Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2015 в 15:34, контрольная работа
На современном этапе обучения перед учителем начальных классов ставится ответственнейшая задача – обучать и воспитывать шестилетних детей.
Возрастной период от 6 до 7 лет характеризуется повышенной змоциональностью, подражательностью, направленностью на познание окружающего мира чувствительностью к воздействию со стороны взрослого и сверстников.
В этот период психика ребенка проходит различные «расстояния», претерпевает качественные преобразования в зависимости от того, развивается ребенок в условиях игры или учения, в зависимости от индивидуальных особенностей и социальных условий воспитания. Очень важно, чтобы учитель знал закономерности психического развития ребенка, а так же причины, обусловливающие многообразные индивидуальные различия детей, которых он примет для того, чтобы обучать, воспитывать, любить.
Задание 1. Социально-психологическая адаптация детей младшего школьного возраста в ОУ………………………………………………………….3
Задание 2. Методики диагностики адаптации для младших школьников………………………………………………………………………..15
Задание 3.Эмпирическое исследование адаптации детей к начальной школе……………………………………………………………………………….20
Задание 4. Рекомендации………………………………………………….24
Список источников………………………………………………………….27
Среди тех, кто тяжело адаптируется дети, у которых тяжело протекал период новорожденности, перенесшие черепно – мозговые травмы, часто и тяжело болеющие, страдающие различными хроническими заболеваниями и особенно имеющие расстройства нервно – психической сферы.
Общая ослабленность ребенка, любое заболевание, как острое, так и хроническое, задержка функционального созревания, ухудшая состояние ЦНС, служат причиной более тяжелого протекания адаптации и обуславливают снижение работоспособности, высокую утомляемость, более низкую успеваемость, приводя к дальнейшему ухудшению здоровья.
Здоровые дети, как правило, без особого труда переносят изменение привычного образа жизни. В течение всего учебного года они сохраняют хорошее самочувствие, высокую, устойчивую работоспособность, успешно усваивают программу.
В настоящее время таких детей невелико – 20-25 %.
У остальных же имеются различные нарушения в состоянии здоровья и не только функциональные, но и хронические заболевания. Вероятность неблагополучного протекания процесса адаптации у этих детей к школьному режиму и учебной нагрузке значительно возрастает.
В течение первого полугодия довольно часто отмечаются неблагоприятные изменения в состоянии здоровья первоклассников, свидетельствующие о неуклонно возрастающем утомлении и переутомлении. Особенно выражены эти изменения у детей ослабленных и часто болеющих.
Неправильный режим учебных занятий, чрезмерный объем учебной нагрузки в первую очередь сказываются на состоянии нервной системы ребенка.
В еще более тяжелом положении оказываются дети, которые поступают в первый класс, уже имея те или иные отклонения в развитии нервной системы. Таких детей немало, и ухудшение их здоровья происходит за счет утяжеления уже имеющихся нарушений и присоединения новых расстройств.
Практика показывает, что в процессе адаптации и особенно на протяжении первого полугодия ухудшение нервно – психического состояния детей выражено наиболее резко.
А, значит, нельзя скрывать любое нарушения поведения ребенка – раздражительность, чрезмерную возбудимость. Нельзя не обращать внимание на вялость, апатию, плак-сивость.
Все эти внешние проявления неадекватного поведения ребенка чаще всего связаны с нарушением функционального состояния ЦНС, которая требует коррекции, а иногда – заболеваниям, требующим лечения.
Но всегда такие дети нуждаются в особом внимании, особом подходе и большом терпении со стороны взрослых.
3.Школьнаядезадаптация ребенка
Проблема трудностей адаптации детей к условиям начальной школы в настоящее время имеет высокую актуальность. По оценкам исследователей, от 20 до 60 % младших школьников имеют серьезные трудности в адаптации к условиям школьного обучения. Особенно остро эта проблема стоит перед детьми с ЗПР.
В массовой школе учится значительное число детей, которые уже в начальных классах не справляются с программой обучения и имеют трудности в общении.
Любые затруднения, возникающие у ребенка в процессе школьного обучения, называют термином «школьнаядезадаптация».
Школьнаядезадаптация ребенка – многофакторное явле-ние. Это и недостатки подготовки ребенка к школе, социально – педагогическая запущенность; длительная и массивная психическая депривация; соматическая ослабленность; нарушение формирования школьных навыков (дисграфия, дислексия); двигательные нарушения; эмоциональные расстройства.
