Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 18:40, дипломная работа
Цель исследования: изучить, эмпирическим путем выявить и сравнить воображение детей пятого и шестого года жизни.
Объект исследования: воображение как психический познавательный процесс.
Предмет исследования: воображение детей пятого и шестого года жизни.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что:
воображение у детей пятого и шестого года жизни имеет различия;
у детей пятого и шестого года жизни воображение не имеет различий.
Введение
Глава 1. Теоретические основы воображения как психического познавательного процесса
Анализ отечественных и зарубежных исследований по проблеме развития воображения………
Развитие воображения в дошкольном возрасте……………….…………………………..……………...…..
Педагогические условия развития воображения у детей дошкольного возраста………………………
Глава 2. Сравнительный анализ воображения детей пятого и шестого года жизни
Описание диагностических методик и экспериментальной выборки исследования…………….……
Количественный и качественный анализ полученных результатов………………………...…….…
Методические рекомендации для родителей и педагогов по развитию воображения у детей среднего и старшего дошкольного возраста……………………………………………..……………………..…
Заключение………………………………………………………………………
1. Методика «Дорисовывание фигур»
Цель: определение творческого воображения, уровней творчества, у детей от 5 до 6 лет.
Стимульный материал: листы белой бумаги, в середине которых простым или черным карандашом нарисованы контуры.
Инструкция. Ребенку предлагают: «Посмотри на этот листок. Придумай, что из этого может получиться и закончи, пожалуйста, рисунок».
Проведение теста. Детям дают только простой или черный карандаш. Взрослый не вмешивается в процесс рисования и на возможные вопросы детей отвечает, что они могут рисовать все, что им хочется. Для дорисовывания детям обычно предлагают по очереди 5-6 контуров (по мере выполнения). После выполнения каждого из заданий ребенка спрашивают, что именно нарисовано на картинке, однако при возникновении затруднений взрослый не настаивает на ответе.
Анализ результатов. При интерпретации полученных данных обращают внимание на беглость, гибкость, оригинальность полученных ответов и на характер рисунка.
Беглость – связывают с общим количеством ответов (например, дети дают не одно, а два-три возможных названия картинок, предлагают несколько вариантов дорисовывания и т.д.). Максимальное количество баллов – 3, минимальное – 0 (если ребенок отказывается рисовать).
Гибкость – оценивают по количеству использованных категорий в содержании рисунков (например, ребенок рисует только людей или и людей, и животных, и разнообразные предметы). Отказ от задания – 0 баллов, 3 балла (при использовании нескольких категорий).
Оригинальность –
разных категорий оценивается следующи
Характер рисунка. При отказе рисовать, воспроизведении тождественного контура рядом с основным прикреплении овала к бумаге без попытки назвать рисунок и дорисовать – 0 баллов. Дорисовывание с минимальным количеством линий, при котором обыгрывается традиционное использование контура (огурец, солнышко, шарик, волны), – 1 балл. Рисунок состоит из дополнительных элементов, соединенных с основным контуром (человек, кораблик, дорожка в саду), – 2 балла. Основной контур является частью в других предметах или их деталью (включение) – 3 балла. Рисунок содержит определенный сюжет, выражает некоторое действие - 4 балла. Рисунок включает в себя несколько персонажей или предметов, раскрывающих его тему, которая подчинена одному смысловому центру, связанному с основным контуром, – 5 баллов.
2. Модифицированный тест «Оценка воображения» Г. Роршаха
Цель: развивать у детей творческое воображение; учить находить сходство изображения неясных очертаний с реальными объектами, образами.
Стимульный материал: 10 карточек: 5 пятен выполнено в серо-черных тонах; 2- содержат дополнительно штрихи ярко красного цвета; а остальные 3 – представляют собой сочетание пастельных тонов.
Инструкция. «Посмотрите на рисунки и расскажите, что здесь изображено». Можно задавать детям наводящие вопросы: «Что это? На что похоже? Что оно тебе напоминает?».
Показатели:
Локализация – указывает на часть пятна, с которой ребенок ассоциирует свой ответ: использует ли при ответах все пятно; какая-то общая деталь; необычная деталь; белая часть карточки или какая-то комбинация белого и темного участка, т.е. будет ли включать в ответ фон или нет.
