Сравнительный анализ субъективного проявления чувства одиночества у подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2013 в 15:26, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность исследования. В современном мире люди всё чаще и всё острее испытывают чувство одиночества, но в то же время каждый воспринимает и оценивает его по-своему. Ни в науке, ни в массовом сознании нет общепринятого понимания этого феномена, однако при всей уникальности индивидуального переживания одиночества имеются определенные элементы, общие для любых его проявлений.
Во-первых, состояние одиночества предполагает для человека полную погруженность в самого себя и носит целостный, всеохватывающий характер. Это особая форма самовосприятия, утверждение своей «самости», говорящее в то же время о некоем разладе во внутреннем мире личности.

Содержание

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ...............................................................3

Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ОСОБЕННОСТЕЙ
ПЕРЕЖИВАНИЯ ОДИНОЧЕСТВА В ПОДРОСТКОВОМ
ВОЗРАСТЕ
1.1. Психологическая характеристика понимания сущности и
содержания чувства одиночества..........................................................8

1.2. Особенности одиночества в подростковом возрасте...........................22

1.3. Одиночество подростков и социально-психологические
проблемы..............................................................................................30

Глава II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ
ПЕРЕЖИВАНИЯ ОДИНОЧЕСТА В ПОДРОСТКОВОМ
ВОЗРАСТЕ
2.1. Методология, методы и организация эмпирического исследования....38

2.2. Выявление подростков, испытывающих чувство одиночества.........39

2.3. Особенности переживания одиночества лиц подросткового
возраста.................................................................................................43

ВЫВОДЫ…………………………………………………………………………….45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ....................................................................................................46

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.............................................4

Вложенные файлы: 1 файл

Сравнительный анализ.doc

— 816.00 Кб (Скачать файл)

Это верно и  в отношении подростков, однако и  здесь не обошлось без противоречий. Подросток и стремится к установлению близких дружеских отношений, и, одновременно, боится потерять себя в другом человеке, поскольку его собственное «я» ещё неопределённо, полностью им не осознанно и имеет размытые границы. «Придумать» другого легче, чем понять его» [19, с. 55], - справедливо заметил И.С. Кон. Эта боязнь, вкупе с «обученной непонимаемостью» (Э. Рутман) – когда подросток после нескольких неудач в общении убеждает себя, что все попытки найти понимание, бесполезны, собственно и ведут к тому, что подросток выбирает одиночество (или одиночество выбирает его).

Возможен и  другой путь: «понимание другим человеком  – это как подтверждение моего  собственного существования» [54, с.16]. Найдя друга, подростки реализуют не только потребность в понимании, но и потребность в собеседнике, самораскрытии. Само становление подростка становится, таким образом, продуктивным.

Итак, у подростка  возникает острое ощущение, что ему  открывается очень много нового в жизни, во взаимоотношениях людей, в самом себе. И поэтому если, с одной стороны, может возникнуть замкнутость, желание одиночества, то, с другой стороны, рождается жажда общения, желание быть понятым, быть откровенным с человеком, которому можно было бы открыть самого себя. Отсюда стремление к дружбе, желание иметь друга.

Физический  недостаток, болезнь оказывают  существенную  роль  в развитии личности. Жизненная ситуация тяжелой болезни может исказить «обычный» путь развития ребенка. «Ребенок, развитие которого осложнено дефектом,  –    отмечал Л.С.Выготский, –  не есть просто менее развитой, чем его нормальные  сверстники, но иначе развитой... Дефективный ребенок представляет качественно  отличный своеобразный тип развития... Непосредственное  следствие дефекта – снижение социальной  позиции ребенка;  дефект  реализуется как социальный  вывих» [11, с.40]. Л.С.  Выготский подчеркивал также,  что «...  процесс развития дефективного  ребенка двояким образом социально-обусловлен:   социальная реализация дефекта (чувство малоценности)  есть  одна  сторона социальной обусловленности развития;   социальная   направленность   компенсации   на

приспособление  к тем условиям среды, что созданы  и сложились в  расчете  на нормальный человеческий тип, составляет ее вторую сторону» [21,с.38].

Одиночество может  являться следствием не реализации второго  уровня значимых ролей –  уровня группового взаимодействия личности. Принадлежность к группе даёт подростку несколько выгодных приобретений.

«Во-первых, общение  со сверстниками очень важный специфический  канал информации; по нему подростки  и юноши узнают многие необходимые вещи, которых по тем или иным причинам им не сообщают взрослые.

Во-вторых, это  специфический вид межличностных  отношений. Групповая игра и другие виды совместной деятельности вырабатывают необходимые навыки социального  взаимодействия, умение подчиняться коллективной дисциплине и в то же время отстаивать свои права, соотносить личные интересы с общественными.

