Сравнительный анализ воображения у детей пятого и шестого года жизни

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 18:40, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: изучить, эмпирическим путем выявить и сравнить воображение детей пятого и шестого года жизни.

Объект исследования: воображение как психический познавательный процесс.
Предмет исследования: воображение детей пятого и шестого года жизни.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что:
воображение у детей пятого и шестого года жизни имеет различия;
у детей пятого и шестого года жизни воображение не имеет различий.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические основы воображения как психического познавательного процесса
Анализ отечественных и зарубежных исследований по проблеме развития воображения………
Развитие воображения в дошкольном возрасте……………….…………………………..……………...…..
Педагогические условия развития воображения у детей дошкольного возраста………………………
Глава 2. Сравнительный анализ воображения детей пятого и шестого года жизни
Описание диагностических методик и экспериментальной выборки исследования…………….……
Количественный и качественный анализ полученных результатов………………………...…….…
Методические рекомендации для родителей и педагогов по развитию воображения у детей среднего и старшего дошкольного возраста……………………………………………..……………………..…
Заключение………………………………………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

дипломная работа.doc

— 725.00 Кб (Скачать файл)

Государственное образовательное  учреждение

высшего профессионального  образования

«ХАКАССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ   им. Н.Ф. КАТАНОВА»

 

 

КОЛЛЕДЖ педагогического образования, информатики и права

 

 

 

 

ПЦК дошкольной педагогики, психологии и частных методик

специальность 050704 Дошкольное образование

 

 

 

 

 

 

 

Сравнительный анализ воображения у  детей пятого и шестого года жизни

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   

Выпускная клафикационная работа

 

 

 

   

Студентка:

   

Научный руководитель:


 

 

 

 

 

 

 

Абакан, 2011

 

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«ХАКАССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ   им. Н.Ф. КАТАНОВА»

 

 

КОЛЛЕДЖ педагогического образования, информатики и права

 

 

 

 

ПЦК дошкольной педагогики, психологии и частных методик

специальность 050704 Дошкольное образование

 

 

 

 

Сравнительный анализ воображения  у  детей пятого и шестого  года жизни

 

 

 

 

Студент – дипломник  ______________________

Научный руководитель _____________________

Рецензент _________________________________

 

 

Допустить к защите

Зав.кафедрой ________________

«_____»     _____________ 2011

 

 

 

 

 

 

 

 

Абакан, 2011

Оглавление 

 

Введение

Глава 1.   Теоретические основы воображения как психического познавательного процесса

    1. Анализ отечественных и зарубежных исследований по проблеме развития воображения………
    2. Развитие воображения в дошкольном возрасте……………….…………………………..……………...…..
    3. Педагогические условия развития воображения у детей дошкольного возраста………………………

Глава 2.   Сравнительный анализ воображения детей пятого и шестого года жизни

    1. Описание диагностических методик и экспериментальной выборки исследования…………….……
    2. Количественный и качественный анализ полученных результатов………………………...…….…
    3. Методические рекомендации для родителей и педагогов по развитию воображения у детей среднего и старшего дошкольного возраста……………………………………………..……………………..…

Заключение……………………………………………………………………………………………………..……...………..

Библиографический список ……………………………………………..………………………………….……...………

Приложение…………………………………………………………………………………..…..………………………………


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

         

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Проблема воображения  одна из наименее четко определенных в психологии. Различные аспекты воображения отражены во многих педагогических и психологических исследованиях (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец, А.И. Леонтьев, А.В. Петровский, Д.В. Менджерицкая и др.) Воображение, основа творческой личности, в современной психологии рассматривается как сложная «психологическая система». Л.С. Выготский считал, что воображение, связанное с восприятием, речью и мышлением, развивает интересы, способности, общительность и др. Именно воображение является основой формирования уникальной творческой личности. В дошкольном детстве оно признано центральным психологическим новообразованием.

Развитие воображения  в детском возрасте зависит не только от опыта, но и потребностей и интересов (в которых эти потребности выражаются); от комбинаторной способности и упражнения в этой деятельности; от воплощения продуктов воображения в материальную форму; от технического умения; от традиций (развитие тех образцов творчества, которые влияют на человека), а также от окружающей среды. Эффективные пути и средства развития воображения ученые ищут в различных видах детской деятельности.

В нашем исследовании мы остановимся на изучении гендерного аспекта развития творческого воображения в старшем и среднем дошкольном возрасте.

