Специфика и особенности взаимоотношений подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 21:03, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является рассмотрение различных точек зрения на специфику и особенности взаимоотношений подростков.
Объектом исследования является изучение взаимоотношений как психологической категории.
Предметом исследования являются особенности взаимоотношений в подростковом возрасте.
Задачи курсовой работы:
1.Изучение особенностей референтных взаимоотношений подростков.
2.Изучение социометрического метода исследования взаимоотношений.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………..…....3
ГЛАВА 1. ХАРАКТЕРИСТИКА ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ПОДРОСТКОВ.………………........................................................................5
Потребность в общении как фактор развития взаимоотношений
в подростковом возрасте……...………………………………...….....5
Особенности взаимоотношений подростков в школьном
коллективе………………………………………………………...…...7
Взаимоотношение со сверстниками противоположного пола. Любовь………………………………………………………….….......9
Дружба в подростковом возрасте..……………………….................12
Общие выводы…………………………………………………………….....17
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ДЕТЕЙ………….….....18
2.1. Организация исследования взаимоотношений. Характеристика
социометрической методики……………………………….….........18
2.2. Особенности взаимоотношений в подростковом возрасте.…........20
Общие выводы……………………………………………………..…...…....24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………….…….….25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…

Вложенные файлы: 1 файл

ОГЛАВЛЕНИЕ.docx

— 60.27 Кб (Скачать файл)

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………..…....3

ГЛАВА 1. ХАРАКТЕРИСТИКА ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ПОДРОСТКОВ.………………........................................................................5

    1. Потребность в общении как фактор развития взаимоотношений

в подростковом возрасте……...………………………………...….....5

    1. Особенности взаимоотношений подростков в школьном

коллективе………………………………………………………...…...7

    1. Взаимоотношение со сверстниками противоположного пола. Любовь………………………………………………………….….......9
    2. Дружба в подростковом возрасте..……………………….................12

Общие выводы…………………………………………………………….....17

ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ДЕТЕЙ………….….....18

2.1.     Организация исследования взаимоотношений.  Характеристика

           социометрической методики……………………………….….........18

2.2.     Особенности взаимоотношений в  подростковом возрасте.…........20

Общие выводы……………………………………………………..…...…....24

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………….…….….25

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………….....27

ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………......28

ВВЕДЕНИЕ

Проблемы молодёжи всегда приковывали  внимание воспитателей, но   особенно актуальными они стали в последнее  время. Повышение уровня образованности и материального благосостояния членов нашего общества    расширило  возможности развития и удовлетворения духовных и материальных потребностей подрастающего поколения, но сделало  более сложным формирование желаний  и стремлений. 

Благодаря массовым, СМИ расширились  границы восприятия и понимания  мира. В потоке современной информации подростку становится всё труднее  разобраться в чём - то самостоятельно и глубоко, поэтому нередко им начинает восприниматься только развлекательное, не требующее интеллектуального  напряжения. Такие подростки часами сидят перед телевизором или  компьютером и т. д. Это ведет  к постепенной утрате способности  к самоорганизации и самоуправлению, решению трудных задач учебной деятельности. Такие подростки идут по линии наименьшего сопротивления, удовлетворяются приятным сиюминутными переживаниями, не прогнозируя своё будущее. Подросток психологически попадает в зависимость от предметного мира как ценности человеческого бытия. Приобретая вещи в личностное владение, он обретает ценность в собственных глазах и в глазах сверстников. Для подростка становится значимым обладание определённым набором вещей, что бы поддерживать своё чувство личности.

Данная курсовая работа посвящена  изучению специфики и особенностей взаимоотношений подростков со сверстниками. Актуальность темы заключается в том, что изучение специфики и особенностей взаимоотношений подростков очень важна в возрастной психологии.

Взаимоотношение в подростковом возрасте претерпевает значительный качественный перелом по сравнению с взаимоотношением младших школьников. Первостепенное значение приобретает взаимоотношение со сверстниками. Общаясь с друзьями, младшие подростки активно осваивают нормы, цели, средства социального поведения, вырабатывают критерии оценки себя и других, активно, самостоятельно занимаются самовоспитанием.

С помощью конкретных знаний можно  разрешить сложные проблемы и  конфликты, которые возникают с  детьми подросткового возраста. Углубленное  изучение данной темы необходимо для  того, чтобы получать новые знания и находить нетрадиционные способы  решения конфликтных ситуаций между  подростками и сверстниками.