В-третьих, это  специфический вид эмоционального контакта. Сознание групповой принадлежности не только облегчает подростку автономизацию  от взрослых, но и даёт ему чрезвычайно важное чувство эмоционального благополучия и устойчивости» [21, с. 128-129].

Подростки по большей  своей части конформисты, им бывает трудно не идти за всеми, противостоять  мнению группы, поскольку, сделав это, они теряют чувство безопасности, которое даёт принадлежность к группе. «Если по какой-то причине человек отрывается от группы, он рискует утратить контакт с её концепцией реальности. Ему становится труднее проверять свои гипотезы, и значения теряют опору, которую они получали в другом случае. Поневоле ему придётся действовать, руководствуясь своими частными значениями» [66,с.145]. Идущие вопреки установкам группы, либо отверженные, ею, неизменно сталкиваются с состоянием одиночества. В случае если подросток не имеет друга, который бы его понял, он становится вдвойне одинок. В данном случае определение одиночества Л. Симеоновой как нельзя лучше отражает положение вещей: «Одиночество – это не просто сложившаяся ситуация, когда ты проводишь время один. Это – чувство, что у тебя нет близкого человека, который смог бы тебя понять… это ощущение, что в твоих социальных связях что-то разрушилось или никогда не существовало» [39, с.14].

Для подростка  с отклонениями в развитии дружеское  общение  с  нормальными сверстниками бесценно. Оно предупредит  возникновение  чувства  собственной неполноценности, ущербности,  вызываемых  обычно  искусственно  создаваемой изоляцией от других детей и  подростков,  положительно  скажется  на  общем эмоциональном и умственном развитии. Постоянное  взаимодействие  только  с взрослыми  обедняет  духовную  жизнь  ребенка,  не  дает  ему   возможности реализовать  естественные  детские  интересы  и   стремление   дружить   со сверстниками [55,с.38].

  С другой  стороны, на подростка  с   ограниченными  возможностями оказывают патогенные  воздействия такие психотравмирующие факторы,  как положение «отвергнутого» плюс недоброжелательное отношение других  людей;  социальная депривация (особенно в случаях прикованности к домашним  условиям  либо длительного   пребывания   в    лечебно-оздоровительных    и    интернатных учреждениях); эмоциональная  депривация  (в  ситуации  разлуки  с  близкими людьми в условиях пребывания в стационаре);  физическая  и  психологическая травматизация, связанная с лечебными процедурами.

  Среди  проблем у подростков  с  ограниченными  возможностями,  чаще  всего фигурирует  одиночество,  низкая   самооценка   и   отсутствие   социальной уверенности   в   себе,   депрессия,   ощущение   стигматизированности   и отверженности  из-за  своих  недостатков,  психологическая   и   физическая зависимость, а также мучительная неспособность  обсуждать  свои  трудности.

Учитывая всё  вышесказанное, нужно заметить, что  одиночество подростков всё же является естественным состоянием человека в этом возрасте. «Психология общения в подростковом и юношеском возрасте строится на основе противоречивого переплетения двух потребностей: обособления (приватизации) и аффилиации, то есть потребности в принадлежности, включённости в какую-то группу или общность. Обособление чаще всего проявляется в эмансипации от контроля старших. Однако оно действует и в отношениях со сверстниками» [14, с. 128-129].

Существует  несколько взглядов на подростковое одиночество. Первый из них – отрицание  самого факта наличия подросткового одиночества как особенности возраста: «Изображение подростка как одинокого существа… - это романтическое видение» [6, с. 36]. Романтическое – значит не реальное, а надуманное, несуществующее в действительности. С этой точкой зрения трудно согласиться.

Следующий взгляд на одиночество признаёт подростковое одиночество как явление, социальное по своей сути и поверхностное, несерьёзное по природе: «Максимализм в оценке отношений друг с другом и родными приводит к субъективному чувству одиночества. Обособление и отчуждение в этом возрасте не являются внутренними, личностными психологическими процессами, а некоторыми характеристиками подросткового социального отношения к жизни. Таким образом, переживание одиночества детьми в возрасте 11-14 лет столь поверхностно, что можно говорить о старшем дошкольнике как о более насыщенном психологически в этих своих переживаниях» [67, с.160].

