Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 18:40, дипломная работа
Цель исследования: изучить, эмпирическим путем выявить и сравнить воображение детей пятого и шестого года жизни.
Объект исследования: воображение как психический познавательный процесс.
Предмет исследования: воображение детей пятого и шестого года жизни.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что:
воображение у детей пятого и шестого года жизни имеет различия;
у детей пятого и шестого года жизни воображение не имеет различий.
Введение
Глава 1. Теоретические основы воображения как психического познавательного процесса
Анализ отечественных и зарубежных исследований по проблеме развития воображения………
Развитие воображения в дошкольном возрасте……………….…………………………..……………...…..
Педагогические условия развития воображения у детей дошкольного возраста………………………
Глава 2. Сравнительный анализ воображения детей пятого и шестого года жизни
Описание диагностических методик и экспериментальной выборки исследования…………….……
Количественный и качественный анализ полученных результатов………………………...…….…
Методические рекомендации для родителей и педагогов по развитию воображения у детей среднего и старшего дошкольного возраста……………………………………………..……………………..…
Заключение………………………………………………………………………
Следует отметить еще одну, наиболее универсальную роль творческого воображения детей 6-7 лет в плане саморегуляции эмоциональных состояний. Эта роль заключается в создании особой эмоциональной атмосферы, влияющей на эмоциональное состояние, настрой мыслей и чувств ребенка, а тем самым на характер его действий и поступков. Воображая различные сюжеты и действия в них, ребенок может себя утешить или напугать. Механизм влияния воображения на характер эмоционального состояния был отмечен Л.С. Выготским, который указывал, это воображение подбирает и комбинирует элементы действительности по законам общего эмоционального знака. Яркое построение фантазии влияет на наши чувства. Л.С. Выготский назвал этот механизм комбинированным произведением изображения.
Вместе с тем, О.М.Дьяченко отмечает, что в процессе функционирования воображения дошкольника осуществляется два основных этапа: порождение некоторой идеи творческого продукта; создание некоторого плана замысла реализации этой идеи. Оба эти этапа появляются к концу дошкольного детства [11]. Именно в возрасте 6-7 лет механизмы воображения активно влияют на одно из главных направлений развития эмоционально сферы ребенка – проявление способности управлять своими эмоциями. Аффективное воображение детей направлено на замещение негативных эмоций их проекций в играх, продуктивной деятельности, в которых многократное их переживание приводит к тому, что ребенок не столь сильно на них реагирует. Познавательное воображение способствует развитию образного и схематического мышления, целенаправленности восприятия, внимания и других [16].
Вместе с тем, особенности воображения детей 6-7 лет во многом схожи с особенностями проявления этой функции у детей 4-5 лет, но существенно отличаются по содержанию и значению для зарождающейся личности ребенка, поскольку указанный возрастной период предъявляет особые требования к развитию, связанные с подготовкой к учебной деятельности. Формирование личности ребенка проявляется как в становлении его способностей (прежде всего познавательных), так и в нравственном развитии. В связи с этим в возрастном периоде от 5 до 7 лет следует отметить две важнейшие функции и линии развития воображения. Первая связана с освоением знаково-символической деятельности и определяется ролью механизмов воображения в овладение ребенком произвольным вниманием, памятью, логическим мышлением. Вторая функция воображения, связанная с ориентировочно – исследовательской эффективно – познавательной деятельностью, позволяет ребенку понять и прочувствовать смысл человеческой деятельности, поступков окружающих и собственных действий для себя и для других, мысленно проиграть различные варианты действий и пережить смысл их последствий. Эта линия развития воображения непосредственно связана с нравственным воспитанием ребенка, если под воспитанием понимать не только усвоение правил поведения, но и формирование определенного осмысленного эмоционального отношения к окружающему [14].
В целом, к концу старшего дошкольного возраста, воображение становится более произвольным и творческим. Дети усваивают основные образы поведения и деятельности и получает свободу в оперировании ими. Именно в этом возрасте начинают существовать выдуманные миры с воображаемыми друзьями и врагами. Но отчетливо обнаруживается реалистичность образов воображения. Если сравнить, то дети младшего дошкольного возраста не всегда могут отличить возможное от невозможного, поэтому иногда создается впечатление о беззаботности их фантазии. Чем старше дошкольник, чем богаче его прошлый опыт, тем полнее отражается действительность в его играх, и тем критичнее он относится к образам своей фантазии.
