Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2014 в 11:36, курсовая работа
Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года предусматривает дальнейшее развитие наказаний, альтернативных лишению свободы. В этой связи предполагается придание деятельности уголовно-исполнительных инспекций (УИИ) социальной направленности, предусматривающей ресоциализацию осужденных в тесном сотрудничестве с институтами гражданского общества. Наиболее остро сегодня стоит вопрос социально-психологической и воспитательной работы с несовершеннолетними осужденными
Введение…………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. Понятие, правовая природа условного осуждения и его место в системе мер уголовно-правового характера
§1.1 Понятие и юридическая природа условного осуждения………..5
§1.2 Основания и условия применения условного осуждения. Испытательный срок и его значение…………………………………………..11
§1.3 Обязанности, возлагаемые на условно осужденного в течение испытательного срока………………………………………………………….23
Глава 2. Социально-психологические технологии работы с условно-осужденными
§2.1. Социально-психологические технологии работы с условно-осужденными…………………………………………………………………….27
§2.2. Социально-психологические технологии работы с условно-осужденными женщинами, несовершеннолетними, семьями…..………….30
Заключение…………………………………………….…………….....40
Список использованной литературы………………………………..44
Вывод: Социально-психологическая работа с женщинами, осужденными к наказаниям без изоляции от общества, - ключевой структурный компонент технологии социального сопровождения осужденных в УИИ, который – пока недостаточно упорядочен (не имеет системы) и технологически слабо оснащен. Это означает, что социально-психологический подход к социальной реабилитации осужденных женщин в УИИ находится в стадии становления. УИИ также может выступить «заказчиком» социально-психологических услуг для женщин, осужденных к наказаниям без изоляции от общества. В свою очередь социальные службы могут предоставить осужденным женщинам такие виды социально-психологических услуг, как диагностика, коррекция, профилактика, консультирование, тренинг, психотерапия, патронаж.
Женщины, осужденные к наказаниям без изоляции от общества, могут получать социально-психологическую помощь, работая над изменением своего социального положения индивидуально, привлекая к работе значимых членов своей семьи или близких людей (коррекция межличностных отношений в диаде), участвуя в групповой работе (оказание социально-психологической помощи семье осужденной женщины, женские проблемно ориентированные группы).
§2.2.3. Социально-психологические технологии с семьями
«Технология наблюдения семьи и контекстового семейного консультирования – основаны на психоанализе, теории семейных систем М. Боуэна и психологии (Б. Хеллингер, А. Шутцебергер, Винцент де Гольджак, У. Франке и др.). Она выстраивается как процесс наблюдения эмоциональных феноменов, проявляющихся в семье. Метод наблюдения в этой модели понимается как инструмент помощи посредством сообщения членами семьи информации психологу, искренний рассказ о себе.
Осуществить задачу наблюдения семьи может участливый, дружелюбный, непринужденный, спокойный, социализированный, объективный, не отягощенный нерешенными эмоциональными проблемами своей генетической семьи психолог. Специальные методики или психологические техники в этой технологии не имеют определяющего значения. При наблюдении семьи психолог должен вести себя как независимая, дифференцированная личность, избегать искушения быть втянутым в триангуляционные процессы, сохранять доброжелательную объективность, которая способствует дифференциации членов семьи. Его задача - объяснять факты и стимулировать мышление консультируемых»31.
Такими фактами являются баланс обязанностей (долгов) и прав (прав вернуть себе долги), который формируется через принятие и лучшее или худшее выполнение ролей, предлагаемых родительской семьей. В этом балансе обязанностей и прав фундаментом развития и личности, и семьи становится доверие. Задолженность нельзя погасить сразу, поэтому нужно доверие, чтобы заимодавец согласился ждать, пока должник вернет долг.
«Дисбаланс обязанностей и прав нарастает, когда член семьи начинает копить свои заслуги, чтобы предъявить более солидный счет, но он не всегда предъявляется должнику. Однако долг можно получить только от должника, а не от других лиц, поэтому перенос неразрешенных проблем этого баланса из родительской семьи в новую семью не даст положительного результата. Особо острые проблемы возникают тогда, когда долги других людей предъявлятся детям, - возникает опасность растратить внутренние ресурсы ребенка. Если это случается, то он вынужден покинуть систему семьи, например, убежать из дому, пораниться, заболеть психосоматической болезнью и т. п., чтобы восстановить баланс.
Стратегия контекстовой психологической помощи семье нацелена на восстановление баланса и углубление искренности. Психолог предлагает членам семьи оценивать факты с различных точек зрения, в особенности с позиции того, кто отсутствует на встрече, чтобы сопоставить контексты, приобретенные супругами в генетической семье. Это помогает избавиться от иллюзии, что один из членов семьи является «монстром», виновником всех семейных трудностей. Психологу важно, стимулируя процесс дифференциации членов семьи, обеспечить эффект «возвращения домой», когда истоки сегодняшних проблем консультируемых обнаруживаются ими в их генетических семьях. Контекстовое консультирование семьи может осуществляться как цикл встреч в зависимости от согласия семьи и консультанта. Оно не является индивидуальным, тем не менее, допускается возможность оказывать такую помощь и одной женщине. В таких случаях психолог берет на себя роли других членов семьи, даже если они из предшествующих поколений, и побуждает клиентку размышлять о перспективах других»32.
