Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 11:03, курсовая работа
Цель исследования: изучение становления потребности в общении со сверстниками у дошкольников. Задачи:
Изучить психологический портрет личности дошкольников.
Рассмотреть виды и формы общения дошкольников.
Проанализировать особенности становления потребности в общении со сверстниками у дошкольников.
Составить практические рекомендации по развитию потребности в общении у дошкольников для родителей.
Введение 3
Глава 1. Научно-теоретические основы изучения становления потребности в общении со сверстниками у дошкольников 7
1.1 Психологический портрет личности дошкольников 7
1.2 Виды и формы общения дошкольников 11
1.3 Особенности развития потребности в общении со сверстниками у дошкольников 19
1.4 Практические рекомендации по развитию потребности в общении у дошкольников для родителей 24
Заключение 26
Список используемых источников 29
Приложение
На протяжении дошкольного детства самооценка ребенка, его оценочные суждения о себе становятся все более полными, детализированными, развернутыми. Ребенок способен осознать себя, свое положение среди взрослых и сверстников, отношение к себе окружающих («Олег меня любит: играет со мной, дает игрушки, угощает»). К концу дошкольного возраста возникает важное новообразование - осознание своего социального «Я» и появление на этой основе внутренней позиции - понимание ребенком разного характера отношения к нему людей и стремление занять определенное положение среди взрослых и сверстников.
В
общении со сверстниками, в игре
и других видах деятельности
осуществляется обмен
Самооценка
ребенка, как правило,
С возрастом развивается адекватная оценка ребенком своих высказываний и поступков, а также собственных возможностей и достижений в различных видах деятельности (игровой, изобразительной, музыкальной, театральной и др.).
1.2 Виды и формы общения дошкольников
Определение общения необходимо, в первую очередь, потому, что сам термин широко употребляется в русской бытовой повседневной речи, где имеет интуитивно понимаемое, но научно не определенное значение. Такое определение требуется еще и потому, что в научной литературе смысл термина «общение» зависит от теоретических позиций исследователей, которые его употребляют [9].
Природа общения, его индивидуальные и возрастные особенности, механизмы протекания и изменения стали предметом изучения философов и социологов (Б. Д. Парыгин, И. С. Кон), психолингвистов (А. А. Леонтьев), специалистов по социальной психологии (Б. Ф. Поршнев, Г. М. Андреева), детской и возрастной психологии (В. С. Мухина, Я. Л. Коломинский). Однако разные исследователи вкладывают в понятие общения далеко не одинаковый смысл.
Так, Н. М. Щелованов и Н. М. Аксарина называют общением ласковую речь взрослого, обращенную к младенцу; М. С. Каган считает правомерным говорить об общении человека с природой и с самим собой [10].
Общение – это сложный и многогранный процесс, который может выступать в одно и то же время как процесс взаимодействия индивидов и как информационный процесс, как отношение людей друг к другу и как процесс их взаимовлияния друг на друга, как процесс сопереживания и взаимного понимания [10, c. 254].
Субъектами общения являются живые существа, люди. В принципе общение характерно для любых живых существ, но лишь на уровне человека процесс общения становиться осознанным, связанным вербальными и невербальными актами.
Для общения характерно также то, что здесь каждый участник выступает как личность, а не как физический предмет, «тело». Обследование врачом пациента, находящегося в бессознательном состоянии, не общение. Общаясь, люди настроены на то, что партнер им ответит, и рассчитывают на его отзыв. На эту особенность общения обращают внимание А. А. Бодалев, Е. О. Смирнова и другие психологи. На этом основании Б. Ф. Ломов утверждает, что «общение есть взаимодействие людей, вступающих в него как субъекты», и чуть дальше: «Для общения необходимы, по крайней мере, два человека, каждый из которых выступает именно как субъект». Общение – взаимодействие двух (или более) людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата.
Общение есть не просто действие, но именно взаимодействие: оно осуществляется между участниками, из которых каждый равно является носителем активности и предполагает ее в своих партнерах.
Наиболее универсальное средство человеческого общения – язык и речь. Язык – это основная система, при помощи которой мы кодируем информацию, и является основным инструментом коммуникации. С помощью языка осуществляется познание мира, в языке объективируется самопознание личности. Язык существует и реализуется через речь[11].
В речевом общении имеют значение такие особенности, как:
В дошкольном возрасте в жизнь ребенка прочно и уже навсегда входят другие дети - сверстники. Между дошкольниками разворачивается сложная и порой драматичная картина отношений. Они дружат, ссорятся, мирятся, обижаются, ревнуют, помогают друг другу, а иногда делают мелкие "пакости". Все эти отношения остро переживаются и несут массу разнообразных эмоций. Эмоциональная напряженность и конфликтность в сфере детских отношений значительно выше, чем в сфере общения со взрослым. Родители иногда не подозревают о той широкой гамме чувств и отношений, которую переживают их дети, и, естественно, не придают особого значения детской дружбе, ссорам, обидам [12].
Между тем
опыт первых отношений со
На протяжении
дошкольного возраста общение
детей друг с другом
Ситуативно-деловая форма
общения. Она складывается примерно к
четырем годам и остается наиболее типичной
до шестилетнего возраста. После четырех
лет у детей (в особенности у тех, кто посещает
детский сад) сверстник по своей привлекательности
начинает обгонять взрослого и занимать
все большее место в их жизни. Этот возраст
является периодом расцвета ролевой игры.
В это время сюжетно-ролевая игра становится
коллективной - дети предпочитают играть
вместе, а не в одиночку. Главным содержанием
общения детей в середине дошкольного
возраста становится деловое сотрудничество.
Сотрудничество следует отличать от соучастия.
При эмоционально-практическом общении
дети действовали рядом, но не вместе,
им важно было внимание и соучастие сверстника.
При ситуативно-деловом общении дошкольники
заняты общим делом, они должны согласовывать
свои действия и учитывать активность
своего партнера для достижения общего
результата. Такого рода взаимодействие
было названо сотрудничеством. Потребность
в сотрудничестве сверстника становится
главной для общения детей.
Ситуативно-личностное общение наиболее ярко проявляется в комплексе оживления.
Внеситуативно-личностная форма общения служит познанию ребёнком мира людей и человеческих взаимоотношений. Дошкольник, достигший этого уровня развития, проявляет стремление к взаимопониманию с окружающими людьми.
Внеситуативно-позновательное общение связано с развитием общей познавательной активности, в результате которой, изучая окружающую действительность, ребёнок задаёт взрослому множество вопросов о предметах и явлениях [1, c. 107].
Виды общения дошкольников:
Общение, связанное с удовлетворением ор
В середине дошкольного возраста происходит решительный перелом в отношении к сверстнику. Картина взаимодействия детей существенно меняется [13].
Наряду с потребностью в сотрудничестве
на этом этапе отчетливо выделяется потребность
в признании и уважении сверстника. Ребенок
стремится привлечь внимание других. Чутко
ловит в их взглядах и мимике признаки
отношения к себе, демонстрирует обиду
в ответ на невнимание или упреки партнеров.
"Невидимость" сверстника превращается
в пристальный интерес ко всему, что тот
делает. В четырех пятилетнем возрасте
дети часто спрашивают у взрослых об успехах
их товарищей, демонстрируют свои преимущества,
пытаются скрыть от сверстников свои промахи
и неудачи. В детском общении в этом возрасте
появляется конкурентное, соревновательное
начало. Успехи и промахи других приобретают
особое значение. В процессе игры или другой
деятельности дети пристально и ревниво
наблюдают за действиями сверстников
и оценивают их. Реакции детей на оценку
взрослого также становятся более острыми
и эмоциональными.
Успехи сверстников могут
вызвать огорчения детей, а его неудачи
вызывают нескрываемую радость. В этом
возрасте значительно возрастает число
детских конфликтов, возникают такие явления,
как зависть, ревность, обида на сверстника.
Все это позволяет говорить
о глубокой качественной перестройке
отношения ребенка к сверстнику. Другой
ребенок становится предметом постоянного
сравнения с собой. Это сравнение направлено
не на обнаружение общности (как у трехлеток),
а на противопоставление себя и другого,
что отражает, прежде всего, изменения
в самосознании ребенка. Через сравнение
со сверстником ребенок оценивает и утверждает
себя как обладателя определенных достоинств,
которые важны не сами по себе, а "в глазах
другого". Этим другим для четырех пятилетнего
ребенка становится сверстник. Все это
порождает многочисленные конфликты детей
и такие явления, как хвастовство, демонстративность,
конкурентность и т. д. Однако эти явления
можно рассматривать как возрастные особенности
пятилеток. К старшему дошкольному возрасту
отношение к сверстнику снова существенно
меняется.
К шести-семи годам значительно
возрастает доброжелательность к сверстникам
и способность к взаимопомощи. Конечно,
конкурентное, соревновательное начало
сохраняется в общении детей. Однако, наряду
с этим, в общении старших дошкольников
появляется умение видеть в партнере не
только его ситуативные проявления, но
и некоторые психологические аспекты
его существования - его желания, предпочтения,
настроения. Дошкольники уже не только
рассказывают о себе, но и обращаются с
вопросами к сверстнику: что он хочет делать,
что ему нравится, где он был, что видел
и т. д. Их общение становится внеситуативным.
Развитие внеситуативности
в общении детей происходит по двум направлениям.
С одной стороны, увеличивается число
внеситуативным контактов: дети рассказывают
друг другу о том, где они были и что видели,
делятся своими планами или предпочтениями,
дают оценки качествам и поступкам других.
С другой стороны, сам образ сверстника
становится более устойчивым, не зависящим
от конкретных обстоятельств взаимодействия.
К концу дошкольного возраста возникают
устойчивые избирательные привязанности
между детьми, появляются первые ростки
дружбы. Дошкольники "собираются"
в небольшие группы (по два-три человека)
и оказывают явное предпочтение своим
друзьям. Ребенок начинает выделять и
чувствовать внутреннюю сущность другого,
которая хотя и не представлена в ситуативных
проявлениях сверстника (в его конкретных
действиях, высказываниях, игрушках), но
становится все более значимой для ребенка
[14].
К шести годам значительно
возрастает эмоциональная вовлеченность
в деятельность и переживания сверстника.
В большинстве случаев старшие дошкольники
внимательно наблюдают за действиями
сверстника и эмоционально включены в
них. Иногда даже вопреки правилам игры
они стремятся помочь ему, подсказать
правильный ход. Если четырех-пятилетние
дети охотно вслед за взрослым осуждают
действия сверстника, то шестилетние,
напротив, могут объединяться с товарищем
в своем "противостоянии" взрослому.
Все это может свидетельствовать о том,
что действия старших дошкольников направлены
не на положительную оценку взрослого
и не на соблюдение моральных норм, а непосредственно
на другого ребенка.
К шести годам у многих детей
возникает непосредственное и бескорыстное
желание помочь сверстнику, подарить ему
что-либо или уступить. Злорадство, зависть,
конкурентность проявляются реже и не
так остро, как в пятилетнем возрасте.
Многие дети уже способны сопереживать
как успехам, так и неудачам ровесника.
Все это может свидетельствовать о том,
что сверстник становится для ребенка
не только средством самоутверждения
и предметом сравнения с собой, не только
предпочитаемым партнером, но и самоценной
личностью, важной и интересной, независимо
от своих достижений и предметов [15].
Такова в общих чертах возрастная
логика развития общения и отношения к
сверстнику в дошкольном возрасте. Однако
она далеко не всегда реализуется в развитии
конкретных детей. Широко известно, что
существуют значительные индивидуальные
различия в отношении ребенка к сверстникам,
которые во многом определяют его самочувствие,
положение среди других и в конечном счете
особенности становления личности. Особую
тревогу вызывают проблемные формы межличностных
отношений.
Среди наиболее типичных
для дошкольников вариантов конфликтных
отношений к сверстникам повышенная агрессивность,
обидчивость, застенчивость и демонстративность
дошкольников. Остановимся на них подробнее
[16].
Таким образом, общение дошкольников включает в себя несколько форм и видов. До сих пор не существует единства в толковании понятия «общение», его механизмов. Это порождает различные подходы к изучению общения, однако, практически все исследователи отмечают, что без человеческого общения невозможно полноценное развитие ребенка; общение - важнейший фактор формирования личности, так же общение – это наилучший путь для того, чтобы познать себя.
1.3 Особенности
развития потребности в
Потребность
в общении с другими детьми
формируется у ребенка
Потребность общения дошкольника неразрывно связана с мотивами общения. Мотивы – это побудительные силы деятельности и поведения индивида. Субъекта побуждает к взаимодействию с партнером, т.е. становится мотивами общения с ним, именно те качества последнего, которые раскрывают субъекту его собственное "Я", способствует его самосознанию (М.И.Лисина). В отечественной психологии выделяют три категории мотивов общения дошкольников со сверстниками: деловые, познавательные и личностные. Вырисовывается следующая возрастная динамика развития мотивов общения со сверстниками у дошкольников. На каждом этапе действуют все три мотива: положение ведущих в два-три года занимают личностно-деловые; в три-четыре года – деловые, а также доминирующие личностные; в четыре-пять – деловые и личностные, при доминировании первых; в пять-шесть лет – деловые, личностные, познавательные, при почти равном положении; в шесть-семь лет – деловые и личностные [18].
Таким образом, вначале
Информация о работе Становление потребности в общении со сверстниками у дошкольников