Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2012 в 07:08, контрольная работа
Под культурой понимаются убеждения, ценности и выразительные средства, которые являются общими для какой-то группы людей и служат для упорядочения опыта и регулирования поведения членов этой группы. Воспроизводство и передача культуры последующим поколениям лежат в основе процесса социализации - усвоения ценностей, верований, норм, правил и идеалов предшествующих поколений.
Введение 3
1. Субкультура молодежи 4
3. Катализаторы возникновения молодёжных движений. 7
4. Функции молодёжных объединений 7
5. Мотивы участия подростков в неформальных объединениях и группировках. 9
5. Молодежные направления и их особенности. 10
6. Теория субкультур 18
8. Рекомендации родителям и учителям 23
заключение 27
список литературы 28
приложение 29
специфические черты российской молодежной субкультуры 29
Отличительной чертой общения подростков
во многих стихийных неформальных группах
является беспредметность. Когда у
коммуникации в группе появляется постоянный
предмет, группа переходит в новое
качество. Этот постоянный предмет
впоследствии, как правило, и определяет
тип субкультуры, принятый в группе:
романтико-эскапистская или, может, гедонистско-развлекательная,
радикально-деструктивная или полуделинквентная,
– т.е. определяет ее, группы, ценности
и образ жизни. Изменение предмета коммуникации,
особенно, – появление постоянного предмета
ее есть зачастую первый симптом культурных
перемен на микросоциальном уровне.
Объединение в группы можно рассматривать
как средство выхода внутренней активности,
реализации потребностей самоидентификации,
самоутверждения, свойственным отнюдь
не только подростковому возрасту. Более
того, некоторые неформальные объединения
выполняют полезную функцию, направляя
и управляя социальной активностью молодежи
[4,16-21]. Субкультуры во многом – своего
рода «ростковые зоны» на теле «большой»
(мэйнстримовской) культуры. Они необходимы
как гарантия от культурной стагнации.
Они – своеобразный культурный авангард.
5. Молодежные направления и их особенности.
Хиппи
Субкультура хиппи – одна из старейших
молодежных субкультур в РФ.
Движение хиппи развивалось «волнами«:
первая волна относится к концу 60 – началу
70 гг., вторая – к 80 гг. Примерно с 1989 г.
наблюдается резкий спад, выражавшийся
в резком уменьшении числа приверженцев
данного движения. Однако в середине 90
гг. неожиданно заявила о себе «третья
волна« хиппи. Неофиты движения молодых
(15—18 лет) и являются преимущественно
школьниками и студентами младших курсов.
В количественном отношении девушки преобладают
над юношами.
Внешний вид хиппи «третьей волны« достаточно
традиционен: длинные распущенные волосы,
джинсы или джинсовая куртка, иногда балахон
неопределенного цвета, на шее – «ксивник»
(небольшая кожаная сумочка), украшенная
бисером или вышивкой. На руках – «феньки»
(от англ. thing – вещь), т.е. самодельные браслеты
или бусы, чаще всего из бисера, дерева
или кожи.
Данный элемент атрибутики хиппи вышел
за субкультурные рамки, распространившись
среди молодежи: «феньки» могут украшать
руки и школьницы, и преподавательницы
вуза. От «классических» хиппи «третью
волну» отличают такие атрибуты, как рюкзак
и три-четыре колечка в ушах, реже в носу
(пирсинг). Движение хиппи следует отнести
к субкультурам, которым свойственно стремление
к самопознанию и самоосознанию (мы назвали
бы их рефлексирующими или рефлексивными).
Работая в школе, а затем в вузе, автор
сталкивался с хиппи, делавшими глубокие
и информативные сообщения (или рефераты)
о ценностях хиппи, психологии хиппи, их
социологии и философии, что довольно
плохо согласуется со стереотипом волосатого
и ленивого бездельника. В Омске культура
хиппи находится в упадке после периода
некоторого подъема в конце 90-х. Частично
она вытеснена субкультурой ролевиков.