Под влиянием постоянных неудач, выходящих за рамки собственно учебной деятельности и распространяющихся на сферу взаимоотношений со сверстниками,у ребенка формируется ощущение собственной малоценности, появляются попытки компенсировать собственную несостоятельность.
А так как выбор адекватных средств компенсации в этом возрасте ограничен, то самоактулизация часто осущест-вляется в разной мере осознанным противодействием школьных норм, реализуется нарушениях дисциплины, повышенной конфликтности, что на фоне интереса утраты к школе постепенно интегрируется в асоциальную личностную направленность.
Отставание в обучении ребенка может быть обусловлено такими факторами, как методика обучения, личность учителя, помощь ребенку со стороны родителей, атмосфера в школе и классе, место ребенка во взаимоотношениях между детьми и учителями, личность самого ребенка.
Такой фактор школьнойнеуспешности, как личностные осо-бенности ребенка, также многоплановый. Это и позиция ученика, и мотивация учения, уровень навыков умственной деятельности, способность к произвольной регуляции и самоорганизации, уровень здоровья и работоспособности, интеллект ребенка.
Отставание в развитии и низкие показатели школьной успешности – это не одно и то же. При отставании в развитии можно говорить о наличии в развитии школьника задержек созревания интеллектуальных, волевых, мотивационных структур в сравнении с возрастной нормой. А школьная неуспешность может быть вызвана влиянием среды, методики обучения, позиции учащегося и т.д.
Выделяют 4 основные причины, ведущие к школьной дезадаптации:
1) Физическое и умственное переутомление. В идеале первоклашка должен уметь концентрировать свое внимание на уроке в течение 20 – 25 минут, а на проверку это время достигает максимум 10-15 минут. После этого он автоматически переключает внимание на что угодно, кроме того, что говорит учитель. К тому же снижение интереса как ведущего мотива к познавательной деятельности – если интерес снижается или падает до нуля - ребенок отвлекается и ему трудно сосредоточиться вновь.
Так же уроки сложно высидеть детям эмоциональным и подвижным, для этого им приходиться затрачивать много энергии.
2) Плохой контакт ребенка
с педагогом. Любой ребенок
в этом возрасте очень зависит
от хорошего отношения
По значимости учительница выходит у ребенка на первое место. Ее мнение, отношение к нему становятся порою даже важней, чем мнения родителей.
Если у ребенка нет взаимопонимания с педагогом, это очень тяжкая проблема как для самого ребенка, его родителей, так и для самого педагога.
3) Трудности в общении со сверстниками. Особое внимание следует обратить на соседа по парте. Не каждый, придя из школы, будет говорить родителям о том, что ему не нравится соседка по парте. А ребенку очень сложно от того, что он вынужден целый день сидеть за одной партой с ребенком, который ему не понравился!
4) Страх перед школой.
Чаще всего этот страх вселяют
в ребенка сами взрослые! Как
правило, 6-7 летний ребенок хочет
учиться, он готов к новым формам
взаимоотношений со взрослыми. Влияют
разговоры о школе самих
Вот погоди, пойдешь в школу, там из тебя сделают человека!
Я все расскажу о твоем плохом поведении учительнице!
В школе под тебя никто подстраиваться не будет, там ты еще наплачешься!
Вот погоди, только пойдешь в школу, там тебя быстро всему научат!
Такие «увещевания», кроме негатива, ничего в себе не несут. В результате возникает вполне оправданный страх перед школой, который затрудняет включение ребенка в школьную жизнь и мешает учебе.
Какие же признаки могут помочь взрослому вовремя увидеть признаки школьной дезадаптпции? Вот основные из них:
Ребенок резко меняет свое поведение – был холериком, стал флегматиком.
Изменилось отношение к школе – сначала хотел учиться, а теперь ищет различные отговорки, чтобы не пойти на занятия.
Не любит разговоры о школьной жизни – переводит их на другую тему.
Приходит из школы очень уставшим или очень возбуж-денным.
Нарушаются сон, аппетит.
Стал чаще жаловаться на здоровье – болит живот, голова, часто простывает. Нередко таким способом дети пытаются остаться дома и не ходить в школу.
К выходным дням настроение повышается, вечером в воскресенье или с утра в понедельник портится, может подняться температура.
Становится капризным, плаксивым, раздражительным.
Жалуется на плохое отношение к нему в школе – со стороны ребят или учителя – чаще всего необоснованно.
При появлении в поведении ребенка данных признаков родители должны немедленно сообщить об этом учителю, а он в свою очередь психологу, чтобы скорректировать дезадаптацию.
