Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2012 в 10:37, курсовая работа
Цель: на основе анализа литературы по теме исследования, показать необходимость социально – педагогической деятельности по адаптации первоклассников к школе.
Задачи:
1. Выявить сущность исследуемого понятия «адаптация» в результате изучения педагогической и методической литературы.
2. Рассмотреть различные виды деятельности педагога деятельности педагога – психолога по адаптации первоклассников.
3. Изучить возможность использования деятельности педагога – психолога по адаптации первоклассников к условиям общеобразовательной школы.
4. Провести диагностику адаптации первоклассников на конкретном классе.
5. Составить рекомендации педагогу и родителям детей с низкой и средней адаптацией.
2. Проведение групповых
и индивидуальных консультаций
родителей будущих
3. Групповая консультация
педагогов будущих
4. Проведение психолого-
Второй этап – первичная
адаптация детей в школе. Без
преувеличения его можно
1. Проведение консультативной
и просветительской работы с
родителями первоклассников,
2. Проведение групповых
и индивидуальных консультаций
педагогов по выработке
3. Организация методической
работы педагогов,
4. Организация педагогической поддержки школьников.
Такая работа проводится как правило воспитателями, педагогами во внеурочное время. Основной формой её проведения являются различные игры. Подобранные и проводимые в определённой логике они помогают детям быстрее узнать друг друга, настроиться на предъявляемую школой систему требований, снять чрезмерное психическое напряжение и др.
5. Организация групповой
развивающей работы с детьми,
направленная на повышение
6. Аналитическая работа, направленная
на осмысление итогов
Третий этап – психолого-педагогическая работа со школьниками, испытывающими трудности в школьной адаптации. Работа в этом направлении осуществляется в течение второго полугодия первого класса и предполагает следующее:
1. Проведение психолого-
2. Индивидуальное и групповое
консультирование и
3. Просвещение и
4. Организация педагогической
помощи детям, испытывающим
Здесь же – методическая работа педагогов, направленная на анализ содержания и методики преподавания различных предметов. Цель такого анализа – выявить и устранить те моменты в учебном процессе, стиле общения с детьми, которые могут провоцировать различные школьные трудности.
5. Организация групповой психокоррекционной работы со школьниками, испытывающими трудности в обучении и поведении.
6. Аналитическая работа, направленная
на осмысление результатов
Более подробно рассмотрим каждый из выше указанных этапов.
1. Поступление ребёнка в школу.
Первая задача – выявить уровень его готовности к школьному обучению и те индивидуальные особенности, общения, поведения, которые необходимо учесть в процессе обучения и общения в школьной среде.
Вторая задача – по возможности скомпенсировать, устранить, восполнить пробелы, то есть повысить уровень школьной готовности к моменту прихода в первый класс.
Третья – продумать стратегию и тактику обучения ребёнка с учётом выявленных особенностей и возможностей. В соответствии с этим можно выделить и основные направления работы: психолого-педагогическая диагностика; консультирование и просвещение родителей; консультирование педагогов по вопросам комплектования класса и обучения отдельных учеников.
В настоящее время проблема
школьной готовности глубоко проработана
в отечественной педагогической
и психологической литературе. Готовность
к школе – сложный целостный
феномен, характеризующий
Среди её различных психологических параметров наибольшее значение имеют когнитивная готовность – сформированность важнейших познавательных процессов и навыков, позволяющих успешно осуществлять необходимую первокласснику умственную учебную деятельность, мотивационная готовность – сформированность внутренней позиции школьника, социальная готовность – способность занять социально одобряемую и продуктивную позицию в общении с педагогом и одноклассниками.
2. Первичная адаптация ребёнка в школе.
Как уже говорилось выше, термином "первичная адаптация" обозначается период, длящийся ориентировочно первое полугодие обучения в школе. Именно на этот период приходится основная работа педагогического коллектива, психологов, родителей школьников, направленная на быстрейшее привыкание детей к школе, приспособление к ней как среде своего развития и жизнедеятельности. Психолого-педагогическое сопровождение в этот период руководствуется следующими задачами:
Соответственно выделяются и основные направления работы:
1. Консультирование и
2. Консультирование и
3. Педагогическая развивающая
работа по социально-
4. Психологическая развивающая работа по повышению уровня школьной готовности.
