Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 01:54, курсовая работа
В соответствии с целью, объектом, исследования сформулированы следующие задачи:
1. Определить сущность и содержание конфликта;
2. Проанализировать поведение личности в конфликтной ситуации;
3. Проанализировать особенности конфликтных ситуаций в классном коллективе.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ
1.1 Поведение в конфликтной ситуации
1.2 Этапы разрешения конфликтных ситуаций
1.3 Конфликты в классном коллективе
Вывод
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ СТРАТЕГИИ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ
2.1 Диагностика степени реагирования в конфликтной ситуации в классном коллективе
2.2 Методы предупреждения конфликтной ситуации
Вывод
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Тест Спилберга - Ханина для оценки эмоционального состояния.
При помощи данного вопросника мы оцениваем уровень тревожности на момент заполнения вопросника (РТ – реактивной тревожности), отражающий реакцию на кратковременную сиюминутную ситуацию, и уровень тревожности, отражающий привычные (долговременные) для личности старшеклассника состояние (ЛТ). Опросник состоит из 2 частей по 20 вопросов.
Показатели реактивной и личной тревожности подсчитывается по формулам, данным в опроснике, и оцениваются по следующей шкале:
О-30 баллов – низкая тревожность;
31-45
баллов – умеренная
выше 45 – высокая тревожность.
Тест Томаса, направленный на определение ведущей стратегии поведения старшеклассника в условиях противоречий.
Тест
предлагает 30 пар утверждений, описывающих
тот или иной вариант выхода из
абстрактной конфликтной
Необходимо зафиксировать номер пары, шифр, соответствующий варианту поведения, который он выбрал. И для обработки результатов мы подсчитали, каких цифр больше: 1, 2, 3, 4, обозначающих стратегию поведения соперничество;
1— сотрудничество;
2— компромисс;
3— избегание;
4— уступчивость.
В результате проведения диагностики были получены результаты. Результаты первого тестирования двух групп 1-ого курса по тесту-опроснику Айзенка представлены в диаграмме 1. Число учащихся в диаграммах выражено в процентах.
Тип темперамента
Рисунок 1 – Результаты тестирования по тесту-опроснику Айзенка.
Результаты второго тестирования двух классов по тесту Спилберга- Ханина для оценки эмоционального состояния представлены в диаграмме 1. В диаграмме в процентом соотношении приведены цифры соответствующие низкой, умеренной и высокой тревожности личностей.
Что
касается темперамента, то абсолютное
большинство относится к
Уровни тревожности
Рисунок 2 – Результаты тестирования по тесту Спилберга-Ханина
Результаты второго тестирования двух классов по тесту Спилберга-Ханина для оценки эмоционального состояния представлены в диаграмме 1. В диаграмме в процентом соотношении приведены цифры соответствующие низкой, умеренной и высокой тревожности личностей.
Рассматривая
эмоциональное состояние, то здесь
можно наблюдать все виды тревожности,
но умеренная тревожность
Стратегия поведения в конфликте
Рисунок 3 – Результаты тестирования по тесту Томаса.
Так
же было выбрано отдельно 8 учащихся
с разными стратегиями
- рассмотрение
и определение путей
- диагностика
степени реагирования в
Гипотеза диагностики: от эмоционального состояния, темперамента и характера личности зависит степень реагирования личности в конфликтной ситуации.
Методами диагностики являются изучение и анализ конфликтных ситуаций в учебной деятельности в теории и практике по литературным источникам, тестирование и обработка экспериментальных данных.
Проводя данный анализ, было замечены следующие особенности.
Общее
в типах личности двух учащихся,
имеющих стратегию поведения
в конфликте – компромисс, их
повышенная возбудимость, оптимизм, быстрая
смена настроений; по темпераменту
оба этих ученика ярко выраженные
холерики. У одного из них присутствует
умеренная тревожность, а у другого
очень высокий уровень
Характерная
черта высоко-тревожных людей
– боязнь неудачи. У двоих учащихся
наблюдается очень высокий
Высокая тревожность свойственная и для учащихся со стратегией поведения в конфликте – избегание. Один из учащихся имеет тип темперамента – флегматик, который пассивен, осмотрителен, миролюбивый и спокойный, поэтому и стремится избегать какие-либо конфликты. Второй учащийся – меланхолика – легко расстраиваемый, тревожный, ригидный, пессимистичный, сдержанный, необщительный и тихий.
