Социально-психологическая адаптация детей младшего школьного возраста в ОУ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2015 в 15:34, контрольная работа

Краткое описание

На современном этапе обучения перед учителем начальных классов ставится ответственнейшая задача – обучать и воспитывать шестилетних детей.
Возрастной период от 6 до 7 лет характеризуется повышенной змоциональностью, подражательностью, направленностью на познание окружающего мира чувствительностью к воздействию со стороны взрослого и сверстников.
В этот период психика ребенка проходит различные «расстояния», претерпевает качественные преобразования в зависимости от того, развивается ребенок в условиях игры или учения, в зависимости от индивидуальных особенностей и социальных условий воспитания. Очень важно, чтобы учитель знал закономерности психического развития ребенка, а так же причины, обусловливающие многообразные индивидуальные различия детей, которых он примет для того, чтобы обучать, воспитывать, любить.

Содержание

Задание 1. Социально-психологическая адаптация детей младшего школьного возраста в ОУ………………………………………………………….3
Задание 2. Методики диагностики адаптации для младших школьников………………………………………………………………………..15
Задание 3.Эмпирическое исследование адаптации детей к начальной школе……………………………………………………………………………….20
Задание 4. Рекомендации………………………………………………….24
Список источников………………………………………………………….27

Вложенные файлы: 1 файл

младший школьный возраст бабаева .docx

— 67.07 Кб (Скачать файл)

Рекомендации учителю:

Создание в классе благоприятной атмосферы, чтобы ребенок чувствовал себя безопасно, комфортно во время уроков и в ситуациях взаимодействия с учителем и одноклассниками.

Строго отбирать и использовать на уроках специальные упражнения , которые помогли бы ребенку быстрее войти в непривычный мир школьной жизни .

Использовать игровые психологические игровые методики и психотехнические упражнения, позволяющие ослабить внутреннее напряжение, познакомиться друг с другом, подружиться.

Привлекать к работе психолога и проводить с детьми тренинги, которые учат сдерживать свои желания, агрессивность, активность; объясняют , как можно выплеснуть избыток энергии без вреда для окружающих и как отдыхать и восстанавливать силы после учебной деятельности.

В первый месяц помимо выполнения специальных упражнений  следует не единожды обращаться к обсуждению следующих вопросов:

- Что изменилось в твоей  жизни с момента поступления  в школу?

Что значит быть школьником?

Зачем нужно учиться?

Что такое правила и принципы школьной жизни?

Как вести себя на уроках и на переменах?

Где в школе столовая? Библиотека? Мед.кабинет? и т.д.

Как готовиться к урокам?

Как работать с учебником?

Как организовывать свое рабочее место? 

4) Работа учителя с  родителями.

Для преодоления всех возможных трудностей при адаптации ребенка к школе учитель должен вооружить родителей необходимыми знаниями на эту тему. Оптимально это сделать в мае, и еще раз напомнить об этом на собрании в конце августа.

Самое главное ребенок должен быть уверен, что дома его любят, уважают и всегда готовы выслушать.

 

 

 

Список источников

 

Адаптация ребенка в школе: диагностика, коррекция, педагогическая поддержка: Сб. метод.мат. для админ., педагогов и шк. психол./ Битянова М.Р. - М.: Образоват. центр «Педагогический поиск», 1997.

Активные методы в работе школьного психолога / Под ред. И.В. Дубровиной. М., 1991.

Александровская, Э.М. Социально-психологические критерии адаптации к школе / Э.М.Александровская // Школа и психическое здоровье учащихся. - М., 1988.

Александровская, Э. Психологическое сопровождение детей младшего школьного возраста / Э.Александровская, И.Куренкова // Журнал прикладной психологии. - 2000. - № 6.

Безруких, М.М. Ребёнок идёт в школу / М.М.Безруких, С.П.Ефимова. - М.,2000.

