Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2014 в 22:55, курсовая работа
Цель работы – выявить основные характеристики стресса и способы его преодоления.
Задачи:
1. Рассмотреть понятия и основные характеристики стресса.
2. Проанализировать основные теоретические концепции стресса.
3. Определить причины возникновения стресса.
4. Определить способы преодоления стресса.
Введение.
Глава 1. Теоретический анализ научных подходов к изучению стресса в отечественной и зарубежной психологии.
1.1. Понятие стресса в современной психологии. Классификация видов стресса.
1.2. Обзор основных концепций стресса.
Глава 2. Причины возникновения и способы преодоления стресса.
2.1. Особенности проявления стресса.
2.2. Причины возникновения стресса.
2.3. Преодоление стресса.
2.4. Предупреждение стресса у представителей профессий системы «человек-человек».
Заключение.
Лица с высокой позитивной эмоциональностью сосредотачиваются в указанных случаях на позитиве и проявляют меньшую склонность к расстройству, они будут более уверены в своих возможностях и используют более продуктивные стратегии преодоления.
Концепция ощущения взаимосвязи Антоновски определяет комплексный взгляд на мир, разумный и постижимый. Такая ориентация позволяет индивиду, прежде всего, сконцентрироваться на конкретной ситуации, а затем урегулировать проблему и успокоить связанные с ней эмоции. Личности с высоким ощущением взаимосвязи имеют мотивацию и ресурсы для подобного рода линии поведения, способной решить проблему. Кроме того, они скорее осознают важность эмоции, испытывают конкретные эмоции и способны регулировать их, а также скорее берут на себя ответственность за развитие событий, вместо того, чтобы обвинять других и навязывать им свою точку зрения. [4]
Маттесон и Иванцевич (1987) выделили изучение методов преодоления в качестве составной части долгосрочной программы подготовки к борьбе со стрессом. Они включали совершенствование навыков преодоления по трем направлениям: познавательному, межличностному и урегулирования проблем. Навыки преодоления классифицируются как проблемно-ориентированные и эмоционально-ориентированные. Проблемно-ориентированные навыки включают решение проблем, распределение времени, навыки социальной коммуникабельности, восприятия, изменение стиля жизни и прямые действия по изменению условий окружающей среды. Эмоционально-ориентированные навыки направлены на облегчение расстройств и регулирование эмоций. Они включают отрицание, выражение чувств и релаксацию.[30]
У Журавлёвой процесс преодоления стресса следует рассматривать на трёх уровнях:
1. На уровне личных и социальных ресурсов, которыми распологает индивид. Личные ресурсы-это представления о собственных способностях, умениях, самоэффективности в решении проблемы, уровень оптимизма в оценке возможностей её разрешения. Социальные ресурсы - оказание социальным окружением практической и эмоциональной поддержки в стрессовой ситуации.
2.Преодоление стресса часто отождествляется с процессом проявления специфических когнитивных и поведенческих стратегий.
3.Преодоление стресса осуществляется в условиях проявления индивидуального стиля поведения или реакции индивида.[13].
В монографии «Индивидуальная устойчивость к эмоциональному стрессу» К. В. Судаков, указывает на следующие способы преодоления стресса:
- аутогенную тренировку; - различные методы релаксации; - системы биологической обратной связи; - дыхательную гимнастику; - включение в жизнь человека положительных эмоций; - музыку; - физические упражнения; - психотерапию; - физиотерапевтические мероприятия (массаж, сауна, электросон); - иглоукалывание и др.
Множество людей обладают знаниями о методах уменьшения стресса:
- общение с природой;- музыка;- алкоголь;- сон;- домашние животные;- общение с друзьями;- экстремальные физические нагрузки;- секс;- хобби;- парную баню;- просмотр хорошего видеофильма;- чтение книги;- занятие спортом и т. д.
Помимо этих, «житейских», приемов, есть методы, которые можно назвать «психологическими»:
- загрузить себя работой так, чтобы не хватило времени и сил на переживания;- изменить отношение к ситуации; - вспомнить о тех людях, которым еще хуже; - излить душу другу или подруге; - отнестись к ситуации с юмором; - выслушать совет компетентного человека и т. д. [25].
Классификация методов нейтрализации стресса в зависимости от природы антистрессорного воздействия.