Движение - в чернильном пятне самом по себе нет движения, но многие дети видят движение в изображенном пятне: движение увиденного в пятне человека; движение животного; абстрактное движение, неодушевленное.
Цвет – показатель эмоционального состояния. Об эмоциональном состоянии, судят по тому, как меняется реакция ребенка, когда ему после черно-белой карточки дают цветную. Если ребенок видит в пятнах только цвет,– это свидетельство повышенной эмоциональности. Оттенок может восприниматься как представляющий глубину; неопределенную форму (облако, цветок); обозначается как цветовое сочетание.
Трактовка содержания.
Отметить, что видит ребенок в пятнах, как оценивает карту: всю сразу или по фрагментам, какие фигуры видит, их представленность в объектах, находящихся в ближайшем окружении ребенка. Фиксируется, видит ли ребенок движение в фигуре, или объект ему кажется статичным. Движение, которое он видит в пятне – показатель воображения. Обращается внимание на то, как объединены ответы: если ответы объединяют все фрагменты – их будет меньше, но качество таких ответов выше, так как они, как правило, логические, свидетельствуют об интенсивной и плодотворной работе интеллекта. Если ребенком отмечаются отдельные детали каждого задания, в таком случае ответов будет больше, но они, как правило, конкретные, оторванные от реальности, либо наоборот описывают те объекты, которые ребенок воспринимал в непосредственном окружении неоднократно.
Цель: выявление особенностей воображения детей среднего и старшего дошкольного возраста.
Инструкция: ребенку дается задание придумать рассказ о ком-либо или о чем либо, затратив на это всего 1 минуту, а затем пересказать его в течении 2 минут. Это может быть не рассказ, а например, какая-нибудь история или сказка.
Показатели:
Критерии:
а) если ребенок придумал рассказ за 30 сек.- 2 балла;
б) если на придумывание ушло от 30 сек. до 1 мин – 1 балл;
в) если за 1 мин. ребенок не смог придумать рассказ – 0 баллов.
а) если ребенок механически пересказывает то, что он когда-то видел или слышал – 0 баллов;
б) если ребенок привнес в виденное или слышанное им что-либо новое от себя – 1 балл;
в) если сюжет рассказа полностью придуман самим ребенком, необычен, оригинален – 2 балла.
а) если в рассказе с начала и до конца говорится об одном и том же – 0 баллов;
б) если в нем встречаются два- три разных персонажа – 1 балл;
в) когда в рассказе имеются четыре и более персонажа – 2 балла.
а) если персонажи (события, вещи) в рассказе называются ребенком и никак дополнительно не характеризуются – 0 баллов;
б) если кроме названия, указываются еще один или два признака – 1 балл;
в) если же объекты, упомянутые в рассказе, характеризуются тремя и более признаками- 2 балла.
а) если образы рассказа не производят никакого впечатления – 0 баллов;
б) если у ребенка эмоции едва выражены – 1 балл;
в) если рассказ и его передача рассказчиком достаточно эмоциональны и выразительны – 2 балла.
Уровни развития воображения: 10 баллов - очень высокий; 8-9 баллов – высокий; 4-7 баллов – средний; 2-3 балла – низкий; 0-1 балла – очень низкий.
2.2 Количественный и качественный анализ полученных результатов
Методика «Дорисовывание фигур»
Полученные нами результаты свидетельствуют о том, что в старшем дошкольном возрасте уровень творческого воображения выше, чем в среднем дошкольном возрасте. Так, высокий уровень развития творческого воображения наблюдался у 60 % детей (6 детей) старшего возраста; средний возраст 50 % (5 детей).
Средний уровень развития творческого воображения наблюдался у 40% старшего возраста (4 ребенка); в среднем возрасте показатели составили 40% (4 ребенка).
Низкий уровень развития творческого воображения наблюдался у 10% среднего возраста (1 ребенок), в старшем возрасте данный уровень не проявился.
Результаты наглядно представлены в приложении В и рисунке 2.
Рисунок 1. Показатели развития воображения у детей среднего и старшего дошкольного возраста
Качественный анализ результатов эмпирического исследования
Высокий уровень творческого воображения наблюдался у тех детей, которые умели выделять детали, и не только придумывать новый образ, но и развертывать сюжет рисунка. Детям понятно было задание, быстро включались в работу, заранее планировали, что из выбранной тематики они будут рисовать.
