Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2014 в 21:58, контрольная работа
Проблема разрешения конфликтных ситуаций имеет огромное значение в жизни практически каждого человека. Сегодня тема данной работы приобретает свою актуальность еще и благодаря проекции ее не только на межличностные отношения, но и на межнациональные. Цель работы: определить сущность конфликтной ситуации и выявить наиболее эффективные способы ее преодоления. Задачи работы: - обозначить понятие конфликтной ситуации; - обозначить основные особенности конфликта; - выявить наиболее действенные способы преодоления конфликтных ситуаций.
Введение……………………………………………………………………3
Понятие конфликтной ситуации………………………………………….5
Особенности конфликта…………………………………………………..7
Способы преодоления конфликтов, и разрешения конфликтных ситуаций………………………………………………………………………...11
Заключение………………………………………………………………..18
Список использованной литературы…………………………………....20
Способы преодоления конфликтов, и разрешения конфликтных ситуаций.
Конфликтологами разработаны и продолжают разрабатываться способы предотвращения, профилактики конфликтов и методы их разрешения.
В идеале хороший руководитель должен не устранять конфликт, а управлять им и эффективно его использовать. И первый шаг в управлении конфликтом состоит в понимании его источников. В первую очередь следует выяснить: это простой спор, недоразумение по какой-то проблеме, разные подходы к системе ценностей людей или это конфликт, возникший вследствие взаимной нетерпимости, психологической несовместимости.
После определения причин
возникновения конфликта нужно
минимизировать количество его участников.
Установлено, что чем меньше лиц
участвует в конфликте, тем меньше
усилий потребуется для его
В процессе анализа конфликта,
если руководитель не в состоянии
сам разобраться в природе
и источнике решаемой проблемы, то
он может для этого привлечь компетентных
лиц. Мнение экспертов часто бывает
более убедительным, нежели мнение
непосредственного
Существуют три точки зрения на конфликт:
1) когда конфликт не
нужен, и наносит только вред
организации, и его нужно
2) когда конфликт - нежелательный,
но распространенный побочный
продукт организации.
3) когда конфликт неизбежен,
необходим и потенциально
Существует несколько эффективных способов управления конфликтной ситуацией. Их можно разделить на две категории: структурные и межличностные.
Руководитель должен начинать управление конфликтом с анализа фактических причин, а затем использовать соответствующую методику.
К структурным методам относятся:
1. Разъяснение требований к работе;
2. Координационные и интеграционные механизмы;
3. Установление общеорганизационных комплексных целей;
4. Использование системы вознаграждений;
Разъяснение требований к
работе является одним из лучших методов
управления, предотвращающих
Координационные и интеграционные механизмы. Один из самых распространенных механизмов - цепь команд. Если два подчиненных или более имеют разногласия по какому-то вопросу, конфликта можно избежать, обратившись к их начальнику, предлагая ему принять решение. Принцип единоначалия облегчает использование иерархии для управления конфликтной ситуацией, так как подчиненный знает, чьим решением он должен подчиняться.
В управлении конфликтной
ситуацией полезны такие
Общеорганизационные комплексные цели. Их эффективное осуществление требует совместных усилий двух сотрудников или более, групп или отделов. Основная идея - направить усилия всех участников на достижение общей цели.
Структура системы вознаграждений. Вознаграждения можно использовать как метод управления конфликтной ситуацией, оказывая влияние на поведение людей, чтобы избежать дисфункциональных последствий.
Люди, которые вносят свой
вклад в достижение общеорганизационных
комплексных целей, помогают другим
группам организации и
Систематическое скоординированное
использование системы
Особую сложность представляет
нахождение способов разрешения межличностных
конфликтов. Существует несколько возможных
стратегий поведения и
Исследователи выделяют пять основных способов разрешения межличностных конфликтов.
1. Избегание, уклонение
(слабая напористость
При выборе этой стратегии действия направлены на то, чтобы выйти из ситуации не уступая, но и не настаивая на своем, воздерживаясь от вступления в споры и дискуссии, от высказываний своей позиции, переводя разговор в ответ на предъявленные требования или обвинения в другое русло, на другую тему.
