Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2013 в 03:38, реферат
Темперамент (лат. temperamentum - належне співвідношення рис від tempero - змішую в належному співвідношенні) - характеристика індивіда з боку динамічних особливостей його психічної діяльності, тобто темпу , швидкості, ритму , інтенсивності, що складають цю діяльність психічних процесів і станів.
Аналіз внутрішньої структури темпераменту представляє значних труднощів, обумовлені відсутністю в темпераменту (у його звичайних психологічних характеристиках ) єдиного змісту і єдиної системи зовнішніх проявів. Спроби такого аналізу приводять до виділення трьох головних , ведучих, компонентів темпераменту , що відносяться до сфер загальної активності індивіда , його моторики і його емоційності.
Обоснованность и
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, выводов, заключения, списка литературы и приложения. Текст содержит графики и таблицы.
Заключение диссертации
по теме "Общая психология, психология личности, история психологии", Лобаскова, Марина Михайловна
126 ВЫВОДЫ
1. Девочки 10-14 лет имеют
более высокие показатели по
шкалам контроля активации,
2. Получены данные о
наличии генетических влияний
на проявление реактивности и
саморегуляции - основных показателей
темперамента
3. В подростковом возрасте
(10-17 лет) на вариативность свойств
темперамента значимое влияние
оказывают факторы
4. Структура фенотипической
дисперсии отдельных свойств
в младшем и старшем
5. Реактивные свойства (страх, грусть, дискомфорт, уровень активности) и развивающиеся свойства {внимание, УСВИ (10-14 лет) и контроль активации, аффективная чувствительность (15-17 лет)) в большей степени обусловлены средовыми факторами. Свойства, связанные с саморегуляцией (фрустрация, шкалы Произвольного контроля (15-17лет) и сформированные свойства (контроль внимания, УСВИ (15-17лет) испытывают генетические влияния.
128
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Исследования темперамента
имеют многовековую историю. Еще
в период античности ученые указывали
на важную роль темперамента в поведении
человека. Начало современному научному
исследованию темперамента положил
И.П.Павлов. Учение о темпераменте развивалось
в двух направлениях. В рамках первого
направления изучались
Темперамент, по - мнению большинства ученых, является динамической составляющей личности, определяя характер протекания деятельности, доказано влияние темперамента на познавательную деятельность, коммуникативную, на особенности обучения и развития детей и т.д. (Русалов В.М., Манолова О.Н., 2005; Егорова М.С., 2004; Моросанова В.И., Коноз Е.Н.,2001; Забегайлова И.В., 2000; Трофимова И.Н., 1997; Слободская Е.Р., 1995; и др.)
Теоретической основой нашего
исследования стала концепция темперамента
американского ученого Марии
К. Ротбарт. Во-первых, выбор был обусловлен
тем, что теория Ротбарт не противоречит
отечественным традициям
Цель нашего исследования состояла в оценке роли генотипа и среды в вариативности свойств темперамента в подростковом возрасте (10 - 17 лет). Поэтому главным аргументом в пользу выбора теории М.К Ротбарт стало то, что Ротбарт и ее коллеги большое значение придают исследованию развития темперамента (Eaves L.J., Derryberry D.E., Ahadi S.A. & Rothbart M.K., 1981, 1988, 1989, 2000, 2003). По - мнению авторов, темперамент развивается в ходе онтогенеза, сохраняя относительную стабильность. В ходе онтогенеза меняются абсолютные значения отдельных свойств темперамента, меняется характер проявления одного и того же свойства в различных возрастах или утрачивается их актуальность, разные свойства проявляются в ходе развития неодновременно. Еще одним важным достоинством теории Ротбарт можно считать и то, что М.К.Ротбарт и ее коллеги разработали надежные измерительные инструменты для изучения темперамента во всех возрастах.