Первая классификация:
Физические методы уменьшения стресса — воздействие высокими или низкими температурами, светом различного спектрального состава и интенсивности и т. д. Многочисленные наблюдения доказывают, что закаливание, сауна и русская парная баня являются прекрасными антистрессорными методами. Солнечные ванны (загар) в умеренных дозах также оказывают благоприятное действие на психическое и физическое здоровье
Фармакологические препараты, лекарственные растения, наркотические вещества, алкоголь и ароматерапию.
Физиологические методы регуляции стресса заключаются в непосредственном воздействии на физиологические процессы в организме, в частности, на сердечно-сосудистую, дыхательную и мышечную системы. Они включают в себя массаж, акупунктуру, физические упражнения, мышечную релаксацию и дыхательные техники.
Вторая классификация. Регулировать уровень стресса можно самостоятельно, с помощью другого человека или при помощи технических средств.
Практика показывает, что наиболее эффективным способом регуляции уровня стресса является внешний — с участием психолога, психиатра или любого другого позитивно настроенного человека. Сюда относятся все виды психотерапии, эмоциональное участие близкого человека, компетентный совет знающего человека, секс, спортивные игры, массаж и т. д.
В некоторых ситуациях вышеназ
Регуляция уровня стресса может проходить с использованием технических средств: -магнитофона, на который записываются формулы аутогенной тренировки;
-видеомагнитофона, с помощью которого воспроизводятся картины природы;
-обучающих компьютерных программ для релаксации;
- разнообразных устройств биологической обратной связи [28].
2.4 Предупреждение стресса у представителей профессий системы «человек-человек»
Ю.В.Щербатых, наряду с психологическим, выделяет профессиональный стресс. Его причинами могут быть перегрузка работой, плохие условия труда, сложности в общении в коллективе, отсутствие перспективы развития, низкая оплата труда, монотонная деятельность, а также слабая загруженность или субъективное ощущение недостаточной реализации собственных творческих потенциалов. Среди профессиональных стрессов он выделяет учебный стресс, спортивный, стресс медицинских работников, руководителей. Как правило, стресс является результатом огромной личной ответственности, постоянного «соприкосновения» с отрицательными эмоциями (боль, страдание, отчаяние), нефиксированного рабочего дня, а также с возможной неудовлетворенностью человека собственной деятельностью, например при недостаточной оплате[28].
Професии системы «человек – человек» имеют ряд специфических особенностей - таких, как влияние и взаимодействие многочисленных меняющихся факторов, которые нередко невозможно формализовать, алгоритмизировать для анализа, внести в жестко структурированные схемы, а эффективность действий часто трудно оценить однозначно. Часто имеет место дефицит разнообразных возможностей профессионального общения с коллегами, что, очевидно, затрудняет обмен опыт и может приближаться к профессиональной самоизоляции. Поэтому необходимо преодолеть разобщенность, перестать "вариться в собственном соку". Если этого не происходит, существенно возрастает вероятность искажения внутреннего образа своей профессиональной деятельности, самоидентификации, приводящей либо к разочарованию, неуверенности, социальной апатии, либо к излишней самоуверенности, снижению критичности, возрастанию профессиональной ригидности.
В качестве основных характеристик синдрома «выгорания» отмечаются: эмоциональное истощение, приводящее к снижению профессиональной продуктивности; деперсонализация (обезличенность и стремление формализовать работу); снижение профессиональной самооценки.
Сами симптомы не отличаются строгой специфичностью и могут варьировать в широком диапазоне - от легких реакций типа раздражительности, повышенной утомляемости и т.д. до невротических и даже психосоматических расстройств. Установлено, что одним из факторов синдрома «выгорания» является продолжительность стрессовой ситуации, ее хронический характер.
Профессиональное «выгорание» сотрудников может быть обусловлено структурно-организационными особенностями предприятия; характером самой деятельности; личностными особенностями работников, а также характером их межличностных взаимодействий.[5]
В последние годы активное внимание привлекают новые технологии предупреждения и преодоления профессионального стресса. Некоторые из них направлены на широкое информирование специалистов коммуникативных профессий о ранних признаках "выгорания" и факторах его риска. Во многих странах специальные курсы лекций и тренинговых занятий по развитию эффективной коммуникации и навыкам преодоления "выгорания" включены в учебные программы последипломной подготовки. В этих моделях проводится поэтапная трансформация субъективного видения и понимания ситуации с использованием различных стратегий преодоления профессионального стресса: эмоциональной (актуализация чувств, снижение эмоциональной напряженности), когнитивной (переоценка ситуации и собственных ресурсов по ее разрешению) и поведенческой (активного целенаправленного изменения ситуации).