Индеанисты
Молодежной субкультурой, относимой нами
к числу романтическо-эскапистских, являются
индеанисты. Они изучают культуры индейцев,
преимущественно североамериканских,
стремясь к точному воспроизведению их
обычаев и обрядов. По наблюдению Т. Щепанской,
индеанисты — нечто среднее между клубом
любителей американских индейцев и религиозно-мистическим
движением. При всей «этнографической»
атрибутике индеанистской субкультуры
ценности ее: коллективизм (общинность),
экологизм, космизм, — перекликаются с
традиционными российскими ценностями.
В Омске данная субкультура представлена
слабо.
Толкинисты
и ролевики
В молодежной культуре 90 гг. появились
толкинистское движение и связанная с
ним, порожденная им же толкинистская
субкультура. Известный английский филолог
и писатель Дж. P.P. Толкин (на сленге толкинистов
– Профессор) родился в 1892 и умер в 1973 г.
Его книги «Хоббит», «Властелин колец»
и «Сильмариллион» относятся к жанру fantasy
– сказочной фантастики. Толкин – мастер
особой, завораживающей атмосферы повествования,
так что читатель начинает отождествлять
себя с героями книги. Это стало одним
из факторов, вызвавших к жизни неожиданный
для самого автора социокультурный феномен
– ролевые игры по книгам Толкина. Ролевая
игра (roleplaying) близка к импровизированной
театральной постановке. Готовится реквизит
(безопасное оружие, одежда, соответствующая
толкиновскому условному средневековью).
Мастера – режиссеры игры – распределяют
роли, игроки проходят нечто вроде экзамена
на знание фантастического мира Толкина
и предыстории своего персонажа, намечается
сюжетная линия.
В начале 90 гг. толкинисты появляются и
в России, прежде всего в Москве и С.-Петербурге.
В Омске это движение принято связывать
с топонимом «Парк Победы», в среде ролевиков
более известном как «Полигон»*.
Начало движения у нас приходится на год
1995-96. Омские толкинисты и ролевики активно
участвуют во всероссийских слетах и фестивалях.
На фоне прочих субкультур данная в нашем
городе может считаться вполне процветающей.
Толкинистское субкультурное движение
стало частью и продолжением советской
романтико-эскапистской традиции, находившей
в разное время выражение и в хиппизме,
и в туристическом движении. В 90-х гг. отечественные
толкинисты стремительно вовлекли в свою
«сферу влияния» и ассимилировали часть
представителей других молодежных субкультур
(хиппи, рокеров и даже панков). Появляются
продолжения Толкина, написанные с иных
мировоззренческих позиций, издается
обширная фэн-пресса, есть масса веб-ресурсов,
созданных и поддерживаемых толкинистами.
Это существенно отличается от движения
западных почитателей Толкина: известно,
что там преобладают узость, изолированность,
деятельность толкинистов сводится к
компьютерным играм, переписке по E-mail
и узкоакадемическим штудиям.
В 1993—94 гг. движение толкинистов переживает
кризис роста. Он был преодолен путем расширения
диапазона ролевых сюжетов, включения
в них не только произведений Толкина,
но и других писателей-фантастов, а также
исторических сюжетов. В это же время организационно
отделилось движение ролевых игр, хотя
по атрибутике, ценностным ориентациям
ролевики близки к толкинистам. Впрочем,
организационное размежевание, кажется,
никогда не было абсолютным.
Можно констатировать, что в России субкультура
толкинистов и ролевиков развивается
в последние годы наиболее активно и динамично.
Байкеры
С определенными оговорками можно отнести
к романтическо-эскапистским субкультурам
также байкеров и хакеров. Традиционно
их относят к субкультурам соответственно
спортивной и интеллектуальной направленности.
Вместе с тем гонки на мотоциклах — особый,
претендующий на элитарность мир мужского
братства, как и уход в виртуальный мир,
– можно рассматривать как своеобразный
эскапизм. [8, 95-96]
Байкеры (от англ. bicycle – сокр. bike) – мотоциклисты,
которых у нас часто именовали рокерами,
что неточно: рокеры это любители рок-музыки.
Сообщество байкеров нельзя определять
как сугубо молодежное. Первых «настоящих»
байкеров называли «харлеистами» – по
известной марке мотоцикла «Harley-Davidson»
(основана в 1903 г. Уильямом Харли и братьями
Девидсон). Подлинное признание эти мотоциклы
получили в 30-х годах ХХ века в США. В 40-х
годах ряды байкеров солидно пополнились
за счет ветеранов Второй мировой войны.
