Способности в младшем школьном возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2012 в 22:49, курсовая работа

Краткое описание

Вопрос, который я рассматриваю в своей курсовой работе один из самых модных в психологии и педагогике сегодня. Это вопрос о развитии умственных способностей человека, об одаренности, гениальности. И самое главное - какое влияние на эти способности оказывает развитие творческого потенциала ребенка, каким образом психологически правильно развивая воображение, обогащая духовный и культурный уровень можно достичь качественного улучшения процессов мышления. Я хочу проследить на сколько тесно связаны творчество и ум

Содержание

Введение………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретический аспект изучения развития способностей у детей в младшем школьном возрасте………………………………4-26
Понятие «способности» и «одаренности» в психолого-педагогической литературе……………………………………4-15
Психологические особенности развития способностей у детей младшего школьного возраста………………………………16-26
Глава 2. Исследование творческой активности младших школьников………………………………………………………….27-
2.1. Организация и методы исследования……………………….27-28
2.2.Констатирующий этап………………………………………..29-32
2.3. Развивающий этап……………………………………………33-40
2.4. Контрольный этап……….……………………………………41-42
Заключение ………………………………………………………..43-44
Литература.........................................................................................45-46

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.doc

— 264.00 Кб (Скачать файл)

Некоторые из особенностей младших  школьников в последующие годы сходят на нет, другие во многом изменяют свое значение. Следует учитывать при  этом разную степень выраженности у  отдельных детей той или иной возрастной черты. Но несомненно, что рассмотренные особенности существенно сказываются на познавательных возможностях детей и обуславливают дальнейший ход общего развития.

Высокая восприимчивость к окружающим воздействиям, расположенность к  усвоению очень важная сторона интеллекта, характеризующая умственные достоинства и в будущем.

Чрезвычайно трудно оценить действительное значение проявляемых в детстве  признаков способностей и тем  более предусмотреть их дальнейшее развитие. Нередко обнаруживается, что яркие проявления способностей ребенка, достаточные для начальных успехов в некоторых занятиях, не открывают пути к действительным, социально значимым достижениям.

Однако, ранние признаки способностей не могут оставлять равнодушными родителей, педагогов - ведь они могут указывать на предпосылки подлинного таланта [13].

Чтобы лучше понимать таких детей, нужно прежде всего знать и  учитывать возрастные особенности  детской психики. Стремительный  подъем умственных сил  по мере взросления можно наблюдать у  всех детей. У несмышленыша, совершенно  беспомощного при рождении, за немногие  годы, поначалу с помощью и под руководством старших,- формируются сложнейшие свойства ума, бесчисленные навыки, многообразнейшие чувства... Обогащение психики идет в таком темпе, который будет уже недоступен в зрелые годы. Детство - неповторимая по своим возможностям  пора  развития. Об этих возрастных условиях роста способностей и нужно сказать прежде всего, а именно - о таком важном компоненте, как сила нервной системы (о ней судят по способности       выдержать интенсивную  или длительную нагрузку на нервную систему). Детей отличает (и чем младше ребенок, тем в большей степени) относительная слабость, малая выносливость, истощаемость нервной системы. Специальные исследования показали, что эта возрастная слабость (когда даже небольшие воздействия вызывают  сильную реакцию) - не только недостаток, но и достоинство - именно она обусловливает детскую впечатлительность, живость восприятия. С годами нервная система крепнет в разной степени у разных детей - а вместе с тем и снижается детская непосредственная восприимчивость.     

С возрастом происходит не только увеличение  возможностей, но и ограничение, а то утрата  некоторых ценных особенностей  детской психики [3]. На каждом этапе детства - свои предпосылки умственного роста. В младшем школьном возрасте на первый план выступают готовность и способность запоминать, вбирать.  И, судя  по всему, имеются для этого поистине необыкновенные данные. Дело тут не только в свойствах памяти. Для учеников младших классов велик авторитет учителя - и очень заметен у них настрой на то, чтобы исполнять его указания, делать  именно так,  как надо. Такая доверчивая исполнительность во многом благоприятствует усвоению. При   этом   неизбежная  подражательность в начальном учении опирается на интуицию ребенка и его своеобразную инициативу. В те же годы дети нередко обнаруживают склонность поговорить: рассказать обо всем, что видели и слышали в школе, на прогулке, по телевизору, прочли в книжке, в журнале. Потребность поделиться, снова оживить в сознанием то, что было с ними недавно, может свидетельствовать о силе впечатлений - дети как бы стремятся с ними освоиться. Все это - неповторимые внутренние условия приобщения к учению. В младшем школьном возрасте острота восприятия, наличие необходимых предпосылок словесного мышления, направленность умственной активности  на то, чтобы повторить, внутренне принять, создают благоприятнейшие условия для  обогащения и развития психики [3,14].

