Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2014 в 18:59, курсовая работа
Целью исследования: изучить влияние тревожности и депрессии на суицидальное поведение у лиц старшего подросткового возраста.
Задачи:
1)Изучить понятие суицида и суицидального поведения.
2)Определить причины суицидального поведения.
3)Ознакомиться с методами профилактики и лечения лиц, склонных к суициду.
Введение ……………………..……………………………………………стр 2-3
Глава 1.Теоритическое изучение особенности суицидального поведения стр 4
1.1 Сущность суицидального поведения………………………………….стр 4-7
1.2 Типология суицидов…………………………………………………. стр 8-10
1.3 Возрастные особенности суицидального поведения ……………..стр 11-13
1.4 Суицидальная мотивация …………………………………………. стр 14-20
1.5 Психологическая помощь в случаях суицидально – ориентированного поведения ………………………………………………………………...стр 21-29
Выводы по главе 1 ………………………………………………………….стр 30
Глава 2. Практическое исследование суицидального поведения ………..стр 31
2.1 Методики диагностики уровня тревожности ………………………....стр 31
2.2 Методики диагностики суицидального поведения у подростков и взрослых ……………………………………………………………………..стр 32
2.3 Анализ результатов исследования …………………………………стр 33-41
Вывод по главе 2 ……………………………………………………………стр 42
Заключение ………………………………………………………………стр 43-44
Список литературы ……………………………………………………...стр 45-47
Жизненные ситуации, толкающие некоторых людей к самоубийству, как правило, не содержат в себе ничего необычного. Почему одни люди, сталкиваясь с проблемой, начинают думать о суициде, тогда как другие пытаются решить проблему или просто примиряются с неприятной ситуацией? К сожалению, мы не знаем точного ответа на этот вопрос, однако данные клинических исследований позволяют выдвинуть некоторые предположения.
Суицидальные индивидуумы склонны преувеличивать размах и глубину проблем, в результате чего даже самые заурядные, ничтожные трудности воспринимаются ими как неразрешимые проблемы. Кроме того, эти люди крайне неуверены в собственных силах и считают себя неспособными справиться с трудностями. И наконец, они склонны проецировать результирующую картину собственного поражения в будущее. Иначе говоря, они демонстрируют все признаки когнитивной триады, а именно преувеличенно негативное восприятие мира, собственной персоны и своего будущего.
Другая отличительная особенность суицидента заключается в том, что смерть для него является приемлемым и даже желанным способом избавления от трудностей («Если бы я умер, я бы не мучился сейчас этими проблемами»). Среднестатистический индивидуум, не имея готового решения проблемы, хотя и огорчается, в целом вполне терпимо относится к отсутствию определенности: «Может, я решу проблему, а может — нет». Более того, он пытается опробовать различные решения. Другое дело — суицидальный индивидуум. Этот чрезвычайно плохо переносит неопределенные ситуации. Если он не может сразу решить проблему, ему рисуется цепь будущих неурядиц и поражений, и в его сознании вспыхивает идея: «Единственный выход — смерть».
Порожденное этой идеей желание смерти может достигать фантастических размеров. Для такого человека суицид является своего рода наркотиком, единственно возможной и желанной формой «избавления».
Именно суицидальная склонность должна быть основной мишенью терапии.
Один из многообещающих терапевтических подходов состоит в том, чтобы научить пациента а) думать об иных способах решения проблемы и б) отвлекаться от суицидальных желаний[31]. Метод когнитивной репетиции также может быть использован в работе с суицидальными пациентами. Такой человек должен:
1. Представить себя в безвыходной ситуации.
2. Прочувствовать отчаяние и суицидальные импульсы.