Отечественная субкультура байкеров,
как и хиппи, пережила по крайней мере
два подъема: один в конце 70 – начале 80
гг., другой – уже в 90 гг. [4, 125-126] В Омске
есть региональный байк-клуб и, насколько
мне известно, летом этого года в городе
даже проводилось некое мероприятие под
названием «Байк-шоу», по слухам, имевшее
резонанс.
Растаманы
Субкультура, возникшая в 20-е гг. XX в. на
Ямайке и уходящая корнями в синкретические
культы стран Африки и Карибского бассейна,
на российской почве выглядит весьма экзотичным
растением. Красно-желто-зеленые (цвета
флага Эфиопии) береты, волосы, заплетенные
в косички (дреды) – вот наиболее броские
черты внешнего облика «растаманов». Можно
смело утверждать, что мало кто из молодых
россиян, примеривших на себя подобный
стиль, глубоко знаком с идеологией национально-религиозного
движения афро-американского населения
Ямайки, увидевшего в эфиопском императоре
Хайле Селассие мессию, своего рода собирателя
«пребывающих в рассеянии» выходцев из
Африки. В 1930 г. далекая Ямайка представляла
гремучую смесь африканских сект с трудно
выговариваемыми названиями. Высланный
из США Маркус Мосайя Гарви активно проповедует
идею о том, что Иисус Христос был черным,
поэтому следует ждать пришествия из Африки
великого царя – избавителя черной расы.
2 ноября 1930 г. принц (рас) Тафари Маконен
(или Рас Тафари – отсюда и название движения)
короновался императором Эфиопии. Тысячи
людей сочли пророчества сбывшимися. Так
зародилось растафарианство.
С самого первого дня своего существования
оно было призвано помочь африканским
нациям обрести потерянный рай и восстановить
справедливость на Земле. Джа (иск. англ.
Jesus) – главный Бог растафарианства. Растафари
считают, что изначально Библия была написана
на амхарском языке (язык Эфиопии) и только
потом переведена на древнееврейский.
Растафари считают, что все ценное для
человечества зародилось в Африке. Африка
– это рай на Земле, где живут растафари,
согласно воли великого Джа. Вавилон с
их точки зрения – ад, губительный город,
юдоль греха и смерти. Они объявляют Вавилону
(белой культуре) войну. С их точки зрения,
можно: любить людей, курить траву, бездельничать,
постигать смысл жизни, рассказывать другим
о растафари, философствовать, играть
на барабанах, бороться с Вавилоном, носить
дреды и слушать регги; нельзя: есть свинину,
моллюсков, соль, уксус, рыб без чешуи,
коровье молоко, курить табак, пить ром
и вино, носить вещи с чужого плеча, есть
приготовленную другими пищу, играть в
азартные игры, касаться мертвых, проповедовать
недостойным. Растафари любят праздники.
Их жизнь можно смело определить как «праздник
каждый день». Обычно они подрабатывают
музыкой или любым другим творчеством,
живут в квартирах своих знакомых.
Во внешнем облике, помимо маек с листом
каннабиса, вязаных балахонов и шапок
(самодельных) и расцвеченных под эфиопский
флаг, у растафари имеются и другие знаки
отличия. Например, расточки. Это несколько
длинных волосков с вплетенными в них
нитками, камушками, шариками или еще чем-нибудь
и, конечно же, дреды – длинные локоны,
натертые воском для волос и скрученные
в плотные тяжи (подробнее о растаманах
см. в статье О.Ровинской).
Возвращаясь к субкультуре растафарианства
в России, следует отметить, что молодые
растафари, будучи практически не знакомы
с идеологией национально-религиозного
движения афро-американского населения,
в большинстве своем являются просто поклонниками
музыки реггей (зародилось в 60-е гг. на
Ямайке) [4, 123-125]. Сказанное во многом справедливо
и для Омска с той оговоркой, что у нас
к растафари себя нередко причисляют просто
потребители травки со стажем.
Хакеры
(компьютерные фанаты) — субкультура,
в Омске находящаяся еще в
процессе формирования. В основном
это студенты технических
Рэйверы.