Практическая психология образования / Под ред. И.В. Дубровиной: Учебник для студентов высших и средних специальных учебных заведений. - М.: ТЦ «Сфера», 2000.

Хромов Анатолий Борисович/под ред. А.В. Павловой: методическое руководство д.психологов «Прогностическая диагностика эмоциональной сферы детей адаптированным цветовым тестом», Курган 1997. 33. Школьная дезадаптация Школьный психолог. - 2000. - № 12.

Эльконин, Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте / Д.Б. Эльконин Избранные психологические труды. - М.. 1989.

 

 

Приложение

 

Анкета для оценки уровня школьной мотивации Н. Лускановой

  1. Тебе нравится в школе?
  • не очень
  • нравится
  • не нравится

2.Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь  в школу или тебе часто хочется  остаться дома?

  • чаще хочется остаться дома
  • бывает по-разному
  • иду с радостью

3.Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно  приходить всем ученикам, что  желающие могут остаться дома, ты пошел бы в школу или  остался дома?

  • не знаю
  • остался бы дома
  • пошел бы в школу

4.Тебе нравится, когда  у вас отменяют какие-нибудь  уроки?

  • не нравится
  • бывает по-разному
  • нравится

5.Ты хотел бы, чтобы  тебе не задавали домашних  заданий?

  • хотел бы
  • не хотел бы
  • не знаю

6.Ты хотел бы, чтобы  в школе остались одни перемены?

  • не знаю
  • не хотел бы
  • хотел бы

7.Ты часто рассказываешь  о школе родителям?

  • часто
  • редко
  • не рассказываю

8.Ты хотел бы, чтобы  у тебя был менее строгий  учитель?

  • точно не знаю
  • хотел бы
  • не хотел бы

9.У тебя в классе  много друзей?

  • мало
  • много
  • нет друзей

10.Тебе нравятся твои  одноклассники?

  • нравятся
  • не очень
  • не нравятся

Ключ

Количество баллов, которые можно получить за каждый из трех ответов на вопросы анкеты.

№ вопроса

оценка за 1-й ответ

оценка за 2-й ответ

оценка за 3-й ответ

1

1

3

0

2

0

1

3

3

1

0

3

4

3

1

0

5

0

3

1

6

1

3

0

7

3

1

0

8

1

0

3

9

1

3

0

10

3

1

0


 

Первый уровень. 25-30 баллов – высокий уровень школьной мотивации, учебной активности.

У таких детей есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Ученики четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки. В рисунках на школьную тему они изображают учителя у доски, процесс урока, учебный материал и т.п.

Второй уровень. 20-24 балла – хорошая школьная мотивация.

Подобные показатели имеют большинство учащихся начальных классов, успешно справляющихся с учебной деятельностью. В рисунках на школьную тему они также изображают учебные ситуации, а при ответах на вопросы проявляют меньшую зависимость от жестких требований и норм. Подобный уровень мотивации является средней нормой.

Третий уровень. 15-19 баллов – положительное отношение к школе, но школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью.

Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает. В рисунках на школьную тему такие ученики изображают, как правило, школьные, но не учебные ситуации.

Четвертый уровень. 10-14 баллов – низкая школьная мотивация.

Эти дети посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе. В рисунках на школьную тему такие дети изображают игровые сюжеты, хотя косвенно они связаны со школой.

Пятый уровень. Ниже 10 баллов – негативное отношение к школе, школьнаядезадаптация.

Такие дети испытывают серьезные трудности в обучении: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в которой для них невыносимо. Маленькие дети (5-6 лет) часто плачут, просятся домой. В других случаях ученики могут проявлять агрессию, отказываться выполнять задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных школьников отмечаются нервно-психические нарушения. Рисунки таких детей, как правило, не соответствуют предложенной школьной теме, а отражают индивидуальные пристрастия ребенка.

 

 


Информация о работе Социально-психологическая адаптация детей младшего школьного возраста в ОУ