Стресс и адаптация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2013 в 09:45, контрольная работа

Краткое описание

Рассматривая психологические аспекты деятельности человека, мы не можем не обратить внимание на то, что она никогда не осуществляется изолированно от внешней среды. Объекты и явления внешней среды постоянно оказывают определенное воздействие на человека и определяют условия осуществления его деятельности, причем часто их воздействие носит отрицательный характер.

Содержание

Введение 3
1. Адаптация 4
2. Дезадоптация 11
3. Стресс адаптация 19
Заключение 23
Библиографический список 25

Вложенные файлы: 1 файл

валеология.docx

— 41.32 Кб (Скачать файл)

Оглавление

Введение 3

1. Адаптация 4

2. Дезадоптация 11

3. Стресс адаптация 19

Заключение 23

Библиографический список 25

 

Введение

Бурные социально-экономические  преобразования, накопление новых знаний в различных отраслях науки, совершенствование  процессов производства, стремительное  информатизация общества все это  породило новые требования к человеку. Современному обществу необходимы люди, способные не только сосуществовать с окружающей средой, но и реализовывать  свой внутренний потенциал в ней.

Рассматривая психологические  аспекты деятельности человека, мы не можем не обратить внимание на то, что она никогда не осуществляется изолированно от внешней среды. Объекты  и явления внешней среды постоянно  оказывают определенное воздействие  на человека и определяют условия  осуществления его деятельности, причем часто их воздействие носит  отрицательный характер.

Адаптацией называется процесс  эффективного взаимодействия организма  со средой. Этот процесс может осуществляться на разных уровнях (биологическом, психологическом, социальном). На психологическом уровне адаптация осуществляется посредством  успешного принятия решений, проявления инициативы, принятия ответственности, антиципации результатов предполагаемых действий и т. д. Ж. Пиаже (1969) рассматривал адаптацию в качестве одного из главных  процессов интеллектуального развития ребенка. В адаптации им были выделены две составляющие - аккомодация и ассимиляция. Аккомодация определялась Пиаже как перестройка механизмов умственной активности с целью усвоения новой информации, а ассимиляция - как присвоение внешнего события и преобразование его в мысленное. Иными словами, адаптация предполагает, что, во-первых, происходит приобретение знаний, умений и навыков, компетентности и мастерства и, во-вторых, изменяется психическая организация человека - когнитивные и личностные  процессы.

1. Адаптация

Адаптация (лат. adaptation - приспособление) - термин, введенный в научный  оборот физиологами в конце 18 века; в самом общем виде означает приспособляемость - способность некоего объекта  сохранять спою целостность при  изменении параметров среды. При  этом подразумеваются объекты системной  природы, обладающие качеством саморегуляции, то есть способностью к компенсационному изменению собственных параметров в ответ на изменение пара метров внешней среды. Поэтому термином адаптация пользуются не только в  науках о живом, но также в кибернетике.

В физиологии исследования приспособительных  процессов велись по двум основным направлениям, каждое на которых имеет  определенное значение и для психологии. Во-первых, были детально изучены закономерности сенсорной адаптации, то есть приспособительных  изменений чувствительности к интенсивности  действующего на орган чувств раздражителя. По лученные в этой области объективные  данные имеют определенное значение при организации какой бы то ни было деятельности в условиях избыточной или не достаточной освещенности, шума и т.п. Во-вторых, изучались приспособительные реакции целостного организма в ответ на неблагоприятные факторы среды.1

Начало этим исследованиям  положили работы У. Кеннона, изучавшего физиологические изменения под  воздействием голода, боли, страха и  гнева. В первой четверти 20 века Кеннон в качестве наиболее общих ответов  живых организмов на опасность описал две основные реакции - бегство и  нападение. Кеннон первым указал на то, что активизация энергетических ресурсов организма может порождаться  не только физическими, но и эмоциональными факторами.

Приблизительно два десятилетия  спустя канадский физиолог Г. Селье  начал разрабатывать концепцию  адаптационного синдрома - определенного  неспецифического комплекса реакций  организма на любую нагрузку. Во множестве экспериментальных исследований животных Селье установил, что наряду с тем, что различные факторы  вызывают в организме специфические  реакции (например, холод вызывает сужение  сосудов и т.п.), те же самые факторы  вырывают и определенную стереотипную, общую, неспецифическую реакцию, не имеющую отношения к характеру  конкретного фактора, служащую как  бы ответом на требование, предъявляемое  этим фактором к способностям организма  при­спосабливаться к внешним условиям.2

Этот общий, неспецифический  сигнал к включению приспособительных  возможностей организма и является, по мнению Селье, сущностью стресса (ему принадлежит сам этот термин). При этом даже не важно, является ли фактор или ситуация, воз действующие  на организм, приятными или неприятными, существенен лишь факт, что они  предъявляют требования к приспособительным  возможностям организма.

