Специфика работы с детьми девиантного поведения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2014 в 15:51, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является анализ психологических причин девиантного поведения подростков, их профилактика и коррекция .
Задачи:
1.Провести анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования девиантного поведения
2.Рассмотреть понятие девиантного поведения через анализ различных подходов
3.Рассмотреть специфику работы с детьми девиантного поведения

Содержание

Введение
1.ГЛАВА ПЕРВАЯ. Теоретические аспекты проблемы девивиантного поведения современных школьников
1.1 Характеристика девиантого поведения детей младшего школьного возраста
2.2 Характеристика подростковых девиаций
Детские виды девиаций
Подростковые девиации
Девиации периода взрослости
2.ГЛАВА ВТОРАЯ .Экспериментальная деятельность по диагностике девиантного поведения подростков на базе 8 Б класса
1.1 Все диагностики
1.2 Своя собственная диагностика
2.Опросник склонности к отклоняющемуся поведению.
Заключение

Вложенные файлы: 1 файл

moya_kursovaya_rabota_12.docx

— 106.36 Кб (Скачать файл)

зывает существующий стиль взаимоотношений внутри

данного структурного образования, только частично обус-

ловленный социальным положением. Значимое место

занимают: во-первых, эмоциональный тон семейных вза-

имоотношений; во-вторых, преобладающий в семье тип

контроля и дисциплины. Кроме того, возможно прогно-

зировать на основании существующего внутрисемейно-

го стиля воспитания стиль межличностных отношений

подростка внутри группы сверстников: авторитарный

стиль семейного воспитания будет способствовать фор-

мированию у подростка альтруизма или авторитарнос-

ти; гиперопека - агрессивности, авторитарности, ре-

же - покорно-застенчивости или сотрудничества; де-

мократичный стиль воспитания - альтруизма и неза-

висимо-доминирующей позиции. Статус. который имеет

подросток в группе сверстников, коррелируется с типом

межличностных отношений внутри семьи: лидирующее

место в группе занимают подростки с независимо-до-

минирующим типом межличностных взаимоотношений;

в референтную группу - сотрудничающий, покорно-за-

стенчевый, альтруистический; в предпочитаемую груп-

пу - альтруистический, агрессивный, авторитарный и

независимо-доминирующий.

Следует отметить, что в группе "пренебрегаемых"

большая часть подростков, у которых в семьях преоб-

ладает авторитарный тип взаимоотношений.

Подростки с типом взаимотношений, "направлен-

ный на людей", входят в референтную и предпочитае-

мую группы.

Таким образом, специфика системы межличностных

взаимоотношений в среде подростков. а также статус-

ное рапределение ролей внутри подростковой группы

определяются стилем семейного воспитания. Кроме того,

демократический стиль семейного воспитания можно

определить как наиболее препочтительный в связи с

тем, что он основан на взаимоуважении и доверии,

способствует развитию коммуникативных навыков,

адаптации личности в обществе.

Кроме деформации семейных отношений, которая

выражается, в частности, в рассмотренном выше внут-

рисемейном стиле общения, к факторам, влияющим

на формирование девиантного поведения у подрос-

тков, относят:

 

¦ социально-экономическое неблагополучие;

 

¦ снижение отвественности учебных заведений за

процесс обучения и отсев несовершеннолетних;

 

¦ влияние средств массовой информации (кино,

радио, телевидение, публицистика); низкопроб-

ная литература, пропагандирующая презрение к

общечеловеческим ценностям, насилие; непроч-

ность межличностных отношений, формирующие

утилитарные цели;

 

¦ разрыв между социально одобряемыми целями и

возможностями их достижения. Разные авторы выделяют свои виды девиаций в под-

ростковом возрасте. В их основе лежат разнообразные

виды поведения, которые на основании социальных

нормативных показателей (например, пол, контекст си-

туации, отношение к ним социального окружения, воз-

можные асоциальные последствия для будущего дан-

ного индивида) признаются отклоняющимися.

 Д. Еникеева выделяет  следующие виды подрост-

ковых девиаций [11, с. 445-459]:

 

1) реакцию отказа - отказ  от общения, игр, при-

    ема пищи, выполнения  домашних обязанностей

    (происходит в  тех случаях, когда родители за-

    прещают общаться  им с подругой/другом или 

    компанией сверстников);

 

2) реакцию протеста (оппозицию) - характери-

    зуется избирательностью  и направленностью; воз-

    никает в ситуациях: конфликтные отношения

    между родителями; наказание, воспринимаемое

    как унизительное  или несправедливое, повышен-

    ные требования  как дома, так и в школе;

 

3) реакцию имитации - стремление  подражать во

    всем кому-либо;

 

4) реакция группирования  со сверстниками -

    участие подростка  в спонтанно созданной группе

    или уже существовавшей (различают асоциаль-

    ные группы  и социально одобряемые, например,

    спортивные секции);

 

5) делинквентное поведение - различные проступ-

    ки, провинности, систематические прогулы

    школьных занятий, нарушение общественных

    норм поведение, но в силу незначительности  про-

    ступков не  влечет уголовного наказания;

 

6) реакция эмансипации - борьба подростка за свою

    самостоятельность, независимость, самоутверж-

    дение;

 

7) побеги из дома, чаще  всего, совершаются как про-

    тест против  несправедливости, из желания "на-

    казать" таким  образом виновного;

 

