Стратегия поведения в конфликтной ситуации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 01:54, курсовая работа

Краткое описание

В соответствии с целью, объектом, исследования сформулированы следующие задачи:
1. Определить сущность и содержание конфликта;
2. Проанализировать поведение личности в конфликтной ситуации;
3. Проанализировать особенности конфликтных ситуаций в классном коллективе.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ
1.1 Поведение в конфликтной ситуации
1.2 Этапы разрешения конфликтных ситуаций
1.3 Конфликты в классном коллективе
Вывод
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ СТРАТЕГИИ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ
2.1 Диагностика степени реагирования в конфликтной ситуации в классном коллективе
2.2 Методы предупреждения конфликтной ситуации
Вывод
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

Вложенные файлы: 1 файл

Пример курсовой4курс.1.docx

— 68.35 Кб (Скачать файл)

  Тест  Спилберга - Ханина для оценки эмоционального состояния.

  При помощи данного вопросника мы оцениваем  уровень тревожности на момент заполнения вопросника (РТ – реактивной тревожности), отражающий реакцию на кратковременную  сиюминутную ситуацию, и уровень  тревожности, отражающий привычные (долговременные) для личности старшеклассника состояние (ЛТ). Опросник состоит из 2 частей по 20 вопросов.

  Показатели  реактивной и личной тревожности  подсчитывается по формулам, данным в опроснике, и оцениваются по следующей шкале:

  О-30 баллов – низкая тревожность;

  31-45 баллов – умеренная тревожность;

  выше 45 – высокая тревожность.

  Тест  Томаса, направленный на определение  ведущей стратегии поведения  старшеклассника в условиях противоречий.

  Тест  предлагает 30 пар утверждений, описывающих  тот или иной вариант выхода из абстрактной конфликтной ситуации. Задача школьника заключается в  том, чтобы из каждой пары выбрать  тот вариант поведения, который  наиболее примелем для него.

  Необходимо  зафиксировать номер пары, шифр, соответствующий варианту поведения, который он выбрал. И для обработки  результатов мы подсчитали, каких  цифр больше: 1, 2, 3, 4, обозначающих стратегию  поведения соперничество;

  1—  сотрудничество;

  2—  компромисс;

  3—  избегание;

  4—  уступчивость.

  В результате проведения диагностики  были получены результаты. Результаты первого тестирования двух групп 1-ого  курса по тесту-опроснику Айзенка представлены в диаграмме 1. Число учащихся в диаграммах выражено в процентах.

  Тип темперамента

  

  Рисунок 1 – Результаты тестирования по тесту-опроснику Айзенка.

  Результаты  второго тестирования двух классов  по тесту Спилберга- Ханина для оценки эмоционального состояния представлены в диаграмме 1. В диаграмме в процентом соотношении приведены цифры соответствующие низкой, умеренной и высокой тревожности личностей.

  Что касается темперамента, то абсолютное большинство относится к холерическому  темпераменту, можно встретить и  не ярко выраженного сангвиника. 

  Уровни  тревожности

  

  Рисунок 2 – Результаты тестирования по тесту  Спилберга-Ханина

  Результаты  второго тестирования двух классов  по тесту Спилберга-Ханина для оценки эмоционального состояния представлены в диаграмме 1. В диаграмме в процентом соотношении приведены цифры соответствующие низкой, умеренной и высокой тревожности личностей.

  Рассматривая  эмоциональное состояние, то здесь  можно наблюдать все виды тревожности, но умеренная тревожность превалирует.

   Стратегия поведения в конфликте 

  Рисунок 3 – Результаты тестирования по тесту  Томаса.

  Так же было выбрано отдельно 8 учащихся с разными стратегиями поведения: двое – со стратегией поведения  – сотрудничество, двое – компромисс, двое – избегание, двое – уступчивость. И проведен анализ связи типа темперамента, уровня тревожности личности и свойственной им стратегии поведения в конфликте.

  - рассмотрение  и определение путей разрешения  конфликтов в классном коллективе.

  - диагностика  степени реагирования в конфликтной  ситуации в классном коллективе

  Гипотеза  диагностики: от эмоционального состояния, темперамента и характера личности зависит степень реагирования личности в конфликтной ситуации.

