Социально-психологическая сущность человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 13:22, контрольная работа

Краткое описание

Цель работы - рассмотреть социально-психологическую сущность человека.
Для этого необходимо дать общее понятие «сущности»; выявить особенности человека как социального и психологического существа; раскрыть сущность человеческой деятельности, охарактеризовать социально-психологические особенности, свойства и качества личности их многообразие, а также рассмотреть основные потребности человека.

Содержание

Введение……………………………………………………………….3
1 Сущность человека …………………………………………………4
1.1 Понятие сущности………………………………..………….4
1.2 Сущность и личность человека……………………………..4
2 Социально-психологическая сущность человека…………………6
2.1 Социальная сущность человека……………………………..6
2.2 Психологическая сущность человека……………………...11
3 Социально-психологические особенности человека…………….13
3.1 Социально-психологические качества личности…………13
3.2 Социально-психологические свойства личности…………14
3.3 Классификация типов личностей и уровней ее развития...15
3.4 Социально-психологические способности человека……..19
4 Основные потребности человека…………………………………22
Заключение…………………………………………………………....24
Список использованных источников………………………………..25

Вложенные файлы: 1 файл

КОНТР.РАБ. Психология управления.doc

— 133.50 Кб (Скачать файл)


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное  учреждение

высшего профессионального образования

«Забайкальский  государственный университет»

(ФГБОУ  ВПО «ЗабГУ»)

Факультет экономики и управления

Кафедра менеджмента

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

 

по дисциплине: «Психологии управления»

на тему: «Социально-психологическая  сущность человека»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил: гр. МН-10

Григорян М.Г.

Проверил: к.т.н. доцент

Закиева Н.И.

 

 

 

 

Чита

               2011

Содержание

Введение……………………………………………………………….3 
1 Сущность человека …………………………………………………4

    1.1 Понятие сущности………………………………..………….4

    1.2 Сущность и личность человека……………………………..4

2 Социально-психологическая сущность человека…………………6

        2.1 Социальная сущность человека……………………………..6

       2.2 Психологическая сущность человека……………………...11

3 Социально-психологические особенности человека…………….13

        3.1 Социально-психологические качества личности…………13

        3.2 Социально-психологические свойства личности…………14

        3.3 Классификация типов личностей и уровней ее развития...15

       3.4 Социально-психологические способности человека……..19

4 Основные потребности человека…………………………………22

Заключение…………………………………………………………....24 
Список использованных источников………………………………..25

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

Понятие «сущности человека» многопланово. Человеческая сущность является объектом изучения многих наук: философии, социологии, психологии, этики, эстетики, педагогики и так далее. Каждая из этих наук изучает сущность в своем специфическом аспекте.

Издавна люди замечали зависимость своего поведения от социального окружения и от собственной психики, это побуждало их приспосабливаться к условиям жизни и одновременно проявлять способность к свободному выбору и к понятию своей сущности. В истории психологии такое сочетание психики и внешних воздействий и побуждений зафиксировано в многочисленных теоретических концепциях по изучению проблемы соотношения «индивидуального» и «социального» в личности, которое основывается на философских принципах, психологических исследованиях - от антропологических, по которым человек прежде биологическое существо, что и определяет ее роль и место в социуме, к таким, которые за основу берут приоритет социальной среды в становлении и развитии личности.

Цель работы - рассмотреть  социально-психологическую сущность человека.

Для этого необходимо дать общее понятие «сущности»; выявить особенности человека как социального и психологического существа; раскрыть сущность человеческой деятельности, охарактеризовать социально-психологические особенности, свойства и качества личности их многообразие, а также рассмотреть основные потребности человека.

Работа состоит из введения, основной части, заключения и списка используемой литературы.

 

 

 

 

 

 

1 Сущность  человека

 

1.1 Понятие сущности

Сущность  — это внутреннее содержание, свойства, открываемые, познаваемые в явлениях, то постоянное, что сохраняется в явлении при различных его вариациях, в том числе и временных, сердцевина бытия. Сущность обычно трактуется либо в метафизической, либо в логической плоскости. В метафизике, особенно в томистской, сущность (эссенция) есть источник или основание существования (экзистенции). Синонимами слова сущность часто являются слова идея, назначение, функция. В логике сущность (как существенный признак — лат. essentialia constitutiva) — это неотъемлемое качество, без которого предмет невозможно мыслить. Сущность предмета выражается в его определении.