Заключение
Адаптация ребенка к школе – длительный процесс, связанный со значительным напряжением всех систем организма, когда он приспосабливается к новым условиям существования, новым видам деятельности и новым нагрузкам.
Адаптация ребенка к школе - это своего рода экзамен родителям, когда они четко могут увидеть все свои недоработки, неумение понять своего ребенка и помочь ему.
Благоприятная адаптация зависит от множества факторов, которые я постаралась наиболее полно изложить в своей работе.
От того, как пройдет адаптация к школе, во многом определит дальнейшее отношение маленького человечка к школе. Станет ли она для него вторым домом, куда он с радостью будет бежать по утрам с портфелем?
Во многом это зависит не только от самого ребенка, но и от тех условий, которые создадут ему родители дома и учитель в классе.
Грамотно построенная система
обучения и воспитания поможет ребенку
справится со всеми трудностями и сформировать
положительное отношение к новым условиям
жизни.
Задание 2. Методики
диагностики адаптации для младших школьников
1.Анкета для оценки уровня школьной мотивации Н. Г.Лускановой.
Методика содержит 10 вопросов, на которые ребенку предлагается три варианта ответов. Обработка данных проводиться путем подсчета суммы баллов.
В методике выделяется 5 уровней развития мотивации:
Уровень - высокий уровень школьной мотивации;
Уровень - хорошая школьная мотивация;
Уровень - положительное отношение к школе;
Уровень - низкая школьная мотивация;
Уровень - негативное отношение к школе.
2.Тест тревожности (Тэммл, Дорки, Амен).
Экспериментальный материал методики состоит из 14 рисунков. Каждый рисунок представляет собой некоторую типичную для жизни младшего школьника ситуацию.
Каждый рисунок выполнен в двух вариантах: для девочки (на рисунке изображена девочка) и для мальчика (на рисунке изображен мальчик). Лицо ребенка на рисунке не прорисовано, дан лишь контур головы. Каждый рисунок снабжен двумя дополнительными рисунками детской головы, по размерам точно соответствующими контуру лица на рисунке. На одном из дополнительных рисунков изображено улыбающееся лицо ребенка, на другом - печальное.
Рисунки показывают ребенку в строго перечисленном порядке один за другим. Беседа проходит в отдельной комнате.
На основании данных протокола вычисляется индекс тревожности ребенка (ИТ), который равен процентному отношению числа эмоционально негативных выборов (печальное лицо) к общему числу рисунков (14):
ИТ = (число эмоциональных негативных выборов / 14) * 100%
В зависимости от уровня индекса тревожности дети подразделяются на 3 группы:
•Высокий уровень тревожности (ИТ выше 50%);
•Средний уровень тревожности (ИТ от 20 до 50%);
•Низкий уровень тревожности (ИТ от 0 до 20%).
3. Опросник Л. М. Ковалевой
Опросник помогает учителю систематизировать свое представление о ребенке, начинающем учиться в школе. Опросник состоит из 46 утверждений; сорок пять из них касаются возможных вариантов поведения ребенка в школе, один - участия родителей в воспитании. При работе с опросником учитель на бланке ответов вычеркивает номера, в которых описаны фрагменты поведения, характерные для конкретного ребенка. Бланк разделен вертикальной линией. Если номер вычеркнутого фрагмента находится слева от линии, при обработке засчитывается один балл, если справа - 2 балла. Максимально возможная сумма баллов - 70. Подсчитав, какую сумму баллов, которую набрал ребенок, можно определить его коэффициент дезадаптации
К=
где - количество баллов, набранных ребенком.
Анализ полученных в ходе обследования результатов, последующее их обсуждение позволяют интерпретировать значения коэффициентов следующим образом:
показатель до 14 % является нормальным, не дает возможность говорить о каком-либо неблагополучии;
показатель от 15 до 30 % свидетельствует о средней степени дезадаптации;
показатель свыше 30 % - серьезная степень дезадаптации;
если коэффициент свыше 40 %, то дети, как правило, нуждаются в консультации психоневролога.
В бланке ответов все имеющиеся факторы поведения определенным образом сгруппированы. Такое построение бланка дает возможность достаточно быстро сориентироваться, определить, какой фактор (или группа факторов) лежит в основе дезадаптации.
. РО - родительское отношение.
. НГШ - неготовность к школе.
. Л - леворукость.
. НС - невротические симптомы.
. И - инфантилизм.
. ГС - гиперкинетический синдром, чрезмерная расторможенность.
. ИНС - инертность нервной системы.
Информация о работе Социально-психологическая адаптация детей младшего школьного возраста в ОУ