Дети шестого года жизни показали оригинальность в своих рисунках, не повторяющиеся самим ребенком или другими детьми группы. То есть дети старались изобразить в рисунках что-то новое, интересное, такое, которое не повторялось у других участников группы. Рисунок сопровождался словесными комментариями, по поводу того, что происходит «внутри рисунка» (например, Ира Феофилова не только дорисовала все контуры, а изобразила картину «Чебурашка на прогулке», где показала свою любимую игрушку « Чебурашку» , рассказала, чем она занимается после детского сада).
Дети пятого года жизни так же нарисовали необычные рисунки, в которых показали свое творчество и способности. Давали два-три возможных названий рисунков и несколько вариантов дорисовывания. Например, Никита Роледер, дорисовав все контуры, попытался дать своему рисунку несколько вариантов названий: « Весной во дворе», « Тающий снеговик», « Я леплю снеговика».
Средний уровень творческого воображения характеризовался умением выделять отдельную деталь и, дополнив незначительными штрихами, создавать новый образ, предлагая при этом, более одного варианта названия рисунка. В рисунках присутствовало несколько тематических категорий (животные, игрушки, сказочные герои).
Дети старшего дошкольного возраста дорисовывают большинство фигурок. Изображаемые объекты выражали действие, содержали определенный сюжет. Дети рисовали не только предметы ближайшего окружения, но и те, действия с которыми присутствовали в их жизненном опыте ранее, при этом большая часть детей изображала движущиеся объекты. Например, Полина Пленкина изобразила в своем рисунке кошку, которая бежит за мышкой и назвала свое творчество «Кошки-мышки»; девочка придерживалась намеченного плана, рисунок был детализирован.
Дети среднего дошкольного возраста дорисовывают большинство фигурок, однако все рисунки схематичные. Есть рисунки, повторяющиеся самим ребенком или другими детьми группы. Например, Никита Соловьев нарисовал похожий рисунок Полины, только вместо кота, был человек, где так же присутствовали движущие объекты.
К низкому уровню отнесли
детей, в чьих рисунках использовался
прием дорисовывания с
У детей шестого года жизни данный уровень не проявился, в отличие от детей пятого года жизни.
У детей пяти лет, данный уровень проявился. Это дети, которые рисовали рядом с заданной фигуркой что-то свое, или давали беспредметные изображения. Некоторые дети (для 1–2 фигурок) рисовали предметный схематичный рисунок с использованием заданной фигурки. В этом случае рисунки, как правило, были примитивные, шаблонные схемы. Дети часто прерывали работу, отвлекались, что свидетельствует о непроизвольности воображения. (Например: Антон Третьяков дал просто название фигуркам, изображенным на рисунке, т.е. круг, квадрат, овал. Количество линий на рисунке было минимальным, не состоящим из дополнительных элементов).
Таким образом, полученные эмпирические данные свидетельствует о том, что воображение детей на пятом и шестом году жизни имеют как общее, так и различие. Общее состоит в том, что в старшем и среднем дошкольном возрасте преобладают как оригинальность, так и беглость. Различие состоит в том, что в старшем возрасте наблюдается больше оригинальность и гибкость, а в среднем возрасте больше беглость.
Тест «Оценка воображения» Г. Роршаха
По результатам данной методике мы позволили себе ограничиться качественным анализом эмпирических данных. Наглядно результаты представлены в приложении Б 2.
Мы выявили, что дети, вошедшие в нашу выборку оценивают фигуры фрагментарно, но если контур имеет ярко выраженную аналогию, то дети сразу ее называют. Дети не включают фон и цвет в определение фигуры, чаще всего называются статичные фигуры, они представлены в объектах, находящихся в ближайшем окружении детей.
Вместе с тем, мы отметили, что проявляются различия в воображении детей пятого и шестого года жизни. Мы выявили, что дети старшего возраста значительно чаще среднего выделяли в предложенных цветовых пятнах и общие стандартные контуры, так и необычные детали (например: Полина П., Милана К., Юля А. видели в пятнах факел, корабль, юла, ракета, дракон); видели абстрактные движения в выделенных объектах (например: Саша М. видел летящий вертолет).
Информация о работе Сравнительный анализ воображения у детей пятого и шестого года жизни