Сущность выявляется ответом на вопрос: «Что есть сущее?», который следует отличать от вопроса о бытии: «Есть ли?» Данная постановка вопроса позволила экзистенциалистам утверждать, что человек лишён сущности или не определяем ею, поскольку он не «что», а «кто».

 

1.2 Сущность и личность  человека

Мы принимаем решения  в своей жизни каждый день. Иногда очень важные, кардинально меняющие нашу жизнь, иногда неважные, ежедневные. Часто решения, которые мы принимаем, являются не нашим личным выбором. Это  не выбор нашей сущности. Эти решения  продиктованы нашим воспитанием, общепринятыми нормами и правилами.

В каждом человеке присутствуют две части – сущность и личность. Сущность человека отвечает за его  личный выбор. Личность, то, что приобретено  в течение жизни. Это то, чему он научился, это ощущения и впечатления, которые остались в памяти. Когда мы думаем и принимаем решения от ума – действует наша личность. Когда мы уверенно чувствуем нечто интуитивно, срабатывает наша сущность. Чаще всего опыт личности и опыт сущности в жизни человека смешаны, и большинство людей не различают, где одно, а где другое.

Маленькие дети являются воплощением сущности, в них еще  нет личности. Они выражают только свои чувства, что им нравиться, а  что нет. По мере взросления личность растет и практически затмевает  сущность человека. Сущность человека, это его истинное «Я».

Понятие человеческого  «Я» очень многогранно. Сюда можно  отнести личные характеристики, которые  человек перенял по наследству от родителей. Например, скромность, упорство, любопытство. Отчасти это характер человека в его первоначальном виде, до того, как на него наложат отпечаток воспитание и общество.

Оглянувшись вокруг можно  понять, что большинство людей  потеряли свою сущность, осталась только личность, навязанные стереотипы и  даже эмоции уже относятся к личности. Мы отошли от сущности. Именно поэтому нам так сложно иногда делать выбор, решиться на что-то, мы не чувствуем свою сущность.

 Но свою сущность  можно вернуть. Для этого необходимо  работать над собой, заниматься  самопознанием и главное саморазвитием. Учиться не подстраиваться под нормы. Конечно, нормы приличия соблюдать необходимо, мы ведь цивилизованные люди. Важно научиться делать выбор максимально близкий к пожеланиям вашей сущности. Истинный выбор. Разумный выбор.

Результатом станет умение отличать подлинное от ложного, сущность от личности.  

 

 

 

 

 

2 Cоциально-психологическая сущность человека

 

2.1 Социальная сущность  человека

Все многообразие общественных явлений представляет в своей  сущности тот или иной вид социальной деятельности людей. Именно человеческая деятельность представляет собой как бы скрытую тайную сущность, первооснову, субстанцию всего социального. Современная наука видит в социальной деятельности исходный пункт всей сложной системы общественных отношений, средство интеграции различных областей социального знания. Деятельность человека всегда осуществляется им внутри совокупности общественных отношений.

То, что деятельность - эта специфически человеческая целенаправленная активность, развивающаяся во времени, социальна, то есть. вызывается общественно значимыми целями, подчинена общественным нормам и корректируется ими, конституируется общественными средствами и орудиями аксиома, в равной мере относящаяся к любой деятельности, от деятельности человечества в его историческом развитии до любого действия отдельного индивида.

Все в деятельности ее предпосылки, средства, результаты, сам  процесс деятельности - социально  и все социальное воплощено в  деятельности: в ее предпосылках, средствах, продуктах, в самом процессе деятельности.

Таким образом, социальность - сумма связей, совокупность или система отношений, возникающих из совместной жизни людей, воспроизводимых и трансформируемых их деятельностью.

Человек находится в  универсальной связи с природным  и социальным миром. Всю полноту своих разнообразных связей с природой, другими людьми, с общественными структурами и институтами человек реализует через деятельность. Именно в практически-предметной и познавательной деятельности человек выступает во всей целостности своего существа, в ней, в ее конкретных формах реализуется единство телесного и духовного, материального и идеального, идеалов и действительности.

Деятельность представляет собой специфически человеческую форму  активного отношения к окружающему  миру, его целесообразное изменение и преобразование.

В структуре деятельности выделяют множество компонентов.

Действующее лицо мы называем субъектом деятельности, а объектом - то, на что она направлена. Содержание понятия «субъект» охватывает все  социально значимые качества человека: разум, нравственность, совесть, духовность и другие.