Об особых возможностях учения в эту пору жизни свидетельствуют многие факты. Так, психологами было проведено сравнение особенностей усвоения иностранного языка второклассниками и пятиклассниками, впервые приступившими к занятиям по этому предмету (как известно, не во всех школа в нашей стране иностранный язык начинают  изучать в начальной школе). Оказалось, что  превосходство  подростков  в  уровне умственного развития и нервной выносливости  не  обеспечивают  им  большего успеха. Большие успехи в усвоении языка обнаружили младшие школьники - в частности,  за счет свойственной их возрасту своеобразной речевой активности. На уроках иностранного языка они гораздо охотнее пробуют применять новую лексику и не освоенную еще фонетику, они не боятся ошибиться - активность в иноязычной речи является частью их общей потребности в словесном общении, еще не подверженной действию многих психологических “тормозов” подросткового возраста. Значит, по отношению к иностранному языку вполне можно говорить об особой возрастной чувствительности [13].

Переход от одного возрастного периода к другому означает не просто усиление, обогащение психических свойств, но и их подлинное преобразование - затухание, прекращение действия одних особенностей и возникновение новых.

В этом - специфика  детства. Именно в годы созревания возникают своеобразные состояния психики, когда обнаруживаются   особые возможности для проявления и  установления тех или иных сторон интеллекта. Можно говорить о возрастной одаренности, имея в виду эти, обусловленные возрастом предпосылки развития.

Каждой ступени детства присуща  своя и для последующих возрастов  не характерная готовность, расположенность  к умственному росту. С точки  зрения предпосылок развития дети как  бы одареннее взрослых; но очень  важно не упустить эти, на время возникающие  внутренние условия развития.

Чтобы понять, каков “вклад” тех  или  иных возрастных свойств в формирование способностей, следует иметь в виду, что возрастные особенности не только сменяют,  вытесняют друг друга, но могут в какой-то     мере и закрепляться, оставлять необратимый след. При этом у каждого ребенка -  по-своему, в той или другой степени.

Многое в способностях растущего  человека зависит от того, что же сохранится и будет развито из тех свойств, которые выступают  в различные периоды детства,- и насколько скажется это на чертах интеллекта.

Известно, что темп возрастного  развития - неравномерен: наблюдения ряда психологов (Эльконина, Давыдова, В. В. Клименко, Н. Лейтеса) за умственным ростом учеников на протяжении ряда лет сталкивают с такими явлениями, как убыстрение или замедление умственного подъема, неожиданные “взлеты” или задержки, причем у каждого - в свои возрастные сроки. Это обнаруживается и в относительно одинаковых условиях обучения и воспитания. Такого рода различия между детьми позволяют говорить о разных вариантах, типах  возрастного  развития. Основываясь на этих наблюдениях Н. Лейтес выдвинул следующую гипотезу возникновения одаренности. Ключ  к  пониманию  раннего расцвета  интеллекта   в  том,   что  у таких   детей,  вследствие   очень  быстрого темпа развития,  происходит   сближение,  а затем и совмещение  во  времени возрастной чувствительности,  свойств возрастной  одаренности,   идущих   от    разных   периодов детства. А это, судя  по всему,  на какое-то время приводит как бы к  удвоению, а  то и многократному   усилению   предпосылок  развития интеллекта!