Исследования природы
темперамента занимают одно из центральных
мест в психогенетике. В большинстве
современных теорий полагается, что
формирование свойств темперамента
происходит под влиянием генетических
и средовых факторов, и связано
с особенностями мозговых систем
регуляции поведения и
Подростковый возраст
как этап онтогенеза приобретает
особую значимость, т.к. именно в этот
возрастной период происходят существенные
качественные биологические и
Учитывая место темперамента в целостной структуре личности и его значение в развитии личности, исследование роли наследственности и среды темперамента в подростковом возрасте имеет важное теоретическое и практическое значение.
Психогенетические исследования
природы темперамента в подростковом
возрасте в нашей стране практически
не проводились по ряду причин. Определенную
роль сыграли социально- экономические
изменения в России, которые существенно
повлияли на возможность реализации
научных замыслов. Немаловажное значение
имело неопределенность четкой методологической
основы психогенетических
В проведении исследования природы индивидуальных различий темперамента подростков мы основывались на подходе Малых С.Б. (2004) в построении логики психогенетических исследований развития:
1. Необходимость построения
генетических исследований
2. Согласно системному
подходу различные источники
развития являются частями
3. Понимание природы
Используя близнецовый метод, мы исследовали темперамент в двух возрастных группах в 10-14 лет и 15-17 лет и анализировали полученные данные с учетом возрастных закономерностей.
На первом этапе нашего исследования была проведена стандартизация опросников темперамента М.К.Ротбарт - Опросника темперамента взрослых (Adult Temperament Questionnaire - ATQ) и Опросника темперамента младших подростков (Early Adolescent Temperament Questionnaire - EATQ). Выборка стандартизации составила 740 подростков. В работе представлена психометрическая характеристика тестов.
На втором этапе мы провели
исследование темперамента подростков
1017 лет, общая выборка исследования
включает в себя 1114 человек. Девочки
в подростковом возрасте более чувствительны
и эмоциональны, у мальчиков выше
показатели активности, это подтверждает
известные факты, полученные в рамках
дифференциальной психологии (Русалов
В.М., 1993; Ильин Е.П., 2002). Нами получены
новые данные об особенностях темперамента
подростков. В возрасте 15-17 лет у
юношей выше показатели Произвольного
контроля по сравнению с девушками.
Выявлено влияние возраста на развертывание
темперамента в 10-14 лет, что может
свидетельствовать о
На третьем этапе было
проведено близнецовое
Мы получили данные, свидетельствующие о том, что на вариативность свойств темперамента в подростковом возрасте, наряду с генетическими факторами, существенное влияние оказывают факторы индивидуальной среды.
Увеличение веса факторов индивидуальной среды согласуется с данными возрастной психологии о том, что в подростковом возрасте значительно расширяется сфера деятельности и общения на фоне роста самостоятельности и автономии, также полученные данные согласуются с предыдущими исследованиями. Полученные в этих исследованиях результаты свидетельствуют об умеренном вкладе генетических факторов в вариативность свойств темперамента, и об отсутствии либо очень незначительных эффектах общей среды (Eaves et al., 1989, Floderus, Myrhed et al.,1980; Loehlin & Nichols, 1976; Martin, Jardine, 1986; Plomin, 1986; Rose, Kaprio, Koskenvuo, 1988; Viken, Rose, Caprio, Koskenvuo, 1994; и др ).
Loehlin J.C. (1992) отмечает, что
наследуемость разных свойств
темперамента примерно
Анализ половых различий
по наследуемости свойств
В результате проведенного исследования мы получили возрастные различия в природе свойств темперамента между подростками 10-14 и 15-17 лет. Егорова М.С. (2004) делает вывод о существовании двух типов изменений в генетическом контроле свойств темперамента. Во - первых, меняются генетические факторы, влияющие на свойства темперамента. Во-вторых, одни и те же генетические влияния, которые действовали однонаправлено на некоторые свойства темперамента, с возрастом начинают оказывать на них противоположное действие. Мы полагаем, что генетический контроль зависит и от специфики изучаемого свойства.