Степень выраженности лидерских качеств в малых группах (средних и старших подростков)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 22:52, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: изучение и исследование феномена лидерства в школьном коллективе (классе).
Задачи:
1. рассмотреть лидерство и руководство в малых группах и теории лидерства;
2. выявить и степень выраженности лидерских качеств у учащихся 9 и 11классов;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ФЕНОМЕНА ЛИДЕРСТВА В НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ. 5
1.1. Лидерское поведение в подростковом возрасте 5
1.2. Теории происхождения лидерства. 9
1.3. Функции лидера 10
1.4. Восприятие лидера его группой 16
1.5. Личностные характеристики лидеров 18
ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИДЕРСТВА. 20
2.1. Организация исследования. 24
2.2. Методы и методики. 24
2.3. Результаты исследования 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
Список использованной литературы_________________________________31

Вложенные файлы: 1 файл

лидерство 3.docx

— 236.39 Кб (Скачать файл)

По результатам опросника  «Эффективность лидерства». Опросник оценивает не лидерские качества человека, а его возможную практическую деятельность в роли лидера с точки зрения ее потенциальной эффективности. При получении испытуемым определенных баллов, эффективность лидерства может считаться  высокой, средней и низкой. При низкой эффективности, данному человеку не рекомендуется быть лидером или руководителем. Выявлено, что в 11 классе эффективность лидерства значительно выше, чем в 9 классе.

 

 

Заключение.

Лидерство - сложный социально-психологический  процесс группового развития, в результате которого и происходит возникновение  и дифференциация групповой структуры, ее оптимизация и непрерывное  совершенствование.

Лидерство - один из способов дифференциации группы в результате деятельности, общения и взаимодействия ее членов.

Лидер непременно должен быть авторитетной личностью, однако существуют и другие немаловажные характеристики. Одно из наиболее важных качеств лидера - умелое общение. Общение тесно связано  с доверием. И каждый факт своего общения с людьми лидер может  рассматривать как реализованную  или упущенную возможность вызова их доверия.

Лидер должен знать, чего хочет добиться, и он должен разрабатывать ряд  реалистических шагов для достижения этой конечной цели. Эти цели относятся  к работе, взаимоотношениям, самосовершенствованию, материальным объектам, которые хочется  получить, или к чему-либо другому - процесс будет один и тот же. Постановка целей и стремление к  их достижению помогают развивать качества, необходимые для осуществления  намеченного, побуждают к действию. Для того чтобы достичь определенной цели, лидеру, как правило, приходится решать проблемы и принимать решения. И чем быстрее ему удается  это сделать, тем более продуктивным и производительным он может стать.

Для развития индивида как личности группа представляется незаменимой. Становление  лидера и развитие группы это непрерывный  и не разъединяемый процесс. Ведь сам по себе "лидер" - это статус человека в группе. Статус определенного  человека можно изменить. В ходе межличностных отношений, с момента  образования группы, определяется статус каждого человека и вместе с тем  определяется влияние человека на эту  группу.

Наша гипотеза подтвердилась, степень выраженности лидерских качеств у учащихся 11-го класса выше, чем у учащихся 9-го класса.

Лидеры должны быть уверенными в себе, в своих созидательных возможностях, способностях и взглядах людьми, умеющими понимать и считаться с мнением и чувствами других, умеющими управлять собственной судьбой и добиваться определенных положительных результатов в учебе, работе, семейной жизни, способными повести за собой других.

 

Список используемой литературы:

  1. Андреева Г.М. Социальная психология. Изд. 5. М.: Наука, 2007.
  2. Андреева О.И. Феномен лидерства. – К.: Освита. – 2004.
  3. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психологический словарь-справочник.- МН.: Харвест, М.: АСТ, 2001.
  4. Емельянов Ю. Н. Руководство коллективом как проблема социальной психологии. М.,1971
  5. Ермакова Ж.А. Лидерство как социально-психологический феномен. М., 2002
  6. Кружкова О.В. , Шахматова О.Н. Социальная психология в схемах, таблицах и кроссвордах. 2009.
  7. Маклаков А.Г. Общая психология. СПб.: Питер, 2008.
  8. Платонов Ю.П. Социальная психология поведения: Учебное пособие. –СПб.: Питер, 2006.
  9. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М. 2002.
  10. . Фришман И.И. Развитие лидерских способностей подростков. 2007 М.
  11. Шахматова О.Н. Практикум по социальной психологии. 2008.

 

 

Приложения

Приложение 1.