Рассмотрим  с  этой  точки  зрения  коренную   психологическую   особенность   выдающихся   детей:   их   чрезвычайную  умственную    активность,   непроизвольное,  непрестанное  влечение  к   умственной  нагрузке [12]. Так  вот,  это    пристрастие  к  умственным занятиям,   к  умственному   напряжению  может  быть  следствием  такого  хода возрастного  развития,  когда  оказывается возможным  одновременное  действие,  как бы  суммирование  активности  разных  детских возрастов.  В самом деле,  например, некоторые черты подросткового возраста   -  деятельная энергия,   настрой   на  самостоятельное достижение  цели  -  обретают  особую  силу, если  становятся  присущи, вследствие ускоренного хода  развития,  детям более младшего возраста, с их повышенной восприимчивостью и наивной серьезностью. В ту пору детства, когда впечатлительность, готовность усваивать, подражание старшим составляют саму жизнь, когда еще не наступило половое созревание, - в такие годы потребность в умственной нагрузке, подъем энергии и самостоятельности могут до крайности напрягать и сосредоточивать  усилия  развивающегося ума, выступить в виде необычной тяги к  умственной работе.

Таким образом, возрастное явление  - своеобразие хода развития - сказывается на  подъеме интеллекта, выступает как фактор одаренности.

Правда, только у части детей, опережающих  свой возраст, подобная одержимость  умственными занятиями станет устойчивой особенностью. У других таких детей - при прочих равных условиях - неустанная  потребность прилагать умственные усилия в дальнейшем снизится,- это скажется и на развивающихся способностях. Эти различия в последующем ходе развития можно рассматривать как подтверждение того, что яркие проявления детской одаренности во многом зависят именно от возрастных, в определенную пору возникающих и в какой-то мере преходящих особенностей.

Особая чувствительность и направленность активности, изменяющиеся  от одной  ступени детства к другой, сочетание, совмещение свойств разных возрастных периодов - это необходимые условия, предпосылки становления и расцвета интеллекта.

Интересующие нас индивидуальные различия по способностям - “родом из детства”. Яркие проявления возрастной одаренности - та почва, на которой могут вырастать выдающиеся способности.

Вместе с тем в незаурядных  проявлениях ребенка - это не надо упускать из виду - выступают и те особенности возраста, которые окажутся переходящим, недолговечными.

Таким образом, имеется  много возможных причин, почему ребенок  с многообещающим умственным  стартом  может не оправдать ожиданий. И  не  надо поэтому слишком  обольщаться  ранними умственными достижениями...

   Известны слова  Л. Толстого о вундеркиндах: “Сколько я их встречал, и сколько раз обманулся!.. Нет! Я теперь никому и ничему между ними не верю! Пускай наперед вырастут, и окрепнут, и докажут, что они не пустой фейерверк!..”

   Но, я думаю,  это не значит, что ранние проявления  одаренности вообще не надо  принимать всерьез. Такой вывод был бы совершенно неверным. Нельзя упускать из виду, что возрастная одаренность  далеко не всегда проходит бесследно - она определенным образом сказывается на формирующихся способностях.

   У немалого  числа детей с ранним подъемом интеллекта те умственные достоинства, которые обнаруживаются в период ускоренного развития, в той или иной форме сохраняются в дальнейшем, приумножаются - необычность этих детей оказывается действительным предвестником их особых возможностей. Здесь черты  детской одаренности как бы выдерживают испытание временем.

Ребенок с ранним расцветом интеллекта встречает трудности, непонимание далеко не только дома, в кругу семьи, но и в школе, где всех учат одинаково, и учение начинается, зачастую, с того, что ему уже не интересно.

Именно им, наиболее любознательным, часто становится скучно в классе после первых же уроков. Уже умеющие  читать и считать, им приходится пребывать  в безделье, пока другие осваивают  азбуку и начальные арифметические действия. Конечно, очень многое зависит от того, как ведется преподавание. Некоторые педагоги учат не просто навыкам, например, чтения или письма, но одновременно уделяют внимание   анализу  соотношения звуков и  букв, а  также истории  слов, то есть в какой-то мере вводят учеников в теорию языка. Такое развивающее обучение  несет в себе нечто новое и для самых сильных учеников (для них оно может быть особенно привлекательно). но беда наших школ в том, что даже самый лучший  учитель, имея дело  с  целым  классом,   лишен  возможности ориентироваться на  тех, кто  идет впереди...

