Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2013 в 23:44, реферат
Цель исследования – выявить сходства и различия профессиональных интересов учащихся обучающихся в разных профильных классах.
Задачи исследования:
1. Изучить проблемы профессиональных интересов в отечественной и зарубежной психолого-педагогической литературе.
2. Изучить проблему профессиональных интересов в старшем подростковом возрасте.
Введение…………………………………………………………………….3
Глава I. Изучение профессиональных интересов учащихся обучающихся в разных профильных классах в отечественной и зарубежной психолого-педагогической литературе.
1.1 Теоретические аспекты понятий «интерес» и «профессиональный интерес» в отечественной и зарубежной психолого-педагогической литературе…………………………………………………………………………6
1.2 Изучение теоретических аспектов особенностей обучения в профильных классах……………………………………………………………..13
Вывод к главе I……………………………………………………………20
Глава II Эмпирическое исследование старших подростков обучающихся в разных профильных классах.
2.1 Организация и проведение исследования………………………...22
2.2 Анализ результатов исследования………………………………...24
Вывод к главе II…………………………………………………………...31
Заключение………………………………………………………………..33
Список литературы ………………………………………………………35
Введение
Упрочение и специализация определенных познавательных интересов; построение занятий по схеме постоянного усложнения заданий и введения в их систему проблемных вопросов;
Целенаправленное
Организация самостоятельного углубленного изучения профессий учащимися;
Активизация к самопознанию и, следовательно, к пробе сил.
Таким образом, из интересов, формирующихся в подростковом возрасте, очень большое значение имеют профессиональные интересы, играющие существенную роль при выборе профессии и определении всего дальнейшего жизненного пути человека. Тщательная педагогическая работа над формированием интересов, особенно в подростковом и юношеском возрасте, в то время, когда происходит выбор профессии, поступление в специальное высшее учебное заведение, определяющее дальнейший жизненный путь, является исключительно важной и ответственной задачей.
1.2 Рассмотрение теоретических
аспектов особенностей
Профильное обучение — система организации среднего образования, при которой в старших классах обучение проходит по разным программам (профилям) с преобладанием тех или иных предметов. Эксперимент по введению профильного обучения проходил в нескольких субъектах РФ с 2003 года. В рамках Федеральной целевой программы развития образования до 2010 года, предполагается повсеместный переход на профильное образование в старшей школе по всей России.
Профильное обучение направлено на
реализацию личностно-ориентированного
учебного процесса. При этом существенно
расширяются возможности
Переход к профильному обучению преследует следующие основные цели:
Обеспечить углубленное
Создать условия для существенной дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими и гибкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных программ.
Способствовать установлению равного доступа к полноценному образованию разным категориям обучающихся в соответствии с их способностями, индивидуальными склонностями и потребностями.
Расширить возможности социализации учащихся, обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием, более эффективно подготовить выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования.
Условия достижения целей профильного образования являются:
а) преодоление единообразия школ, устранение из их жизни дискредитировавшего себя принципа «учить всех и всему» вне зависимости от интересов и склонностей учащихся; обеспечение школам права дифференцировать обучение школьников по различным направлениям общеобразовательной и трудовой подготовки, предоставление учащимся свободы выбора профиля обучения, позволяющего оптимизировать сочетание интересов личности и общества;
б) соблюдение в новом содержании оптимальных соотношений объема времени на теоретическую, прикладную и практическую подготовку учащихся, обеспечивающую формирование у выпускников профильных классов специальных для избранного профиля качеств и способностей.
Многолетняя практика убедительно показала, что в системе образования должны быть созданы условия для реализации старшими школьниками своих интересов, способностей и дальнейших (послешкольных) жизненных планов. Социологические исследования доказывают, что большинство старшеклассников (более 70%) отдают предпочтение тому, чтобы «знать основы главных предметов, а углубленно изучать только те, которые выбираются, чтобы в них специализироваться». Иначе говоря, профилизация обучения в старших классах соответствует структуре образовательных и жизненных установок большинства старшеклассников. При этом традиционную позицию «как можно глубже и полнее знать все изучаемые в школе предметы (химию, физику, литературу, историю и т. д.)» поддерживают около четверти старшеклассников. [26]
В настоящее время в высшей школе сформировалось устойчивое мнение о необходимости дополнительной специализированной подготовки старшеклассников для прохождения вступительных испытаний и дальнейшего образования в вузах. Традиционная непрофильная подготовка старшеклассников в общеобразовательных учреждениях привела к нарушению преемственности между школой и вузом, породила многочисленные подготовительные отделения вузов, репетиторство, платные курсы и др., обладает большим смыслообразующим потенциалом, так как предоставляет обучающимся возможность определить свое место в мире профессий, оценить свои профессиональные способности, найти личностный смысл в профессиональной деятельности. Изучение этого курса способствует формированию компетентного отношения к профессиональной деятельности.
