Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2014 в 22:55, курсовая работа
Цель работы – выявить основные характеристики стресса и способы его преодоления.
Задачи:
1. Рассмотреть понятия и основные характеристики стресса.
2. Проанализировать основные теоретические концепции стресса.
3. Определить причины возникновения стресса.
4. Определить способы преодоления стресса.
Введение.
Глава 1. Теоретический анализ научных подходов к изучению стресса в отечественной и зарубежной психологии.
1.1. Понятие стресса в современной психологии. Классификация видов стресса.
1.2. Обзор основных концепций стресса.
Глава 2. Причины возникновения и способы преодоления стресса.
2.1. Особенности проявления стресса.
2.2. Причины возникновения стресса.
2.3. Преодоление стресса.
2.4. Предупреждение стресса у представителей профессий системы «человек-человек».
Заключение.
Содержание.
Введение.
Глава 1. Теоретический анализ научных подходов к изучению стресса в отечественной и зарубежной психологии.
1.1. Понятие стресса в современной психологии. Классификация видов стресса.
1.2. Обзор основных концепций стресса.
Глава 2. Причины возникновения и способы преодоления стресса.
2.1. Особенности проявления стресса.
2.2. Причины возникновения стресса.
2.3. Преодоление стресса.
2.4. Предупреждение стресса у представителей профессий системы «человек-человек».
Заключение.
Введение.
В современном обществе стресс постоянно присутствует в жизни человека, это обычное и часто встречающееся явление. В своей жизни практически каждый человек испытывал стрессы, влияющие на его работоспособность, поведение, здоровье, взаимоотношения с окружающими. Стресс наиболее часто встречается у представителей профессий системы «человек – человек», связанных с межличностным взаимодействием, к примеру профессиональный стресс медицинских работников.
Большинство людей под понятием «стресс» понимает личные неприятности, постигшее горе, сильные отрицательные эмоциональные переживания. И это правильно, но огромная радость, неожиданный успех – это тоже стресс.
Стресс многолик в своих проявлениях. Он играет важную роль в возникновении не только нарушений психической деятельности человека или ряда заболеваний внутренних органов. Известно, что стресс может спровоцировать практически любое заболевание. Доказано, что поражения сердечно-сосудистой системы являются причиной более 50% всех случаев смерти [3],[6],[28]. Установлено, что эти поражения обусловлены главным образом неблагоприятными для человека формами эмоционального напряжения [25].
Из-за «стресса жизни» миллионы людей страдают от недомогания, нарушения сна, усталости, отверженности или тревожности, у детей имеются стрессовые симптомы эмоционального неблагополучия (чрезмерная агрессия, ночные кошмары), все больше людей страдают от алкоголизма и наркомании, пытаясь избавиться от «стресса жизни», тысячи кончают с собой или совершают попытку самоубийства [16].
Проблема стресса сегодня актуальна как никогда. Когда ритм жизни становится все более интенсивным, всем нам приходится приспосабливаться к меняющимся условиям существования.
В связи с этим в настоящее время расширяется потребность как можно больше узнать о стрессе и способах его предотвращения и преодоления.
Цель работы – выявить основные характеристики стресса и способы его преодоления.
Задачи:
1. Рассмотреть понятия и основные характеристики стресса.
2. Проанализировать основные теоритические концепции стресса.
3. Определить причины возникновения стресса.
4. Определить способы преодоления стресса.
Объект исследования - стресс.
Предмет исследования – способы преодоления стресса.
Глава 1. Теоретический анализ научных подходов к изучению стресса в отечественной и зарубежной психологии.
Классификация видов стресса.
Стресс - в переводе с английского языка обозначает напряжение. Понятие стресса было введено канадским физиологом Г. Селье (1936). Согласно Г.Селье стресс – «неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование»[22]. Однако помимо этого понятия существует большое количество определений стресса, которые предлагают различные авторы.
Чаще всего под стрессом понимают реакции организма на негативные воздействия внешней среды. П. Д. Горизонтов рассматривал стресс как общую адаптивную реакцию организма, развивающуюся в ответ на угрозу нарушения гомеостаз [8]. У В. В. Суворовой стресс — это «функциональное состояние организма, возникающее в результате внешнего отрицательного воздействия на его психические функции, нервные процессы или деятельность периферических органов» [24].
