Судебно-психологическая экспертиза по делам о происшествиях, связанных с управлением техникой

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2013 в 16:13, контрольная работа

Краткое описание

Разрешение ряда специальных вопросов, возникающих в процессе расследования и судебного рассмотрения уголовных дел, требует использования достижений психологической науки. Когда перед следствием и судом возникает необходимость в оценке явлений, относящихся к психической деятельности людей, необходимо проведение судебно-психологической экспертизы, поскольку решение такого рода вопросов входит в компетенцию психолога как специалиста данной отрасли знаний.

Содержание

Введение 3

Понятие судебно-психологической экспертизы. 4
Организация судебно-психологической экспертизы. 5
Методы судебно-психологической экспертизы. 8
Заключение экспертизы и его оценка. 11
Судебно-психологическая экспертиза по делам о происшествиях, связанных с управлением техникой. 12

Заключение 22
Список использованной литературы 23

Вложенные файлы: 1 файл

контр по сп.docx

— 56.51 Кб (Скачать файл)

Следует отметить, что подходящую методику, психолог определяет сам, исходя из своих знаний и практики проведения исследований.7

 

 

    1. Заключение экспертизы и его оценка.

 

Результаты судебно-психологической  экспертизы оформляются в соответствии с общими требованиями к заключениям (или актам) экспертиз, которые должны включать в себя три основные части: вводную, исследовательскую и выводы. Специфика судебно-психологической экспертизы вызывает необходимость выделения в исследовательской части заключения нескольких разделов. Здесь излагаются: а) фабула дела; б) данные о динамике психического развития с указанием на условия воспитания и обучения; индивидуально-психологические особенности, обнаружившиеся в различные периоды жизни; в) ход и результаты индивидуально-психологического обследования подэкспертного; г) используемые методы; д) данные беседы; е) ретроспективный психологический анализ в плане поставленных на разрешение вопросов.

Излагая ход экспериментального психологического обследования, эксперт должен не только перечислить методы, которыми он пользовался, но и указать, каковы их возможности, в чем состояла основная цель этой части экспертизы. Далее необходимо сообщить наиболее значимые результаты эксперимента и сделать выводы о том, какие особенности психической деятельности испытуемого были выявлены. Следует дать краткий анализ содержания беседы с испытуемым.

Выводы экспертизы следует  формулировать кратко и четко, в  соответствии с поставленными вопросами. Во всех случаях, когда это возможно, выводы должны носить категорический характер - утвердительный или отрицательный. Недопустимо делать неопределенные выводы.

Заключение судебно-психологической  экспертизы, как и любой другой, не имеет заранее установленной  силы и не является обязательным для следственных и судебных органов. Оно подлежит проверке и оценке, наравне с другими доказательствами по делу. Оценке подвергаются квалификация, объективность и компетентность эксперта, научная обоснованность и правильность составления заключения, полнота и убедительность выводов, в том числе, вытекают ли они логически из материалов дела и результатов психологического исследования. Несогласие с заключением эксперта следственные органы должны обосновать (ст.80 УПК).

Если следствие или  суд сочтут заключение экспертизы неполным или недостаточно ясным, может быть назначена дополнительная экспертиза, поручаемая тому же или другому эксперту (ст.81 и 194 УПК)8.

 

  1. Судебно-психологическая экспертиза по делам о происшествиях, связанных с управлением техникой.

 

Основным объектом данного  вида СПЭ является личность человека в системе «человек – техническое  устройство – среда», по вине или  при участии которого произошли  аварии, поломки техники и т.п. Экспертное обследование проводится в  отношении водителей транспорта: автомобилей, железнодорожных составов, летчиков, диспетчеров и операторов энергосистем в случаях, когда у  следователя или суда возникают  сомнения в психологических возможностях человека, обеспечивающих выполнение ими функций управления техникой.

В настоящее время СПЭ  применяют при расследовании  происшествий на всех видах транспорта: железнодорожном, авиационном, автомобильном, морском, хотя, безусловно, наиболее часто  экспертов-психологов приглашают для  участия в расследовании дорожно-транспортных происшествий (ДТП).

