям и другим формам воспитательной работы; отношение к воинскому долгу, общественным поручениям, коллективу, товарищам по службе; активность, участие в работе актива, соблюдение норм нравственности, честность, правдивость, скромность, дисциплинированность.

Морально-боевые и волевые качества:

Степень проявления воли, настойчивости, самостоятельности и инициативы при достижении поставленной цели; бесстрашие, стойкость, смелость и мужество в преодолении трудностей пограничной службы; организованность, повиновение и исполнительность; выдержка, самоконтроль, аккуратность, подтянутость.

Способности и наклонности:

Способность воспринимать и запоминать изучаемый материал; степень физической выносливости; реагирование на трудности, на требовательность командиров, критику товарищей; степень развитости организаторских, двигательных, художественных и других способностей; самооценка своих возможностей и уровень признания в коллективе.

Прилежание и старание:

Отношение к службе в пограничных войсках, к овладению военными и специальными знаниями4 успехи и недостатки в учебе; отношение к хозяйственным работам; прилежность или халатность в содержании и сбережении оружия, снаряжения, обмундирования и другого военного имущества; отношение к поддержанию твердого уставного порядка; выполнение приказаний, заданий, поручений; реагирование на замечания, умение вежливо, корректно, с достоинством вести себя в коллективе и в обществе со старшими.

Материальные, духовные потребности и вопросы:

Удовлетворенность питанием, обмундированием, условиями быта, что читает, любит ли искусство, на каких музыкальных инструментах играет; культура речи, обращения, стремление к выполнению общественных поручений.

Здоровье, нервно-психическое состояние:

Темперамент, характер, реакция на внешние раздражители (вынослив, уравновешен, общителен, разговорчив или замкнут); смел или боязлив; быстрота реакции, самообладание; самостоятелен или способен поддаваться влиянию окружающих; настойчив или упрям; какое состояние чаще присуще – рабочее (подъем, спокойствие) или угнетенное состояние здоровья.

Знание всех этих данных о молодом пополнении дает возможность успешно вести воспитательную работу и правильно определить их служебное использование по окончании учебного пункта.

2. Формы, методы изучения молодых солдат:

- наблюдение;

- констатирующий и формирующий эксперименты;

- беседа;

- метод экспертной оценки;

- обобщение независимых характеристик;

- метод анализа результатов деятельности;

- биографический метод;

- установление письменных связей с родителями солдата, руководителями предприятий и учреждений, где раньше работали и учились воины.

Письма направляются родителям, как правило, в начале учебного пункта, не позднее 2-х недель пребывания молодого солдата в части, за подписью командира части.

Полученные письма от родителей, а также письма с предприятий, учебных заведений должны храниться в подразделении, где проходит службу военнослужащий, а при его перемещении – высылаются вместе с документами к новому месту службы.

3. Порядок работы по изучению молодых солдат:

Изучение молодых солдат следует начинать с получением личного состава и проводить его непрерывно.

Командование подразделения изучает личный состав постоянно, лично, через командиров отделений и актив подразделений, контролирует, как занимаются изучением командиры подразделений.

Они ежедневно обмениваются мнениями с сержантским составом по результатам изучения солдат, один раз в неделю заслушивают их на совещании. Свои наблюдения, данные, полученные от сержантов и других источников информации, командование подразделения заносит в дневник изучения и докладывает вышестоящему командованию.

4. Планирование работы по изучению молодых солдат:

Офицеры учебных пограничных застав (рот) составляют личные планы в виде графика на месяц. В этом плане указывается, с какими солдатами и в какой день провести беседу, наблюдение за его действиями и т. п. В этих планах, кроме того, предусматривается контроль и помощь в этой работе сержантам, проведение совещаний по итогам этой работы, анализ и обобщение данных изучения.

План-график составляется с таким расчетом, чтобы в течение месяца каждый офицер не реже 2-х раз обстоятельно побеседовал с каждым пограничником.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2.

 

Рекомендации по проведению беседы с молодыми воинами

 

Первая ознакомительная беседа с молодыми воинами может быть следующего содержания:

- знакомство с военнослужащим, его биографическими данными, положением родителей, особенностями жизни, учебы, воспитания до призыва в пограничные войска;

- культурно-образовательный и профессиональный уровень молодого солдата, достижения и недостатки в этом, его отношение к учебе, культурно-массовым мероприятиям, спорту и т. д.;

- выявление, по возможности, основных черт характера собеседника: уравновешенность, наклонность к определенному виду деятельности, принципиальность, честность, дисциплинированность, исполнительность, мужество, контактность, откровенность и др.;

- взаимоотношения в воинском коллективе, отношение собеседника к сложившимся и к складывающимся взаимоотношениям в подразделении, его взгляд на вопрос укрепления уставных товарищеских взаимоотношений между военнослужащими;

- заключение беседы: выводы, предложения, наставления, советы, рекомендации молодому воину; выводы для последующей работы с данным солдатом и со всем личным составом.

В ходе беседы полезно попросить собеседника рассказать о своих родных местах, чем они характерны (промышленность, сельское хозяйство, природа, люди и т. д.). Если вы бывали в его краях, то можно дополнить беседу своими впечатлениями. Это делает беседу более непринужденной.

