Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2014 в 21:50, реферат
. В этом реферате рассматривается, что такое память, какова ее структура и как она работает. Стремиться понять то, как функционирует человек необходимо, и особенно для специалистов, работающих с людьми. Каждый человек уникален, но возможно найти некоторые закономерности, которые очень помогут в работе с человеком. Кроме того, я думаю, что каждому интересно узнать, как запоминается, сохраняется и воспроизводится информация, как работает память, как память оперирует с помощью наших пяти чувств.
ВСТУПЛЕНИЕ. 3
1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПАМЯТИ. 4
2. ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ ПАМЯТИ 9
2.1 ОБЪЕМ 10
2.2 БЫСТРОТА ЗАПОМИНАНИЯ. 11
2.3 ТОЧНОСТЬ. 12
2.4 ДЛИТЕЛЬНОСТЬ. 14
2.5 ГОТОВНОСТЬ К ВОСПРОИЗВЕДЕНИЮ. 14
3. СТРУКТУРНАЯ МОДЕЛЬ ПАМЯТИ. 15
3.1 СХЕМА СТРУКТУР ПАМЯТИ 15
3.2. КЛАССИФИКАЦИИ ВИДОВ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ПАМЯТИ. 18
3.3 СИСТЕМНЫЕ БЛОКИ СТРУКТУР ПАМЯТИ. 26
4.РАБОТА СТРУКТУР ПАМЯТИ. 15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 27
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ. 30
Вместе с тем оба вида памяти взаимосвязаны и работают как единая система. Одна из концепций, показывающая их совместную работу, разработана американскими учеными Р.Аткинсоном и Р.Шифрином. Она схематически представлена на рис.2
Повторение
Рис. 2. Взаимосвязанная работа КП и ДП.
В соответствии с этой теорией ДП представляется практически неограниченной по объему, но ограниченной по возможности произвольного припоминания хранящихся в ней сведений. Кроме того, для того, чтобы информация попала в хранилище ДП необходимо, чтобы над ней была произведена определенная работа еще в то время, когда на находится в КП.
Во многих жизненных ситуациях процессы КП и ДП работают практически параллельно. Например, когда человек ставит перед собой задачу запомнить что-либо такое, что заведомо превосходит возможности его КП, он часто сознательно или бессознательно прибегает к приему смысловой группировки материала, которое облегчает ему запоминание. Такая группировка в свою очередь предполагает использование ДП, обращение к прошлому опыту, извлечение из него необходимых для обобщения знаний и понятий, способов группирования запоминаемого материала, сведения его к числу смысловых единиц, не превышающих объема КП.
Это память, рассчитанная на
сохранение информации в течение определенного,
заранее заданного срока. Срок хранения
информации колеблется от нескольких
секунд до нескольких дней.
После решения поставленной задачи информация
может исчезнуть из оперативной памяти.
Хорошим примером может быть информация,
которую пытается вложить
в себя студент на время экзамена: четко
заданы временные рамки и задача. После
сдачи экзамена - снова наблюдается полная
"амнезия" по данному вопросу. Этот
вид памяти является как бы переходным,
от кратковременной к долговременной,
так как включает в себя элементы и той
и другой памяти.
Промежуточная память -— обеспечивает сохранение информации в течение нескольких часов, накапливает информацию в течение дня, а время ночного сна отводится организмом для очищения промежуточной памяти и категоризации информации, накопленной за прошедший день, переводя ее в долговременную память. По окончании сна промежуточная память опять готова к приему новой информации. У человека, который спит менее трех часов в сутки, промежуточная память не успевает очищаться, в результате нарушается выполнение мыслительных, вычислительных операций, снижается внимание, кратковременная память, появляются ошибки в речи, в действиях.
3.3 Системные блоки структур памяти.
Системные блоки памяти это способы восприятия, переработки, усвоения, удержания и воспроизводства информации. Каждый из уровней памяти обладает семью системными блоками.
Системные блоки:
- Блок образной памяти
обусловлен наличием
- Блок энергетической памяти обусловлен наличием центров энергии и постоянством энергообмена индивида окружающим миром. Воспринимает информацию в виде энергетических воздействий.