Третья точка  зрения, наиболее нам близкая, принадлежит  И.С. Кону. Он рассматривает одиночество подростка как нормальное состояние, присущее подростковому возрасту, отмечает серьёзность, даже драматичность этого переживания, наполнение его психологическим смыслом в этом возрасте: «Открытие своего внутреннего мира очень важное, радостное и волнующее событие, но оно вызывает также много тревожных и драматических переживаний. Вместе с осознанием своей уникальности, неповторимости, непохожести на других приходит чувство одиночества. Юношеское «я» ещё неопределённо, расплывчато, диффузно, оно нередко переживается как смутное беспокойство или ощущение внутренней пустоты, которую чем-то необходимо заполнить. Отсюда растёт потребность в общении и одновременно повышается избирательность в общении, потребность в уединении» [22, с.62]. А также: «... в переходном возрасте меняется представление о содержании таких понятий, как «одиночество» и «уединение». Дети обычно трактуют их как некое физическое состояние, подростки же наполняют эти слова психологическим смыслом, приписывая им не только отрицательную, но и положительную ценность» [14, с.129].

Признавая существование и психологическую наполненность подросткового одиночества, нужно отметить, что какими бы ни были пути подростка, приводящие его к одиночеству, важнее то, как он сам воспринимает это своё состояние и как он его использует. Продуктивное использование этого состояния снимает трагическую окраску. Человек может найти в одиночестве возможность совершенствования, то есть путь к себе, либо возможность развития в себе альтруизма, эмпатии, милосердия, сострадания, то есть путь к людям.

 

ВЫВОДЫ

 

Подводя итоги  анализа проблемы  одиночества, выявлено следующее:  общим в различных  психологических и философских  подходах является понимание одиночества  как состояния человека, сознающего факт своей отстраненности и отчужденности  от мира других людей; отчужденность человека от других людей может быть следствием и реального отсутствия круга общения и значимых связей, и восприятия человеком своих социальных контактов как неудовлетворительных; одиночество осознается человеком в подростковом возрасте, что связано, с развитием рефлексии, переходом на новый уровень самосознания; одиночество связано с усилением потребностей личности в самопознании, принятии и признании, общении и обособлении, с кризисом самооценки; одиночество предполагает переориентацию общения с родителей и значимых взрослых на ровесников, что, при отсутствии жизненного опыта, создает коммуникативные проблемы.

Исходя из цели данной работы и необходимости дальнейшего  изучения особенностей подросткового  одиночества, мы сочли необходимым провести экспериментальное исследование особенностей переживания одиночества подростков   с ограниченными возможностями в сравнении со здоровыми подростками.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ  ОСОБЕННОСТЕЙ

ПЕРЕЖИВАНИЯ ОДИНОЧЕСТА В ПОДРОСТКОВОМ

ВОЗРАСТЕ

 

2.1.  Методология, методы и организация  эмпирического исследования

 

С целью выявления и изучения чувства одиночества подростков двух групп мы провели ряд исследований. Для этого использовались следующие методы исследования:

  • метод сбора эмпирических данных — тестирование;
  • методы статистической обработки и интерпретации результатов исследования: надежность и достоверность результатов оценивались на основании метода математической статистики, в качестве которого использовался критерий для независимых выборок U-Манна-Уитни.

База  проведения эмпирического исследования: ГУ «Республиканский реабилитационный  центр для детей  инвалидов» и ГУО «Заречская средняя школа №1 Мирославского района». Всего в исследовании приняли участие 40 учащихся 10-х и 11-х классов в возрасте от 15 до 17 лет.

Респондентам  были предложены методики, позволяющие  выявить  и определить  уровень,  глубину  переживания   чувства  одиночества  (Приложение 1,2).

Экспресс-диагностика  уровня социальной изолированности  личности (Д. Рассел и М. Фергюссон) использовалась для выявления подростков, испытывающих чувство одиночества.

Методика включает 20 утверждений, прочитав которые испытуемому необходимо оцените с точки зрения частоты проявления в своей жизни представленных событий при помощи четырех вариантов ответов:

- «часто» (3 балла),

- «иногда» (2 балла),

- «редко» (1 балл),

- «никогда» (0 баллов) (см. Приложение 1).

При интерпретации  полученных данных традиционно используются такие критерии: испытуемый, набравший  до 20 баллов, характеризуется низкой степенью выраженности социальной изолированности; от 21 до 40 баллов средней степенью выраженности социальной изолированности; от 41 до 60 баллов,  характеризуется высокой  степенью выраженности социальной изолированности.

Обработка результатов  предполагает подсчет полученный данных с целью определения индекса  социальной изолированности, как показателя степени одиночества подростков. Общее время обследования — около 7 минут.

Задача исследования заключалась в сравнении индивидуальных показателей двух групп подростков.

Диагностический опросник «Одиночество»  С.Г. Корчагиной представляет собой тест, направленный на определение глубины переживания одиночества. Состоит из 12 вопросов или утверждений и четырех вариантов ответов на них. Данный тест может предъявляться испытуемому либо списком, либо как набор карточек с утверждениями. В рамках данного исследования использовался первый вариант. Ответ


Информация о работе Сравнительный анализ субъективного проявления чувства одиночества у подростков