Сравнительный анализ воображения у детей пятого и шестого года жизни

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 18:40, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: изучить, эмпирическим путем выявить и сравнить воображение детей пятого и шестого года жизни.

Объект исследования: воображение как психический познавательный процесс.
Предмет исследования: воображение детей пятого и шестого года жизни.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что:
воображение у детей пятого и шестого года жизни имеет различия;
у детей пятого и шестого года жизни воображение не имеет различий.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические основы воображения как психического познавательного процесса
Анализ отечественных и зарубежных исследований по проблеме развития воображения………
Развитие воображения в дошкольном возрасте……………….…………………………..……………...…..
Педагогические условия развития воображения у детей дошкольного возраста………………………
Глава 2. Сравнительный анализ воображения детей пятого и шестого года жизни
Описание диагностических методик и экспериментальной выборки исследования…………….……
Количественный и качественный анализ полученных результатов………………………...…….…
Методические рекомендации для родителей и педагогов по развитию воображения у детей среднего и старшего дошкольного возраста……………………………………………..……………………..…
Заключение………………………………………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

дипломная работа.doc

— 725.00 Кб (Скачать файл)

Физиологическую основу воображения составляют остаточные (следовые) процессы возбуждения и торможения, иррадиации и концентрации, положительной и отрицательной индукции, анализа и синтеза в корковых отделах различных анализаторов. В итоге этой сложной деятельности и возникают новые, не имеющие места в реальном процессе восприятия, сочетания образовавшихся в прошлом опыте временных связей, составляющие базу образов воображения [1].

Ведущая функция воображения  заключается в изменении образов, что является непременным условием любого творческого процесса. Благодаря воображению человек имеет возможность еще до начала работы представить себе готовый результат труда. Процесс развития воображения подчиняется общему закону развития высших психических функций, т.е. воображение должно развиваться путем включения в управление овладением особых средств.

В психологии выделяются определенные формы воображения: сновидения, галлюцинации, грезы и мечты. Сновидения – это пассивные и непроизвольные формы воображения. Подлинная их роль в жизни человека до сих пор не установлена, хотя известно, что в сновидениях находят выражение в удовлетворении многие жизненно важные потребности, которые в силу ряда причин не могут получить реализации в жизни [15].

Галлюцинациями являются фантастические видения, не имеющие  почти никакой связи с окружающей человека действительностью. Обычно они – результат тех или иных нарушений психики, или работы организма – сопровождают многие болезненные состояния.

Грезы, в отличие от галлюцинаций, - это вполне нормальное психическое состояние, представляющее собой фантазию, связанную с желанием, чаще всего несколько идеализируемым будущим.

Особой формой воображения  является мечта как образ желаемого  будущего. Особенность мечты является построение тех образов, которые пока еще не осуществлены, а иногда и не могут осуществляться. Образы, которые человек создает в своих мечтах, отличаются следующими особенностями:

  • ярким, живым, конкретным характером, со многими деталями и частностями;
  • слабой выраженностью конкретных путей к осуществлению мечты, воображением этих путей и средств, в самых общих чертах (в виде некоторых пока еще тенденций);
  • эмоциональной насыщенностью образа, его привлекательностью для мечтательности личности;
  • стремление соединить мечты с чувством уверенности в ее осуществимости, со страстным стремлением к претворению ее в действительность.

В отличие от грез, мечта  всегда активна и выступает в  качестве побудительной причины, мотива деятельности, результат которой по каким-то причинам оказался отсроченным.  Воплощенная мечта вызывает новую потребность, а новая потребность порождает новую мечту [32].

Воображение в жизни  человека выполняет ряд специфических  функций: представление действительности в образах и наличие возможности пользоваться ими, решая задачи; регулирование эмоциональных состояний, произвольное регулирование познавательных процессов и состояние человека (восприятие, внимание, память, речь, эмоции), формирование внутреннего плана действий; планирование и программирование деятельности, оценка ее результативности.

Воображение функционирует на разных уровнях. Различие их определяется, прежде всего, тем, насколько активно, сознательно относится человек к этому процессу. По степени выраженности активности различают два вида воображения: пассивное и активное [10].

Пассивное или непроизвольное воображение – это создание новых образов, без каких-либо внешних побудителей. Оно заключается в возникновении и комбинировании представлений и их элементов в новые представления без определенного намерения со стороны человека, при ослаблении сознательного контроля с его стороны за течением своих представлений. Наиболее ярко оно выступает в сновидениях или полусонном  состоянии, дремотном состоянии, когда представления возникают самопроизвольно, сменяются, соединяются сами по себе, принимая иногда самые фантастические формы. Воображение выступает при этом как замена деятельности, с помощью которого человек отказывается от необходимости действовать [9].