Целью курсовой работы является рассмотрение различных точек зрения на специфику и особенности взаимоотношений подростков.

Объектом исследования является изучение взаимоотношений как психологической категории.

Предметом исследования являются особенности взаимоотношений в подростковом возрасте.

Задачи курсовой работы:

1.Изучение особенностей референтных взаимоотношений подростков.

2.Изучение социометрического метода исследования взаимоотношений.

Практическая значимость курсовой работы заключается в возможности  использования данного материала  в процессе преподавания возрастной психологии как учебной дисциплины.

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ХАРАКТЕРИСТИКА ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ПОДРОСТКОВ.

 

1.1. Потребность в общении как фактор развития взаимоотношений в подростковом возрасте.

 

Что сплачивает людей в группу, что заставляет их сближаться? Иными словами, какова внутренняя психологическая причина  того, что люди вступают между собой  в личный эмоционально насыщенный контакт? Такой внутренней основой личных взаимоотношений между людьми является потребность в общении.

Потребность в  общении – одна из основных социальных потребностей. Возникает она на самых  ранних этапах человеческой жизни, а  некоторые психологи даже считают  ее врожденной и связывают с ней  почти все другие общественные проявления человека.

В настоящее  время можно сказать, потребность  в общении  является действительно  врожденной. Точно установлено, что  возникает она и ясно проявляется  уже в первые месяцы жизни ребенка. Почвой для ее развития, как говорил  Л.С. Выгодский, является то, что любая потребность младенца становится потребностью в другом человеке.

Постепенно  потребность в общении заставляет ребенка искать эмоционального контакта не только со взрослыми, но и со сверстниками, с другими детьми.

С возрастом  потребность в общении расширяется  и углубляется как по формам, так  и по содержанию. С того момента, как ребенок попадает в группу сверстников, его индивидуальное развитие уже нельзя рассматривать и изучать  вне взаимоотношений с другими  членами группы. Именно здесь на основе опыта общения со сверстниками закладываются основы нравственных качеств личности. Изучение взаимоотношений в группе сверстников проведенное в русле социометрии, показало, что между детьми существуют сложные отношения, которые несут на себе отпечаток реальных социальных зависимостей, имеющих место во «взрослом» обществе. [5, 52-54]

Развитие и  углубление потребности в общении  ярко проявляется у дошкольников и в том, что с каждым годом  отношения между ними становятся все более устойчивыми и избирательными. Впервые возникает дружба, изучению которой в настоящее время  уделяется большое внимание. В  начальных классах у ребенка  уже есть стремление занять определенное положение в системе личных отношений  и в структуре коллектива, и  в начальной школе дети зачастую тяжело переживают несоответствие между  притязаниями в этой области и  фактическим состоянием. Но, пожалуй у подростков все эти тенденции проявляются более остро.

«Общение с близким  товарищем –подытоживает Т.В. Драгунова, - выделяется в совершенно особую деятельность подростка. Она существует как самостоятельная деятельность, которая может быть названа деятельностью общения. Предметом этой деятельности является другой человек – товарищ-сверстник как человек. Эта деятельность существует, с одной стороны, в виде поступков подростков по отношению друг к другу, с другой – в форме размышления о поступках товарища и взаимоотношениях с ним». [ 9, 34-35]

Итак, в основе развития взаимоотношений в группе лежит потребность в общении, которая сама претерпевает с возрастом  глубокие изменения. Она удовлетворяется  разными детьми неодинаково. Это  обусловлено тем, что для каждого  человека в группе возникает своя неповторимая ситуация общения, своя микросреда. Каждый член группы занимает особое положение  и в системе личных и в системе  деловых отношений. [5, 57]

 

 

 

 

 

1.2 Особенности взаимоотношений подростков в школьном коллективе

 

Под взаимоотношениями  мы понимаем личностно значимое образное, эмоциональное и интеллектуальное отражение людьми друг друга, которое  представляет собой их внутреннее состояние.

Отрочество, подростковый возраст - период жизни от детства  до юности в традиционной классификации (от 11-12 до 14-15лет). В этот самый короткий по астрономическому времени период подросток проходит великий путь в своём развитии: через внутренние конфликты с самим собой и  с другими, через внешние срывы  и восхождения он может обрести  чувство личности. Однако общество жестоко инициирует его. [7, 48-49]

Известно, что на путь асоциального поведения человек становится обычно в период, когда он ещё не вполне сформировался как гражданин; иными  словами, чаще это происходит именно в подростковом возрасте.

