Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2014 в 22:55, курсовая работа
Цель работы – выявить основные характеристики стресса и способы его преодоления.
Задачи:
1. Рассмотреть понятия и основные характеристики стресса.
2. Проанализировать основные теоретические концепции стресса.
3. Определить причины возникновения стресса.
4. Определить способы преодоления стресса.
Введение.
Глава 1. Теоретический анализ научных подходов к изучению стресса в отечественной и зарубежной психологии.
1.1. Понятие стресса в современной психологии. Классификация видов стресса.
1.2. Обзор основных концепций стресса.
Глава 2. Причины возникновения и способы преодоления стресса.
2.1. Особенности проявления стресса.
2.2. Причины возникновения стресса.
2.3. Преодоление стресса.
2.4. Предупреждение стресса у представителей профессий системы «человек-человек».
Заключение.
Стрессы являются главными факторами риска возникновения и обострения многих заболеваний: сердечно-сосудистых (инфаркт миокарда, стенокардия, гипертоническая болезнь), желудочно-кишечного тракта (гастрит, язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки), снижения иммунитета.
Причины и факторы, вызывающие стресс (стрессоры), разнообразны и многочисленны.
Существует много методов коррекции психоэмоционального стресса, и задача состоит в том, чтобы выбрать те из них, которые отвечали бы, с одной стороны, индивидуальным особенностям конкретной личности, а с другой — реальным условиям, существующим в данном месте и в данное время.
Разные люди отвечают на стресс по-разному и каждому из нас присущ свой уровень стресса, который определяется наследственными и другими факторами и свой уровень отношения и реагирования на стресс.
К базовым принципам преодоления стресса следует отнести:
Отвлечение от стрессовой ситуации - если происходящее производит на человека сильное впечатление и после этого он продолжает думать об этом, то тем самым он «застревает» на стрессовой ситуации и думает не о том, как ее разрешить, а постоянно переживает по поводу произошедших событий. Чтобы отвлечься от стрессовой ситуации, необходимо подумать о чем-нибудь другом связанном с приятными ощущениями и переживаниями (отдых, приятное событие, личные достижения).
Снижение субъективной значимости события, вызвавшего стресс - пересмотреть свое отношение к случившемуся.
Активное поведение – не держать в себе нахлынувшие чувства и эмоции, вызвавшие стресс, а выплеснуть наружу накопившуюся энергию путем занятия занятия спортом, игрой в футбол, волейбол и т.п.
Умение расслабляться - стресс вызывает общее напряжение и увеличение частоты волн мозговой активности. Расслабление же, наоборот, снижает их частоту, что приводит к снижению уровня возбуждения центральной нервной системы.
Позитивное мышление - позитивный способ мышления и связанные с ним положительные эмоции добра, любви, радости – это главный личностный инструмент обеспечения здоровья и благополучия.
Список литературы:
1. Апчел В.Я, Цыган В.Н. Стресс и стрессоустойчивость организма.- СПб.: Питер, 1999.- 86 с.
2. Аракелов Г.Г., 2004. Психофизиология стресса / / Психофизиология. СПб.: Питер, с. 326-344.
3. Бедный СМ., 1981. Медико-демографические исследования. М.: Статистика.
4. Бодров. Психологический стресс. Развитие и преодоление.М.:Персе 2006г.
5. Винокур В.А. Профессиональный стресс у медицинских работников и его предупреждение // Медицинское обозрение. - №11. – 2004. С. 28.
6. Ганелина И.Е., 1975. Ишемическая болезнь сердца и индивидуальные особенности организма. Л.: Наука.
7. Головин СЮ., 2003. Словарь психолога-практика. Минск: Хар-вест, с. 80.
8. Горизонтов П. Д., Белоусова О. Н., Федотова М. И. Стресс и система крови. М.: Медицина, 1988, с. 5-79.
9. Гремлинг С., Ауэрбах С. Практикум по управлению стрессом. – Спб.: Питер, 2007. – 240 с.
10. Гуревич П.С. Психология: учеб. пособие. М.: Знание, 1999.- с.104-108.
11. Гринберг Дж. Управление стрессом. – СПб: Питер, 2004. – 496 с.
12. Данилова Н. Я., Крылова А. Л. Физиология высшей нервной деятельности. Ростов н/Д: Феникс, 2002, с. 406.
13. Журавлёва А.Л., Е.А. Сергиенко. Стресс, выгорание, совладание в современном контексте.
14. Катаев-Смык Л. А, Психология стресса. М., 1983, с. 5-56.
15. Лазарус Р. Теория стресса и психофизиологические исследования. – Л.: Наука, 1980. – 178 с.
16. Леви Л. (ред.), 1970. Эмоциональный стресс: Пер. с англ. М.: Медицина.
17. Марищук В.Л., Евдокимов В.И. Поведение и саморегуляция человека в условиях стресса. – СПб.: Сентябрь, 2001.-
18. Меерсон Ф.З., Пшенникова М.Г. Адаптация к стрессовым ситуациям и нагрузкам.- М.: Медицина, 1993.- 256 с.
19. Ноздрачев А. Д., Щербатых Ю. В. Физиология и психология страха //Природа. 2000. № 5, с. 61-67.
20. Погодаев К.И. К биологическим основам «стресса» и «адаптивного синдрома»// Актуальные проблемы стресса.- Кишинев: Штиинца, 1976.- с.211-229.
21. Попова Л.М., Соколов И. В. Стресс жизни: Сборник . (Как противостоять стрессу. Г. Селье. Стресс без болезней). - СПБ, 1999
22.Селье Г. Стресс без дистресса. М., 1979г. 1992, с. 104-109.
23. Соловьева С.Л. Психология экстремальных состояний. – СПб.: ЭЛБИ, 2007.-128 с.
24. Суворова В. В. Психофизиология стресса. М.: Педагогика, 1975, с. 3-208.
25 . Судаков К. В. Индивидуальная устойчивость к стрессу. М., 1998, с. 3-268.
26.Судаков К. В. Системные механизмы эмоционального стресса. М.: Медицина, 1981, с. 5-232.
27. Чирков Ю.Г. Стресс без стресса.- М.: ФиС, 1988.- 176с.
28. Щербатых Ю.В. Психология стресса и методы коррекции.- СПб.: Питер, 2006.- 256 с.
29. Щербатых. Ю. В. Связь почерка с личностными особенностями и функциональным состоянием человека // Системный анализ и управление в биомедицинских системах. М., Т. 2. № 1. 2003, с. 29-30.
30. Эверли Дж.С., Розенфельд Р. Стресс: природа и лечение. Пер. с англ.- М.: Медицина, 1985.- 224 с.