Специфика страхов детей дошкольного возраста из неблагополучных семей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 14:34, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: изучить специфику страхов детей из неблагополучных семей.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
Проанализировать и систематизировать теоретические источники по рассматриваемой проблеме.
Изучить специфику страхов детей дошкольного возраста из неблагополучных семей.
Исследовать особенности проявления и причины возникновения страхов у детей дошкольного возраста из неблагополучных семей.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ДОШКОЛЬНЫХ СТРАХОВ

1.1. Проблема страха в психологии……………………………………


1.2 .Сущность страхов в дошкольном возрасте………………………
1.3 .Особенности страхов детей из неблагополучных семей………..

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ЭМПЕРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

2.1. Психодиагностическое исследование, направленное на выявление уровня страха у детей дошкольного возраста из неблагополучных семей.


2.2. Описание результатов психодиагностического исследования





ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

МОЯ РАБОТА.docx

— 62.10 Кб (Скачать файл)

 

 

 

Учреждение образования 

«Белорусский государственный  педагогический университет

 имени Максима Танка»

Институт повышения квалификации и переподготовки

Факультет переподготовки специалистов образования

Кафедра педагогики и психологии непрерывного образования

 

 

Специфика страхов  детей дошкольного возраста

из неблагополучных  семей.

 

 

 

 

                                                                                    Курсовая работа

                                                                                    Слушателя 1курса П-102гр

                                                                                    факультета переподготовки

                                                                                    специалистов образования

                                                                                    Камисаровой Т.М.

                                                                                    Научный руководитель 

                                                                                    Бурдыко Н.А.

                                                                                    Защищена «__» ____ 2012г.

                                                                                    С оценкой « __________»

МИНСК 2012 год

                                             

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ДОШКОЛЬНЫХ СТРАХОВ

 

1.1. Проблема страха в психологии……………………………………

 

 

1.2 .Сущность страхов в дошкольном возрасте………………………

1.3 .Особенности страхов детей из неблагополучных семей………..

 

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ  ЭМПЕРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

 

2.1. Психодиагностическое  исследование, направленное на выявление  уровня страха у детей дошкольного  возраста из неблагополучных  семей.

 

 

2.2. Описание результатов психодиагностического исследования

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

   

 

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время  в центре внимания психологической  науки находится проблема увеличения числа тревожных детей. Можно  дать множество объяснений и найти  много причин такому явлению, но по данным многих исследователей, таких  как А.И. Захаров, Р.А. Зачепицкий, Е.К. Яковлева, В.И. Гарбузов, А.С. Спиваковская, A.M. Прихожан, Д. Боулби [1,3,4,5] наиболее значительным фактором, вызывающим различные изменения и нарушения в эмоциональной сфере у детей дошкольного возраста, продолжают оставаться проблемы семьи, а точнее семейное неблагополучие в разных проявлениях. Неблагополучие в семье в той или иной степени практически всегда ведет к неблагополучию психического состояния и развития ребенка, это подчёркивают не только представители психологии, но и медицины, об этом говорил известный психиатр М.И. Буянов [2].

Психологическое самоощущение детей дошкольного возраста из неблагополучных  семей характеризуется нехваткой  любви, теплых надёжных отношений в  семье, эмоциональной привязанности  и т.д. Затем все эти признаки проявляются в различных сферах – напряженность в контактах, страхи, тревога, регрессивные тенденции.

Проблемами, связанными с особенностями эмоциональной  сферы детей, занимались многие психологи, однако именно детским страхам посвящено  незначительное количество работ. Одним  из самых известных психологов, занимающихся этой проблемой, является А.И. Захаров. В его исследованиях были выявлены особенности страхов у детей  дошкольного возраста, но применительно  к дошкольникам из неблагополучных  семей проблема детских страхов  исследована недостаточно.

В современном обществе происходит постоянный рост численности  неблагополучных семей, что приводит к тому, что дети из таких семей  попадают в различные детские  учреждения (психолого-медико-педагогические службы, кризисные центры, приюты, социальные гостиницы и др.). В связи с этим происходит увеличение числа тревожных детей, находящихся в таких учреждениях. Они отличаются повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью, наличием большого количества страхов. Актуальным становится исследование специфики страхов детей из неблагополучных семей и разработка комплекса психологических мероприятий, нацеленных на коррекцию выявленных эмоциональных нарушений.