Пассивное воображение  может быть преднамеренным и непреднамеренным. Преднамеренное пассивное воображение создает образы, не связанные с волей. Эти образы получили название грез. В грезах наиболее ярко обнаруживается связь воображения с потребностями личности [17].

Непреднамеренное пассивное  воображение наблюдается при  ослаблении деятельности сознания, его  расстройствах, в полудремотном состоянии, во сне и т.д. Наиболее показательным проявлением пассивного воображения является галлюцинация, при которой человеком воспринимается несуществующий объект. Этот образ настолько яркий, что человек абсолютно убежден в его реальности.

В отличие от пассивного воображения, произвольное, или активное воображение направлено на решение определенных задач. В зависимости от характера этих задач выделяют воссоздающее и творческое воображение [14].

Воссоздающее (репродуктивное) воображение – это воображение на основе прочного или услышанного, оно имеет место в тех случаях, когда человек по одному описанию должен представить себе предмет, который никогда раньше не воспринимался. Т. Рибо отмечал, что яркость, живость, отчетливость новых образов зависит уже не от запаса представлений, а от индивидуальных особенностей человека, прежде всего, оттого, насколько его воображение окрашено чувствами. В процессе воссоздающего воображения возникают новые образы, но новые субъективно, для данного человека, а объективно они уже существуют. Оно играет важную роль в жизни человека, оно позволяет людям обмениваться опытом, без чего немыслима жизнь в обществе [28].   

Творческое воображение, в отличии воссоздающего, предполагает самостоятельное создание новых образов, которые реализуются в оригинальных и ценных продуктах деятельности. Возникшее в труде творческое воображение остается неотъемлемой стороной технического, художественного и любого иного творчества, принимая форму активного и целеустремленного оперирования наглядными представления в поисках путей удовлетворения потребностей. Продукт творческого воображения не всегда может быть материализован, т.е. воплощен в виде вещи, но образ может остаться на уровне идеального содержания, поскольку реализовать его на практике невозможно [16].

По мнению Л.С. Выготского, воображение, являясь основой творчества, проявляется во всех сторонах жизни  ребенка. Рассматривая роль воображения в творческой деятельности ребенка, Лев Семенович пришел к выводу о том, что неверно будет рассматривать воображение как особую функцию в ряду других функций, это более сложная форма психологической деятельности, которая является реальным объединением нескольких функций в их своеобразных отношениях. Роль воображения в творческой деятельности лучше описывает понятие «психологическая система», которая объединяется формами воображения и мышления в присущих им межфункциональных связях и отношениях. Л.С. Выготский показал, что в тех формах воображения, которые связаны с творчеством, направленном на действительность, грань между реалистическим мышлением и воображением стирается, что воображение становится совершенно необходимым, неотъемлемым моментом реалистического мышления. Существенным для воображения является направление сознания, заключающееся в отходе от деятельности в известную, относительно автономную деятельность сознания, которая отличается от непосредственного познания действительности. Наряду с образами, которые строятся в процессе непосредственного познания действительности, человек строит ряд образов, которые осознаются как построенные воображением [5].

Проблема развития воображения  в дошкольном возрасте исследовалась  многими ведущими отечественными и  зарубежными психологами, но в большей  степени с позиции формирования творческих способностей ребенка (Т. Рибо, З. Фрейд, Дж. Брунер, Д.Фельдман, Ж. Пиаже, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, О.М. Дьяченко, Э.В. Ильенков, Н.Н. Палагина и другие).

В дошкольном возрасте воображение  выступает в качестве одного из условий усвоения общественного опыта. Оно создает возможность осваивать ребенком окружающий мир в игре, аналогично  с тем, как взрослый человек преобразует его в активной творческой деятельности [33]. Как подчеркивается в концепции дошкольного воспитания «особенностью этого периода, отличающегося от других, последующих этапов развития, является то, что он обеспечивает общее развитие, служащее фундаментом для приобретения в дальнейшем любых специальных знаний и навыков усвоения различных видов деятельности. Формируются не только качества и свойства психики детей, которые определяют собой общий характер поведения ребенка, его отношения ко всему окружающему, но и те, которые представляют собой «заделы» на будущее и выражаются в психологических новообразованиях, достигаемых к концу данного возрастного периода» [6, с.15].

Зарубежная психология рассматривает воображение как  важную сторону креативного развития ребенка (равно как и всякой творческой деятельности вообще). Способность к необычайному комбинированию элементов действительности, сообщение предметам новых функций, создание не имеющих в реальности аналогов определяют главные черты творческого процесса: умение видеть и ставить проблемы, возможность рассматривать предметы и явления в различных контекстах, связях и отношениях, находить нетрадиционные способы решения проблемных ситуаций [3].