пол

класс

 «Оценка отношений  подростка с классом»

Методика «Лидер»

Методика "Эффективность  лидерства"

И

К

П

1

1

1

3

6

5

25

31

2

1

1

4

7

3

16

24

3

1

1

6

6

3

25

31

4

1

1

3

10

1

27

33

5

1

1

5

2

7

33

31

6

1

1

4

8

2

34

30

7

1

1

8

6

-

26

30

8

1

1

3

6

5

31

36

9

1

1

4

8

2

27

22

10

1

1

3

8

3

23

27

11

2

1

1

10

3

17

29

12

2

1

5

5

4

16

20

13

2

1

3

6

5

20

23

14

2

1

1

10

3

26

31

15

2

1

4

8

2

34

34

16

2

1

7

3

4

42

29

17

2

1

4

5

5

30

26

18

2

1

4

10

-

34

32

19

2

1

3

9

2

28

37

20

2

1

5

6

5

28

27

21

1

2

7

6

6

38

35

22

1

2

2

5

7

30

33

23

1

2

6

6

2

28

35

24

1

2

8

5

2

37

40

25

1

2

3

7

5

36

35

26

1

2

-

9

5

29

34

27

1

2

8

2

4

40

38

28

1

2

2

8

4

37

25

29

1

2

7

3

4

26

29

30

1

2

6

5

4

30

35

31

2

2

4

5

6

31

37

32

2

2

5

5

4

29

40

33

2

2

7

4

3

32

37

34

2

2

5

3

6

33

29

35

2

2

7

3

4

40

39

36

2

2

3

3

8

31

29

37

2

2

4

5

5

29

35

38

2

2

7

3

4

37

40

39

2

2

5

4

5

33

29

40

2

2

7

3

4

38

40


, где пол: 1-мужской, 2- женский; класс: 1- 9 класс, 2- 11 класс.

 

Приложение 2.

Методика «Диагностика лидерских способностей» (Е.Жариков, Е.Крушельницкий).

Эта методика предназначена  для того, чтобы оценить способность  человека быть лидером. Данное качество немаловажно для педагога, поскольку  он должен быть лидером, по крайней  мере — в детском коллективе.

В данной методике испытуемый отвечает на 50 вопросов, и по его  ответам на эти вопросы делается вывод о том, обладает ли он персональными  психологическими качествами, необходимыми лидеру. Из двух предложенных вариантов  ответа на каждый вопрос необходимо выбрать  и отметить только один.

Текст опросника 

1. Часто ли вы бываете  в центре внимания окружающих? а) да, б) нет. 

2. Считаете ли вы, что  многие из окружающих вас людей  занимают более высокое положение  по службе, чем вы? а) да, б) нет. 

3. Находясь на собрании  людей, равных вам по служебному  положению, испытываете ли вы  желание не высказывать своего  мнения, даже когда это необходимо? а) да, б) нет. 

4. Когда вы были ребенком, нравилось ли вам быть лидером  среди сверстников? а) да, б)  нет. 

5. Испытываете ли вы  удовольствие, когда вам удается  убедить кого-то в чем-то? а)  да, б) нет. 

6. Случается ли, что вас  называют нерешительным человеком?  а) да', б) нет. 

7. Согласны ли вы с  утверждением: «Все самое полезное  в мире есть результат деятельности  небольшого числа выдающихся  людей»? а) да, б) нет. 

8. Испытываете ли вы  настоятельную необходимость в  советчике, который мог бы направить  вашу профессиональную активность? а) да, б) нет. 

9. Теряли ли вы иногда  хладнокровие в разговоре с  людьми? а) да, б) нет. 

10. Доставляет ли вам  удовольствие видеть, что окружающие  побаиваются вас? а) да, б) нет. 

11. Стараетесь ли вы  занимать за столом (на собрании, в компании и т.п.) такое место,  которое позволяло бы вам быть  в центре внимания и контролировать  ситуацию? а) да, б) нет. 

12. Считаете ли вы, что  производите на людей внушительное (импозантное) впечатление? а)  да, б) нет. 

13. Считаете ли вы себя  мечтателем? а) да, б) нет. 

14. Теряетесь ли вы, если  люди, окружающие вас, выражают  несогласие с вами? а) да, б)  нет. 

15. Случалось ли вам  по личной инициативе заниматься  организацией рабочих, спортивных  и других команд и коллективов?  а) да, б) нет. 

16. Если то, что вы наметили, не дало ожидаемых результатов,  то вы: а) будете рады, если ответственность  за это дело возложат на  кого-нибудь другого; б) возьмете  на себя ответственность, и  сами доведете дело до конца. 

17. Какое из этих двух  мнений вам ближе: а) настоящий  руководитель должен уметь сам  делать то дело, которым он  руководит, и лично участвовать  в нем; б) настоящий руководитель  должен только уметь руководить  другими и не обязательно делать  дело сам. 

18. С кем вы предпочитаете  работать? а) с покорными людьми, б) с независимыми и самостоятельными  людьми.