Из субкультур, названных нами
гедонистическо-
Субкультура рэйверов (rave – англ, бред,
бессвязная речь) возникает в 80 гг. в США
и Великобритании. В России распространяется
с начала 90-х гг. В музыкальном отношении
стиль рэйв — преемник стилей техно и
эйсид. Неотъемлемая часть рэйверского
стиля жизни — ночные дискотеки с мощным
звуком, компьютерной графикой, лучами
лазеров. Для одежды рэйверов характерны
яркие краски и использование искусственных
материалов (винил, пластик).
Развитие субкультуры рэйва шло параллельно
с распространением наркотиков, в частности
психостимуляторов амфетаминового ряда
(«экстэзи», «скорость»). Принятие стимуляторов
и галлюциногенов с целью «расширения
сознания» стало, к сожалению, практически
неотъемлемой частью рэйверской субкультуры.
Вместе с тем многие деятели молодежной
культуры, в том числе и ди-джеи – ключевые
фигуры рэйв-субкультуры — высказывали
и высказывают крайне негативное отношение
к приему наркотиков. В Омске последние
годы характеризуются заметным подъемом
клубной культуры: увеличилось число площадок,
систематически приглашаются и выступают
ди-джеи с мировыми именами. Насколько
это связано с подъемом рэйв-культуры
в целом однозначно сказать сложно.
Роллеры
Роллерами называют любителей роликовых
коньков. Они предпочитают спортивную
одежду ярких расцветок, часто повседневно
носят наколенники и налокотники. В основном
роллеры – школьники обоего пола или студенты
начальных курсов (13—19 лет). Роллеры, как
правило, дети из обеспеченных семей. Их
численность в Омске на момент публикации
(2005г.) — несколько десятков человек, что
обусловлено, вероятно, не в последнюю
очередь высокой ценой роликов и аксессуаров.
Панки
Субкультуры, относимые нами к анархо-нигилистическим
или даже радикально-деструктивным –
маргиналы среди молодежных субкультур.
Это, в частности, относится к панкам. Влияние
панковской субкультуры в СССР и постсоветсткой
России никогда не было значительным.
Панки в ортодоксальном смысле слова –
для России скорее редкость, чем норма.
Обычно люди, называющие себя панками,
во многом используют и элементы атрибутики
других субкультур: футбольных и хоккейных
фанатов, рокеров или ролевиков – так
или иначе «мигрируют» в направлении этих
субкультур. Подобная культурная диффузия
особенно характерна для неформальных
молодежных групп российской провинции.
Но не только для нее. В 90 гг. на Западе
такая диффузия, например, охватила субкультуры
панков и металлистов (музыка стиля хэви-метал
или трэш-метал). Среди рок-музыкантов
и их слушателей появляются люди, называющие
себя панк-трэш-металлистами. На Западе
панк-культура оказала огромное влияние
на развитие других течений и породила
множество собственных. Среди таких ответвлений
есть и относительно «просоциальные»
– например straight edge (SxE).
Нигилистический характер носит и субкультура
сатанистов. Еще в конце 80 гг. в США от субкультуры
хэви-металлистов отделилась группа «черных
металлистов», сблизившаяся с приверженцами
Церкви сатаны Шандора Лавэя. Их идеология
– идеология эпатажа и бунт против церковно-традиционалистской
системы. Примерно с середины 90-х гг. можно
говорить о наличии сатанистской субкультуры
и в России. В Омске данная субкультура
не представлена вовсе или представлена
крайне слабо. Те, кого у нас принято называть
«сатанистами» в гопнической среде, сами
себя к таковым относят редко и скорее
являются поклонниками готик - и блэк-рока
(т.н. готами).
Гопники
Наконец, речь зашла о криминально-
6. Теория субкультур
Основоположником субкультурной теории можно считать Торстена Селлина, который в 1938 году опубликовал свою работу под названием «Конфликт культур и преступность». В этой работе Селлин описал криминогенный фактор, как конфликт между культурными ценностями различных сообществ. В последующем американский социолог Альберт Коэн разработал свою концепцию субкультур на основе теории Селлина.
Информация о работе Субкультуры – как вид девиантного поведения