Реализация идеи профильности старшей ступени ставит выпускника основной ступени перед необходимостью совершения ответственного выбора — предварительного самоопределения в отношении профилирующего направления собственной деятельности.
Возможные направления профилизации и структуры профилей
Важнейшим вопросом организации профильного обучения является определение структуры и направлений профилизации, а также модели организации профильного обучения. В настоящее время профильное обучение проходит стадию становления: разрабатываются концепции, учебные планы, программы различных профилей (гуманитарный, технический и др.); открываются профильные классы на базе общеобразовательных школ. Содержание программ определяется задачами, сформулированными на основе требований, предъявляемых к уровню знаний учащихся соответствующего профиля [37]
В диссертационном исследовании Беруашвили Э.З. утверждается, что для эффективности работы по профессиональному самоопределению в процессе профильного обучения необходимо включать каждого обучающегося в активную деятельность, доводить представление по изучаемой теме до формирования устойчивых понятий, навыков и умений. Достичь этого помогает:
1. Включение в работу всех детей на доступном для них уровне и в приемлемом темпе.
2. Четкое структурное объяснение
материала или обучение
3. Обязательная организация
4. Создание оптимальных условий для реализации индивидуального подхода, для чего необходимы знание способностей, потребностей и склонностей, выяснение целей и возможностей каждого ученика.
5. Создание условие для
В связи с этим, особые требования предъявляются к преподавателю, осуществляющему профильное обучение. Он должен обеспечить:
1. Вариативность и личностную
ориентацию образовательного
2. Практическую ориентацию
3. Завершение профильного
Таким образом, переход к профильному обучению позволяет:
В рамках данной курсовой работы мы рассмотрим 2 основных профиля обучения: физико-математический профиль и гуманитарный профиль.
Физико-математический профиль.
Физико-математический профиль ориентирован на повышение качества образования, на создание наиболее благоприятных условий обучения для детей, имеющих склонности к изучению точных наук.
Особенности физико-математического профиля
Профиль дает учащимся знание законов и логических форм мышления.
Формирует навыки и умения, необходимые для реализации полученных знаний на практике ( на уроках математики, физики, информатики)и в повседневной деятельности.
Расширяет и углубляет информационную культуру человека, информационное общество, информационные основы процессов управления.
Педагоги данного профиля
Гуманитарный профиль.
Гуманитарные науки –
Значимость этого направления работы связана:
ВыводЫ ПО I главе
На сегодняшний день изучение проблем, связанных с профессиональным самоопределением, является необходимой для выбора человеком наиболее подходящей ему профессии. Вопросы профессионального самоопределения интересовали и интересуют по-прежнему отечественных и зарубежных философов, психологов и педагогов. Выбор профессии - задача очень сложная. Но перед тем как определиться с выбором профессии необходимо понять, интересна ли оптанту данная профессия.
В отечественной педагогике и психологии
накоплен немалый опыт в области
теории профессионального
Необходимым условием для выбора профессии
является определение интересов
оптанта. Понятие «интерес»
Глава II Эмпирическое исследование профессиональных интересов старших подростков, обучающихся в разных профильных классах.
2.1 Организация и проведение методов исследования.
В основу курсовой работы была положена гипотеза: у старших подростков, обучающихся в разных профильных классах профессиональные интересы различаются.
Исследование проводилось
В эмпирическом исследовании была использована методика «Оценка сферы профессиональных предпочтений учащихся» (Модифицированный вариант опросника Йовайши). Данная методика была модифицирована в Хабаровском краевом центре занятости населения Г. В. Резапкиной. Нами была использована для изучения и выявления различий интересов учащихся профильных классов. Данная методика применяется для оценки склонностей воспитанников к различным сферам профессиональной деятельности. По этой методике все профессии можно отнести к следующим шести типам.