8) дромомания - склонность  к бродяжничеству -

    неудержимое стремление  к странствиям - рас-

    сматривается  психиатрами как один из вариан-

    тов расстройства  контроля над импульсивными

    побуждениями, но  истинная дромомания встре-

    чается редко;

  

9) реакции увлечения - хобби, в крайних вариан-

    тах принимает  форму патологии;

 

10) реакции компенсации  и гиперкомпенсации -

    возникновение  форм поведений, при помощи ко-

    торых подросток  стремится скрыть, замаскиро-

    вать свои слабые  места;

 

11) реакции, обусловленные  формирующимся сек-

    суальным влечением - онанизм, включая груп-

    повой, раннее  начало половой жизни, беспоря-

    дочные половые  связи;

 

12) малолетняя проституция - как правило, на

    фоне психического  заболевания, не испытывают

    ни удовольствия, ни отвращения, ни стыда от

    сексуальных контактов; внешняя взрослость со-

    четается с  психической инфантильностью, став

    взрослыми, в большинстве  случаев выходят за-

    муж, имеют детей.

 

 Е.В. Змановская рассматривает  виды отклоня-

ющегося поведения не прибегая к делению по воз-

растным подгруппам [13, с. 82-152]

 

1) агрессия - тенденция (стремление), проявля-

    ющаяся в реальном  поведении или фантазирова-

    нии, с целью  подчинения себе других людей  или 

    доминирования  над ними, соотвественно имеет

    две формы - латентную (скрытую) и явную;

 

2) делинквентное - дейсвия  конкретной лично-

    сти, отколоняющиеся  от устновленных в данном

    обществе и  в данное время законов, угрожающие

    благополучию  других людей или социальному

    порядку и уголовно  наказуемые в крайних своих

    прявлениях;

 

3) зависимое - стремление  пологаться на кого-то

    или на что-то  в целях получения удовлетворения

    или адаптации, симбиотическая зависимость;

 

4) суицидальное - осознанные  действия, направля-

    емые представлениями  о лишении себя жизни,

    включают в  себя суицидальные действия (попыт-

    ки и завершение  суицида) и суицидальные про-

    явления (мысли, представления, переживания).

 

 К подростковым девиациям  следует относить:

 

1) суицидальное поведение;

 

2) делинквентный тип поведения;

 

3) реакции группирования;

 

4) "сексуальную распущенность";

 

5) побеги (бродяжничество);

 

6) подростковые адикции.

 

1. суицидальное поведение - у подростков является

следствием непрятия ситуации как в семье, так и в

отношениях со сверстниками. Атмосфера равнодушия,

ненависти, несправидливости создает ощущение поте-

рянности и одиночества. Чувство вины, невозможность

выполнения предъявляемых требований со стороны

родителей и педагогов, низкая самооценка - также

являются предпосылка к суициду.

 Суицид в подростковом  возрасте от взрослого отли-

чается большей спонтанностью и низким процентом

летального исхода.

 

2. Делинквентный тип поведения - мелкий хули-

ганский проступок, который в крайних своих проявле-

ниях представляет собой уголовно наказуемое деяние.

 От криминальных действий  отличается незначитель-

ностью проступка. Его можно охарактеризовать как

действие, намерение которого были невинны.

 

3. Реакция группирования. Стремление к группи-

рованию является естественным видом подросткого

поведения, свидетельствующим о том, что психофизио-

логическое развитие данного ребенка идет нормально.

Проблемы возникают в тех случаях, когда подросток

"связывается" с какой-либо  группой, имеющей асоци-

альную направленность. Для того чтобы этого не про-

изошло, а лучшее средство лечения, как известно, -

профилактика, необходимо как можно раньше, на ру-

беже между детством и подростковым периодами, дать

социально приемлемое направление для реализации

данного стремления, записав ребенка в спортивную

секцию или художественный кружок, в зависимости

от его предпочтений.

 

4. "Сексуальная распущенность". Мы специально 

взяли этот термин в кавычки, поскольку в данном

возрасте распущенность по сути своей невинна. Пояс-

ним нашу мысль. Ее невинность в подрастковом воз-

расте определяется, с одной стороны, несформирован-

ностью морально-этических принципов: все находится

в становлении, поиске, брожении. Поэтому здесь идет

смешение понятий "свобода", "распущеность" и "все-

дозволенность". Борясь за " свободу и независимость",

подростки ломают границы, установленные социумом,

не задумываясь о тех высоких критериях, которые ле-

жат в основе моральных норм и впоследствии станут

основой их жизни. Вы можете усомниться, но доста-

точно вспомнить буйные шестидесятые в Америке и

то, какими пуританами они впоследствии стали.

 Подростковая "сексуальная  распущенность" может

иметь три основных причины. Первая: бунт, стремле-

ние к свободе, поиск себя, самоутверждение. По сути,

имеет позитивное начало, как всплеск творческой энер-

гии, которому нужно не мешать, а принять и напра-

вить. Вторая: поиск тепла, защищенность, принятия.

Данная мотивация будет присуствовать у подростков

из неблагополучных семей и семей, с нарушенной си-

стемой взаимоотношений. Третья: "сексуальная рас-

пущенность" - как маска, цель которой - спрятать

низкую самооценку, неуверенность в себе, скрытый

творчесский потенциал, поскольку отсутствие возмож-

ности реализовать себя в творчестве, незнание о сво-

их творческих способностях "замыкают" человека на

самого себя.

Информация о работе Специфика работы с детьми девиантного поведения