Вывод: Технология наблюдения семьи и контекстового семейного консультирования – основаны на психоанализе, теории семейных систем М. Боуэна и психологии (Б. Хеллингер, А. Шутцебергер, Винцент де Гольджак, У. Франке и др.). Она выстраивается как процесс наблюдения эмоциональных феноменов, проявляющихся в семье. Метод наблюдения в этой модели понимается как инструмент помощи посредством сообщения членами семьи информации психологу, искренний рассказ о себе.
Стратегия контекстовой психологической помощи семье нацелена на восстановление баланса и углубление искренности. Психолог предлагает членам семьи оценивать факты с различных точек зрения, в особенности с позиции того, кто отсутствует на встрече, чтобы сопоставить контексты, приобретенные супругами в генетической семье. Это помогает избавиться от иллюзии, что один из членов семьи является «монстром», виновником всех семейных трудностей. Психологу важно обеспечить эффект «возвращения домой», когда истоки сегодняшних проблем консультируемых обнаруживаются ими в их генетических семьях. Контекстовое консультирование семьи может осуществляться как цикл встреч в зависимости от согласия семьи и консультанта. Оно не является индивидуальным, тем не менее, допускается возможность оказывать такую помощь и одной женщине. В таких случаях психолог берет на себя роли других членов семьи, даже если они из предшествующих поколений, и побуждает клиентку размышлять о перспективах других.
Заключение
Можно определить социально-педагогическую технологию как целенаправленную, наиболее оптимальную социально-педагогическую деятельность (упорядоченную совокупность действий, операций и процедур) по реализации специалистом (специалистами) методов (совокупности методов), средств и приемов, обеспечивающих достижение прогнозируемой цели в работе с одним человеком или с группой в определенных условиях. Подобные технологии создаются на основе специальных теоретических разработок или предшествующего (известного) опыта решения определенных социально-педагогических задач. По своей сущности такие технологии носят прикладной характер. Технологии прикладного характера используются в работе с осужденными. Преступность во все времена расценивалась как социальное зло, и никогда не ставилась под сомнение необходимость борьбы с фактами преступных проявлений.
Для осужденных, приговорённых к наказаниям без изоляции от общества и являющихся объектом воспитательного воздействия в целях исправления, могут использоваться стимулирующие социально-педагогические технологии. Суть стимулирующих социально-педагогических технологий исправления осужденных состоит в том, что они должны устанавливать четкую зависимость реализации возникающих у осужденных потребностей и желаний от их правопослушного поведения. При организации стимулирования поведения осужденных необходимо также учитывать их потребностную мотивацию, выраженную в таких формах направленности личности, как влечение, желание и стремление, в целях формирования у них в дальнейшем идеала, мировоззрения и убеждения, в основе которых тоже присутствуют потребности, но более высокого уровня - социального, духовного и нравственного.
Социальное сопровождение несовершеннолетних правонарушителей с позиции социально-психологического подхода может включать в себя следующие виды услуг и соответствующие им социально-психологические технологии и методы их реализации:
- социально-психологическое
и психологическое
- психологическая диагностика и обследование личности;
- психологическая коррекция;
- психотерапевтическая помощь;
- социально-психологический патронаж;
- психологические тренинги;
- проведение занятий в группах взаимоподдержки, клубах общения;
- экстренная психологическая (в т.ч. по телефону) и медико-психологическая помощь;
- оказание психологической
Социально-психологическая работа с женщинами, осужденными к наказаниям без изоляции от общества, - ключевой структурный компонент технологии социального сопровождения осужденных в УИИ, который – пока недостаточно упорядочен (не имеет системы) и технологически слабо оснащен. Это означает, что социально-психологический подход к социальной реабилитации осужденных женщин в УИИ находится в стадии становления. УИИ также может выступить «заказчиком» социально-психологических услуг для женщин, осужденных к наказаниям без изоляции от общества. В свою очередь социальные службы могут предоставить осужденным женщинам такие виды социально-психологических услуг, как диагностика, коррекция, профилактика, консультирование, тренинг, психотерапия, патронаж.
Женщины, осужденные к наказаниям без изоляции от общества, могут получать социально-психологическую помощь, работая над изменением своего социального положения индивидуально, привлекая к работе значимых членов своей семьи или близких людей (коррекция межличностных отношений в диаде), участвуя в групповой работе (оказание социально-психологической помощи семье осужденной женщины, женские проблемно ориентированные группы).
Технология
наблюдения семьи и
Стратегия контекстовой психологической помощи семье нацелена на восстановление баланса и углубление искренности. Психолог предлагает членам семьи оценивать факты с различных точек зрения, в особенности с позиции того, кто отсутствует на встрече, чтобы сопоставить контексты, приобретенные супругами в генетической семье. Это помогает избавиться от иллюзии, что один из членов семьи является «монстром», виновником всех семейных трудностей. Психологу важно обеспечить эффект «возвращения домой», когда истоки сегодняшних проблем консультируемых обнаруживаются ими в их генетических семьях. Контекстовое консультирование семьи может осуществляться как цикл встреч в зависимости от согласия семьи и консультанта. Оно не является индивидуальным, тем не менее, допускается возможность оказывать такую помощь и одной женщине. В таких случаях психолог берет на себя роли других членов семьи, даже если они из предшествующих поколений, и побуждает клиентку размышлять о перспективах других.
Список использованной литературы
Нормативно правовые акты:
Информация о работе Социально-психологические технологии работы с условно осуждёнными в УИИ