Такая стратегия предполагает также тенденцию не брать на себя ответственность за решение проблем, не видеть спорных вопросов, не придавать значения разногласиям, отрицать наличие конфликта, считать его бесполезным. Важно не попадать в ситуации, которые провоцируют конфликт.
2. Принуждение (противоборство)
- высокая напористость
Этот стиль эффективен в ситуациях, где руководитель имеет значительную власть над подчиненными. Его недостаток в том, что он подавляет инициативу подчиненных, создает большую вероятность, что будут учтены не все важные факторы, поскольку представлена лишь одна точка зрения.
3. Сглаживание (уступчивость)-
слабая напористость
4. Компромисс, сотрудничество
(высокая напористость
Среди большей части руководителей существует убеждение, что даже при полной уверенности в своей правоте лучше не ввязываться в конфликтную ситуацию вообще или отступить, чем вступить в откровенную конфронтацию. Однако, если речь идет о деловом решении, от правильности которого зависит успех дела, подобная уступчивость оборачивается ошибками в управлении и другими потерями.
По мнению специалистов в области управления, выбор стратегии компромисса - оптимальный путь к ликвидации противоречий. Благодаря сотрудничеству могут быть достигнуты наиболее эффективные, устойчивые и надежные результаты.
5. Решение проблемы. Предполагает
признание различия во мнениях
и готовность ознакомиться с
иными точками зрения, чтобы понять
причины конфликта и найти
курс действий, приемлемый для
всех сторон. Тот, кто пользуется
данным стилем, не старается добиться
своей цели за счет других,
а скорее ищет наилучший
Возможен следующий алгоритм:
1) определите проблему в категориях целей, а не решений;
2) после того как проблема определена, определите решения, которые приемлемы для обеих сторон;
3) сосредоточьте внимание на проблеме, а не на личных качествах другой стороны;
4) создайте атмосферу
доверия, увеличив взаимное
5) во время общения
создайте положительное
Эти пять видов иногда представляют еще как игнорирование, приспособление, соперничество, компромисс и сотрудничество соответственно. Как мы видим, наименование вида его сути практически не меняет. В названии присутствует некоторая оценочность, однако нельзя забывать, что нет плохих и хороших видов разрешения конфликтной ситуации. Для каждого в определенный момент времени, при определенных обстоятельствах существует наиболее оптимальный вариант решения конфликта и наименее желательный.
Кроме пяти основных приемы разрешения межличностных конфликтов некоторые конфликтологи и социологи предлагают выделять несколько дополнительных:
1) координация - как согласование
тактических подцелей, поведение
в интересах главной цели или
решения общей задачи. Такое согласование
может производиться между
2) интегративное решение
проблемы. Данная техника разрешения
конфликта основывается на
3) конфронтация - состоит
в том, чтобы вынести проблему
на всеобщее обозрение. Это
дает возможность свободно
Цель конфронтационных заседаний
- свести людей вместе на невраждебном
форуме, который способствует общению.
Публичное и откровенное
Главная задача состоит в том, чтобы уметь определить конфликт на начальной стадии. Установлено, что, если руководитель или посредник-специалист входит в конфликт на начальной фазе, он разрешается на 92 %; если на фазе подъема - на 46; а на пиковой стадии, когда страсти накалились до предела, конфликты практически не разрешаются или разрешаются редко.
Заключение.
В ходе работы мы выяснили, что
под конфликтной ситуацией
Несмотря на то, что конфликтная ситуация может складываться как объективно, так и субъективно, исследователи отмечают, что осознание конфликта предполагает элементы субъективизма и поэтому является в определенной мере искаженным.
Конфликт, наука конфликтология определяет, как столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия.
Существует несколько
точек зрения на положительные и
отрицательные стороны
В ходе работы было дано несколько
классификаций типов и видов
конфликта и конфликтных
При разборе конфликтной ситуации важно запомнить, что нет плохих и хороших видов ее разрешения. Для того, чтобы успешно справиться с ней нужно, во-первых, уметь вовремя (на начальной стадии) выявить конфликт.
Во-вторых, важно выяснить причину ее возникновения. Наиболее часто встречающиеся причины: