Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 22:52, курсовая работа
Цель работы: изучение и исследование феномена лидерства в школьном коллективе (классе).
Задачи:
1. рассмотреть лидерство и руководство в малых группах и теории лидерства;
2. выявить и степень выраженности лидерских качеств у учащихся 9 и 11классов;
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ФЕНОМЕНА ЛИДЕРСТВА В НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ. 5
1.1. Лидерское поведение в подростковом возрасте 5
1.2. Теории происхождения лидерства. 9
1.3. Функции лидера 10
1.4. Восприятие лидера его группой 16
1.5. Личностные характеристики лидеров 18
ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИДЕРСТВА. 20
2.1. Организация исследования. 24
2.2. Методы и методики. 24
2.3. Результаты исследования 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
Список использованной литературы_________________________________31
По результатам опросника «Эффективность лидерства». Опросник оценивает не лидерские качества человека, а его возможную практическую деятельность в роли лидера с точки зрения ее потенциальной эффективности. При получении испытуемым определенных баллов, эффективность лидерства может считаться высокой, средней и низкой. При низкой эффективности, данному человеку не рекомендуется быть лидером или руководителем. Выявлено, что в 11 классе эффективность лидерства значительно выше, чем в 9 классе.
Заключение.
Лидерство - сложный социально-
Лидерство - один из способов дифференциации группы в результате деятельности, общения и взаимодействия ее членов.
Лидер непременно должен быть авторитетной
личностью, однако существуют и другие
немаловажные характеристики. Одно из
наиболее важных качеств лидера - умелое
общение. Общение тесно связано
с доверием. И каждый факт своего
общения с людьми лидер может
рассматривать как
Лидер должен знать, чего хочет добиться, и он должен разрабатывать ряд реалистических шагов для достижения этой конечной цели. Эти цели относятся к работе, взаимоотношениям, самосовершенствованию, материальным объектам, которые хочется получить, или к чему-либо другому - процесс будет один и тот же. Постановка целей и стремление к их достижению помогают развивать качества, необходимые для осуществления намеченного, побуждают к действию. Для того чтобы достичь определенной цели, лидеру, как правило, приходится решать проблемы и принимать решения. И чем быстрее ему удается это сделать, тем более продуктивным и производительным он может стать.
Для развития индивида как личности группа представляется незаменимой. Становление лидера и развитие группы это непрерывный и не разъединяемый процесс. Ведь сам по себе "лидер" - это статус человека в группе. Статус определенного человека можно изменить. В ходе межличностных отношений, с момента образования группы, определяется статус каждого человека и вместе с тем определяется влияние человека на эту группу.
Наша гипотеза подтвердилась, степень выраженности лидерских качеств у учащихся 11-го класса выше, чем у учащихся 9-го класса.
Лидеры должны быть уверенными в себе, в своих созидательных возможностях, способностях и взглядах людьми, умеющими понимать и считаться с мнением и чувствами других, умеющими управлять собственной судьбой и добиваться определенных положительных результатов в учебе, работе, семейной жизни, способными повести за собой других.
Список используемой литературы:
Приложения
Приложение 1.
№ |
пол |
класс |
«Оценка отношений подростка с классом» |
Методика «Лидер» |
Методика "Эффективность лидерства" | ||
И |
К |
П | |||||
1 |
1 |
1 |
3 |
6 |
5 |
25 |
31 |
2 |
1 |
1 |
4 |
7 |
3 |
16 |
24 |
3 |
1 |
1 |
6 |
6 |
3 |
25 |
31 |
4 |
1 |
1 |
3 |
10 |
1 |
27 |
33 |
5 |
1 |
1 |
5 |
2 |
7 |
33 |
31 |
6 |
1 |
1 |
4 |
8 |
2 |
34 |
30 |
7 |
1 |
1 |
8 |
6 |
- |
26 |
30 |
8 |
1 |
1 |
3 |
6 |
5 |
31 |
36 |
9 |
1 |
1 |
4 |
8 |
2 |
27 |
22 |
10 |
1 |
1 |
3 |
8 |
3 |
23 |
27 |
11 |
2 |
1 |
1 |
10 |
3 |
17 |
29 |
12 |
2 |
1 |
5 |
5 |
4 |
16 |
20 |
13 |
2 |
1 |
3 |
6 |
5 |
20 |
23 |
14 |
2 |
1 |
1 |
10 |
3 |
26 |
31 |
15 |
2 |
1 |
4 |
8 |
2 |
34 |
34 |
16 |
2 |
1 |
7 |
3 |
4 |
42 |
29 |
17 |
2 |
1 |
4 |
5 |
5 |
30 |
26 |
18 |
2 |
1 |
4 |
10 |
- |
34 |
32 |
19 |
2 |
1 |
3 |
9 |
2 |
28 |
37 |
20 |
2 |
1 |
5 |
6 |
5 |
28 |
27 |
21 |
1 |
2 |
7 |
6 |
6 |
38 |
35 |
22 |
1 |
2 |
2 |
5 |
7 |
30 |
33 |
23 |
1 |
2 |
6 |
6 |
2 |
28 |
35 |
24 |
1 |
2 |
8 |
5 |
2 |
37 |
40 |
25 |
1 |
2 |
3 |
7 |
5 |
36 |
35 |
26 |
1 |
2 |
- |
9 |
5 |
29 |
34 |
27 |
1 |
2 |
8 |
2 |
4 |
40 |
38 |
28 |
1 |
2 |
2 |
8 |
4 |
37 |
25 |
29 |
1 |
2 |
7 |
3 |
4 |
26 |
29 |
30 |
1 |
2 |
6 |
5 |
4 |
30 |
35 |
31 |
2 |
2 |
4 |
5 |
6 |
31 |
37 |
32 |
2 |
2 |
5 |
5 |
4 |
29 |
40 |
33 |
2 |
2 |
7 |
4 |
3 |
32 |
37 |
34 |
2 |
2 |
5 |
3 |
6 |
33 |
29 |
35 |
2 |
2 |
7 |
3 |
4 |
40 |
39 |
36 |
2 |
2 |
3 |
3 |
8 |
31 |
29 |
37 |
2 |
2 |
4 |
5 |
5 |
29 |
35 |
38 |
2 |
2 |
7 |
3 |
4 |
37 |
40 |
39 |
2 |
2 |
5 |
4 |
5 |
33 |
29 |
40 |
2 |
2 |
7 |
3 |
4 |
38 |
40 |
, где пол: 1-мужской, 2- женский; класс: 1- 9 класс, 2- 11 класс.
Приложение 2.
Методика «Диагностика лидерских способностей» (Е.Жариков, Е.Крушельницкий).
Эта методика предназначена для того, чтобы оценить способность человека быть лидером. Данное качество немаловажно для педагога, поскольку он должен быть лидером, по крайней мере — в детском коллективе.
В данной методике испытуемый отвечает на 50 вопросов, и по его ответам на эти вопросы делается вывод о том, обладает ли он персональными психологическими качествами, необходимыми лидеру. Из двух предложенных вариантов ответа на каждый вопрос необходимо выбрать и отметить только один.
Текст опросника
1. Часто ли вы бываете в центре внимания окружающих? а) да, б) нет.
2. Считаете ли вы, что
многие из окружающих вас
3. Находясь на собрании
людей, равных вам по
4. Когда вы были ребенком, нравилось ли вам быть лидером среди сверстников? а) да, б) нет.
5. Испытываете ли вы удовольствие, когда вам удается убедить кого-то в чем-то? а) да, б) нет.
6. Случается ли, что вас
называют нерешительным
7. Согласны ли вы с
утверждением: «Все самое полезное
в мире есть результат
8. Испытываете ли вы
настоятельную необходимость в
советчике, который мог бы
9. Теряли ли вы иногда хладнокровие в разговоре с людьми? а) да, б) нет.
10. Доставляет ли вам удовольствие видеть, что окружающие побаиваются вас? а) да, б) нет.
11. Стараетесь ли вы
занимать за столом (на собрании,
в компании и т.п.) такое место,
которое позволяло бы вам быть
в центре внимания и
12. Считаете ли вы, что
производите на людей
13. Считаете ли вы себя мечтателем? а) да, б) нет.
14. Теряетесь ли вы, если люди, окружающие вас, выражают несогласие с вами? а) да, б) нет.
15. Случалось ли вам
по личной инициативе
16. Если то, что вы наметили,
не дало ожидаемых результатов,
17. Какое из этих двух
мнений вам ближе: а)
18. С кем вы предпочитаете
работать? а) с покорными людьми,
б) с независимыми и
19. Стараетесь ли вы избегать острых дискуссий? а) да, б) нет.
20. Когда вы были ребенком, часто ли вы сталкивались с властностью вашего отца? а) да, б) нет.
21. Умеете ли вы в дискуссии на профессиональную тему привлечь на свою сторону тех, кто раньше был с вами не согласен? а) да, б) нет.
22. Представьте себе такую
сцену: во время прогулки с
друзьями по лесу вы потеряли
дорогу. Приближается вечер, и
нужно принимать решение. Как
вы поступите? а) дадите
23. Есть такая пословица:
«Лучше быть первым в деревне,
чем последним в городе».
24. Считаете ли вы себя
человеком, оказывающим
25. Может ли неудача
в проявлении инициативы
26. Кто, с вашей точки зрения, истинный лидер? а) самый компетентный человек; б) тот, у кого самый сильный характер.
27. Всегда ли вы стараетесь
понять и по достоинству
28. Уважаете ли вы дисциплину? а) да, б) нет.
29. Какой из следующих
двух руководителей для вас
предпочтительнее? а) тот, который
все решает сам; б) тот,
30. Какой из следующих
стилей руководства, по вашему
мнению, наилучший для работы
учреждения того типа, в котором
вы работаете? а)
31. Часто ли у вас
создается впечатление, что
32. Какой из следующих
двух «портретов» больше
33. Как вы поведете себя на собрании и совещании, если считаете ваше мнение единственно правильным, но остальные с ним не согласны? а) промолчу, б) буду отстаивать свое мнение.
34. Подчиняете ли вы свои интересы и поведение других людей делу, которым занимаетесь? а) да, б) нет.
35. Возникает ли у вас чувство тревоги, если на вас возложена ответственность за какое-либо важное дело? а) да, б) нет.
36. Что бы вы предпочли? а) работать под руководством хорошего человека; б) работать самостоятельно, без руководителя.
37. Как вы относитесь
к утверждению: «Для того
38. Случалось ли вам
покупать что-либо под
39. Считаете ли вы свои
организаторские способности
40. Как вы ведете себя,
столкнувшись с трудностями? а)
41. Делаете ли вы упреки
людям, если они этого
42. Считаете ли вы, что ваша нервная система способна выдержать жизненные нагрузки? а) да, б) нет.
43. Как вы поступите,
если вам предложат произвести
реорганизацию вашего
44. Сумеете ли вы прервать
слишком болтливого
45. Согласны ли вы с утверждением: «Для того чтобы быть счастливым, надо жить незаметно»? а) да, б) нет.
46. Считаете ли вы, что каждый человек должен сделать что-либо выдающееся? а) да, б) нет.
47. Кем вы предпочли
бы стать? а) художником, поэтом,
композитором, ученым; б) выдающимся
руководителем, политическим
48. Какую музыку вам приятнее слушать? а) могучую и торжественную, б) тихую и лирическую.
49. Испытываете ли вы волнение, ожидая встречи с важными и известными людьми? а) да, б) нет.
50. Часто ли вы встречали людей с более сильной волей, чем ваша? а) да, б) нет.
Оценка результатов и выводы
В соответствии со следующим ключом определяется сумма баллов, полученных испытуемым.