Стили общения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 18:31, курсовая работа

Краткое описание

Личность человека начинает формироваться с рождения в процессе общения с людьми. Естественно, что на начальном этапе своей жизни человек не может выбрать людей, которые будут составлять круг эго общения, зато в более зрелом возрасте чаще всего уже сам регулирует и число, и состав лиц, с которыми будет общаться. Тем самым, человек может обеспечить определенный поток психологического воздействия со стороны этого окружения. Человек не может нормально существовать и развиваться без общества. Общение – это естественная, врождённая, стабильная потребность. Общение также является средством достижения определенных целей.

Вложенные файлы: 3 файла

Курсовая работа.docx

— 31.97 Кб (Скачать файл)

Введение.

 

Личность  человека начинает формироваться с  рождения в процессе общения с  людьми. Естественно, что на начальном  этапе своей жизни человек  не может выбрать людей, которые  будут составлять круг эго общения, зато в более зрелом возрасте чаще всего уже сам регулирует и  число, и состав  лиц, с которыми будет общаться. Тем самым, человек  может обеспечить определенный поток  психологического воздействия со стороны  этого окружения. Человек не может  нормально существовать и развиваться  без общества. Общение – это  естественная, врождённая, стабильная потребность. Общение также является средством достижения определенных целей.

Одной из наиболее важных характеристик общения является его стиль. Каждому человеку присущ свой целостный стиль общения, который  накладывает вполне заметный отпечаток  на его поведение и общение  вне зависимости от ситуации и  окружения. Причем этот стиль не может быть выведен только из каких-то индивидуальных особенностей и личностных черт людей. Он отражает именно особенности общения человека, характеризующие его общий подход к построению взаимодействия с другими людьми.

 Стиль,  присущий каждому человеку, по  всей видимости, зависит от  различных моментов – от истории  жизни, от отношения к людям,  от того, какое общение наиболее  предпочитаемо в обществе, в котором  человек живет. Вместе с тем  стиль общения, определяя то, как  человек должен строить и понимать  различные ситуации, сам оказывает  огромное влияние на его жизнь,  формируя его отношение к людям,  способы решения проблем и  его личность.

Стиль общения  существенно определяет поведение  человека при взаимодействии с другими  людьми.

К настоящему времени описано много стилевых характеристик разной степени обобщенности: стиль жизни, стиль деятельности, стиль общения, когнитивные и  эмоциональные стили и др. Соотношение  между ними еще недостаточно хорошо изучено, но все исследователи стилей признают продуктивность этого направления  изучения личности и стремятся к  построению полной картины стилей человека.

 

 

 

Основная  часть:1.Понятие и сущность общения

 

Общение  — одна из самых модных тем современной  психологии. Это не только необходимая, но и наиболее существенная сторона, которая неотъемлемо проявляется  во всех сферах жизнедеятельности человеческого  общества. Общение присутствует во всех видах человеческой деятельности. Существуют такие виды труда, в которых  оно выступает не просто как форма  человеческого взаимодействия, а  как функциональная категория.

Термин «общение»  в традиционной социальной психологии часто заменяют английским термином «коммуникация». Специфика общения  обусловлена различными социально-ролевыми и функциональными позициями  его субъектов. Можно выделить несколько  определений этого понятия.

Общение  - это реализация всей системы отношений  человека. Общение пронизывает всю  систему взаимодействия людей, каждый его микроэлемент.

Общение —  взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного и/или  аффективно-оценочного характера.

Общение –  это процесс установления и развития контактов между людьми, обусловленный  потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого  человека.

Таким образом, общение в широком смысле, можно  понимать, как взаимосвязь, контакт  между людьми, который может реализоваться  в понимании, сочувствии, сопереживании. В узком смысле общение – это  взаимодействие людей, имеющих общие  или взаимодополняющие интересы или потребности.

Учитывая  сложность понятия «общение»  необходимо обозначить его структуру. Андреева Г.М.  выделяет в структуре  общения три взаимосвязанные  стороны:

- коммуникативная сторона общения, или коммуникация в узком смысле слова состоит в обмене информацией между общающимися индивидами;

- интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами, т. е. в обмене не только знаниями, идеями, но и действиями;

-  перцептивная сторона общения означает процесс восприятия и познания друг друга партнёрами по общению и установления на этой основе взаимопонимания.

Конечно, в  реальной действительности каждая из этих сторон не существует изолированно от двух других. 