Во всех неосторожных преступлениях, включая автотранспортные, высокая  цифра латентности. В немалой  степени это объясняется значительной виктимогенностью, т.е.  виной потерпевших – пешеходов и других участников дорожно-транспортного движения, а также внешними ситуативными факторами: дорожными, психологическими, техническими, погодными и т.д.

Удельный вес всех неосторожных преступлений колеблется в пределах 10-12%. Две трети из них приходится на автотранспортные преступления.

В структуре автотранспортной преступности выделяют следующие показатели:

а) соотношение тяжких (со смертельным исходом) и менее  тяжких преступлений (с причинением  телесных повреждений и крупным  материальным ущербом);

б) управление автотранспортными  средствами в нетрезвом и трезвом  состоянии;

в) место совершения преступления;

г) орудие преступления, т.е. был ли автотранспорт личным либо неличным, грузовым либо легковым, общественного  пользования либо частного;

д) виды дорожного нарушения: превышение скорости, неправильный обгон, наезды и пр.;

е) хронология, т.е. уровень  и динамика автотранспортных преступлений по кварталам, месяцам, временам года, в течение суток (этот показатель важен для организации профилактической службы госавтоинспекции)9.

Личностные характеристики разнятся в зависимости от того, является ли водитель частным лицом  или работником государственного (общественного) транспорта. В первой группе заметно  выше доля женщин и лиц молодого возраста, у лиц этой группы больший  образовательный уровень и ниже – профессионально-водительский.

По степени общественной опасности преступники-шоферы подразделяются на две группы соответственно двум формам неосторожности – самонадеянности  и легкомыслия. К первой группе относятся  лихачи, пьяницы, злостные нарушители правил дорожной безопасности. Они  сознательно пренебрегают требованиями административного и уголовного законодательства, создают аварийную обстановку. Другая группа водителей не идет осознанно на риск аварии, но не утруждает себя должными расчетами на недопущение таковой.

Причины автотранспортных преступлений, как и иных преступлений, заключены  в криминогенной психологии их субъектов, эгоистических интересах и мотивации, пренебрежении безопасностью других лиц – участников дорожного движения.

В основе психологии первой, основной, группы автопреступников лежат  такие мотивы, как хулиганское  лихачество, ложное самоутверждение  и соревновательность в водительских качествах, нахождение за рулем в  нетрезвом состоянии и пренебрежение  правилами безопасности. Причины  преступлений другой группы водителей  – это легкомысленная нерасчетливость  ради сиюминутных личных интересов, нежелание обременять свой интеллект  и волю должными прогнозами относительно возможности аварии на дороге.

Дорожно-транспортные преступления следует отличать от дорожно-транспортных происшествий (ДТП), последние лишь в каждом втором-третьем случае могут  оказаться действительно криминальными.

Еще несколько десятилетий  назад психологические вопросы  соответствия технических устройств  возможностям человека решались инженерами и другими специалистами в  области техники, как правило, без  сколько-нибудь глубокого проникновения  в сущность психической деятельности человека, на основе здравого смысла и  простого наблюдения за поведением людей.

До известного момента  такое положение в большинстве  случаев можно было считать нормальным, поскольку производственные профессии, основанные на выполнении ручных операций, не предъявляли высоких требований к психическим функциям человека, скорее, можно было бы говорить о  высоких требованиях к его  физическим возможностям. Однако наступило время, когда выполнение многих трудовых операций требует от человека не только физического напряжения, как это было раньше, но и значительной, иногда даже максимальной мобилизации психических усилий.

Расследование причин происшествий, связанных с управлением современной  техникой, не может проводиться без  выяснения роли психологического фактора  в их возникновении.

В одной из работ, посвященных  автотранспортным происшествиям, указано, что в число задач автотехнической  экспертизы входят «установление технической  возможности предотвращения вредных  последствий» и «техническая оценка действий водителя при управлении машиной».

Справедливость этих утверждений  не вызывает сомнений. Однако существует потребность и в установлении психической возможности совершения человеком действий в ситуации происшествия и психологической оценке действий водителя.

Многие психологи указывают  на важность учета так называемого  личностного фактора в раскрытии  причин аварий10.