Итак, анализ психологических исследований показывает, что развитие воображения имеет возрастную динамику. На начальных этапах развития воображения дети используют в основном элементы реальности, в отличие от них к концу старшего дошкольного возраста дети строят образ уже в процессе свободного оперирования представлениями. Таким образом, на протяжении дошкольного возраста воображение трансформируется от непроизвольного репродуктивного к произвольному творческому характеру.
1.3. Педагогические условия развития воображения у детей дошкольного возраста
На практике возникает
необходимость
Признавая важное значение задатков в развитии воображения в период дошкольного возраста, исследователи вместе с тем подчеркивают, что они являются лишь условиями, предпосылками, но не движущими причинами психического развития ребенка. Ни одно из специфических для человека психических качеств, в том числе и творческое воображение, не может возникнуть путем созревания органических задатков.
В настоящее время в зарубежной психологии является ведущим подход в обучении творчеству дошкольников, автором которого является Дж. Смит, выделяющий следующие условия развития творческого воображения:
Данный подход является одним из наиболее прогрессивных в зарубежной педагогике и психологии, так как он подразумевает не просто независимое от взрослых раскрытие некоторых природных творческих возможностей каждого ребенка, а подчеркивает влияние среды на развитие творчества у детей. Кроме того, совершенность описанных условий – это реальный путь помощи ребенку в развитие его воображения. Но все-таки этот путь представляет собой пассивную позицию взрослого. Взрослый должен создать некоторые условия, а затем уже не мешать свободному самовыражению ребенка.
Отечественные психологи, такие как О. Дъяченко, Н. Веракса занимают другую позицию. Они считают, что необходимо не просто не «вмешиваться» в развитие творческих проявлений у детей дошкольного возраста, но наоборот, - активно помогать ему в этом развитии через формирование механизмов воображения, которые обеспечат наиболее быстрое и полноценное его развитие [15].
А.В. Петровский рекомендует использовать с детьми старшего дошкольного возраста такие приемы развития воображения как: соединение частей разнородных объектов и изменения количества частей предмета и смещения. Подобные, присущие детям приемы воображения, называет и Я.А. Дудецкий, добавляя их приемом включения объекта в новую ситуацию, изменением условий действия объекта, одушевлением неживой природы, приданием объекту несвойственных ему качеств.
Д.Б. Эльконин в своем исследовании методов развитии творческого воображения выяснил, в какой мере дошкольники в игре следуют логике реальной жизни и насколько они стойки в осуществлении этой реалистической тенденции. Он выдвинул предположение, что само возникновение образов фантазии вызывается столкновением реалистической идеи с ограниченными средствами ее воплощения – это создает необходимость дополнить недостающие элементы ситуации образами воображения [30,187].
К развитию воображения в игровых действиях детей старшего дошкольного возраста, Даниил Борисович относил варьирование бытовых действий посредством сюжетных значений, создание мнимых ситуаций из любых источников, детализация сюжета изобразительными действиями и мимикой, управление своим поведением на основе взятой роли, ориентация в ролевой игре на правило и схему отношений [20]. В плане словесного общения, по мнению Д.В. Менджерицкой, воображение развивается по линии варьирования слов, словесных характеристик образов, представления позиций собеседника, словесной игры образов, учета заданных условий при включении в воображаемые события [19].
Проявляясь в игре, активное воображение переносится в другие виды деятельности - рисование, конструирование. Особенностями воображения дошкольников является их яркость, эмоциональность, легкость и быстрота. Все эти особенности проявляются в цели построения и реализации замыслов. Эти особенности приводят к оригинальности замыслов и результатов детского творчества [2].
В 6-7 лет появляется новая
возможность использования
Одним из основных средств развития воображения Л.С. Выготский считал усвоение ребенком активной связной речи, так как именно речь «освобождает» ребенка от непосредственных впечатлений, способствует формированию и фиксации представлений о предмете; создает возможность представить себе тот или иной предмет, который не был реально воспринят. Ребенок может выражать словами то, что не совпадает с его реальным восприятием; именно это дает ему возможность чрезвычайно свободно обращаться в сфере впечатлений, создаваемых и выражаемых словами [5].