В учебнике физиологии стресс определяется как напряжение, которое возникает при появлении угрожающих или неприятных факторов в жизненной ситуации [12]. Стресс является реакцией организма и психики не столько на физические свойства, факторы ситуации, сколько на особенности взаимодействия между личностью и окружающим миром. [22].
Авторы многих базовых учебников по психологии предлагают размытые и произвольные определения стресса: Р. С. Немов объединяет понятия «стресс» и «аффект», которые принципиально различаются как по силе, так и по длительности протекания. Продолжительность аффектов составляют секунды или минуты, в то время как для развития стресса требуются недели, дни или в острых случаях — часы.
У А. Г. Маклакова стресс, как один из видов эмоционального состояния, а одной из главных особенностей стресса называет его «крайнюю неустойчивость», что противоречит положению Г. Селье о продолжительном и достаточно устойчивом характере стресса, связанном с его гуморальной природой.
Согласно мнению Г.Селье, стресс может быть полезным, и в этом случае он «тонизирует» работу организма и способствует мобилизации защитных сил. Ганс Селье писал: «Вопреки расхожему мнению мы не должны, да и не в состоянии, избегать стресса. Но мы можем использовать его и наслаждаться им, если лучше узнаем его механизм и выработаем соответствующую философию жизни» [22; с. 109].
Вследствие слишком широкого и расплывчатого определения термина стресс, а также разной его трактовки различными авторами, единой классификации, способной представить все характерные черты отдельных видов стресса, составлено не было. Наиболее простой является классификация Л.А.Китаева-Смыка:
-Кратковременный стресс - это очень сильное расходование поверхностных адаптационных резервов организма при затрагивании глубоких. Если развитие процесса происходит очень быстро, а поверхностных резервов не хватает, организм может погибнуть, даже имея большой запас глубоких адаптационных резервов.
-Длительный стресс - это медленное, постепенное расходование как поверхностной, так и глубокой адаптационной энергии. Этот вид стресса может проходить скрыто, так что обнаружить можно только при специальном обследовании. Если же организм не успевает подстраиваться к сильным экстремальным воздействиям, то изменения могут привести к развитию соматических или психических заболеваний.
-Рефлекторно-эмоциональный стресс - специфический вид стресса, характеризующийся отсутствием первичного повреждения или перенапряжения, первичного осознания, обдумывания и понимания ситуации опасности с преобладанием физиологических или патофизиологических проявлений стресса. [14]
П.С. Гуревич описывает военный стресс. Он характеризуется слабой концентрацией внимания, повышенным уровнем гнева, сверхбдительностью. Военный стресс может проявляться и спустя несколько недель после возвращения человека в спокойную обстановку (домой). Возникают навязчивое желание возмездия, рассеянность, немотивированная агрессия, человек может уйти в запой. [10].
У В.В. Суворовой в основе разделения видов стресса лежит степень вовлеченности разных отделов центральной нервной системы.
1. Стресс периферический. (Под стрессом периферическим понимается классический стресс Селье). Возникает в ответ на разнообразные вредные воздействия: термические, химические, механические повреждения живой ткани. Характерной особенностью периферического стресса является боль. При сильных болях, особенно невралгических, стресс может давать психические осложнения, такие как острые реактивные психозы.
2.Стресс церебральный:
а) церебральный первосигнального типа (Экспериментальный невроз Павлова). Возникает при воздействии раздражителя на нервные процессы, на деятельность центральной нервной системы. Он характеризуется перенапряжением процессов либо возбуждения, либо торможения.
б) церебральный второсигнального типа (Стресс эмоционального реагирования Геллгорна) является стрессом психическим. Психический стресс может быть направлен «на себя» (самобичевание, самообвинение, недовольство собой, отчаянием); или «на других» (гнево, агрессия, раздражительность). [24].
У Даниловой стресс подразделяется на:
1. Физиологический;
2. Психологический:
а) информационный стресс - возникает тогда, когда человек заинтересован в правильном выполнении работы, но выполнить ее не в его возможностях.
б) эмоциональный стресс возникает в условиях отрицательных эмоциональных воздействий (угроза, обида, конфликтные ситуации). Для человека наиболее травмирующими стрессорами являются словесные раздражители, воздействующие на второсигнальную систему.[12].