19. Стараетесь ли вы  избегать острых дискуссий? а)  да, б) нет. 

20. Когда вы были ребенком, часто ли вы сталкивались с  властностью вашего отца? а) да, б) нет. 

21. Умеете ли вы в  дискуссии на профессиональную  тему привлечь на свою сторону  тех, кто раньше был с вами  не согласен? а) да, б) нет. 

22. Представьте себе такую  сцену: во время прогулки с  друзьями по лесу вы потеряли  дорогу. Приближается вечер, и  нужно принимать решение. Как  вы поступите? а) дадите возможность  принять решение наиболее компетентному  из вас; б) просто не будете  ничего делать, рассчитывая на  других.

23. Есть такая пословица:  «Лучше быть первым в деревне,  чем последним в городе». Справедлива  ли она? а) да, б) нет. 

24. Считаете ли вы себя  человеком, оказывающим влияние  на других? а) да, б) нет. 

25. Может ли неудача  в проявлении инициативы заставить  вас больше никогда этого не  делать? а) да, б) нет. 

26. Кто, с вашей точки  зрения, истинный лидер? а) самый  компетентный человек; б) тот,  у кого самый сильный характер.

27. Всегда ли вы стараетесь  понять и по достоинству оценить  людей? а) да, б) нет. 

28. Уважаете ли вы дисциплину? а) да, б) нет. 

29. Какой из следующих  двух руководителей для вас  предпочтительнее? а) тот, который  все решает сам; б) тот, который  всегда советуется и прислушивается  к мнениям других.

30. Какой из следующих  стилей руководства, по вашему  мнению, наилучший для работы  учреждения того типа, в котором  вы работаете? а) коллегиальный,  б) авторитарный.

31. Часто ли у вас  создается впечатление, что другие  злоупотребляют вами? а)да, б) нет.

32. Какой из следующих  двух «портретов» больше напоминает  вас? а) человек с громким  голосом, выразительными жестами,  за словом в карман не полезет;  б) человек со спокойным, тихим  голосом, сдержанный, задумчивый.

33. Как вы поведете себя  на собрании и совещании, если  считаете ваше мнение единственно правильным, но остальные с ним не согласны? а) промолчу, б) буду отстаивать свое мнение.

34. Подчиняете ли вы  свои интересы и поведение  других людей делу, которым занимаетесь?  а) да, б) нет. 

35. Возникает ли у вас  чувство тревоги, если на вас  возложена ответственность за  какое-либо важное дело? а) да, б) нет. 

36. Что бы вы предпочли?  а) работать под руководством  хорошего человека; б) работать  самостоятельно, без руководителя.

37. Как вы относитесь  к утверждению: «Для того чтобы  семейная жизнь была хорошей,  необходимо, чтобы решение в семье  принимал один из супругов»?  а) согласен, б) не согласен.

38. Случалось ли вам  покупать что-либо под влиянием  мнения других людей, а, не  исходя из собственной потребности?  а) да, б) нет. 

39. Считаете ли вы свои  организаторские способности хорошими? а) да, б) нет. 

40. Как вы ведете себя, столкнувшись с трудностями? а)  у меня опускаются руки; б) у  меня появляется сильное желание  их преодолеть.

41. Делаете ли вы упреки  людям, если они этого заслуживают?  а) да, б) нет. 

42. Считаете ли вы, что  ваша нервная система способна  выдержать жизненные нагрузки? а)  да, б) нет. 

43. Как вы поступите,  если вам предложат произвести  реорганизацию вашего учреждения? а) введу нужные изменения немедленно; б) не буду торопиться и сначала  все тщательно обдумаю. 

44. Сумеете ли вы прервать  слишком болтливого собеседника,  если это необходимо? а) да, б)  нет. 

45. Согласны ли вы с  утверждением: «Для того чтобы  быть счастливым, надо жить незаметно»? а) да, б) нет. 

46. Считаете ли вы, что  каждый человек должен сделать  что-либо выдающееся? а) да, б) нет. 

47. Кем вы предпочли  бы стать? а) художником, поэтом, композитором, ученым; б) выдающимся  руководителем, политическим деятелем.

48. Какую музыку вам  приятнее слушать? а) могучую  и торжественную, б) тихую и  лирическую.

49. Испытываете ли вы  волнение, ожидая встречи с важными  и известными людьми? а) да, б)  нет. 

50. Часто ли вы встречали  людей с более сильной волей,  чем ваша? а) да, б) нет. 

Оценка результатов и  выводы

В соответствии со следующим  ключом определяется сумма баллов, полученных испытуемым.

Информация о работе Степень выраженности лидерских качеств в малых группах (средних и старших подростков)