3. Попытаться выработать
возможные решения проблемы, несмотря
на давление суицидальных
После этого суициденту дается задание опробовать эту технику в реальных жизненных ситуациях. Он должен погрузиться в неприятную ситуацию (например, ситуация конфронтации с супругом) и затем попытаться найти реалистические способы решения возникших проблем.[24]
С целью оказания людям, склонным к суициду, социальной поддержки может проводиться социально-психологический тренинг проблем — разрешающего поведения, поиска социальной поддержки, ее восприятия и оказания, индивидуальных и групповых психокоррекционных занятий по повышению самооценки, развитию адекватного отношения к собственной личности, эмпатии. Кроме того, необходимо развивать навыки практического применения активной стратегии решения проблем, совершенствования поиска социальной поддержки. В таких случаях уместна психологическая коррекция пассивной стратегии избегания, совершенствование самоконтроля. Замена и анализ позиции «значимых других», выработка мотивации на достижение успеха может быть основано на тренинге поведенческих навыков. Профилактика самоубийств заключается не в избегании конфликтных ситуаций — по мнению И.С. Кона, это просто невозможно, а в создании такого психологического климата, чтобы человек не чувствовал себя одиноким, непризнанным и неполноценным. В девяти случаях из десяти покушения на самоубийство — не желание покончить счеты с жизнью, а крик о помощи (Г. Отто). О подобных желаниях суициденты говорят и предупреждают заранее; 80% суицидных попыток совершается дома, в дневное или вечернее время, когда кто-то может вмешаться. Многие из них откровенно демонстративны, адресованы кому-то конкретному, иногда можно даже говорить о суицидальном шантаже. Тем не
менее все это чрезвычайно серьезно и требует чуткости и внимания учителей, родителей и психологов-консультантов.
В 1950 г. в США профессионалы в области психического здоровья основали первую телефонную линию доверия для людей, находящихся в бедственном положении. На прямом проводе круглосуточно дежурят психиатры или специальным образом подготовленные люди, которые внимательно выслушивают отчаявшихся и объясняют последним как можно получить профессиональную помощь. Несмотря на определенную помощь, оказываемую анонимным абонентам, исследования показали, что достаточно много людей просто не пользуются этой службой. Например, молодые женщины звонят гораздо чаще, чем мужчины, а ведь именно последние имеют больший риск суицида.
Во многих учебных заведениях происходит внедрение программ по обучению студентов и преподавателей выявлению предполагаемых суицидентов. Однако эти новые программы еще не доказали своей эффективности среди молодежи.
Другой превентивной мерой является ограничение доступа предполагаемых суицидентов к средствам, с помощью которых можно легко убить себя. Такие методы, как барьер, который не позволяет людям легко спрыгнуть с моста, а также ограничение доступа к огнестрельному оружию доказали свою эффективность в снижение уровня суицидов в обществе. Такие методы позволяют создать препятствия на пути немедленного суицида, вследствие чего суицидальные мысли могут измениться и решимость совершить суицид исчезнет. Препятствия также позволяют в некоторых случаях случайному спасателю физически вмешаться в совершаемый суицид.
Суицид оказывает разрушительное влияние на друзей и родственников суицидента. Умышленная, неожиданная и насильственная смерть человека часто заставляет других чувствовать беспомощность и отверженность. Члены семьи и друзья могут иметь дополнительный стрессовый фактор при обнаружении трупа. Родители часто страдают от выраженного чувства стыда и вины. Так как суицид рассматривается, как социальная стигма пережившие суицид стараются избегать общения с другими людьми, также как и окружающие избегают общения с ними. Несмотря на эти чрезвычайные проблемы, исследования показывают, что пережившие суицид, проходя сквозь такие же психологические проблемы, как и люди, потерявшие своих близких, в конце концов оправляются от своих печалей. Группы поддержки могут играть положительную роль в психологическом восстановлении жертв неудавшегося суицида.[45]
Таким образом, психологическая помощь лицам, склонным к суициду является многогранным, четко организованным процессом. Она должна быть направлена на выяснение причин, которые привели человека к кризису, на организацию совместной деятельности с суицидентом по преодолению кризисной ситуации. Активная психологическая поддержка способна помочь человеку преодолеть желание совершить самоубийство.
