Стресс в работе педагога

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2015 в 21:12, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность данной проблематики очевидна. Отмечается повышенный интерес к стрессам, связанным с трудовой деятельностью. Негативно сказываясь как на конкретных людях – их психическом состоянии, так и на внутренней организационной среде, стрессы на работе влияют на продуктивность деятельности работников, финансовую эффективность, стабильность и конкурентоспособность всей организации в целом. В современных социокультурных условиях достаточно частые стресс-факторы вызывают сложные состояния, последствия которых создают барьеры в профессиональной деятельности, в том числе и в деятельности педагога.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...1-2
Глава I.
1.1. Стресс в педагогической деятельности…………………………………..3-5
1.2. Природа стресса……………………………………………………………4-5
1.3 Симптомы стресса: физиоло¬гические, интеллектуальные,
поведенческие и эмоциональные……………………………………………...5-6
1.4. Профессиональное «выгорание» педагога и его связь со стрессом…...7-10
Глава II. Эмпирическое исследование
2.1. Описание работы…………………………………………………………….11
2.2. Результаты исследования……………………………………………..…11-12
2.3. Рекомендации…………………………………………………………….12-13
Заключение…………………………………………………………………….....16
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа Психология.doc

— 93.50 Кб (Скачать файл)

         2. Овладение умениями и навыками саморегуляции. Овладение такими психологическими умениями и навыками, как релаксация, идеомоторные акты, определение целей и положительная внутренняя речь способствуют снижению уровня стресса, ведущего к «выгоранию». Например, определение реальных целей помогает сбалансировать профессиональную деятельность и личную жизнь.

3. Профессиональное развитие и самосовершенствование. Одним из способов предохранения от синдрома «эмоционального сгорания» является обмен профессиональной информацией. Сотрудничество дает ощущение более широкого мира, чем тот, который существует внутри отдельного коллектива. Для этого существуют различные курсы повышения квалификации, всевозможные профессиональные неформальные объединения, конференции, где встречаются люди с опытом, работающие в других системах, где можно поговорить, в том числе и на отвлеченные темы.

4. Избегание ненужной конкуренции. В жизни очень много ситуаций, когда мы не можем избежать конкуренции. Но слишком большое стремление к «победе» создает напряжение и тревогу, делает человека излишне агрессивным, что способствует, в свою очередь, возникновению синдрома «эмоционального выгорания».

5. Эмоциональное общение. Когда педагог анализирует свои чувства и ощущения и делится ими с другими, вероятность «выгорания» значительно снижается или этот процесс не так явно выражен. Поэтому рекомендуется, чтобы сотрудники в сложных рабочих ситуациях обменивались мнениями с коллегами и искали у них профессиональной поддержки. Если работник делится своими отрицательными эмоциями с коллегами, те могут найти разумное решение возникшей у него проблемы.

6. Поддержание хорошей спортивной формы. Между телом и разумом существует тесная взаимосвязь. Хронический стресс воздействует на человека, поэтому очень важно поддерживать хорошую спортивную форму с помощью физических упражнений и рациональной диеты. Неправильное питание, злоупотребление спиртными напитками, табаком, уменьшение или чрезмерное повышение массы тела усугубляют проявление синдрома «эмоционального выгорания» [11].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тест В.В. Бойко «Уровень эмоционального выгорания»