5. Методическая педагогическая
работа по анализу и
Педагогическая поддержка первоклассников в период первичной адаптации.
Педагогическая поддержка – помощь учащимся в преодалении того или иного препятствия, трудности, ориентируясь на имеющиеся у него реальные и потенциальные возможности и способности, развивая потребность в успешности самостоятельных действий [2, c. 56- 60].
Одним из условий адаптации первоклассника в школе выступает отношение социальной среды ребёнка к его успехам и неудачам, где ведущая роль принадлежит учителю. С помощью игровых методов развивающего и психокоррекционного характера учитель может помочь ребёнку в успешной адаптации. Игра – важнейшее средство включения детей в учебную деятельность, способ обеспечения эмоционального отклика на воспитательные воздействия и нормальных (без перегрузок) условий жизнедеятельности.
Рекомендуется применять следующие игровые методы и упражнения: психофизические упражнения и игры, способствующие снятию мышечных зажимов, эмоционального напряжения, переключению внимания, повышению работоспособности; подвижные игры и игры, развивающие "комплекс произвольности", которые пробуждают активность ребёнка, его сообразительность, ловкость, быстроту реакции, дисциплинируют, сплачивают играющих; игры – драматизации, психокоррекционные упражнения для работы с детскими страхами, отрицательными эмоциональными состояниями и переживаниями, развивающие воображение, фантазию, способность к эмпатии, выразительность мимики и движений.
Все указанные выше игровые методы и упражнения можно использовать как во время уроков, на переменах, прогулках, так и на специально организованных занятиях.
Перемены и прогулки целесообразно заполнять подвижными играми.
Тематическое рисование
хорошо сочетается с мимическими
и пантомимическими упражнениями. При
чередовании изобразительной
Психологическая развивающая работа на этапе первичной адаптации первоклассников.
Цель развивающей деятельности на данном этапе обучения в общем виде – создание социально-психологических условий для успешной адаптации первоклассников к ситуации школьного обучения. Достижение этой цели может быть достигнуто в процессе реализации следующих задач:
1. Развитие у детей когнитивных
умений и способностей, необходимых
для успешного обучения в
2. Развитие у детей социальных
и коммуникативных умений, необходимых
для установления
3. Формирование устойчивой
учебной мотивации на фоне
позитивной Я – концепции
Очевидно, что эти задачи
должны рассматриваться в
Возможны две формы
организации развивающей
Начало развивающей работы с первоклассниками на этапе адаптации приходится ориентировочно на конец октября – начало ноября.
Методическая работа педагогов
в первом классе строится на основе
системы психолого-
Первое - анализ и переработка
существующих учебных программ с
точки зрения содержания данных требований
и результатов психолого-
Второе – оказание психолого-педагогической помощи отдельным школьникам. Это направление работы разворачивается по итогам диагностик уровня адаптации первоклассников.
Школьные трудности периода адаптации.
Во втором полугодии первого класса разворачивается работа, направленная прежде всего на выявление группы детей, испытывающих различные трудности в обучении, поведении или самочувствии в школьных ситуациях, и оказание им необходимой помощи. Кроме того, осуществляется серьёзная методическая работа педагогов по совершенствованию процесса и
содержания преподавания
с учётом результатов психолого-
1. Определение уровня школьной адаптации первоклассников.
2. Создание психолого-
Деятельность педагогов и психологов разворачивается в следующих направлениях:
1. Психолого-педагогическая
диагностика уровня и
2. Проведение психолого-
3. Проведение просветительской
и консультативной работы с
родителями, индивидуальное
4. Организация педагогической
помощи школьника,
5. Организация социально-
Цель диагностической работы на данном этапе может быть определена как получение необходимой информации о психолого-педагогическом статусе первоклассников для предупреждения и преодоления трудностей периода адаптации к школьному обучению. Для достижения этой цели необходимо решать следующие задачи: