Степень выраженности лидерских качеств в малых группах (средних и старших подростков)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 22:52, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: изучение и исследование феномена лидерства в школьном коллективе (классе).
Задачи:
1. рассмотреть лидерство и руководство в малых группах и теории лидерства;
2. выявить и степень выраженности лидерских качеств у учащихся 9 и 11классов;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ФЕНОМЕНА ЛИДЕРСТВА В НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ. 5
1.1. Лидерское поведение в подростковом возрасте 5
1.2. Теории происхождения лидерства. 9
1.3. Функции лидера 10
1.4. Восприятие лидера его группой 16
1.5. Личностные характеристики лидеров 18
ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИДЕРСТВА. 20
2.1. Организация исследования. 24
2.2. Методы и методики. 24
2.3. Результаты исследования 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
Список использованной литературы_________________________________31

Вложенные файлы: 1 файл

лидерство 3.docx

— 236.39 Кб (Скачать файл)

Ключ: 1а, 2а, 36,4а, 5а, 6б,7а, 86,96,10а, 11а, 12а, 136,146,15а, 166,17а, 186,196,20а, 21а, 22а, 23а, 24а, 256,26а, 276,28а, 296,306, 31а, 32а, 336,34а, 356,366,37а, 386,39а, 406,41а, 42а, 43а, 44а, 456, 46а,476,48а, 496,506.

За каждый ответ, совпадающий  с ключевым, испытуемый по­лучает 1 балл, в другом случае — 0 баллов.

Если сумма баллов оказалась  до 25 баллов, то качества лидера выражены слабо.

Если сумма баллов в  пределах от 26 до 35, то качества лидера выражены средне.

Если сумма баллов оказалась  равной от 36 до 40, то лидерские качества выражены сильно.

И, наконец, если сумма баллов больше, чем 40, то данный человек, как  лидер, склонен к диктату.

 

Приложение 3.

Методика "Эффективность  лидерства"

Следующий опросник оценивает  не лидерские качества человека, а  его возможную практическую деятельность в роли лидера с точки зрения ее потенциальной эффективности. В  нем также на вопросы необходимо отвечать однозначно: «да» или «нет».

Текст опросника 

1. Стремитесь ли вы  к использованию в своей работе  новейших достижений? а) да, б)  нет. 

2. Стремитесь ли вы  к сотрудничеству с другими  людьми? а) да, б) нет. 

3. Какой язык в общении  с коллегами вы предпочитаете?  а) краткий, ясный, точный; б)  эмоциональный, образный, с намеками  и подтекстом.

4. Разъясняете ли вы  другим причины и основания принимаемых вами решений? а) да, б) нет.

5. Доверяют ли вам люди, которые постоянно или временно  находятся в вашем подчинении? а) да, б) нет. 

6. Вовлекаете ли вы  всех исполнителей совместного  дела в обсуждение связанных  с ним вопросов, если на вас  возложена обязанность ими руководить? а) да, б) нет.

7. Поощряете ли вы у  подчиненных вам людей проявление  самостоятельности, независимости  в работе и инициативы? а) да, б) нет. 

8. Помните ли вы имена  тех людей, с которыми общаетесь?  а) да, б) нет. 

9. Предоставляете ли вы  свободу действий своим подчиненным  в достижении тех целей, которые  ставите перед ними? а) да, б)  нет. 

10. Контролируете ли вы  ход выполнения задания вашими  подчиненными? а) да, б) нет. 

11. Помогаете ли вы своим  подчиненным, если они в этом  нуждаются? а) да, б) нет. 

12. Выражаете ли вы благодарность  подчиненному за хорошо выполненную  работу? а) да, б) нет. 

13. Стремитесь ли вы  искать в людях лучшие их  качества и ориентироваться на  них в совместной работе? а)  да, б) нет. 

14. Знаете ли вы о  том, как наилучшим образом  использовать положительные качества, имеющиеся у ваших подчиненных,  в работе? а) да, б) нет. 

15. Знаете ли вы интересы  и потребности ваших подчиненных?  а) да, б) нет. 

16. Умеете ли вы быть  внимательным слушателем? а) да, б)  нет. 

17. Благодарите ли вы  сотрудников за работу в присутствии  других? а) да, б) нет. 

18. Делаете ли вы замечания  своим подчиненным? Если да, то  в какой обстановке? а) наедине,  б) в присутствии других.

19. Отмечаете ли вы хорошую  работу своих подчиненных, докладывая  об итогах вышестоящему руководителю? а) да, б) нет. 