Учет личностного фактора  выражает индивидуализированный подход к оценке действий конкретных людей, осуществляющих сложные профессиональные функции. В усредненном виде действия всех людей, управляющих однотипными  техническими устройствами, могут быть представлены в виде соответствующих  алгоритмов поведения. Они с успехом  могут быть использованы при разработке методов обучения, тренировке, профессиональном совершенствовании. Но алгоритмическое  описание трудовой деятельности людей  не отражает тех индивидуальных различий, которые сохраняются при выполнении однотипных операций. Именно поэтому  расследование автотранспортных, летных и других происшествий, связанных  с управлением техническими устройствами, должно быть направлено не на механическое действие конкретного человека с  известным алгоритмом поведения  в той или иной ситуации, а на выявление сугубо индивидуальных возможностей человека, его психического состояния, сложившихся приемов работы.

Говоря о профессиональной деятельности шофера или летчика, следует  особо отметить, что ее успешность во многом зависит от своевременности  двигательных или, как их иначе называют, сенсомоторных реакций, совершаемых  в ответ на внешние раздражители. Сами эти движения могут быть относительно просты, но в их основе лежат сложные  психические процессы. И.М. Сеченов  называл мышечное движение «выражением  психической деятельности».

Человеку, управляющему современным  скоростным транспортом, часто приходится действовать в условиях дефицита времени. Поэтому временные характеристики сенсомоторных реакций шофера или  летчика приобретают особенно большое  значение при оценке их работы.

Любая сенсомоторная реакция  включает в себя три фазы. Первая – восприятие информации; вторая (центральная) – переработка поступившей в  центральную нервную систему  информации и принятие решения; третья фаза объединяет процессы, определяющие начало движения. Каждая фаза имеет  протяженность, длится во времени. Сумма  всех трех периодов составляет время  двигательной реакции.

Нельзя отождествлять  время реакции и общее время  двигательного акта, так как последнее  включает в себя время, затраченное  на выполнение движения (от его начала до завершения), и, естественно, больше времени реакции. Чтобы изменить курс автомобиля или самолета в ответ  на появление сигнала, летчик или  шофер должен успеть полностью закончить  двигательный акт, т.е. затратить общее  время, необходимое для выполнения двигательного акта.

Все многообразие психомоторных  процессов может быть объединено в три основные группы:

1) простая сенсомоторная  реакция;

2) сложная сенсомоторная  реакция;

3) сенсомоторная координация.

Простая сенсомоторная реакция  – это элементарный двигательный ответ на единичный сигнал, например нажатие на телеграфный ключ или  включение тумблера при зажигании лампочки. Эта реакция характеризуется временем, протекающим от момента появления сигнала до начала движения. Легко  убедиться, что время простой двигательной реакции является наименьшим по сравнению со временем других сенсомоторных реакций.

Все остальные сенсомоторные  реакции имеют сложный характер. Среди них в первую очередь  выделяются реакции различения и  выбора.

Сущность реакции различения заключается в том, что движение совершается в ответ только на один заранее известный сигнал, на другие же сигналы двигательной реакции  не должно происходить.

Реакция выбора осуществляется при условии, что каждому из возможных  сигналов должны соответствовать разные двигательные ответы. Например, если на зажигание красной лампочки человек  должен отвечать движением рычага вправо, а на зажигание синей – движением  влево, то получится картина типичной реакции выбора.

Время сложных реакций  увеличивается за счет процессов, происходящих в центральной нервной системе, поскольку ответ на сигнал не является однозначным.

Еще более сложной психической  деятельностью является сенсомоторная  координация, заключающаяся в том, что результат каждого движения сличается с имеющимся заданием. Сохранение прямолинейного движения при  вождении автомобиля или выдерживание постоянного курса в полете без  помощи автополета, осуществляемое путем  совершения почти беспрерывных коррегирующих  движений, может служить примером сенсомоторной координации. По сравнению  со сложными сенсомоторными реакциями  она еще больше увеличивает нагрузку на центральную нервную систему11.

Такие сведения о содержании психомоторных процессов имеют  большое значение для судебно-следственной и экспертной практики.

Информация о работе Судебно-психологическая экспертиза по делам о происшествиях, связанных с управлением техникой