Деятельность человека имеет осознанно целесообразный характер. Причем сознательное определение  цели деятельности (функция целеполагания) присуща только людям. Следовательно, в начале любой деятельности лежит цель - образ её предвосхищаемого результата в человеческом сознании, на достижение которого направлена деятельность. В соответствии с целью человек выбирает средства её достижения - приемы, способы действий, орудия, приспособленные для осуществления деятельности. Несоответствие цели и средств или постановка недостижимых целей становятся главной причиной неудач и трагедий. Полученный результат - это ещё один важный элемент деятельности: результат воплощает задуманное, соответствует поставленной цели.

Деятельность складывается из отдельных действий, которые отличаются кратковременностью и включённостью в более широкие процессы, подчинённостью своих целей другим, более важным. Сознательное действие, направленное на достижение общественно значимой цели называют поступком. Из них окружающие делают вывод о поведении человека - наблюдаемой активности, внешнем проявлении его деятельности, её «лицевой» стороне, обращённой к другим людям. В анализе любой деятельности важно понимать её скрытые или явные пружины. Причиной любой человеческой активности является та или иная потребность - ощущаемая человеком нужда в том, что необходимо для его жизни и личностного развития.

Осознанная потребность  становится мотивом - осмысленным побудителем  действия, его «двигателем».

Стремления к созданию или сохранению неких общественных отношений, обеспечивающих удовлетворение различных потребностей, мы называем интересами. Сколько групп в обществе - столько интересов. Мотивами деятельности могут быть и идеальные убеждения - устойчивые взгляды на мир, принципы, которые человек стремится воплотить в своих поступках. Отношение к конкретному социальному объекту, определяющее намерения человека на его счёт, является социальной установкой. Только в начале XX века З.Фрейд установил, какое большое значение играют в человеческой деятельности неосознанные влечения, основанные на биологических инстинктах и вытесненные в подсознание.

Все виды деятельности можно разделить  на две группы: к первой относят  практическую, в том числе материально-производственную и социально-преобразовательную; ко второй - духовную (познавательную, ценностно-ориентировочную и прогностическую). В различные виды деятельности выделяют трудовую, образовательную, творческую, политическую, досуговую, рекреационную и многие другие, однако все классификации довольно условны. Заметим также, что любая деятельность может быть как созидательной, так и разрушительной. Рассмотрим многообразие видов деятельности.

1) В зависимости от  особенностей отношения к окружающему  миру: 

а) Духовная (связана с изменением сознания людей);

б) Практическая (направленная на преобразование объектов природы и общества);

в) Познавательная (отражает действительность в художественной и научной форме);

г) Материально-производственная (преобразование природы);

д) Ценностно-ориентированная (формирует мировоззрение);

е) Социально-преобразовательная (преобразование общества);

ж) Прогностическая (планирование результатов).

2) В зависимости от  сфер общественной жизни:  

а)экономическая;  

б)политическая; 

в)социальная; 

г)духовная.

3) В зависимости от  общекультурных ценностей и социальных  норм:  

а)законная;

б)моральная; 

в)аморальная.

4) В соотношении с  ходом истории: 

а)прогрессивная; 

б)регрессивная.

5) В зависимости от  потенциала нового:   

а)инновационная; 

б)творческая; 

в)изобретательская; 

г)трудовая;

д)игра.

6) Формы деятельности:  

а)коллективная; 

б)массовая; 

в)индивидуальная.

Интересной является творческая деятельность, результатом  которой становится рождение чего-либо принципиально нового, никогда не существовавшего. Нестандартность возникшей задачи подталкивает человека к творчеству, воображение и фантазия помогают смоделировать будущий процесс, предвидеть результат. Развитие творческой деятельности является условием успеха любого общества. Ничто так не развивает творческие способности, как игры. У животных игра служит формой освоения необходимых в жизни навыков. Условность игры облегчает этот процесс. Неотъемлемой частью игры является исполнение каких-либо ролей, отождествление человека с каким-либо образом, использование различных символов. Детские игры (манипуляции с предметами, сюжетно-ролевые, подвижные, обучающие) сменяются у взрослых спортивными состязаниями и художественным творчеством. Игра сродни искусству (или науке) как способ условного моделирования действительности. Но если в игре важен процесс, а не результат, то противоположным видом деятельности в этом смысле является труд - он всегда направлен на достижение практически полезного результата. Здесь так же важен элемент творчества, хотя чаще под этим словом подразумевают нечто монотонное и неинтересное, требующее волевого усилия. Трудовая деятельность изменяет не только окружающий человека мир, но и его самого, способствуя закреплению новых навыков и знаний, меняя характер и отношение к жизни. Трудовая деятельность служит фундаментом самого существования общества.

Информация о работе Социально-психологическая сущность человека