Цель исследования: изучить, эмпирическим путем выявить и сравнить воображение детей пятого и шестого года жизни.

 

Объект исследования: воображение как психический познавательный процесс.

Предмет исследования: воображение детей пятого и шестого года жизни.

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что:

  1. воображение у детей пятого и шестого года жизни имеет различия;
  2. у детей пятого и шестого года жизни воображение не имеет различий.

 

Задачи исследования:

    1. Изучить и проанализировать психологическую литературу по проблеме развития воображения.
    2. Охарактеризовать динамику воображения в дошкольном  возрасте. 
    3. Эмпирическим путем выявить и сравнить воображение у детей пятого и шестого года жизни.

Составить методические рекомендации для родителей и воспитателей по развитию  воображения детей среднего и старшего дошкольного возраста.

Теоретико-методологической основа исследования:

  • положение Л.С. Выготского о том, что всякое создание образа воображения всегда строится из элементов, взятых из реальной действительности и содержащихся в прежнем опыте ребенка;
  • научные взгляды С.Л. Рубинштейна на воображение как самостоятельный психический процесс;
  • положение О.М. Дьяченко и Н.Н. Палагиной о том, что формирование воображения начинается на самых ранних стадиях онтогенеза.

 

Методы исследования:

  1. Теоретические методы: изучение и анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
  2. Эмпирические методы: методика «Дорисовывание фигур» (Е. Торренс, модификация О.М. Дьяченко); методика «Придумай рассказ» (Т.Д. Марцинковская); модифицированный тест «Оценка воображения» Г. Роршаха.
  3. Интерпритационно-описательные методы: количественный и качественный анализ полученных результатов.

Практическая  значимость работы заключается в том, что составленные методические рекомендации могут быть использованы педагогами и родителями с целью развития воображения у детей среднего и старшего дошкольного возраста. 

База исследования: МДОУ «ЦРР – детский сад «Радуга», г. Абакан.

Структура дипломной работы представлена введением, двумя главами, заключением, библиографическим списком, приложением.

 

Глава 1.   Теоретические основы развития воображения как психически познавательного процесса

 

 

1.1.  Анализ отечественных и зарубежных исследований по проблеме воображения

 

Воображение помогает человеку мотивировать, планировать свою деятельность и управлять ею. Материальная и духовная культура является продуктом воображения и творчества людей. Воображение позволяет человеку делать мысленное ослабление какого-либо свойства или качества предмета, в своей сильной степени приводящей к построению конкретного образа, наделенного свойствами, прямо противоположными исходному. Многие разногласия в понимании сущности воображения и его роли в других психических процессах, в частности мышления, порождены тем, что воображение недостаточно изучено, причем имеющиеся экспериментальные данные не обобщены, а многие из них получены лишь попутно в исследованиях, посвященных изучению других вопросов: психологии творчества, восприятию литературы и т.д.

В настоящее время  имеется множество определений  процесса воображения, однако вопрос о  его существовании отдельно от других психических процессов до сих пор остается дискуссионным. Возникновение такой дискуссии вызвано рядом причин. Первая из них – интенсивное изучение проблемы мышления, в особенности его творческой стороны, которое выявило существенное значение в мышлении нелогических процессов и их связь с творческой стороной мышления. В то же время еще недостаточно выяснена природа и механизмы этих процессов. Другая причина этой дискуссии – неполнота определений понятия воображения [17].

С самого начала изучения данной проблемы, воображение рассматривалось  как образный процесс, причем в него включалась и образная память. В данном случае воображение – это особая форма человеческой психики, стоящая отдельно от остальных психических процессов и вместе с тем занимающая промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью [23]. Сущность воображения заключается в изменении и преобразовании человеком своих представлений на основе вычленения из целого образа предмета какого-либо его элемента или свойства. Еще Т. Рибо в начале XX века предлагал различать два вида воображения: репродуктивное (образная память) и творческое (создание новых образов). В таком случае память, воспроизводящая образы прежде воспринятого, представляется лишь одним из видов воображения, данный подход отмечается в работах Ф. Кейра, А. Селли, П. Блонского.

С другой стороны, Л.М. Шварц отказался от включения в воображение образной памяти и определил его как творческий процесс создания новых образов на основе переработки образов действительности. По мнению С.Л. Рубинштейна, воображение позволяет человеку выходить за пределы его сиюминутного существования, напоминает ему о прошлом, открывает будущее, и основное отличие образов воображения от образов памяти связано с различным отношением к действительности.