  Методами  диагностики являются изучение и  анализ конфликтных ситуаций в учебной  деятельности в теории и практике по литературным источникам, тестирование и обработка экспериментальных  данных.

  Проводя данный анализ, было замечены следующие  особенности.

  Общее в типах личности двух учащихся, имеющих стратегию поведения  в конфликте – компромисс, их повышенная возбудимость, оптимизм, быстрая  смена настроений; по темпераменту оба этих ученика ярко выраженные холерики. У одного из них присутствует умеренная тревожность, а у другого  очень высокий уровень личностной и ситуативной тревожности.

  Характерная черта высоко-тревожных людей  – боязнь неудачи. У двоих учащихся наблюдается очень высокий уровень  тревожности, который как нельзя лучше оправдывают их стратегию  поведения в конфликте – уступчивость.

  Высокая тревожность свойственная и для  учащихся со стратегией поведения в  конфликте – избегание. Один из учащихся имеет тип темперамента – флегматик, который пассивен, осмотрителен, миролюбивый  и спокойный, поэтому и стремится  избегать какие-либо конфликты. Второй учащийся – меланхолика – легко расстраиваемый, тревожный, ригидный, пессимистичный, сдержанный, необщительный и тихий.

  Темпераменты  двух обоих учащихся со стратегией поведения в конфликтах – сотрудничество, – сангвиники. Эти учащиеся очень  яркие личности, которые характеризуется  высокой активностью и предприимчивостью, общительностью, оптимизмом. У них  наблюдается умеренный уровень  тревожности.

  Также в ходе анализа был замечен  яркий холерик – агрессивный, импульсивный, оптимистичный, активный. За счет своей напористости и агрессивности  она заставляет принять свою точку  зрения.

  Итак, проводя наши итоги диагностики, было выяснено, что тип поведения  в конфликте напрямую связан с  темпераментом личности. Очень ярко на примерах мы проследили, что от эмоционального состояния учащегося зависит  его реакция в стрессовой ситуации.

  Подведя итоги практической части необходимо отметить, что от эмоционального состояния, темперамента и характера личности зависит степень реагирования в  конфликтной ситуации.

2.2 Методы предупреждения  конфликтной ситуации

  При коррекции и оптимизации межгрупповых отношений мы использовали игру.

  Этапы социально-психологической  помощи.

  Развитие  любой групповой и межгрупповой деятельности проходит ряд стадий, или фаз. Для межгрупповой адаптации  характерна своя внутренняя динамика. Межгрупповой процесс, возникающий  в ходе занятий игровой психокоррекции, по мнению А.С. Спиваковой, проходит три отчетливо выявляемых этапа: ориентировочный, реконструктивный и закрепляющий. На первом этапе группам предоставляется возможность спонтанной игры. Тактика психолога наименее директивна. На этом этапе решаются следующие задачи.

  1. Выявление особенностей эмоционально-поведенческой  сферы.

  2. Создание положительного настроения  и атмосферы безопасности в  группе.

  На  данном этапе широко используются невербальные средства коммуникации, игры, облегчающие  вступление в контакт. Постепенно скованность  и напряженность исчезают, сотрудники становятся более активными. Тактика  психолога на втором этапе принимает  целенаправленный характер, используются специальные приемы. Задача психолога  продемонстрировать неадекватность, нецелесообразность некоторых способов реагирования и  сформировать у них потребность  в изменении своего поведения. Здесь  происходит эмоциональное отреагирование внутреннего напряжения, неприятных переживаний, широко используются сюжетно-ролевые игры, разыгрывание различных проблемных ситуаций. Именно на этой стадии происходит разрешение внутренних конфликтов. К концу этой стадии гамма противоречивых эмоций сменяется чувством глубокой симпатии между группами.

  На  третьем этапе дети закрепляют способность  самостоятельно находить нужные способы  поведения, которые сопутствуют  оптимальной межгрупповой адаптации. Задача психолога – обучить их новым формам эмоционального реагирования, поведения, развивать навыки общения, обогатить межгрупповую деятельность. Тактика психолога подчинена  внутренней динамики процесса оптимизации  межгрупповой адаптации, ее изменения  соответствуют этапам психокоррекционного процесса.

