Сравнительный анализ субъективного проявления чувства одиночества у подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2013 в 15:26, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность исследования. В современном мире люди всё чаще и всё острее испытывают чувство одиночества, но в то же время каждый воспринимает и оценивает его по-своему. Ни в науке, ни в массовом сознании нет общепринятого понимания этого феномена, однако при всей уникальности индивидуального переживания одиночества имеются определенные элементы, общие для любых его проявлений.
Во-первых, состояние одиночества предполагает для человека полную погруженность в самого себя и носит целостный, всеохватывающий характер. Это особая форма самовосприятия, утверждение своей «самости», говорящее в то же время о некоем разладе во внутреннем мире личности.

Содержание

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ...............................................................3

Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ОСОБЕННОСТЕЙ
ПЕРЕЖИВАНИЯ ОДИНОЧЕСТВА В ПОДРОСТКОВОМ
ВОЗРАСТЕ
1.1. Психологическая характеристика понимания сущности и
содержания чувства одиночества..........................................................8

1.2. Особенности одиночества в подростковом возрасте...........................22

1.3. Одиночество подростков и социально-психологические
проблемы..............................................................................................30

Глава II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ
ПЕРЕЖИВАНИЯ ОДИНОЧЕСТА В ПОДРОСТКОВОМ
ВОЗРАСТЕ
2.1. Методология, методы и организация эмпирического исследования....38

2.2. Выявление подростков, испытывающих чувство одиночества.........39

2.3. Особенности переживания одиночества лиц подросткового
возраста.................................................................................................43

ВЫВОДЫ…………………………………………………………………………….45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ....................................................................................................46

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.............................................4

Вложенные файлы: 1 файл

Сравнительный анализ.doc

— 816.00 Кб (Скачать файл)

Эмоциональное одиночество представляется результатом  отсутствия  тесной привязанности  к  какому-нибудь  лицу или  разрыва подобных  эмоциональных  отношений.  Одиночество  может  возникать  при эмоциональной холодности родителей, отвержения со стороны взрослых.

Поведенческое  одиночество  проявляется  в  конфликтах  потери связи с окружающими, отсутствии  доступного  круга социального общения (отсутствие  значимых  дружеских связей  или чувства общности), невключенности подростка в референтную для него группу сверстников.  Такое одиночество может иметь как активную (избегание), так и пассивную формы.

Когнитивное  одиночество  рассматривается  как  состояние,  испытываемое человеком  в результате осознания им ситуации собственной депривации (внутреннего  ощущения  одиночества,  опустошенности); оно может  быть  следствием  непонимания  проблем подростка  со  стороны  взрослых,  резкой  смены  приоритетных  установок  во  взаимоотношениях со сверстниками, несовпадения интересов, взглядов.

Переживание одиночества  подростками  сопровождается развитием  ряда личностных новообразований и является обязательной составляющей  комплекса  психоэмоциональных  реакций  в  ситуациях  конфликта; в некоторых личностных процессах одиночество служит психологическим  стабилизатором  или  дестабилизатором  эмоциональных реакций. Благодаря одиночеству подросток учится быть независимым от постоянного социального подкрепления.

В то же время  одиночество затрудняет общение, препятствует установлению  интимно-личностных  отношений,  полноценных  доверительных  контактов, формирует негативный тип самовосприятия и может привести к ощущению психологического надрыва, душевного нездоровья.  Состояние  одиночества  у  подростка  часто  сопровождается чувством собственной некомпетентности, ненужности, неуверенности в  себе,  низким  уровнем  самоуважения,  склонностью  к  психической изоляции, уходом от действительности в мир мечты, повышенной конфликтностью.

Исследователи выделяют ряд личностных, социальных, ситуативных факторов, способствующих возникновению одиночества. Причем приоритет  отдается  личностным  факторам,  таким,  как  низкая  самооценка,  застенчивость,  излишняя  самокритичность  и  низкий  уровень развития  коммуникативных  умений,  а  также некоторым  характерологическим особенностям (эгоизм, агрессивность). К социальным факторам  исследователи  относят  социальное  отторжение,  т.е.  неприятие подростка группой сверстников, и отсутствие «своего» круга общения.

Последнее может  быть связано с переездом на новое  место жительства, сменой школы, потерей близкого друга и т.п. Ряд авторов отмечает, что возникновение в подростковом возрасте острого чувства одиночества влечет за собой дефицитное и дефектное общение, причем не всегда удается установить, что здесь является причиной, а что следствием. У подростков может сформироваться поведение, которое приведет к школьным прогулам или отказу от обучения,  лжи,  субкультурным девиациям (употреблению  сленга,  нанесению татуировки и т.п.). Если подросток не находит поддержки и понимания во взаимоотношениях  с взрослыми,  то он обращается к таким  же  сверстникам,  которых «не  поняли»  окружающие.  Одинокий среди  взрослых  и  сверстников  подросток может  попасть  в  асоциальную группу, где попытается реализовать свое стремление к самостоятельности. 

