Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 12:27, курсовая работа
Цель исследования: изучение структуры деятельности в психологии
Задачи:
1. Проанализировать категорию «деятельности»
2. Изучить структуру деятельности
3. Проанализировать статью «Психика и деятельность» из книги С.Л. Рубинштейна «Общая психология»
Введение……………………………………………………………….3
Глава 1 Теоретические аспекты изучения категории «деятельность» в психологии……………………………………...5
1.1. Анализ категории «деятельность»…………………………..5
1.2. Структура деятельности………………………………………17
Глава 2. Анализ текста «Психика и деятельность» из книги С.Л. Рубинштейна «Общая психология» …………………….…23
Заключение……………………………………………………………25
Список использованных источников…………………………….27
В советской психологии понятие об интериоризации обычно связывают с именем Л.С.Выготского и его последователей, которым принадлежат важные исследования этого процесса. Исходные идеи, которые привели Выготского к проблеме происхождения внутренней психической деятельности из внешней, принципиально отличаются от теоретических концепций других современных ему авторов. Идеи эти родились из анализа особенностей специфически человеческой деятельности - деятельности трудовой, продуктивной, осуществляющейся с помощью орудий, деятельности, которая является изначально общественной, т.е. которая развивается только в условиях кооперации и общения людей. Соответственно Выготский выделял два главных взаимосвязанных момента, которые должны быть положены в основание психологической науки. Это орудийная структура деятельности человека и ее включенность в систему взаимоотношений с другими людьми. Они-то и определяют собой особенности психологических процессов у человека. Орудие опосредствует деятельность, связывающую человека не только с миром вещей, но и с другими людьми. Благодаря этому его деятельность впитывает в себя опыт человечества. Отсюда и проистекает, что психические процессы человека (его «высшие психологические функции») приобретают структуру, имеющую в качестве своего обязательного звена общественно-исторически сформировавшиеся средства и способы, передаваемые ему окружающими людьми в процессе сотрудничества, в общении с ними. Но передать средство, способ выполнения того или иного процесса невозможно иначе, как во внешней форме - в форме действия или в форме внешней речи. Другими словами, высшие специфические человеческие психологические процессы могут родиться только во взаимодействии человека с человеком, т.е. как интерпсихологические, а лишь затем начинают выполняться индивидом самостоятельно; при этом некоторые из них утрачивают далее свою исходную внешнюю форму, превращаясь в процессы интрапсихологические [4, c.198-199].
Таким образом, Выготский выявил, что именно в итоге движения теоретической мысли по этому пути открывается принципиальная общность внешней и внутренней деятельности как опосредствующих взаимосвязи человека с миром, в которых осуществляется его реальная жизнь. Соответственно этому главное различение, лежавшее в основе классической картезианско-локковской психологии, - различение, с одной стороны, внешнего мира, протяжения, к которому относится и внешняя, телесная деятельность, а с другой - мира внутренних явлений и процессов сознания, - должно уступить свое место другому различению; с одной стороны - предметной реальности и ее идеализированных, превращенных форм, с другой стороны - деятельности субъекта, включающей в себя как внешние, так и внутренние процессы. А это означает, что рассечение деятельности на две части или стороны, якобы принадлежащие к двум совершенно разным сферам, устраняется. Вместе с тем это ставит новую проблему - проблему исследования конкретного соотношения и связи между различными формами деятельности человека [6, c.37].
Психологами подчёркивается, что именно в деятельности осуществляется психическое отражение объективной действительности, переходы отражаемого в субъективные образы, в идеальное и идеального в объективные продукты деятельности, в материальное. Анализируя проблему соотношения деятельности и психики, Б, Ф Ломов отмечал, что любая деятельность имеет внешнюю и внутреннюю стороны и они неразрывно между собой связаны [8, c.16-17]. Установлено, что каждый психический процесс обычно протекает в какой-либо сложной практической или теоретической деятельности, является звеном этой деятельности, зависит от неё, от её целей и мотивов, способов выполнения. Вместе с тем и сам психический процесс направлен на достижение определённой цели, осуществляется разными способами или приёмами, проходит определённые этапы выполнения и таким образом сам выступает как психическая деятельность [2].