Принципиально важно признать, что общение всегда имеет цель, находящуюся за пределами  самого общения, т. е. оно осуществляется для чего-то. Возможные цели общения  чрезвычайно широки. Получить или  отдать материальные блага (предметы, услуги). Обеспечить взаимодействие при  выполнении совместной работы (практической и теоретической). Получить или передать те или иные сведения. Изменить настроение собеседника или свое собственное  состояние. Помочь другому в решении  его духовных проблем. Перестроить  собственное отношение к значимым явлениям жизни и так далее.

 

2. Стиль как постоянная составляющая  общения.

 

Общение между  людьми всегда разворачивается в  определенной деятельности и обусловлено  ее целями и содержанием. Теплоты  и понимания между людьми было бы гораздо больше, не будь они обременены внешне устанавливаемыми требованиями что-то делать и добиваться практических результатов. Поэтому недостаточно говорить об отношениях или деятельности. Совокупной единицей анализа выступает  общение как двуединый процесс  взаимосвязи или взаимного контакта субъектов, в котором происходит обмен информацией, психическое  отражение друг друга и взаимовлияние  друг на друга.

В отечественной  психологии известна и широко разрабатывается  идея о влиянии на индивидуальную деятельность человека других людей. Это  в основном работы по проблеме общения. Подробно рассматривается эта проблема и в зарубежной психологии. Общепринятым является положение о том, что  индивидуальные возможности человека возрастают в условиях межличностного общения, особенно в группах высокого уровня развития. Более того, общение  перестраивает самого человека, формирует  его новые возможности, проявляет  те, которые существуют потенциально. И хотя выше обозначенные факторы  не вызывают сомнения, процессы оптимизации  межличностного общения пока еще  изучены слабо.

Стили  общения  необходимо рассматривать как самостоятельный  феномен, имеющий свою специфику, а  также разграничить стили ролевого (профессионального) общения и межличностного общения, поскольку цели, форма и  содержание этих двух видов общения  различны.  В общении всегда присутствуют два компонента: содержание и стиль:

-         Содержание определяет, вокруг чего  или по поводу чего развёртывается  то или иное общение.

-         Стиль указывает на то, как  человек взаимодействует с окружающими.

Содержание  общения – сила переменная, поскольку  оно определяется конкретной деятельностью, объёмом выполняемых заданий  и многими другим приходящими  условиями.

Константой  выступает стиль общения, т.е. способ, с помощью которого человек строит свои отношения с другими, в той  или иной деятельности. У каждого  человека свой, характерный только для него, стиль общения с людьми. Он несколько изменяется в зависимости  от партнёра и характера деятельности, но в то же время сохраняет свои сущностные черты, уникальность личности. При этом стиль отражает специфику  взаимоотношений между людьми, которые, в свою очередь, выражают многообразную, но в то же время неповторимую сущность личностей, включённых в общение.

 

3.Классификация  стилей общения.

 

Понятие стиля  общения довольно близко по своей  сути понятию характера. Ученые всегда проявляли интерес к этому  явлению, пытаясь создать классификацию  или типологию характеров. Общая  характерология представляет собой учение о признаках как физического, так и душевного рода. Поскольку душа была и остается для человека явлением крайне сложным и таинственным, создатели характерологии начинали изучение характера, ориентируясь на внешние признаки. Сюда можно отнести не только графологию, физиологическую типологию Кречмера, более ранние френологию Галля и физиогномистику Лафатера, но и возникшую на древнем Востоке астрологию, которая пыталась «внести порядок в хаос индивидуального». Физиологическое деление на четыре гуморальных темперамента находится в тесной связи с древними космологическими воззрениями, бравшими за основу типологии тригоны четырех элементов – воздуха, воды, земли и огня, соотнесенные со знаками зодиака. Тот, кто родился в этих тригонах, отчасти обладает их воздушной или огненной природой, влияющей на темперамент или судьбу.

Гиппократ в  своей классической типологии заменил  зодиакальные созвездия наименованиями «телесных соков»: крови, флегмы, желтой желчи и черной желчи – и  стал различать холериков, флегматиков, сангвиников и меланхоликов. Эта  последняя типология сохранилась  и до наших времен, а среди попыток  ее реформирования удачной можно назвать лишь типологию И.П. Павлова, который выделил четыре типа высшей нервной деятельности на основе сочетания ее характеристик: силы нервных процессов, их сбалансированности и подвижности. Сочетания этих характеристик дают те же четыре типа, которые описывал Гиппократ.