 

 

Из беседы желательно узнать:

- о семье молодого солдата: его родителях, братьях, сестрах, бабушках, дедушках, их здоровье, обстановке и взаимоотношениях в семье, отношении к религии;

- где и как трудятся родители, как проводят в семье свободное время, о любимых занятиях родителей и других членов семей, об отношении в семье к употреблению алкоголя;

- как оценивает собеседник отношение родителей и других родственников к себе, чье влияние было более авторитетным, более сильным и в чем оно проявлялось;

- о детских годах собеседника: ходил ли в детский сад, когда пошел в школу, какие качества или черты характера приобрел за этот период, чем болел в детстве, были ли серьезные травмы;

- о трудовых навыках молодого солдата: чем занимался в детстве, помогал ли родителям, где трудился до призыва в погранвойска, какая имеется профессия, что более нравится самому, к какой специальности лежит душа;

- какие увлечения были в детские годы, во время учебы в школе, позже и сейчас; какие планы на будущее, после службы в погранвойсках; - о школьных годах молодого воина: как учился в младших и старших классах, какие предметы больше всего любил, к какому виду умственного труда имеет склонность;

- как складывались взаимоотношения с товарищами в школьный период, участвовал ли в общественной деятельности, были ли мечты кем быть, чего достигнуть, чему посвятить себя в жизни;

- какие книги читал. Что собственно запомнилось, что вообще любит читать;

- об отношении к спорту: есть ли какие достижения, каким видом спорта увлечен, каким бы видом спорта хотел заниматься в войсках;

- что ему известно об истории Российского государства, о воинах-защитниках Отечества, какие ратные подвиги и кого из известных героев-пограничников знает, как бы сам поступил в той или иной боевой обстановке;

- где призывался в пограничные войска, как проходил призыв, как провожали в армию, где хотел бы служить, как себе представлял службу на границе, что нравится, и что не нравится, в чем трудности;

- как понимает служебный долг, войсковое товарищество, как складываются и сложились взаимоотношения между воинами в подразделении, между молодыми и старослужащими;

- как оценивает свой коллектив и себя в этом коллективе, что вкладывает в общее дело, в повышение боевой готовности подразделения и части;

- как знает и выполняет служебные обязанности, в каком объеме усвоил уставные требования и свою ответственность в плане воинской дисциплины, как сам оценивает свои личные успехи и достижения, в чем видит ближайшие и перспективные задачи.

В ходе беседы могут возникнуть и другие вопросы. В своей совокупности они и должны составить содержание беседы. Дать возможность командиру получить объективное представление о молодом солдате. В заключение беседы следует отметить положительные черты его характера, имеющиеся успехи, нацелить на сознательное стремление совершенствоваться дальше.

В тактичной, доброжелательной форме необходимо подсказать молодому воину, на что следует обратить внимание, какие вопросы с пользой для службы и себя решить в ближайший период и в перспективе.

Готовясь к беседе, необходимо продумать ее содержание, ход и направленность, выбрать время и место, создать благоприятные условия для ее проведения. Здесь все важно: ваш внешний вид, спокойный, ровный, без фальши и наигранности тон разговора, интерес и доброжелательность к собеседнику, внимание к его рассказу о себе и т. д. Не следует часто перебивать говорящего, самому отвлекаться для разговора с другими людьми по телефону.

К беседе должен быть готов и солдат. Для этого нужно умело использовать его естественное желание доверительно, по душам, поговорить с командиром, заместителем по воспитательной работе.

Итоги беседы, основные ее положения и результаты целесообразно отразить в специальной рабочей тетради или педдневнике.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3

Образец письма родителям молодых солдат

Уважаемые__________________________________________________

Командование войсковой части сообщает Вам, что Ваш сын_________

прибыл к нам для прохождения службы в пограничных войсках. За два года службы он в полном объеме освоит пограничное мастерство, получит воинскую специальность, познает трудности армейской жизни, приобретет верных боевых товарищей, будет иметь хороший жизненный опыт.

В части и подразделении созданы все условия для нормальной жизни, службы и отдыха Вашего сына. На первых порах ему будет нелегко войти в ритм пограничной жизни. Многое будет зависеть от его желания и стремления в короткие сроки преодолеть этап становления, освоения новых для него норм и правил поведения в соответствии с военными законами и общественными уставами.

Мы обращаемся к Вам с убедительной просьбой поддерживать с нами постоянную связь и взаимодействие по вопросам, касающимся службы Вашего сына в нашей части. Ваша помощь будет на пользу Вашему сыну и нам. В своих письмах подбадривайте его, давайте добрые и полезные советы, сообщайте о хороших новостях и событиях в семье, у Ваших родных и близких, а также общих с сыном знакомых. Почаще пишите ему и о том же просите его.

Одновременно просим Вас сообщить нам о своем сыне: как он воспитывался, о его состоянии здоровья, особенностях его характера, любимых занятиях и о всем другом полезном и нужном, что нужно будет учесть в нашей служебной деятельности и воспитании Вашего сына.

 

Наш адрес:

С уважением,

Начальник заставы

Заместитель начальника заставы

По воспитательной работе.

 

Управление воспитательной работы ФПС России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 



Информация о работе Социально-педагогические аспекты социальной адаптации военнослужащих к условиям военной службы