20. Доверяете ли вы своим  подчиненным? а) да, б) нет. 

21. Стремитесь ли вы  доводить до подчиненных всю  основную информацию, получаемую  от вышестоящих руководителей  и организаций? а) да, б) нет. 

22. Раскрываете ли вы  значение работы, выполняемой каждым  из ваших подчиненных, для общего  дела? а) да, б) нет. 

23. Оставляете ли вы  себе и подчиненным время для  планирования работы? а) да, б)  нет. 

24. Есть ли у вас план  повышения своей квалификации? а)  да, б) нет. 

25. Имеется ли у ваших  подчиненных план повышения их  квалификации (или индивидуальные  планы подобного рода)? а) да, б)  нет. 

26. Регулярно ли вы читаете  специальную литературу? а) да, б)  нет. 

27. Имеете ли вы библиотеку  новейшей литературы по вашей  специальности? а) да, б) нет. 

28. Заботитесь ли вы  о состоянии своего здоровья, сохранении и повышении работоспособности?  а) да, б) нет. 

29. Любите ли вы выполнять  сложную, но интересную работу? а) да, б) нет. 

30. Проводите ли вы лично  обучение своих подчиненных с  целью улучшения качества и  повышения эффективности их работы? а) да, б) нет. 

31. Знаете ли вы о  том, на какие качества работника  необходимо ориентироваться при  его приеме на работу? а) да, б) нет. 

32. С желанием ли вы  занимаетесь разбором жалоб и  удовлетворением персональных просьб, исходящих от подчиненных? а)  да, б) нет. 

33. Сохраняете ли вы  психологическую дистанцию в  общении с подчиненными? а) да, б) нет. 

34. Относитесь ли вы  к своим подчиненным со вниманием  и уважением? а) да, б) нет. 

35. Уверены ли вы в  себе? а) да, б) нет. 

36. Хорошо ли вы знаете  свои сильные и слабые стороны?  а) да, б) нет. 

37. Часто ли вы проявляете  творчество в работе? а) да, б)  нет. 

38. Регулярно ли вы повышаете  свою квалификацию на специальных  курсах, семинарах и т.п.? а) да, б) нет. 

39. Достаточно ли гибко  вы себя ведете при принятии  решений и в общении с людьми? а) да, б) нет. 

40. Готовы ли вы изменить  стиль своего руководства, если  потребуется? а) да, б) нет. 

За каждый утвердительный ответ на предложенные вопросы («да») испытуемый получает 1 балл, а за каждый отрицательный («нет») — 0 баллов.

Если испытуемый получит  от 30 до 40 баллов, эффективность лидерства считается высокая.

Если сумма баллов оказалась  в пределах от 11 до 29, эффективность лидерства рассматривается как средняя.

Если общая сумма баллов оказалась 10 и меньше, то эффективность лидерства рассматривается как слабая.

 

Приложение 4.

Восприятие индивидом  группу.

Межличностное восприятие в  группе зависит от множества факторов. Наиболее исследованными из них являются: социальные установки, прошлый опыт, особенности самовосприятия, характер межличностных отношений, степень информированности друг о друге, ситуационный контекст, в котором протекает процесс межличностной перцепции и т.д. В качестве одного из основных факторов на межличностное восприятие могут влиять не только межличностные отношения, но и отношение индивида в группе. Восприятие индивидом группы представляет собой своеобразный фон, на котором протекает межличностное восприятие. В связи с этим исследование восприятия индивидом группы является важным моментом в исследовании межличностного восприятия, связывая между собой два различных социально-перцептивных процессов.

Предлагаемая методика позволяет  выявить три возможных «типа» восприятия индивидом группы. При  этом в качестве показателя типа восприятия выступает роль группы в индивидуальной деятельности воспринимающего.

Тип 1. Индивид воспринимает группу как помеху своей деятельности или относится к ней нейтрально. Группа не представляет собой самостоятельной  ценности для индивида. Это проявляется  в уклонении от совместных форм деятельности, в предпочтении индивидуальной работы, в ограничении контактов. Этот тип  восприятия индивидом группы можно  назвать «индивидуалистическим».

Тип 2. Индивид воспринимает группу как средство, способствующее достижению тех или иных индивидуальных целей. При этом группа воспринимается и оценивается с точки зрения ее «полезности» для индивида. Отдается предпочтение более компетентным членам группы, способным оказать помощь, взять на себя решение сложной  проблемы или послужить источником необходимой информации. Данный тип  восприятия индивидом группы можно  назвать «прагматическим».