Цель исследования: изучить специфику страхов детей из неблагополучных семей.

Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:

  1. Проанализировать и систематизировать теоретические источники по рассматриваемой проблеме.
  2. Изучить специфику страхов детей дошкольного возраста из неблагополучных семей.
  3. Исследовать особенности проявления и причины возникновения страхов у детей дошкольного возраста из неблагополучных семей.

Объект исследования: детские страхи как психолого-педагогическое явление.

Предмет исследования: страхи детей из неблагополучных  семей.

Комплекс методов  исследования представлен следующими группами:

- анализ и обобщение психологических и педагогических источников по проблеме исследования с использованием категориального аппарата и принципов психологической науки, прежде всего принцип системности;

- психодиагностическое  исследование, направленное на выявление  детских страхов;

- методы качественного  и количественного анализа эмпирических  данных.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ДОШКОЛЬНЫХ СТРАХОВ

1.1 Проблема страха в  психологии

Понятие страха разрабатывалось  многими исследователями и имеет  разные трактовки. В современном  словаре по психологии под редакцией  В.В.Юрчук мы находим, что «страх - аффективно чувственная эмоция, которая возникает в обстоятельствах превентивности - угрозы - боязни за свою социальную или же биологическую экзистенцию у субъекта» (22).

В различных психологических  теориях эмоций сегодня можно  встретить как различные определения  состояния страха, так и отнесение  данного феномена к разным классам  эмоциональных явлений. Страх рассматривают  как инстинкт, эмоцию, чувство, аффект, стресс, как эмоциональное состояние, эмоциональный процесс.

В немногочисленных определениях страха, найденных в изученной  литературе по проблеме исследования, часто отмечается то, что страх  воспринимается как отрицательная (негативная) эмоция, в отражении  которой обязательно присутствуют как эмоциональный, так и когнитивный  компоненты. Подобная точка зрения на единство эмоционального и когнитивного компонентов, попытка представить  эмоцию как образ, обеспечивающий возможность  целостного отражения, предпринимались  еще в работах З. Фрейда (19-20), А.Р. Лурии (16).

Страх - это эмоция, возникающая в ситуациях угрозы биологическому или социальному существованию индивида и направленная на источник действительной или изображаемой опасности. В самом общем виде страх возникает в ответ на появление угрожающего стимула. Существуют две угрозы, чей характер является универсальным и одновременно фатальным в своем исходе. Это смерть и крах жизненных ценностей, которые противопоставляются таким понятиям, как жизнь, здоровье, самоутверждение, личное и социальное благополучие. Но и помимо крайних выражений, страх всегда подразумевает переживание какой- либо реальной или изображаемой опасности.

Основываясь на вышеизложенном, отметим, что страх соответствует такой психической категории как состояние. Действительно, страх, проявляясь как состояние, носит временный характер, и в рамках этого времени страх отражается на целостном функционировании личности: определяя характер и направленность ее деятельности, особенности ее мотивации, отношение к себе, к достигнутому. Таким образом, есть основание понимать страх именно как эмоциональное состояние (5).

По мнению А.С. Спиваковской, страх - это специфическое острое эмоциональное состояние, особая чувственная реакция, проявляющаяся в опасной ситуации. Страх вызывается всегда конкретной и близкой, уже наступившей опасностью [15,c.13].

А.И. Захаров считает страх  аффективным (эмоционально заостренным) отражением в сознании конкретной угрозы для жизни и благополучия человека. Страх основан на инстинкте самосохранения, имеет защитный характер и сопровождается определенными физиологическими изменениями  высшей нервной деятельности, что  отражается на частоте пульса и дыхания, показателях артериального давления, выделении желудочного сока [4,c.73].

От переживания страха следует отличать состояние тревоги. В отличие от страха, тревога - это переживание отдаленной и неясной опасности. Именно неопределенность не столько самого источника тревоги, сколько того, как этого переживания можно избежать или как устранить вызывающий его источник, характеризует ощущение тревожности.