Темпераменты
двух обоих учащихся со стратегией
поведения в конфликтах – сотрудничество,
– сангвиники. Эти учащиеся очень
яркие личности, которые характеризуется
высокой активностью и
Также в ходе анализа был замечен яркий холерик – агрессивный, импульсивный, оптимистичный, активный. За счет своей напористости и агрессивности она заставляет принять свою точку зрения.
Итак, проводя наши итоги диагностики, было выяснено, что тип поведения в конфликте напрямую связан с темпераментом личности. Очень ярко на примерах мы проследили, что от эмоционального состояния учащегося зависит его реакция в стрессовой ситуации.
Подведя итоги практической части необходимо отметить, что от эмоционального состояния, темперамента и характера личности зависит степень реагирования в конфликтной ситуации.
2.2 Методы предупреждения конфликтной ситуации
При
коррекции и оптимизации
Этапы социально-психологической помощи.
Развитие
любой групповой и межгрупповой
деятельности проходит ряд стадий,
или фаз. Для межгрупповой адаптации
характерна своя внутренняя динамика.
Межгрупповой процесс, возникающий
в ходе занятий игровой
1.
Выявление особенностей
2.
Создание положительного
На данном этапе широко используются невербальные средства коммуникации, игры, облегчающие вступление в контакт. Постепенно скованность и напряженность исчезают, сотрудники становятся более активными. Тактика психолога на втором этапе принимает целенаправленный характер, используются специальные приемы. Задача психолога продемонстрировать неадекватность, нецелесообразность некоторых способов реагирования и сформировать у них потребность в изменении своего поведения. Здесь происходит эмоциональное отреагирование внутреннего напряжения, неприятных переживаний, широко используются сюжетно-ролевые игры, разыгрывание различных проблемных ситуаций. Именно на этой стадии происходит разрешение внутренних конфликтов. К концу этой стадии гамма противоречивых эмоций сменяется чувством глубокой симпатии между группами.
На третьем этапе дети закрепляют способность самостоятельно находить нужные способы поведения, которые сопутствуют оптимальной межгрупповой адаптации. Задача психолога – обучить их новым формам эмоционального реагирования, поведения, развивать навыки общения, обогатить межгрупповую деятельность. Тактика психолога подчинена внутренней динамики процесса оптимизации межгрупповой адаптации, ее изменения соответствуют этапам психокоррекционного процесса.
1 Этап.
Тактика психолога наименее
2 Этап.
На реконструктивном этапе
3 Этап. Это этап апробирования нового опыта. Сотрудники организации уже научились справляться с возникающими проблемами.
Структура занятия.
Каждое
занятие состоит из ряда этюдов.
Они короткие, разнообразные, доступные
по содержанию. Основная цель занятий
– сохранение психического здоровья
и предупреждение эмоциональных
расстройств у персонала. Основной
акцент в занятиях сделан на обучение
элементам техники
1-й этап. Разминка.
Занятие
начинается с общей разминки. Ее
задача: сбросить инертность физического
и психического самочувствия, поднять
мышечный тонус, разогреть внимание
и интерес персонала
2-й этап. Мимические и пантомимические этюды.
Задача:
выразительное изображение
3-й этап. Игры и этюды на выражение отдельных качеств характера и эмоций приемлемых для оптимальной межгрупповой адаптации.
Задача:
выразительное изображение
4-й
этап. Игра и этюды, имеющие
психотерапевтическую
Используются
мимические и пантомимические способности
сотрудников для предельно
Задача:
коррекция настроения и отдельных
черт характера сотрудников
5-й
этап. Окончание занятия,
Задача: снятие психоэмоционального напряжения, внушение желательного настроения, закрепление положительного эффекта, стимулирующего и упрядочивающего психическую и физическую активность групп, приведение в равновесие их эмоционального состояния, улучшение самочувствия и настроения.
Игры-релаксации
В любой профессии, изобилующей стрессогенными ситуациями, важным условием сохранения и укрепления психического здоровья работника выступает его умение вовремя «сбрасывать» напряжение, снимать внутренние зажимы, расслабляться. В течение 2-5 мин, затраченных на выполнение психотехнических упражнений, сотрудник может снять усталость и обрести состояние внутренней свободы, стабильности, уверенности в себе. Выполняя эти упражнения, он принимает своеобразный «психологический душ», очищающий психику и способствующий быстрому и эффективному отдыху.
Перечень таких игр: «Внутренний луг», «Пресс», «Дерево», «Настроение», «Пословицы», «Воспоминания» «Книга», «Мария Ивановна», «Голова», «Руки», «Я-ребенок», «Открытость», «Ритм», «Я-резервуар».
Информация о работе Стратегия поведения в конфликтной ситуации