Многочисленные наблюдения Н.Н.Палагиной показывают, что в своей игровой, в словесном творчестве ребёнок дошкольного возраста воспроизводит те объекты и события, которые поражают его воображение, эмоционально его захватывают. Интересный рассказ, спектакль, события, взволновавшие ребёнка, сейчас же находят отражение в его рисунке и играх [27]. Особенностью образов воображения ребёнка-дошкольника является большая конкретность и наглядность, недостаточно обобщённый характер. Изучение этой особенности связанно с проблемой соотношения образа и слова.
Начальные формы творческого
воображения детей при
Дети 6 лет в своих произведениях непросто передают переработанные впечатления, но и начинают направленно искать приемы для этой передачи. Возможность выбора проявляется не только в подборе адекватных приемов реализации продуктов воображения, передачи идеи, но и в поиске самой идеи, замысла. Е.И. Игнатьев указывал на то, что основной признак процесса воображения в той или иной конкретной практической деятельности заключается в преобразовании и переработке данных восприятия и другого материала прошлого опыта, в результате чего получается новое представление [17]. При рисовании элементы творческого воображения проявляются в композиции рисунка, в использовании цвета. Еще больше творческих элементов содержится в ролевой игре дошкольника. Также элементы творческого воображения, изобретательности обнаруживаются и в конструктивных строительных играх дошкольников: при конструировании ими игрушек из бумаги, картона, шишек и другого материала [9].
На развитие воображения дошкольников оказывает большое влияние обучение, увеличивается запас знаний и их логическое осмысление, уточнение, конкретизация. Все больше знаний дети старшего дошкольного возраста получают из художественной литературы, в результате слушания специальных радиопередач, из рассказов родителей и воспитателей, из бесед с ними [3].
Несомненно, важным условием развития творческого воображения является создание ситуации успеха для ребенка. Демонстрация взрослым ребенку положительного отношения к нему и его деятельности, улыбка, проявление мимической заинтересованности и прочие стимулируют детей к созидательной творческой деятельности, снижения страха перед ошибкой, повышают заинтересованность. Ребенок должен поверить в свои силы и заранее знать, что у него все получится. Исходя из этого, одно из важных условий развития детского творчества – создания эмоционально благополучной творческой атмосферы на занятии. Следует избегать дисциплинарных замечаний, изменений регламентации, упреков в адрес детей, у которых что-то не получается.
Таким образом, анализ психолого-педагогической литературы по вопросу создания условий, способствующих развитию воображения у дошкольников, позволяет нам отметить, что для реализации потенциальных возможностей ребенка требуются соответствующие социальные условия жизни и воспитания. Вместе с тем, мы отмечаем, что важны не отдельные методы, а система педагогического воздействия на процесс развития творческого воображения у детей старшего и среднего дошкольного возраста. Для развития воображения в старшем и среднем дошкольном возрасте педагогам рекомендуется как можно больше использовать приемы творческого рассказывания, сюжетно-ролевые и театрализованные игры, продуктивные вида деятельности (рисование, конструирование, лепка), а также использовать модели.
ГЛАВА 2. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ВООБРАЖЕНИЯ ДЕТЕЙ ПЯТОГО И ШЕСТОГО ГОДА ЖИЗНИ.
2.1. Описание диагностических методик и экспериментальной выработки исследования
Целью нашего эмпирического исследования являлось проведение сравнительного анализа воображения среднего и старшего дошкольного возраста.
Базой исследования являлось МДОУ «ЦРР – детский сад «Радуга», г. Абакана. Исследование проводилось в период с января по февраль 2011 г.
В нашем исследовании принимали участие 10 детей шестого года жизни и 10 детей пятого года жизни, из них 5 мальчиков и 5 девочек. Выборка детей носила случайный характер, ведущими критериями выступали: возраст и пол.
В ходе эмпирического исследования в соответствие с целью, объектом и предметом нашего исследования, мы использовали следующие эмпирические методы: «Дорисовывание фигур» (Е. Торренс, модификация О.М. Дьяченко), модифицированный тест Г. Роршаха, методика «Придумай рассказ» (Т.Д.Марцинковская). Выбор эмпирических методов
Информация о работе Сравнительный анализ воображения у детей пятого и шестого года жизни