В психологии понятие стресса  получило самые разнообразные толкования, особенно в психогигиеническом контексте. При этом нередко упускается из виду, что, согласно Селье, стресс выступает  нормальной, естественной приспособительной  ре акцией на постоянно меняющиеся внешние условия. Так что пропагандируемая многими популярными изданиями  идея борьбы со стрессом сама по себе абсурдна. Полным освобождением от стресса  является лишь смерть.

В большинстве психологических  теорий центральной является проблема взаимодействия человека с миром, и  в ряде случаев она рассматривается  именно как приспособление, адаптация  человека к миру. Однако в разных теориях само понятие адаптации  получило самые разные трактовки.

В психоанализе понимание  функционирования психики человека основывается на представлениях о возможностях удовлетворения его бессознательных  влечений.

3. Фрейд исходил из того, что психическая деятельность  координируется механизмами, приводящимися  в движение колебаниями между  повышением и снижением напряжения, возникающего в результате ощущения  удовольствия-неудовольствия. Когда  притязания бессознательных влечений  Оно, ориентированных на получение  непосредственного удовольствия (принцип  удовольствия), не находят своего  удовлетворения, возникают невыносимые  состояния. Ситуация удовлетворения  возникает при помощи внешнего  мира. Именно к нему обращено  Я (сознание, разум), принимающее на себя управление и считающееся с реальностью (принцип реальности).3

Бессознательные влечения Оно  настаивают на незамедлительном удовлетворении, Я стремится защититься от возможной  неудачи и выступает посредником  между притязаниями Оно и ограничениями, налагаемыми внешним миром. В  этом отношении деятельность Я может  осуществляться в двух направлениях: Я наблюдает за внешним миром  и пытается поймать благоприятный  момент для безопасного удовлетворения влечений; Я оказывает влияние  на Оно, стремясь укротить его влечения путем отсрочки их удовлетворения или  отказа от них за счет какой-либо компенсаторной деятельности. Так происходит приспособление человека к внешнему миру.

Успешная адаптация способствует нормальному развитию человека, поддержанию  его душевного здоровья. Тем не менее, как считал Фрейд, если Я оказывается  слабым, беспомощным перед бессознательными влечениями Оно, то при столкновении с внешним миром у человека может возникнуть ощущение опасности. Тогда Я начинает воспринимать исходящую  от бессознательных влечений опасность  как внешнюю и после неудачных  усилий, аналогичных ранее предпринимавшимся  по отношению к внутренним побуждениям, пытается спастись от этой опасности  бегством.

В этом случае Я предпринимает  вытеснение бессознательных влечений. Однако, поскольку внутреннее подменяется  внешним, подобная защита от опасности, хотя и приводит к частичному успеху, оборачивается вредными последствиями  для человека.

Вытесненное бессознательное  оказывается для Я «запретной зоной», в которой образуются психические  замещения, дающие эрзац-удовлетворение в форме невротических симптомов. Таким образом, «бегство в болезнь» становится такой формой адаптации  человека к окружающему миру, которая  осуществляется не адекватным образом  и свидетельствует о слабости, незрелости Я.

Дальнейшее развитие соответствующих  представлений об адаптации нашло  свое отражение в трудах ряда психоаналитиков, в том числе X. Гартмана и Э. Фромма.

Так, в работе Гартмана «Психология  Я и проблема адаптации» данная проблема тика рассматривалась не только в  плане изменений, производящихся человеком  или в окружающей его среде  или в собственной психической  системе, но и с точки зрения возможности  поиска и выбора им новой психосоциальной  реальности, в которой адаптация  индивида осуществляется путем как  внешних, так и внутренних изменений.4

В книге Фромма «Бегство от свободы» ставился вопрос о необходимости  различать адаптацию статическую  и динамическую. Статическая адаптация - это приспособление, при котором  «характер человека остается неизменным и постоянным и возможно появление  только каких-либо новых привычек». Динамическая адаптация - приспособление к внешним условиям, стимулирующее «процесс изменения характера человека, в котором проявляются новые стремления, новые тревоги».  

Примером динамической адаптации  может являться случаи, когда ребенок  боится отца, подчиняется ему, становится послушным, но во время приспособления к неизбежной ситуации в его личности происходят существенные изменения, связанные  с развитием ненависти к отцу-тирану. Это чувство, будучи подавленным, становится динамическим фактором характера ребенка.