  1 Этап. Тактика психолога наименее директивна. Он наблюдает за межгрупповой  игрой, старается создать теплую  эмоциональную атмосферу в группе, ненавязчиво помогает освоится в новой обстановке. Охотно поддерживает инициативу, никак не направляет деятельность групп, не высказывает никаких мнений по поводу игры, не оценивает детей. Используются следующие приемы: невербальные средства общения; поощрение спонтанной активности.

  2 Этап. На реконструктивном этапе тактика  психолога изменяется, позиция становится  более активной. Приемы: интеграция, отражение; демонстрация более  адекватных способов поведения;  внушение; создание ситуаций выбора, требующего определенного способа  действия.

  3 Этап. Это этап апробирования нового  опыта. Сотрудники организации  уже научились справляться с  возникающими проблемами.

  Структура занятия.

  Каждое  занятие состоит из ряда этюдов. Они короткие, разнообразные, доступные  по содержанию. Основная цель занятий  – сохранение психического здоровья и предупреждение эмоциональных  расстройств у персонала. Основной акцент в занятиях сделан на обучение элементам техники выразительных  движений в воспитании эмоций и высших чувств и на приобретение навыков  в самораслаблении. Занятия строятся по определенной схеме и состоит из этапов. Каждый этап может решать не одну, а несколько совершенно самостоятельных задач, по-своему важных для развития детской психики.

  1-й  этап. Разминка.

  Занятие начинается с общей разминки. Ее задача: сбросить инертность физического  и психического самочувствия, поднять  мышечный тонус, разогреть внимание и интерес персонала организации  к совместному занятию, настроить  группы на активную работу и контакт  друг с другом. Для решения этой задачи выполняется несколько упражнений – игр на внимание или подвижная  игра.

  2-й  этап. Мимические и пантомимические  этюды. 

  Задача: выразительное изображение отдельных  эмоциональных состояний, связанных  с переживанием телесного и психического довольства или недовольства. Модели выражения основных эмоций (радость, удивление, интерес, гнев). Группы знакомятся с элементами выразительных движений: мимикой, жестом, позой, походкой.

  3-й  этап. Игры и этюды на выражение  отдельных качеств характера  и эмоций приемлемых для оптимальной межгрупповой адаптации.

  Задача: выразительное изображение чувств, порождаемых социальной средой (жадность, доброта, честность), их моральная оценка. Модели поведения персонажей с теми или иными чертами характера. Закрепление и расширение уже  полученных детьми ранее сведений, относящихся к их социальной компетенции. При изображении эмоции внимание групп привлекается ко всем компонентам  выразительных движений одновременно.

  4-й  этап. Игра и этюды, имеющие  психотерапевтическую направленность  на каждую группу.

  Используются  мимические и пантомимические способности  сотрудников для предельно естественного  воплощения в заданный образ.

  Задача: коррекция настроения и отдельных  черт характера сотрудников организации, тренинг моделирования стандартных  ситуаций.

  5-й  этап. Окончание занятия, психомышечная тренировка.

  Задача: снятие психоэмоционального напряжения, внушение желательного настроения, закрепление положительного эффекта, стимулирующего и упрядочивающего психическую и физическую активность групп, приведение в равновесие их эмоционального состояния, улучшение самочувствия и настроения.

  Игры-релаксации

  В любой профессии, изобилующей стрессогенными ситуациями, важным условием сохранения и укрепления психического здоровья работника выступает его умение вовремя «сбрасывать» напряжение, снимать внутренние зажимы, расслабляться. В течение 2-5 мин, затраченных на выполнение психотехнических упражнений, сотрудник может снять усталость и обрести состояние внутренней свободы, стабильности, уверенности в себе. Выполняя эти упражнения, он принимает своеобразный «психологический душ», очищающий психику и способствующий быстрому и эффективному отдыху.

  Перечень  таких игр: «Внутренний луг», «Пресс», «Дерево», «Настроение», «Пословицы», «Воспоминания» «Книга», «Мария Ивановна», «Голова», «Руки», «Я-ребенок», «Открытость», «Ритм», «Я-резервуар».

Информация о работе Стратегия поведения в конфликтной ситуации