Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2013 в 09:45, контрольная работа
Рассматривая психологические аспекты деятельности человека, мы не можем не обратить внимание на то, что она никогда не осуществляется изолированно от внешней среды. Объекты и явления внешней среды постоянно оказывают определенное воздействие на человека и определяют условия осуществления его деятельности, причем часто их воздействие носит отрицательный характер.
Введение 3
1. Адаптация 4
2. Дезадоптация 11
3. Стресс адаптация 19
Заключение 23
Библиографический список 25
Оглавление
Введение 3
1. Адаптация 4
2. Дезадоптация 11
3. Стресс адаптация 19
Заключение 23
Библиографический список 25
Бурные социально-
Рассматривая психологические
аспекты деятельности человека, мы
не можем не обратить внимание на то,
что она никогда не осуществляется
изолированно от внешней среды. Объекты
и явления внешней среды
Адаптацией называется процесс
эффективного взаимодействия организма
со средой. Этот процесс может осуществляться
на разных уровнях (биологическом, психологическом,
социальном). На психологическом уровне
адаптация осуществляется посредством
успешного принятия решений, проявления
инициативы, принятия ответственности,
антиципации результатов
Адаптация (лат. adaptation - приспособление)
- термин, введенный в научный
оборот физиологами в конце 18 века;
в самом общем виде означает приспособляемость
- способность некоего объекта
сохранять спою целостность при
изменении параметров среды. При
этом подразумеваются объекты
В физиологии исследования приспособительных процессов велись по двум основным направлениям, каждое на которых имеет определенное значение и для психологии. Во-первых, были детально изучены закономерности сенсорной адаптации, то есть приспособительных изменений чувствительности к интенсивности действующего на орган чувств раздражителя. По лученные в этой области объективные данные имеют определенное значение при организации какой бы то ни было деятельности в условиях избыточной или не достаточной освещенности, шума и т.п. Во-вторых, изучались приспособительные реакции целостного организма в ответ на неблагоприятные факторы среды.1
Начало этим исследованиям положили работы У. Кеннона, изучавшего физиологические изменения под воздействием голода, боли, страха и гнева. В первой четверти 20 века Кеннон в качестве наиболее общих ответов живых организмов на опасность описал две основные реакции - бегство и нападение. Кеннон первым указал на то, что активизация энергетических ресурсов организма может порождаться не только физическими, но и эмоциональными факторами.
Приблизительно два
Этот общий, неспецифический сигнал к включению приспособительных возможностей организма и является, по мнению Селье, сущностью стресса (ему принадлежит сам этот термин). При этом даже не важно, является ли фактор или ситуация, воз действующие на организм, приятными или неприятными, существенен лишь факт, что они предъявляют требования к приспособительным возможностям организма.
В психологии понятие стресса
получило самые разнообразные
В большинстве психологических теорий центральной является проблема взаимодействия человека с миром, и в ряде случаев она рассматривается именно как приспособление, адаптация человека к миру. Однако в разных теориях само понятие адаптации получило самые разные трактовки.
В психоанализе понимание функционирования психики человека основывается на представлениях о возможностях удовлетворения его бессознательных влечений.
3. Фрейд исходил из того,
что психическая деятельность
координируется механизмами,
Бессознательные влечения Оно
настаивают на незамедлительном удовлетворении,
Я стремится защититься от возможной
неудачи и выступает
Успешная адаптация
В этом случае Я предпринимает вытеснение бессознательных влечений. Однако, поскольку внутреннее подменяется внешним, подобная защита от опасности, хотя и приводит к частичному успеху, оборачивается вредными последствиями для человека.
Вытесненное бессознательное
оказывается для Я «запретной
зоной», в которой образуются психические
замещения, дающие эрзац-удовлетворение
в форме невротических
Дальнейшее развитие соответствующих представлений об адаптации нашло свое отражение в трудах ряда психоаналитиков, в том числе X. Гартмана и Э. Фромма.
Так, в работе Гартмана «Психология Я и проблема адаптации» данная проблема тика рассматривалась не только в плане изменений, производящихся человеком или в окружающей его среде или в собственной психической системе, но и с точки зрения возможности поиска и выбора им новой психосоциальной реальности, в которой адаптация индивида осуществляется путем как внешних, так и внутренних изменений.4
В книге Фромма «Бегство от
свободы» ставился вопрос о необходимости
различать адаптацию
Примером динамической адаптации
может являться случаи, когда ребенок
боится отца, подчиняется ему, становится
послушным, но во время приспособления
к неизбежной ситуации в его личности
происходят существенные изменения, связанные
с развитием ненависти к отцу-
В совершенно ином аспекте проблема адаптации рассматривается в тех научных направлениях, которые сконцентрировались на изучении познавательных процессов и рассматривают их становление по приспособительному принципу. Наибольшую известность и влияние среди этих концепции получила генетическая психология Ж. Пиаже, в которой понятию адаптации принадлежит одно из ключевых мест.5
Субъект, по Пиаже, это организм, на деленный функциональной активностью приспособления, которая наследственно закреплена и присуща любому организму. С помощью этой активности происходит структурирование окружающей действительности. Интеллект представляет собой частный случай структуры - структуру мыслительной деятельности:
Характеризуя субъекта деятельности,
можно выделить его структурные
и функциональные свойства. Функции
- это биологически присущие организму
способы взаимодействия со средой (вспомним,
что по образованию Пиаже - биолог,
психологию никогда специально не изучавший,
что не помешало ему создать собственную
психологическую концепцию
В результате внешних воздействий у субъекта происходит включение нового объекта в уже существующие схемы действия. Этот процесс называется ассимиляцией. Если новое воздействие не полностью охватывается существующими схемами, то происходит перестройка этих схем, их приспособление к новому объекту. Этот процесс прилаживания схем субъекта к объекту называется аккомодацией.
В течение всего
Наряду с названными, существует
социально-психологический
Основные типы адаптационного
процесса - тип, характеризующийся
Эффективность социальной адаптации в значительной степени зависит от того, насколько адекватно студент воспринимает себя и свои социальные связи. Искаженное или недостаточно развитое представление о себе ведет к нарушениям социальной адаптации, крайним выражением которых является аутизм.
В современной зарубежной
психологии проблема социальной адаптации
рассматривается в рамках комплексного
направления, возникшего на базе необихевиоризма
и ответвлений
Дезадаптация - нарушение приспособительного поведения человека в силу действия тех или иных внутренних или внешних причин - непосильных или несправедливых требований, чрезмерных нагрузок, трудностей и возникающего в ответ несогласия, сопротивления, самозащиты и т.д. Основу дезадаптации, как правило, составляет конфликт, а под его влиянием неадекватное реагирование на условия или требования среды в форме тех или иных отклонений в поведении.
У детей дезадаптация развивается по-разному, в зависимости от индивидуально-психологических особенностей, психического состояния, состояния здоровья и степени социально-педагогической запущенности. Резко выраженные, спонтанные проявления дезадаптации случаются довольно редко. Чаще всего дезадаптивное поведение формируется постепенно как реакция на систематически, постоянно провоцирующие факторы, справиться с которыми ребенок своими силами не может.