В начале ХХ века Т. Рибо рассматривал воображение как процесс создания представлений, комбинирования нового из элементов старого. Он утверждал, что вообразить для ребенка дошкольного возраста что-либо,  – значит, изобразить это [36].

По мнению З. Фрейда воображение  первично, оно изначальная форма  детского сознания, из которой возникает все прочее сознание личности. Ребенок является существом, биологические потребности которого достаточно сохраняются взрослыми людьми. Он не добывает себе пищу, одежду, все делает для него взрослый. Сознание ребенка развивается как сознание грезящее, т.е. такое, основная функция которого не отрицание реальности, в которой он живет. В данном случае, процесс воображение не является деятельностью по переработке тех или иных впечатлений, а только сопровождает эмоционально-волевые проявления ребенка, т.к. у него отсутствует реальное восприятие действительности, а присутствует галлюцинаторное осознание мира [4].

Положение Ж. Пиаже заключается  в том, что первичной он рассматривал деятельность процессов воображения  и мышления, не направленную на действительность. Воображаемый образ - это не просто след воспринятого, но его активная копия; воображение основано на действии как форма имитирования. Но между младенческим мышлением, вовсе не направленным на действительность, и мышлением взрослого, реалистическим мышлением, существует переходные формы. Такой переходной, или промежуточной, формой  между воображением и реальной мыслью Пиаже считает детскую эгоцентрическую мысль. Детский эгоцентризм представляет собой переходную ступень от воображения к реалистическому мышлению, т.е. от мышления, напоминающего легкое сновидение, грезы, мечты, к мышлению, задачей которого является приспособление к действительности и воздействию на эту действительность. Воображение есть деятельность подсознательная, отличная от реалистического мышления, которое является сознательной деятельностью [3]. Согласно этой позиции воображение отличается от реалистического мышления тем, что оно: подсознательно (ребенок не осознает своих целей и мотивов); направлено на собственное удовольствие, а не на реальную деятельность в окружающей действительности; является образным, символическим мышлением, оно не может быть выражено в ловах и сообщено другим [13]. Исследования Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина, О.М. Дьяченко, Н.Н. Палагиной свидетельствуют о том, что формирование воображения начинается на самых ранних стадиях онтогенеза.

В отечественной психологии развитие воображения, также связано  с творческой и интеллектуальной деятельностью детей. Так, Л.С. Выготский утверждал, что воображение является основой творчества и проявляется во всех сторонах жизни ребенка и является особой функцией в ряду других функций, это более сложная форма психологической деятельности, которая является реальным объединением нескольких функций в их своеобразных отношениях [4]. Являясь высшей психической функцией, воображение, по его мнению, складывается не стихийно, а в процессе совместных действиях ребенка и взрослого по механизму социального наследования [6]. Продукты воображения отражены в детской игре, когда ребенок замещает реальные предметы воображаемыми. Исследуя, природу воображения Лев Семенович указывал, что воображение выстроено из элементов, взятых из действий, поэтому они находятся в прямой зависимости от богатства и разнообразия опыта. Воображение непосредственно тесно связано с творческим мышлением и творческой деятельностью. Развитие воображения предполагает не только познание и осознание образа, но и его самостоятельное построение и воплощение. В связи с этим, одним из условий развития воображения является расширение детского опыта и развитие понятийного мышления. Однако воображение подбирает и комбинирует элементы действительности по законам общего эмоционального знака, что предполагает развитие понимания эмоциональной атмосферы образа, приемов выразительности понимания образного сравнения, гиперболы, метафоры. Появление детского фантазирования связано с тем, что ребенок не знает основных закономерностей объективной действительности и поэтому легко нарушает жизненную реальность [5].

С.Л. Рубинштейн рассматривал воображение как уход от прошлого опыта и преобразование его, осуществляемое в образной форме, при этом основным моментов в этом процессе является возникновение и формирование целостного образа представления. Преобразование опыта в воображении проявляется в постепенном обогащении образов, в постепенном усложнении сюжетов, рисунков, игр и т.д. И выделение собственной деятельности воображения, когда ребенок направленно фантазирует, хорошо отделяя образы реальности от образов фантазии [23]. Д.Б. Эльконин, С.Л.Рубинштейн считали, что даже в дошкольном возрасте воображение неразрывно связано со способностью ребенка изменять окружающий мир, действенно преобразовывать действительность, творить что-то новое [8].

Д.Б. Эльконин в своем  исследовании методов развития воображения  выяснил, в какой мере дошкольники в игре следуют логике, реальной жизни и насколько они стойки в осуществлении этой реалистической тенденции. Он выдвинул предложение, что само возникновение образов фантазии вызывается столкновением реалистической идеи с ограниченными средствами ее воплощения – это создает необходимость дополнить недостающие элементы ситуации образами воображения [17].

Информация о работе Сравнительный анализ воображения у детей пятого и шестого года жизни