Согласно взглядам В.С. Мухиной, одним из факторов развития личности подростка является его собственная большая социальная активность, направленная на усвоение определенных образцов и ценностей, на построение удовлетворяющих отношений с взрослыми и товарищами, наконец, на самого себя (проектирование своей личности и своего будущего с попытками реализовать намерения, цели, задачи). Однако процесс становления нового растянут во времени. Он зависит от многих условий и потому может происходить неравномерно по всему фронту. Это определяет, с одной стороны, сосуществование в подростке "детскости" и "взрослости", а с другой – наличие у подростков одного и того же паспортного возраста существенных различий в уровнях развития различных сторон взрослости. Это связано с тем, что в обстоятельствах жизни современных школьников есть моменты двоякого рода:

    • тормозящие развитие взрослости (занятость детей только учением при отсутствии у большинства других постоянных и серьезных обязанностей, тенденция многих родителей освобождать ребят от бытового труда, забот и огорчений, опекать во всем);
    • моменты овзросляющие (огромный поток информации, акселерация физического развития и полового созревания, большая занятость многих родителей и как возможное следствие этого – ранняя самостоятельность детей). Все это вызывает огромное разнообразие условий, определяющих развитие, а отсюда - пестроту проявлений и существенные различия в развитии тех или иных сторон подростковой личности [21, с. 335].

Возникновение самосознания, как отмечает Г. Крайг, – результат осознания подростком заметных изменений в своём внешнем облике и как следствие возникновение острого интереса к самому себе. Резкая дисгармония физического и психического облика проецируется на окружающий мир, который начинает казаться конфликтным и напряжённым. Подросток легко идеализирует окружающих людей и так же легко в них разочаровывается, ему свойственны острые нравственные переживания, мировоззренческие искания [25, с. 559].

В переходном возрасте меняется представление о содержании понятий «одиночество» и «уединение». Дети обычно трактуют их как некое физическое состояние («нет никого вокруг»), подростки же наполняют эти слова психологическим смыслом, приписывая им не только отрицательную, но и положительную ценность [16, с. 95].

В подростковый период ребенок открывает свой внутренний мир. Открытие внутреннего мира — важное, волнующее событие, но оно приносит с собой множество тревог и переживаний: появляется чувство неповторимости и одиночества, которое возникает как смутное беспокойство, может ощущаться как внутренняя пустота, которую необходимо заполнить.

Переориентация  общения с родителей и значимых взрослых на ровесников делает проблему взаимоотношений с последними весьма животрепещущей, а иногда и очень  болезненной. Если подросток в общении  с друзьями и одноклассниками не получает принятия, признания и эмоционального отклика, если не удовлетворяются его потребности в социальном единении и самоутверждении, то у него возникает чувство одиночества.

В то время другой психологически обоснованной потребностью в подростковом возрасте является потребность в уединении, поскольку только наедине с самим собой подросток может осмыслить и «переварить» происходящие с ним изменения, оценить себя и свои отношения, определить линию своего поведения и свою позицию [28, с. 74].

Почти все дети проходят через периоды страшного  одиночества, которые просто невыносимы. Тогда они чувствуют себя беззащитными,  неуверенными в этом большом и  проблемном мире. Чтобы как-то пережить свое одиночество в подростковом возрасте некоторые увлекаются дневниками, так как это удобный способ беседовать с самим собой, фиксировать свои мысли и переживания. Дневник хранят и прячут даже от самых близких людей. В дневнике идет проверка самого себя, дается отчет о своих поступках и намерениях — о чем не скажешь никому. Многие ведут дневник, потому что испытывают одиночество, им не с кем поговорить “по душам” [4, с. 96].

Таким образом, подросток, стремясь доказать себе и  окружающим свою самостоятельность, ценность своей личности, её уникальность и  неповторимость, неизбежно сталкивается с состоянием одиночества, «разговором с собой», которое в свою очередь помогает ему в этом обособлении, индивидуализации, развитии его личности.

Уединение, как  отмечает И.С. Кон, помогает проигрывать  различные роли, которые недоступны подросткам в реальной жизни, моделирование различных ситуаций, в том числе трудных и критических [21, с. 62].

В.С. Березин  выделяет следующие качества личности, «предрасполагающие» к формированию стойкого одиночества, внешних признаков, указывающих на предрасположенность к одиночеству, на которые может ориентироваться специалист в работе с подростками:

- высокий уровень  тревожности;

- впечатлительность;

- романтичность  (романтическая возвышенность);

- независимость,  импульсивность, эмоциональность;

- замкнутость,  малообщительность, закрытость, отстраненность;

- повышенная  психологическая ранимость;

- эмоциональная  "колючесть";

- робость, боязливость;

- индивидуальность, имеется в виду "непохожесть"  на сверстников [3, с. 35].