Выводы по главе 1
Глава2. Практическое исследование суицидального поведения
2.1 Методики диагностики уровня тревожности
База исследования: Коррекционная школа-интернат № 73 города Москвы.
В работе использовались следующие методики:
1) Методика диагностики самооценки уровня тревожности Спилберга – Ханина.
Цель: выявить уровень тревожности в данный момент.
Инструкция: Прочтите внимательно каждое из приведенных ниже суждений и отметьте справа в графах цифры, соответствующие вашему выбору из четырех альтернатив. Над ответами на предложенные суждения долго думать не следует. Выберите тот ответ, который более всего соответствует вашему мнению.
Тест-опросник содержит две шкалы: шкалу ситуационной тревожности и шкалу личностной тревожности. Для первой шкалы выбираемые ответы соответствуют четырем альтернативам («Нет, это не так»; «Пожалуй, так»; «Верно»; «Совершенно верно»).
Тестовый материал представлен в приложении 1.
Ключ к опроснику представлен в приложении 1.
2.2 Методики диагностики
суицидального поведения у
2) Методика диагностики
уровня депрессии «Шкала
Цель: определить уровень депрессии.
Инструкция: Ниже приводится 20 утверждений о Вашем будущем. Пожалуйста, прочтите внимательно каждое и отметьте одно верное утверждение, которое наиболее точно отражает Ваши чувства в настоящее время. Обведите кружком слово ВЕРНО если Вы согласны с утверждением или слово НЕВЕРНО, если Вы не согласны. Среди утверждений нет правильных или неправильных. Пожалуйста, обведите ВЕРНО или НЕВЕРНО для всех утверждений. Не тратьте слишком много времени на одно утверждение. . Пожалуйста, обведите ВЕРНО или НЕВЕРНО для всех утверждений. Не тратьте слишком много времени на одно утверждение.
Тестовый материал представлен в приложении 2.
Ключ к опроснику представлен в приложении 2
3)Опросник « Одиночества» С.Г Корчагиной.
Цель: Опросник позволяет диагностировать глубину переживания одиночества.
Инструкция: Вам предлагается 12 вопросов и 4 варианта ответов на них. Выберите тот, который наиболее соответствует вашему представлению о себе. А) Всегда Б) часто, В) иногда, Г) никогда
Тестовый материал представлен в приложении 3.
Ключ к опроснику представлен в приложении 3.
2.3 Анализ результатов исследования.
Таб.1 Результаты по тест-опроснику самооценки уровня тревожности Спилберга – Ханина.
Таб.2 Результаты по тест-опроснику самооценки уровня тревожности Спилберга – Ханина.
№ тестируемого |
Кол-во балов |
№ тестируемого |
Кол-во балов |
1 |
35 |
11 |
38 |
2 |
47 |
12 |
47 |
3 |
50 |
13 |
40 |
4 |
38 |
14 |
54 |
5 |
41 |
15 |
48 |
6 |
52 |
16 |
33 |
7 |
33 |
17 |
32 |
8 |
49 |
18 |
42 |
9 |
42 |
19 |
40 |
10 |
55 |
20 |
50 |
Таб.3 Результаты по тест-опроснику «Шкала безнадежности Бека»
Таб.4 Результаты по тест-опроснику «Шкала безнадежности Бека»
№ тестируемого |
Кол-во балов |
№ тестируемого |
Кол-во балов |
1 |
4 |
11 |
8 |
2 |
10 |
12 |
11 |
3 |
14 |
13 |
13 |
4 |
6 |
14 |
17 |
5 |
11 |
15 |
12 |
6 |
13 |
16 |
4 |
7 |
5 |
17 |
5 |
8 |
14 |
18 |
9 |
9 |
9 |
19 |
9 |
10 |
15 |
20 |
16 |