Современные ученые, пытаясь разработать типологии  темпераментов, характеров или стилей, отходят от этих старых интуитивных  путей, пытаются найти собственное  решение, которое удовлетворяло  бы запросам науки. И первый вопрос, встающий перед любым исследователем, - критерии стиля, или признаки, по которым  можно было бы отнести ту или иную устойчивую форму общения к определенному  стилю.

Астрологи использовали простой критерий – объективно заданное положение звезд при рождении. И хотя вопрос, каким образом созвездия  и планеты приобретают качества темперамента, до сих пор остается без ответа, астрологическая типология  весьма популярна, и психолог сегодня  стоит перед необходимостью учитывать  этот фактор в работе с клиентом. Сегодняшняя физиологическая типизация  использует критерий четырех старых физиологических темпераментов  – внешний вид и поведение  индивида. А современные исследователи  пытаются найти научный подход к  этой проблеме, преодолевая на своем  пути колоссальные трудности, сопутствующие  любой молодой науке.

Начало научного исследования стиля общения связано  с именем немецкого психолога  Курта Левина. Заслуга К. Левина и  его сотрудников состояла в том , что они положили начало углубленному исследованию проблемы стиля общения, разработали социально-психологическое понятие «стиль лидерства».

Лидерство рассматривается  в социальной психологии как феномен, характеризующий динамические процессы в группе, связанные с отношениями  доминирования и подчинения. Начиная  с 30-х гг. социальные психологи активно  исследуют проблему лидерства, формулируют  различные теории лидерства. Наиболее известными из них являются теории лидерских ролей, теория черт, интерактивная теория, ситуационная теория и «синтетическая» теория.

В рамках исследуемой  проблемы выделяют и понятие «стили лидерства», обозначающее «совокупность  приемов и методов, применяемых  лидером и руководителем с  целью оказания воздействия на зависящих  от него или находящихся в его  подчинении людей».

Индивидуальность  человека в отношениях с другими  людьми определяет его стиль общения, под которым принято понимать систему принципов, норм, методов, приемов  взаимодействия и поведения индивида. Наиболее ярко стиль общения проявляется  в деловой и профессиональной сфере, в отношениях между деловыми партнерами или между руководителем  и подчиненным. Именно поэтому проблема стиля лучше исследована в  сфере лидерства - руководства.

Известной является классификация К. Левина, который  выделил три стиля лидерства (руководства):

авторитарный (жесткие способы управления, определение всей стратегии деятельности группы, прекращение инициативы и обсуждения принимаемых решений, единоличное принятие решения и т. п.);

демократичный (коллегиальность, поощрение инициативы);

либеральный (отказ от управления, устранение от руководства).

Согласно  указанным стилям лидерства - руководства описываются и стили общения.

Согласно авторитарному стилю лидер все решения принимает единолично, отдает приказы, делает указания. Он всегда точно определяет «границы компетентности» каждого, то есть жестко определяет ранг партнеров и подчиненных. При авторитарном стиле общения, решения принятые на верхних этажах иерархии, поступают вниз в виде директив (именно поэтому этот стиль часто называют директивным). При этом лидер (руководитель) не любит, чтобы директивы подлежали обсуждению: их, по его мнению, принадлежит неоспоримо выполнять.

За лидером  остается также в роли прерогативы  контроль и оценка эффективности  деятельности. У руководителей (лидеров) с таким стилем общения, как правило, наблюдается завышенная самооценка, самоуверенность, агрессивность, склонность к стереотипам в общении, черно-белое  восприятие подчиненных и их действий. Люди с авторитарным стилем взаимодействия имеют догматические мышления, при  котором только один ответ правильный (в основном это - мнение руководителя), а все другие ошибочные. Итак, дискутировать с таким человеком, обсуждать принятые им решения - это пустая трата времени, ведь инициатива других таким человеком не поощряется.

Что касается демократического стиля общения, то для него свойственны коллегиальное принятие решений, поощрение активности участников коммуникативного процесса, широкая информированность всех, кто участвует в дискуссии о решаемой проблеме, о выполнении намеченных задач и целей.

Все это способствует тому, что каждый из участников общения  добровольно берет на себя ответственность  за выполнение задания и осознает его значимость в достижении общей  цели. При этом участники обсуждения проблемы, в условиях демократического стиля взаимодействия, - это не только исполнители чужих решений, а  люди, которые имеют свои ценности и интересы, проявляют собственную  инициативу. Именно поэтому названный  стиль способствует росту инициативности собеседников, количества творческих нестандартных решений, улучшению  морально-психологического климата  в группе.

Глоссарий.docx

— 19.07 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Список литературы.doc

— 31.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Информация о работе Стили общения