- Блок чувственно-эмоциональной
памяти обусловлен наличие
- Блок двигательной памяти обусловлен наличием движений. Воспринимает информацию в виде физических движений и их совокупностей, совершаемых индивидом.
- Блок словесно-логической
памяти обусловлен наличием
- Блок ассоциативно-аналоговой памяти воспринимает информацию в виде аналогов при отсутствии идентификации кого (чего) либо, или как ассоциирующуюся с кем (чем) либо.
4. РАБОТА СТРУКТУР ПАМЯТИ
Поступление информации:
1. Вся информация от
внешних, внутренних рецепторов
и частных источников
2. Для того чтобы информация
поступила в рефлексорно-
3. В процессе развития индивида часть его рефлексов и стереотипов начинает приобретать большую устойчивость. И при достижении определённого порога ИАФ переводит эту информацию в уровень инстинктивно-генетической памяти и закрепляет её на определённом месте. Таким образом, подготавливаются блоки информации для передачи потомству.
4. В случаях когда некоторая
информация активно не
Потребление информации:
1. Бессознательное потребление
информации осуществляется
Бессознательное потребление использует блоки информации в виде инстинктов, рефлексов, стереотипов, привычек, а так же всю имеющуюся информацию для обеспечения работы Сверхсознания и Начального мыслительного аппарата из ресурсов Структур памяти.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Память - самая долговечная из наших способностей. В старости мы помним события детства восьмидесятилетней, а то и большей давности. Случайно оброненное слово может воскресить для нас, казалось, давно забытые черты лица, имя, морской или горный пейзаж. Память определяет нашу индивидуальность и заставляет действовать тем или иным способом в большей степени, чем любая другая отдельно взятая особенность нашей личности. Вся наша жизнь есть не что иное, как путь из пережитого прошлого в неизвестное будущее, освящаемый лишь в то ускользающее мгновение, тот миг реально испытываемых ощущений, который мы называем " настоящим ". Тем не менее настоящие - это продолжение прошлого, оно вырастает из прошлого и формируется им благодаря памяти. Именно память спасает прошлое от забвения, не дает ему стать таким же непостижимым, как будущее. Иными словами, память придает направленность ходу времени.
Для каждого из нас память уникальна. Память позволяет нам осознавать и собственную индивидуальность, и личность других людей. Лишившись памяти, человек утрачивает собственное " я ", перестает существовать. Вот почему так бесконечно интересны и пугающи клинические случаи потери памяти. Человеческая память закодирована в десяти миллиардах нервных клеток, образующих наш мозг, и в десяти триллионах связей между этими клетками. Следы памяти - это живые процессы, которые трансформируются и наполняются новым содержанием всякий раз, когда мы их оживляем.
В данном реферате была кратко рассмотрена память: ее определения, структурная модель, основные черты и характеристики. Тем не менее, очень важно осознавать, что даже после многолетних исследований механизмы памяти еще не достаточно изучены, и даже те закономерности, которые удалось вывести, не всегда применимы к абсолютному большинству людей.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Министерство образования Российской Федерации
Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ
ИНСТИТУТ ЗАОЧНОГО ОБУЧЕНИЯ
Кафедра “Социологии и психологии управления”
по дисциплине
“Психология и педагогика”
Выполнила студентка: Вожегова Е.Д.
Проверил (а):
Москва 2004 г.
1 Р.С.Немов, стр. 185
2 Юзеф Макселон, стр. 124
3 Р.С.Немов, стр.184
4 Карл Ясперс, Общая психопатология, «Практика», Москва 1997, стр. 218
5 М.В.Гамезо, И.А.Домашенко, стр.161
6 А.А.Крылов, С.А. Маничева, Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии, "Питер", Санкт-Петербург, 2000, стр. 89
7 Юзеф Макселон, стр. 126
8 М.В. Гамезо, И.А.Домашенко, стр. 162
9 Юзеф Макселон, стр. 126
10 Р.С.Немов, стр. 207
11 А.А.Крылов, стр.89
12 Юзеф Макселон, стр. 125, а также Р.С. Немов, стр. 186