Одной из основных причин того, что  подросток становится на противоправный путь, является разрыв его связей вследствие того, что окружающие, являющиеся для  подростка конкретным его воплощением, оказываются по разным причинам недостаточно для него авторитетными или даже несправедливыми.

Другая причина - недостаточное  чувство собственной принадлежности к обществу. Известно, что начало противоправной деятельности для некоторых  подростков связанно с их запугиванием представителями уголовного мира, с  которыми в той или иной ситуации случайно или неслучайно оказались  в контакте. Именно в этот ответственный  момент решающим оказывается то, в  какой степени подросток осознает себя членом коллектива, общества в  целом, в какой степени он чувствует  за собой их поддержку, в какой  мере он уверен в себе.

Ведь если сопоставить силу общества, всех общественных институтов со всеми  их возможностями с уголовным  миром, то станет ясно, что такое  сопоставление всерьёз даже и  нельзя сделать - настолько это несравнимые  величины. И, тем не менее в сознании отдельных подростков конкретная уголовная группа оказывается сильнее, личностно значимее, чем общество. [15, 32-40]

Многие подростки оказываются  членами уголовных групп против своей воли и желания, и отсюда ясно, что именно социальная незрелость способствует возникновению правонарушений, а не просто отсутствие сформированных понятий о том, что такое «хорошо» и «плохо».

Недостаточная способность к восприятию себя членом коллектива, общества сказывается  преимущественно в подростковом возрасте именно потому, что у подростков и в норме происходит разрыв некоторых  социальных связей, формирование новых  способов самоутверждения, создаются  предпосылки к ухудшению взаимоотношений  с окружающими. Рост самосознания подростка, стремление занять престижное положение  в группе сверстников ставят перед  воспитателем сложные задачи. Ему  надо знать, в какие неофициальные  микрогруппы (в классе, вне школы) включен подросток, какую направленность,( социально отрицательную, социально положительную) и какие ценности имеет данная группа, какая группа для подростка является референтной (образцом на который он ориентируется), кто является вожаком группы и какую роль в ней играет он сам. [14, 60-63]

Престижность группы, как известно, сплошь и рядом ставится подростком выше авторитета родителей и учителей. Поэтому педагогические мероприятия  могут быть действенными только при  учёте первичного круга общения  подростков в малых неофициальных  группах. В группах возникают  своеобразные социально – психологические  феномены: психическая индукция, комформизм, внушаемость, мнение, слухи, подражание и т. д.

Подражает подросток чаще всего  своему более колоритному или  «удачливому» сверстнику, копирует с  него формы поведения, которые по общечеловеческим понятиям могут быть отнюдь не желательными (курение, употребление спиртных напитков, жаргон и т. п.).

Таким образом, группа сверстников  для подростка является той непосредственной микросоциальной средой, без которой он не может обойтись. В группе равных по социальному статусу подростки находят эмоциональный настоящий контакт и понимание, потому что её членов волнуют одни и те же или близкие вопросы. В общении друг с другом они удовлетворяют жажду в интересующей их информации. В группе сверстников подростку представляется возможным утверждаться в своих личностных качествах, в эффективности своей деятельности, сравнивать себя, с себе подобными. [8, 45-48]

Группа во многом диктует подростку  формы поведения и формирует  определенные позиции и отношение  к себе и окружающим.

Поэтому рациональное воспитание подростка  обязывает воспитателя знать  те реальные взаимоотношения, которые  складываются у подростка в неофициальных  и официальных (секциях, кружках  по интересам и т. д.) группах сверстников. Взаимоотношения в группах старших  подростков усложняется не только по содержанию и формам удовлетворения ранее имевшихся потребностей, но и в связи с включением их во взаимоотношения с противоположным  полом, в связи с чем развиваются специфические поло – возрастные поведенческие реакции. Формирующиеся половые влечения, как правило, порождает ряд трудных для подростка задач, и, в частности, усложняется общение. [12, 76-77]

 

1.3. Взаимоотношение со сверстниками противоположного пола. Любовь.

 

Общение – это такое взаимодействие между людьми, в процессе которого развиваются, проявляются и формируются  их межличностные отношения.

 Появляющееся в отрочестве  чувство взрослости толкает подростка  к тому, что  бы, освоить новые  для себя «взрослые» виды взаимоотношений.  Этому естественно, способствуют телесное бурное развитие и, следовательно, идентификация подростка с взрослыми.

Информация о работе Специфика и особенности взаимоотношений подростков