Категория деятельности имеет большое значение для понимания детерминации психики и сознания человека. В психологии известны два подхода к этой проблеме. А.Н. Леонтьев в своей работе отметил, что один из них постулирует прямую зависимость явлений сознания от тех или иных воздействий на реципирующие системы человека. Этот подход нашёл своё выражение в психофизике и физиологии органов чувств. Главная задача состояла в том, чтобы установить количественные зависимости ощущений как элементов сознания от физических параметров раздражителей, воздействующих на органы чувств [10].
На каждом этапе развития человек выступает как результат, следствие предшествующей деятельности, в которой он формируется, и вместе с тем эту деятельность осуществляет. Установлено, что психика человека не только проявляется, но и прежде всего, формируются в его деятельности. Деятельностный подход в психологии представляет собой конкретизацию всеобщего принципа социальности человека и его психики. Следует отметить, что с позиций деятельностного принципа социальность раскрывается как неразрывная взаимосвязь человеческих индивидов, т.е. субъектов деятельности, общения, поведения, а не как общение сознаний вне существенных связей с практической деятельностью субъектов. В последнем случае, в случае сведения социальности к общественному сознанию, из нее выпадает реальное отношение к природе, к материальному объективному миру и реальное воздействие на него, т.е. выпадает человеческая практика. Деятельность присуща только человеку. Отношение людей к условиям жизни принципиально иное, чем у животных, поскольку эти условия не даны человеку в готовом виде. В ходе всей истории человек сам создает их своей деятельностью, изменяющей природу и общество. Изначально практическая деятельность, производящая материальные продукты, всегда есть целенаправленное воздействие, изменение, преобразование людьми окружающей действительности в ходе взаимодействия субъекта с материальным объектом [3, с.13-14].
Установлено, что большинство научных работ и исследований отечественных психологов (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, А.В. Запорожец, П.Я. Гальперин) строится на принципах деятельностного подхода. В них изучаются психические аспекты деятельности людей с учетом их психологических особенностей. Результаты этих исследований подтвердили целесообразность развития теории деятельности и использования методологии деятельностного подхода. Этот подход устранил необходимость решать такие философско-теоретические и методологические проблемы, как первичность бытия и сознания. Таким образом, благодаря исследованиям учёных мы можем выделить следующие выводы: 1) психика и деятельность человека неразрывно связаны между собой; 2) деятельность определяет развитие мотивов и жизненных ценностей человека, определяющих общую направленность субъекта [1, c.111-113].
1.2. Структура деятельности
Изучением структуры деятельности занимались многие отечественные психологи. На наш взгляд, более точно определил структуру деятельности А.Н. Леонтьев.
Деятельность человека – это весьма сложное и многообразное явление (рис. 1).
Рис. 1. Структурная схема деятельности
Представления о строении деятельности, хотя и не исчерпывают полностью теорию деятельности, но составляют ее основу. Деятельность человека имеет сложное и иерархическое строение и состоит из нескольких «слоев», или уровней [2, c.112-113].
Отдельные виды деятельности можно различать между собой по любому признаку: по их форме, по способам их осуществления, по их эмоциональной напряженности, по их временной и пространственной характеристике, по их физиологическим механизмам и т.д. Однако главное, что отличает одну деятельность от другой, состоит в различии их предметов. Ведь именно предмет деятельности и придает ей определенную направленность. По мнению А.Н. Леонтьева предмет деятельности есть ее действительный мотив. Мотив – это совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих направленность деятельности. Именно мотив, побуждая к деятельности, определяет ее направленность, т.е. определяет ее цели и задачи. Цель – это осознанный образ предвосхищенного результата, на достижение которого направлено действие человека. Задача – это заданная в определенных условиях цель деятельности, которая должна быть достигнута путем преобразования этих условий согласно определенной процедуре [9, c.122]. Мотив может быть как вещественным, так и идеальным, как данным в восприятии, так и существующим только в воображении, в мысли. Главное, что за этим всегда стоит потребность, что он всегда отвечает той или иной потребности. Потребность—это исходная форма активности живых организмов [5].
А.Н. Леонтьев подчёркивает важность вопроса о целеобразовании деятельности. Ученый выявил, что от мотива деятельности зависит только зона объективно адекватных целей. Субъективное же выделение цели представляет собой особый, почти не изученный процесс. В лабораторных условиях или в педагогическом эксперименте обычно ставится перед испытуемым «готовую» цель; поэтому сам процесс целеобразования обычно ускользает от исследователя.