Тревога, в отличие от страха, не всегда отрицательно воспринимаемое чувство, так как она возможна и в виде радостного волнения, волнующего ожидания. Эмоционально неблагополучный  ребенок в зависимости от психической  структуры личности, жизненного опыта, взаимоотношений с родителями и  сверстниками может испытывать как  тревогу, так и страх.

Тревожность различают как  эмоциональное состояние и как  устойчивую черту, индивидуальную психологическую  особенность, проявляющуюся в склонности к частым интенсивным переживаниям состояния тревоги (определение А.М. Прихожан) [11,c.89].

К. Изард высказывает свой взгляд на взаимоотношение терминов «тревога» и «страх» (11). Он рассматривает страх как фундаментальную эмоцию, а тревогу как более сложное эмоциональное образование, формирующееся на его основе, часто в комбинации с другими базовыми эмоциями. Помимо страха в субъективном переживании тревоги могут присутствовать печаль, стыд, вина, гнев, интерес. У разных людей тревога может состоять из разных эмоций.

В целом анализ теорий страха и тревоги показывает, что существует несколько точек зрения на взаимоотношения  между этими понятиями. Эти термины  рассматриваются по-разному:

- как взаимозаменяемые;

- как находящиеся в родовидовых отношениях;

- как находящиеся в отношениях часть - целое.

Однако наиболее распространенным мнением в современной науке  является разграничение тревоги  и страха в зависимости от характера  угрозы. При наличии реальной объективной  опасности говорят о страхе, при  переживаниях опасения, не имеющего объективного обоснования, говорят о тревоге. Эта точка зрения кажется нам  наиболее обоснованной и логичной (15).

Для создания наиболее полной картины по проблеме страхов представляется необходимым более подробное  рассмотрение видов, причин возникновения, форм проявления и последствий страхов.

Существует множество  оснований для классификации  состояния страха.

Так, по способу возникновения А.И. Захаров (10) условно делит страх на ситуационный и личностный. Ситуационный страх возникает в определенных ситуациях (индивидуально значимых для каждой конкретной личности). Личностно обусловленный страх может быть предопределен характером человека, его индивидуальным опытом, референтным влиянием.

По предмету переживания М.И. Буянов (2) делит страхи на предметные (объектные, тематические) и беспредметные. Объектные страхи имеют своим предметом какой-либо объект, человека, ситуацию. Страхи, не связанные ни с чем конкретным, переживаются как беспредметные.

По типам переживания Ф.Е. Василюк (3) выделяет два вида страха: рациональный и иррациональный. Рациональный основан на понимании реальной опасной ситуации, второй вид страха не поддается осознанию и рационализации. При переживании иррациональных страхов человек не может сказать, чего он боится или же где именно, в какой ситуации появится данный страх.

В.К. Вилюнас (5) по характеру протекания переживания выделял острое и хроническое протекание страха. Острый страх чаще предопределен ситуацией, а хронический - особенностями личности.

В.Е. Каган (13) по уровню адаптированности различал обычный (естественный или возрастной) и патологический уровни состояния страха. На обычный страх указывает его кратковременность, обратимость, он сам исчезает с возрастом, не затрагивает глубоко ценностные ориентации человека, существенно не влияет на его характер, поведение и взаимоотношения с окружающими людьми. На патологический уровень страха указывают его крайние, драматические формы выражения (ужас, эмоциональный шок, непроизвольность, полное отсутствие контроля со стороны сознания, неблагоприятное воздействие на межличностные отношения и адаптированность человека к социальной действительности).

Любой страх является страхом  внешней ситуации опасности, которая  содержит травматический фактор. Основываясь  на этом, 3. Фрейд выделял два вида страха - реальный и невротический. Реальный страх вызван непосредственно  ситуацией опасности. Невротический  страх - такое его развитие, когда  внешний страх подвергается вытеснению вследствие слабости «Я» и дает начало невротической цепочке (21).

В целом анализ психологической  литературы по изучаемой проблеме показал, что в большинстве определений  состояния страха делается акцент на его функциональный аспект, в основном охранительный или опознавательный. Отмечается, что страх воспринимается как отрицательная эмоция, описываются  негативные последствия переживания  данного состояния, часто указывается  на особенности протекания, на наличие  конкретного объекта, вызывающего  страх.

Информация о работе Специфика страхов детей дошкольного возраста из неблагополучных семей