Щербатых обращает внимание на тот факт, что большинством авторов выделяются психологический, эмоциональный и психоэмоциональный стресс. Каждый исследователь по-своему трактует эти понятия, но многими отождествляются понятия психологического и эмоционального стресса. Щербатых предлагает отличать эти виды по нескольким критериям: психологический стресс присущ только человеку, эмоциональный - и животным; эмоциональный стресс сопровождается эмоциональными реакциями, психологический - когнитивной оценкой; термин «эмоциональный» используется физиологами, «психологический» - психологами.[29].
1.2. Обзор основных концепций стресса.
Концепция стресса становится актуальной во второй половине ХХ века. Это связано с проблемой защиты человека от действия неблагоприятных факторов среды. Многообразие форм стресса определяет многообразие подходов к изучению этого состояния.
Несмотря на наличие накопленного огромного систематизированного биохимического (Виру А.А., Панин Л.Е., Робу А.И.); физиологического (Меерсон Ф.З., Федотов В.М.,); психофизиологического и психологического (Китаев-Смык Л.А., Космолинский Ф.П.); клинического (Горизонтов П.Д., Короленко Ц.П), и экспериментального материала по проблеме стресса, некоторые ее аспекты разработаны еще недостаточно, а другие только намечены для решения.
Считается, что у истоков исследования проблемы стресса стоял знаменитый французский физиолог Клод Бернар. Во второй половине XIX в. он высказал и обосновал идею, которая заключалась в том, что постоянство внутренней среды, является необходимым условием жизни. Благодаря постоянству внутренней среды организм обретал определенную независимость от воздействия внешних факторов. Бернар считал, что на сохранение внутренней среды, ее биологических констант (кислород, сахар, соль и т.д.) направлена деятельность определенных механизмов, но каких именно он не раскрыл.
Американский физиолог Уолтер Кэннон в 1914 г., изучая данную проблему, определил содержание этих механизмов. Кеннон описал один из специфических аспектов стрессовой реакции – нейроэндокринный процесс. Он исследовал феномен, который впоследствии назвал реакцией «борьбы-бегства». Основную роль в этой реакции играет мозговой слой надпочечников. Реакция «борьбы-бегства» рассматривалась им как мобилизация всего организма, подготавливающая его, а особенно мышечные структуры, к действию в ответ на возникшую ситуацию. Этот механизм позволял либо бороться с угрозой, либо убежать от нее. Также Кеннон являлся основоположником теории гомеостаза (Гомеостаз - это состояние поддержания относительного динамического постоянства (равновесия) внутренней среды организма в физиологически допустимых пределах (обеспечение постоянной температуры тела, кровяного давления и т.д.). и учении о роли симпатоадреналовой системы в мобилизации функций организма. Ключевая роль в поддержании гомеостаза отводилась центральной нервной системе, а особенно гипоталамусу и таламусу, и периферической вегетативной нервной системе. Кеннон первый предположил, что все внешние раздражители отражаются в коре головного мозга и определяют эмоциональную окраску реагирования на них. [2]
Большой вклад в изучение механизмов стресса внесли физиологи отечественной школы И. П. Павлов, Л. А. Орбели. Физиолог Л. А. Орбели обнаружил возможность нервной системы напрямую влиять на обмен веществ в тканях, минуя эндокринную систему, тем самым открыл феномен «трофического» действия симпатических нервов. И. П. Павлов создал теорию экспериментального невроза, согласно которой при определенных внешних воздействиях, требующих максимального функционального напряжения высшей нервной деятельности (ВНД), происходит срыв слабого звена нервных процессов и извращение функционирования сильного звена. В его опытах в условиях экспериментального невроза, который по своей сути являлся типичным стрессом, возникали срывы функционирования ВНД в сторону торможения или возбуждения.
Срыв в сторону торможения приводит к общей вялости живого существа, нарушению безусловнорефлекторной деятельности, в крайних случаях к смерти. Срыв же в сторону возбуждения, наоборот, вызывает общее двигательное возбуждение, нарушение сна. В настоящее время экспериментально подтверждены случаи срывов высшей нервной деятельности в ситуациях функционального перенапряжения.