В настоящее время  в психологии является традиционным понимание воображения как познавательного процесса. В.В. Давыдов характеризует воображение как фундаментальную способность, связанную с «умением человека видеть целое раньше его частей, … не производя еще его детального анализа» [22, с. 13]. При этом ученый отмечает, что сложность выявления специфики воображения обусловлена тем, что оно тесно переплетается со всеми видами познания. Это обстоятельство является причиной возникновения тенденции к отрицанию существования воображения как особой формы отражения. Воображение, как процесс создания новых образов и идей путем переработки имеющихся представлений и понятий, складывается постепенно с опорой на речь, восприятие, память и некоторые операции мышления. Воображение, по мнению С.Л.Рубинштейна, связано со способностью человека и необходимостью творить новое, это отлет от прошлого опыта, преобразование его, осуществляемое в образной форме» [25, с. 27].

Именно воображение  обуславливает формирование знаково-символической функции сознания, на что указывал Л.С. Выготский. В данном случае воображение строится из элементов, взятых из действительности, поэтому находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия опыта. В связи с этим одним из путей развития воображения является расширение детского опыта и понятийного мышления. Посредством воображения человек подбирает и комбинирует элементы действительности по законам общего эмоционального знака. Это предполагает развитие понимания эмоциональной атмосферы образа, приемов выразительности, понимание образного сравнения, гиперболы, метафоры. Так, ученый отмечает, что «…воображение не повторяет в тех же сочинениях и в тех же формах отдельных впечатлений, которые накопленных впечатлений. Иначе говоря, привнесение нового в самотечение наших впечатлений и изменение этих впечатлений так, что в результате этой деятельности возникает новый, раньше не существовавший образ, составляет, как известно, самую основу той деятельности, которую мы называем воображением» [7, с. 15].

Воображение непосредственно  связано с творческим мышлением  и творческой деятельностью. Развитие воображения предполагает не только опознание и осознание образа, но и его самостоятельное построение и воплощение. «Основной признак процесса воображения, - пишет Е.Г.Игнатьев, - в той или иной конкретной практической деятельности заключается в преобразовании и переработке данных восприятия и другого материала прошлого опыта, в результате чего получается новое представление» [9, с. 158]. А.В. Петровский определил воображение как отражение реальной действительности в новых, неожиданных, непривычных сочетаниях и связях, что позволяет рассматривать воображение в качестве познавательного процесса, который изучается вот уже в течение трех тысячелетий, а другой взгляд, принадлежащий А.В. Брушлинскому, подвергает сомнению процессуальность существования воображения [19]. Р.С. Немов считает, что воображение это особая форма человеческой психики, стоящая отдельно от остальных психических процессов и вместе с тем занимающая промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью. Он считал, что специфика вообще состоит в том, что оно, вероятно только для человека и связано с деятельностью человека. Воображение способствует возникновению нового образа, изменяет, преобразует то, что нам дано в восприятии. Оно может предвосхищать будущее, создавать образ, картину того, чего вообще не было [23].

Л.С. Выготский отмечал, что воображение не повторяет  в тех же сочетаниях и формах отдельных впечатлений, которые накоплены прежде, а строит какие-то новые ряды из прежде накопленных впечатлений. То есть происходит привнесение нового в самое течение впечатлений человека и изменение этих впечатлений так, что в результате этой деятельности, возникает некоторый новый, раньше не существовавший образ, составляет, как известно, самую основу той деятельности, которую Лев Семенович предлагал называть воображением [4]. В дальнейшем такое понимание воображения развивал в своих работах С.Л. Рубинштейн, который рассматривал воображение как самостоятельный психический процесс, однако, по его мнению данный подход не позволяет в полной мере выявить познавательную функцию образов воображения, не подчеркивает специфичность новых образов, отличающих их от образов, переработанных в памяти, и в настоящее время такое понимание воображения придерживаются многие психологи [25].

Воображение, как и все психические процессы, является функцией больших полушарий. Иногда его процесс связывают только с работой правого полушария. Специфика правого полушария заключается в том, что оно не застревает на деталях, но упрощает картину мира, дает представление целостности и вместе с тем гармоничности, соразмерности, композиционного единства. Левое полушарие упорядочивает эту информацию, позволяет выразить ее в речи: образ и мысль всегда выступают в неразрывном единстве.

Информация о работе Сравнительный анализ воображения у детей пятого и шестого года жизни