Большинству   учителей   просто   некогда заниматься   одаренными  детьми;   а  некоторым   из  них   как бы   мешают  ученики с  поражающими  познаниями,  с   не  всегда понятной  умственной   активностью.  Бывает и так:  педагог поначалу  собирается давать явно   выдающемуся   ученику   более  трудные   задания,   уделять   ему  специальное внимание.  Но    потом    такие   намерения (а  иногда  и  обещания   родителям)  забываются - нет  для этого  у учителя  ни времени,  ни сил...  К тому  же в  ученике незаурядном,  с  необычно   высоким  умственным    уровнем   педагог    нередко   видит прежде  всего  лишь  восприимчивого  к учению,  не  замечая,  что такой  ребенок нуждается в особом подходе.

Незаурядный   ученик  -   испытание  для учителя, особенно если  для  учителя главное  -  “чтобы  был  порядок”.  А  как  развитому   и   независимому   ученику  не взбунтоваться  против  муштры. Отсюда  - частые  выговаривания  им   (не  мешать!), укоряющие  записи  в  дневнике, вызовы родителей...

Правда,  немалая  часть  детей  с ранним подъемом  способностей,  в  конечном счете,   как-то  приспосабливается   к  общим  требованиям. Но  происходит это,  в сущности,  ценою  ослабления,  если  не потери, некоторых   важных особенностей,   отличающих   таких   детей.    Они   вынуждены становиться     менее    самостоятельными, тормозить  свою  любознательность  и творческие   порывы.  Их   особые  возможности остаются как бы невостребованными!

Бывают   и   другие   варианты  школьных трудностей  у ребенка с ранним умственным  расцветом.  От  него   ожидают,  требуют и родители,  и педагоги,  чтобы он обязательно   был    примерным   учеником, отличником. А ведь отметки часто ставят не только  за знания,  но и за поведение, за  почерк.  Ученику с повышенными способностями   достается   гораздо больше, чем другим,  например,  за  не  по  форме выполненное   домашнее  задание,   за  какое-нибудь   не    предусмотренное   темой высказывание   на   уроке,  за  небрежную письменную  работу.  А в некоторых семьях любое   снижение   отметок   воспринимается как драма.

У  ребенка  с ранним  умственным расцветом  нередки  трудности  и  во взаимоотношения  со  сверстниками.  Часто одноклассники,  особенно  к   началу  подросткового возраста,  начинают  активно  отторгать от себя  такого  ученика,  дают  ему  обидные прозвища,  стараются  поставить его  в неловкое  положение.  А  тот, чтобы  не оказаться  отверженным, стремится   быть  “как все”:  избегает  обнаруживать  себя  самым знающим  или,  тем  более,   самым  старательным [12].

Немало дополнительных переживаний выпадает  на  долю  такого  ребенка,  если ему  почему-либо  не  даются  физкультура, занятия  по труду.  И другие  ученики  здесь могут  быть  не лучше,  но они  не привлекают  к  себе  такого  пристального внимания. А  физическая неумелость,  робость у ученика,  далеко  опережающего   других  в умственном   отношении,   непременно  становятся  поводом  для  насмешек,  издевок. Трения  с  товарищами  бывают   вызваны  и тем,  во что  играют дети:  юные интеллектуалы   тянутся   к   различным  словесным играм,  к  шахматам  в  те годы,  когда их сверстники  -  по  преимуществу  к подвижным и более веселым играм. Среди “выдающихся”    детей   есть    своего   рода “фанаты”  умственных  увлечений  -  иногда они   оказываются   прогульщиками,   которым  жалко  терять  время  на  занятия  в школе, поскольку они отвлекают от того, чем они сейчас захвачены. Некоторые вообще хотели бы заниматься только тем, что для них загадочно и ново. И на кружки многие из них ходят до тех пор, пока еще не научились чему-то, не разобрались - а затем интерес пропадает. Во всем этом выступает одна из показательных, частых черт характера ребенка с ранним подъемом интеллекта - упорнейшее нежелание делать то, что ему неинтересно [4].

Информация о работе Способности в младшем школьном возрасте