Тип 3. Индивид воспринимает группу как самостоятельную ценность. На первый план для индивида выступают  проблемы группы и отдельных ее членов, наблюдается заинтересованность, как  в успехах каждого члена группы, так и группы в целом, стремления внести свой вклад в групповую  деятельность. Проявляется потребность  в коллективных формах работы. Этот тип восприятия индивидом своей  группы может быть назван «коллективистическим».

На основании трех описанных  гипотетических «типов» восприятия индивидом группы была разработана  специальная анкета, выявляющая преобладание того или иного типа восприятия группы у исследуемого индивида.

В качестве исходного «банка»  суждений при разработке анкеты был  использован список из 51 суждения, каждое из которых отражает определенный «тип»  восприятия индивидом группы (а именно – учебной группы). При создании анкеты использовались суждения из теста  для изучения направленности личности и методики определения уровня социально-психологического развития коллектива. На основании  экспертной оценки были отобраны наиболее информативные для решения поставленной задачи суждения.

Анкета состоит из 14 пунктов-суждений, содержащих три альтернативных выбора. В каждом пункте альтернативы расположены  в случайном порядке. Каждая альтернатива соответствует определенному типу восприятия индивидом группы. Анкета создана с учетом специфики учебных  групп и применялась для исследования перцептивных процессов в группах интенсивного обучения иностранным языкам, но при соответствующей модификации может быть применена и в других группах.

По каждому пункту анкеты испытуемые должны выбрать наиболее подходящую им альтернативу в соответствии с предлагаемой инструкцией.

АНКЕТА 

1. Лучшими партнерами  в группе я считаю тех, кто. 

А – знает больше, чем  я;

 Б – все вопросы стремится решать сообща;

В – не отвлекает внимание преподавателя.

2. Лучшими преподавателями  являются те, которые: 

А – используют индивидуальный подход;

Б – создают условия для помощи со стороны других;

В – создают в коллективе атмосферу, в которой никто не боится высказываться.

3. Я рад, когда мои  друзья:

 А – знают больше, чем я, и могут мне помочь;

Б – умеют самостоятельно, не мешая другим, добиваться успехов;

В – помогают другим, когда представится случай.

4. Больше всего мне  нравится, когда в группе:

А – некому помогать;

 Б–не мешают при  выполнении задачи;

В – остальные слабее подготовлены, чем я.

5. Мне кажется, что я  способен на максимальное, когда:

А–я могу получить помощь и поддержку со стороны других;

 Б – мои усилия достаточно вознаграждены,

В – есть возможность проявить инициативу, полезную для всех.

6. Мне нравятся коллективы, в которых: 

А – каждый заинтересован  в улучшении результатов всех;

Б – каждый занят своим делом и не мешает другим;

В – каждый человек может  использовать других для решения  своих задач.

7. Учащиеся оценивают  как самых плохих таких преподавателей, которые. 

А – создают дух соперничества  между учениками,

Б–не уделяют им достаточного внимания,

В – не создают условия для того, чтобы группа помогала им.

8. Больше всего удовлетворение  в жизни дает:

А – возможность работы, когда тебе никто не мешает;

Б – возможность получения новой информации от других людей;

В – возможность сделать  полезное другим людям.

9. Основная роль должна  заключаться. 

А – в воспитании людей  с развитым чувством долга перед  другими;

Б–в подготовке приспособленных  к самостоятельной жизни людей;

В – в подготовке людей, умеющих извлекать помощь от общения с другими людьми.

10. Если перед группой  стоит какая-то проблема, то я: 

А – предпочитаю, чтобы  другие решали эту проблему;

Б – предпочитаю работать самостоятельно, не полагаясь на других;

В – стремлюсь внести свой вклад в общее решение  проблемы.

11. Лучше всего я бы  учился, если бы преподаватель: 

А – имел ко мне индивидуальный подход;

Б – создавал условия для получения мной помощи со стороны других;

В – поощрял инициативу учащихся, направленную на достижение общего успеха.

12. Нет ничего хуже того  случая, когда: 

А – ты не в состоянии  самостоятельно добиться успеха;

Б – чувствуешь себя ненужным в группе;

В – тебе не помогают окружающие.

13. Больше всего я ценю:

А – личный успех, в котором  есть доля заслуги моих друзей,

Информация о работе Степень выраженности лидерских качеств в малых группах (средних и старших подростков)