Другая важная сторона процесса целеобразования состоит в конкретизации цели, в выделении условий ее достижения. А.Н. Леонтьев в результате изучения конкретизации целеобразования выявил, что осуществляющееся действие отвечает задаче. Поэтому действие имеет особое качество, особую его «образующую», а именно способы, какими оно осуществляется, т.е. операциями [6].
Действие — это основная единица, анализа деятельности. По определению действие — это процесс, направленный на реализацию цели (А.Н. Леонтьев). В определение действия входит еще одно понятие, которое необходимо определить, — цель (это образ желаемого результата т.е. того результата, который должен быть достигнут в ходе выполнения действия) [6, c.123].
На современном этапе развития науки характеризуя понятие «действие», можно выделить следующие четыре момента. Первый момент: действие включает в качестве необходимого компонента акт сознания в виде постановки и удержания цели. Но данный акт сознания не замкнут в самом себе, а «раскрывается» - в действии. Второй момент: действие — это одновременно и акт поведения. Следовательно, теория деятельности сохраняет также достижения бихевиоризма, делая объектом; изучения внешнюю активность животных и человека. Однако в отличие от бихевиоризма она рассматривает внешние движения в неразрывном единстве осознанием. Ведь движение без цели - это скорее несостоявшееся поведение, чем его подлинная сущность. Третий, очень важный, момент: через понятие действия теория деятельности утверждает принцип активности, противопоставляя его принципу реактивности. Принцип активности и принцип реактивности различаются по тому, где согласно каждому из них должна быть помещена исходная точка анализа деятельности: во внешней среде или внутри организма (субъекта). Четвертое: понятие действия «выводит» деятельность человека в предметный и социальный мир. Дело в том, что «представляемый результат» (цель) действия может быть любым, а не только и даже не столько биологическим, как, например, получение пищи, избегание опасности и т. д. Это может быть производительство какого-то материального, продукта, установление социального контакта, получение знаний и др. [5].
Главное свойство операций состоит в том, что они мало осознаются или совсем не осознаются. Этим операции принципиально отличаются от действий, которые предполагают сознаваемую цель и сознательный контроль за протеканием действия. По существу, уровень операций заполнен автоматическими действиями и навыками. Характеристики последних есть одновременно и характеристики операций.
Гиппенрейтер Ю.Б. выделила три характеристики операций. Установлено, что операции бывают двух родов: одни возникают путем адаптации прилаживания, непосредственного подражания; другие возникают из действий путем их автоматизации. Это: первая характеристика.
Вторая характеристика: операции первого рода практически не осознаются и не могут быть вызваны в сознании даже при специальных усилиях. Операции второго рода находятся на границе сознания. Они как бы подстораживаются сознанием и легко могут стать актуально сознаваемыми.
Третья характеристика: всякое сложное действие состоит из нескольких действий и слоя «подстилающих», их операций. Движение границы вниз означает, наоборот, превращение операций в действия, или то же самое, дробление деятельности на более мелкие единицы [5].
Самый низкий уровень, в структуре деятельности — психофизиологические функции. Говоря о том, что субъект осуществляет деятельность, нельзя забывать, что этот субъект представляет собой одновременно, и организм с высокоорганизованной нервной системой, развитыми органами чувств, сложным опорно-двигательным аппаратом. Под психофизиологическими функциями в теории деятельности понимаются физиологические обеспечения психических процессов (А.Н. Леонтьев). К ним относятся ряд способностей нашего организма, такие, как способности к ощущению, к образованию и фиксации следов прошлых воздействий, моторная способность и др. Соответственно говорят о сенсорной, мнемической, моторной функциях. К этому уровню относятся также врожденные механизмы, закрепленные в морфологии нервной системы, и те, которые созревают в течение первых месяцев жизни [5].
ГЛАВА 2. Анализ текста «Психика и деятельность» из книги С. Л. Рубинштейна «Общая психология».
В данной главе рассматривается вопрос о единстве деятельности и психики, т.е. путь нашей психологии не может заключаться в том, чтобы вернуться к изучению психики, оторванной от деятельности, существующей в замкнутом внутреннем мире.
Рубинштейн в данной главе отмечает, что действие человека исходит из тех или иных мотивов и направляется на определенную цель; оно разрешает ту или иную задачу и выражает определенное отношение человека к окружающему. Оно вбирает в себя, таким образом, всю работу сознания и всю полноту непосредственного переживания. Анализ человеческой деятельности показывает, что сама осознанность или неосознанность того или иного действия зависит от отношений, которые складываются в ходе самой деятельности.