Для преодоления чувства одиночества (его отрицательной стороны) необходима актуализация позитивного потенциала одиночества, внутренними условиями актуализации которого, по мнению Д. Байярд, являются:

- осознание  одиночества, формирование положительного  восприятия одиночества (отношения  к нему);

- формирование  положительного самоотношения, повышение  ценности своей личности;

- формирование  положительного самовосприятия  личности, принятие ответственности за свою жизнь;

- формирование  активной позиции по отношению  к одиночеству; 

- повышение коммуникативной компетентности, оптимизация отношений с группой сверстников и получение опыта совладания с трудностями и негативными переживаниями;

- понимание  позитивной роли одиночества в развитии личности и нахождение мотивов выбора одиночества [2, с. 119].

Таким образом, впервые одиночество осознается человеком в подростковый период в связи с развитием рефлексии  в этом возрасте и переходом на новый уровень самосознания, с усилением потребностей в самопознании, принятии и признании, общении и обособлении, с кризисом самооценки. Подросток, стремясь доказать себе и окружающим свою самостоятельность, ценность своей личности, её уникальность и неповторимость, неизбежно сталкивается с состоянием одиночества, «разговором с собой», которое в свою очередь помогает ему в этом обособлении, индивидуализации, развитии его личности.

 

 

 

 

 

1.3.  Одиночество подростков и социально-психологические  проблемы

 

Живя в обществе, люди принимают на себя различные социальные роли. Так, девочка-подросток в группе мальчиков-подростков будет ощущать и вести себя соответственно своей половой принадлежности, однако в группе людей, старших по возрасту, она будет ощущать себя, прежде всего, подростком.

Адекватное  принятие на себя той или иной роли – показатель адаптированности личности. Но есть и отрицательная сторона  явления. Организуя своё поведения  постоянно с точки зрения его  социальной желательности, в меньшей  мере сообразуясь со своими личными потребностями и чувствами, личность попадает в ловушку своих социальных ролей.  «У закрытого, замаскированного человека нарастает уверенность, что не только близкие, но и вообще никто никогда не сможет его по-настоящему понять, принять участие в его внутренней жизни. И он прячет её ещё глубже» [58,с.19].  Закрытость человека, наряду с зацикленностью на себе, неуверенность в своих силах, своей привлекательности, робостью, Г.В. Старшенбаум назвал частой причиной одиночества.

Школа также  способствует структуризации деятельности подростка, поддерживая проявления социально желательного поведения. Подросток, привыкший с детства жить по извне установленным правилам и нормам, просто не умеет самостоятельно и творчески подойти к решению своих жизненных проблем. И хотя «… школа перестаёт быть той средой, где подросток смог бы научиться решать свои личные проблемы и далее эффективно взаимодействовать с социумом» [75, с. 56], всё же она оказывает заметное влияние на формирование личности и поведения человека.

Говоря о  социальных ролях, следует заметить, что существуют собственно три уровня значимых ролей для человека:

    • уровень межличностного взаимодействия, где необходимо понимание и признание от близкого человека. Выражается в поиске друга;
    • уровень группового взаимодействия. Наличие положительной групповой оценки оправдывает даже неудачи в межличностном общении;
    • уровень культурно-исторической значимости – только общество в целом, во всех своих социальных проявлениях может дать человеку эту значимость.

Для подростка  актуальными можно признать только первый и второй уровни. Причём значимость первого уровня с возрастом увеличивается. Это связано с тем, что «подростковый  возраст, по сравнению с младшим  школьным, характеризуется несомненным  развитием эмоциональной сферы. Переживания становятся глубже, появляются более стойкие чувства, эмоциональное отношение к ряду явлений жизни делается значительнее и устойчивее» [55, с.16 - 17]. В то же время потребность в межличностном общении для подростка уже не может найти своё удовлетворение в семье, как для младшего школьника. «Современный подросток имеет, в целом, эмоционально-позитивное отношение к своей семье. Тем не менее, наблюдается тенденция к некоторой отгороженности подростка от семьи и его нежелание пытаться решать свои проблемы, используя советы и опыт родителей» [75, с. 55].

Таким образом, референтной группой для подростков по большей мере становится компания сверстников. Более того, подросток  стремится к установлению доверительных  отношений с одним из своих сверстников. Главная причина стремления к поиску alter ego – желание найти того, кто тебя понимает. Многие исследователи отмечают, что именно отсутствие понимания, понимающего человека субъекта, как причину возникновения чувства одиночества. «Любые описания переживания одиночества как психологического феномена обязательно содержат в себе указания на сочетание субъективной потребности и объективной невозможности понимания человека человеком. Мы говорим «меня понимают» только в том случае, если другой человек не только знает мотивы моих переживаний, но и принимает их как некоторую, причём безусловную, ценность» [49, с. 38].

Информация о работе Сравнительный анализ субъективного проявления чувства одиночества у подростков