Выводы
Стресс вызывает изменения со стороны вегетативной нервной системы: учащённое сердцебиение, повышенная потливость и т.д.; изменение интеллектуальных процессов: внимания, мышления, памяти, восприятия. При длительном стрессе нарушаются социально-ролевые функции.
Причин и факторов, вызывающих стресс множество, как и способов его преодоления, но несмотря на то, что есть много способов уменьшения стресса существует проблема их выбора. Кто-то из психологов отдает предпочтение аутогенной тренировке, другие — мышечной релаксации, третьи — дыхательным упражнениям, четвертые — медитации и т. д.
Таким образом, перед практическими психологами стоит задача дифференциации антистрессорных методов, а также оптимального подбора тех методов, которые в максимальной степени соответствуют характеру стресса и индивидуальным особенностям человека.
К активным способам повышения общей устойчивости человеческого организма к стрессам можно отнести:
- способы, использующие физические факторы воздействия – это физическая культура, закаливание организма, бег трусцой и т.д.
- аутогенная тренировка, психотерапия, гипноз.
- повышение общей устойчивости организма биологически активными веществами.
Для предупреждения и преодоления профессионального стресса работников системы «человек – человек» разрабатываются новые технологии, включающие информирование специалистов коммуникативных профессий о ранних признаках "выгорания" и факторах его риска; организуются курсы лекций и тренинговые занятий по развитию эффективной коммуникации и навыкам преодоления "выгорания".
Заключение.
Анализ научной литературы по проблеме стресса позволяет сделать вывод, что по своей сути стресс - это ответная реакция организма человека на перенапряжение, негативные и позитивные эмоции, которая помогает адаптироватся в постоянно меняющихся условиях существования. Любого рода перемены, даже положительные, заставляют нас приспосабливаться к новым обстоятельствам. Но при всем разнообразии переживаний и шоковых ситуаций, случающихся в нашей жизни, реакция организма на любой стресс, в сущности, одинаковая – в организме запускаются, выработанные много веков назад, биохимические процессы, назначение которых – справиться с экстремальной ситуацией.
Со временем действие стрессоров суммируется и накапливается. Чем больше их в нашей жизни в данный период, тем выше будет уровень нашего стресса.
Стресс в небольших количествах нужен всем, так как он заставляет думать, искать выход из проблемы, и в этом случае он имеет положительное значение. Но с другой стороны, если стрессов становится слишком много, организм слабеет, теряет силы, способность решать проблемы и может вызвать серьезные заболевания.
Защитная реакция организма при продолжающимся или повторяющимся действии стрессора проходит через три определенных стадии.
В первой стадии – реакция тревоги (в ответ на раздражение, независимо от его природы), происходит активизация всех систем организма.
Во второй стадии – стадии резистентности (сопротивляемости, устойчивости), организм начинает адаптироваться к продолжающемуся действию стрессора.
Третья стадия - стадия истощения, наступает при длительном воздействии стрессора. Энергия, необходимая для адаптации, истощается, общая сопротивляемость организма резко падает. Если в этот период не будет оказана помощь, стадия истощения может завершиться серьезным заболеванием и даже летальным исходам.
Симптомы могут постепенно нарастать или возникать внезапно, в течение нескольких минут. Появляются приступы тревоги, беспокойства, паники, которые обычно длятся недолго, протекают в виде эмоциональных взрывов, сопровождающихся чувством ужаса и такими реакциями организма, как усиленное сердцебиение и потение. Тревожное состояние, как правило, развивается постепенно. К симптомам также можно отнести мышечное напряжение, усталость, раздражительность, нетерпеливость, бессонницу или расстройства сна, трудности с концентрацией внимания, упадок настроения, или, наоборот, перевозбуждение, гнев, нарушение памяти, повышенная утомляемость и т.д.