В совершенно ином аспекте  проблема адаптации рассматривается  в тех научных направлениях, которые  сконцентрировались на изучении познавательных процессов и рассматривают их становление по приспособительному принципу. Наибольшую известность и  влияние среди этих концепции  получила генетическая психология Ж. Пиаже, в которой понятию адаптации  принадлежит одно из ключевых мест.5

Субъект, по Пиаже, это организм, на деленный функциональной активностью  приспособления, которая наследственно  закреплена и присуща любому организму. С помощью этой активности происходит структурирование окружающей действительности. Интеллект представляет собой частный  случай структуры - структуру мыслительной деятельности:

Характеризуя субъекта деятельности, можно выделить его структурные  и функциональные свойства. Функции - это биологически присущие организму  способы взаимодействия со средой (вспомним, что по образованию Пиаже - биолог, психологию ни­когда специально не изучавший, что не помешало ему создать собственную  психологическую концепцию исключительной глубины). Субъекту свойственны две  основные функции - организация и  адаптация. Каждый акт поведения  организован или, иначе говоря, представляет собой определенную структуру, а  ее динамический  аспект составляет адаптация, которая, в свою очередь, состоит в балансе процессов  ассимиляции и аккомодации.

В результате внешних воздействий  у субъекта происходит включение  нового объекта в уже существующие схемы действия. Этот процесс называется ассимиляцией. Если новое воздействие  не полностью охватывается существующими  схемами, то происходит перестройка  этих схем, их приспособление к новому объекту.   Этот  процесс   прилаживания  схем субъекта к объекту  называется аккомодацией.    

В течение всего онтогенетического  раз вития, считает Пиаже, основные функции, составляющие адаптацию, как  наследственно закрепленные не зависят  от опыта. В отличие от функций, структуры  складываются в процессе жизни, зависят  от содержания опыта и качественно  различаются на разных стадиях развития. Такое соотношение между функцией и структурой обеспечивает непрерывность, преемственность развития и его  качественное своеобразие на каждой возрастной ступени. 

Наряду с названными, существует социально-психологический аспект проблемы адаптации, также рассматриваемый  несколькими школами  и направлениями. Социальная адаптация понимается как  постоянный процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды (а также как результат этого  процесса). Несмотря на непрерывный  характер социальной адаптации, ее обычно связывают с периодами кардинальной смены деятельности человека и его  социального окружения. Так, проблема социальной адаптации в юношеском возрасте обычно поднимается в связи с поступлением в высшую школу.6              

Основные типы адаптационного процесса - тип, характеризующийся преобладанием  активного воздействия на социальную среду, и тип, определяющийся пассивным, конформным принятием целей и  ценностных ориентации группы, - формируются  в зависимости от структуры потребностей и мотивов человека. Важным аспектом  социальной адаптации выступает  принятие индивидом определенной социальной роли.  Социальную адаптацию относят  к основным механизмам социализации личности.

Эффективность социальной адаптации  в значительной степени зависит  от того, насколько адекватно студент  воспринимает себя и свои социальные связи. Искаженное или недостаточно развитое представление о себе ведет  к нарушениям социальной адаптации, крайним выражением которых является аутизм.

В современной зарубежной психологии проблема социальной адаптации  рассматривается в рамках комплексного направления, возникшего на базе необихевиоризма  и ответвлений психоаналитической психологии, связанных с культурной антропологией и психосоматической  медициной. При этом главное внимание уделяется нарушениям адаптации (невротическим  и психосоматическим расстройствам, алкоголизму, наркомании и т.п.) и  способам их коррекции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

       2. Дезадоптация

Дезадаптация - нарушение  приспособительного поведения человека в силу действия тех или иных внутренних или внешних причин - непосильных  или несправедливых требований, чрезмерных нагрузок, трудностей и возникающего в ответ несогласия, сопротивления, самозащиты и т.д. Основу дезадаптации, как правило, составляет конфликт, а под его влиянием неадекватное реагирование на условия или требования среды в форме тех или иных отклонений в поведении.

У детей дезадаптация развивается  по-разному, в зависимости от индивидуально-психологических  особенностей, психического состояния, состояния здоровья и степени  социально-педагогической запущенности. Резко выраженные, спонтанные проявления дезадаптации случаются довольно редко. Чаще всего дезадаптивное поведение  формируется постепенно как реакция  на систематически, постоянно провоцирующие  факторы, справиться с которыми ребенок  своими силами не может.

Информация о работе Стресс и адаптация