 
          Проверьте себя. Если вы являетесь профессионалом в какой-либо сфере взаимодействия с людьми, вам будет интересно увидеть, в какой степени у вас сформировалась психологическая защита в форме эмоционального выгорания. Читайте суждения и отвечайте «да» или «нет». Примите во внимание, что, если в формулировках опросника речь о партнерах, то имеются в виду субъекты вашей профессиональной деятельности —учащиеся и другие люди, с которыми вы ежедневно работаете.  
Стимульный материал. 
1. Организационные недостатки на работе постоянно заставляют меня нервничать, переживать, напрягаться. 
2. Сегодня я доволен своей профессией не меньше, чем в начале карьеры. 
3. Я ошибся в выборе профессии или профиля деятельности (занимаю не свое место). 
4. Меня беспокоит то, что я стал хуже работать (менее продуктивно, качественно, медленнее). 
5. Теплота взаимодействия с партнерами очень зависит от моего настроения — хорошего или плохого. 
6. От меня как профессионала мало зависит благополучие партнеров. 
7. Когда я прихожу с работы домой, то некоторое время (часа 2-3) мне хочется побыть наедине, чтобы со мной никто не общался. 
8. Когда я чувствую усталость или напряжение, то стараюсь поскорее решить проблемы партнера (свернуть взаимодействие). 
9. Мне кажется, что эмоционально я не могу дать партнерам того, что требует профессиональный долг. 
10. Моя работа притупляет эмоции. 
11. Я откровенно устал от человеческих проблем, с которыми приходится иметь дело на  
работе. 
12. Бывает, я плохо засыпаю (сплю) из-за переживаний, связанных с работой. 
13. Взаимодействие с партнерами требует от меня большого напряжения. 
14. Работа с людьми приносит все меньше удовлетворения. 
15. Я бы сменил место работы, если бы представилась возможность. 
16. Меня часто расстраивает то, что я не могу должным образом оказать партнеру профессиональную поддержку, услугу, помощь. 
17. Мне всегда удается предотвратить влияние плохого настроения на деловые контакты. 
18. Меня очень огорчает, если что-то не ладится в отношениях с деловым партнером. . 
19. Я настолько устаю на работе, что дома стараюсь общаться как можно меньше. 
20. Из-за нехватки времени, усталости или напряжения часто уделяю внимание партнеру меньше, чем положено. 
21. Иногда самые обычные ситуации общения на работе вызывают раздражение. 
22. Я спокойно воспринимаю обоснованные претензии партнеров. 
23. Общение с партнерами побудило меня сторониться людей. 
24. При воспоминании о некоторых коллегах по работе или партнерах у меня портится настроение. 
25. Конфликты или разногласия с коллегами отнимают много сил и эмоций. 
26.Мне все труднее устанавливать или поддерживать контакты с деловыми партнерами. 
27. Обстановка на работе мне кажется очень трудной, сложной. 
28. У меня часто возникают тревожные ожидания, святые с работой: что-то должно случиться, как бы не допустить ошибки, смогу ли сделать все, как надо, не сократят ли и т. п. 
29. Если партнер мне неприятен, я стараюсь ограничить время общения с ним или меньше уделять ему внимания. 
30. В общении на работе я придерживаюсь принципа: «не делай людям добра, не получишь зла».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение. 
          Профессиональная деятельность педагога относится к группе профессий с повышенной моральной ответственностью за здоровье и жизнь отдельных людей. Постоянные стрессовые ситуации, в которые попадает педагог в процессе сложного педагогического взаимодействия с детьми, родителями, коллегами, постоянное проникновение в суть их проблем, личная незащищенность и другие морально-психологические факторы оказывают негативное-воздействие-на-здоровье-педагога. 
            Педагогическим работникам, по роду своей деятельности вовлеченным в длительное напряженное общение с другими людьми, свойственен, как и другим специалистам системы «человек — человек», так называемый синдром «эмоционального выгорания», который проявляется как состояние физического и психического истощения, вызванного интенсивными межличностными взаимодействиями при работе с людьми, сопровождающимися эмоциональной насыщенностью и когнитивной сложностью. Это связано также с тем, что в своей деятельности педагог, помимо профессиональных знаний, умений и навыков, в значительной мере использует свою личность, являясь своего рода «эмоциональным-донором».  
             Таким образом, умение педагога противодействовать стрессовым ситуациям, поддерживать и улучшать своё эмоциональное и физическое самочувствие занимает важное место в укреплении психического здоровья педагога, способствует профилактике синдрома «эмоционального сгорания», а осознанное управление собственными эмоциональными состояниями, приемам и способам саморегуляции является важнейшим компонентом психологического-образования. 

 

 

 

Список используемой литературы.

1. Бодров В. А. Система психической регуляции стрессоустойчивости человека Психологический журнал. - 2007. -№4. - С. 25-28

2. Данилова Н. Н. Психофизиология: Учебник для вузов. - М.: Аспект Пресс, 1998. - 373с.

3. Жариков Е. С. Психологические средства стрессоустойчивости. - М.: Московский кадровый центр, 2004. - 142с.

4. Митина Л. М. Психология профессионального развития учителя. - М.: Флинта, 2008. - 200с.

5. Митина, Л. М. Учитель как личность и профессионал (психологические проблемы). - М.: «Дело», 2004. - 216с.

6. Рогов Е. И. Личность учителя: теория и практика. -Ростов-на-Дону: Издательство «Феникс», 2006. - 512с.

7. Руденский Е. В. Социально-психологические деформации личности учителя// Мир психологии. - 2008. - №2. - С.171-173

8. Селье Г. Стресс без дистресса - М.:. Прогресс, 1979. - 125с.

9. Тьюбеинг Дональд А. Избегайте стрессовых ситуаций: пер. с англ. - М.: Медицина, 2003. - 144с.

10.Ушакова Е. Здоровье учителя: причины недугов и их профилактика// Директор школы. - 2009. - №1. - С.81

11.Фонтана Д. Как справиться со стрессом: пер. с англ. - М.:Педагогика - Пресс, 2005. - 352с.

 

 

 


Информация о работе Стресс в работе педагога