Тест по "Дифференциальной психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2014 в 01:52, тест

Краткое описание

Дифференциальная психология изучает: 1) психологические различия, типологические различия психологических проявлений у представителей различных социальных, классовых, этнических, возрастных и других групп.2) индивидуально-психологические различия между людьми. Предметом исследования дифференциальной психологии является: 1)закономерности возникновения и проявления индивидуальных, групповых, типологических различий 2) индивидуальные психологические различия между людьми, традиционно относимые к области темперамента, характера…

Вложенные файлы: 1 файл

вопросы+глоссарий.doc

— 149.00 Кб (Скачать файл)

Генограмма — вариант генеалогического метода, в котором, наряду с отношениями

родства, фиксируют психологические отношения.

Деперсонализация — неспособность испытывать чувства, адекватные ситуации; чувство

своей эмоциональной измененности.

Депрессивные  состояния— состояния подавленного настроения и угнетения

потребностей. По К. Ясперсу, выделяют депрессивные реакции — психологически

понятные  ответы на жизненные стрессы, актуальные для человека независимо от его

начального  настроения, и фазы — состояния, возникающие сами по себе, эндогенно, как

обострение  трудных особенностей характера.

Диатетическая пропорция (пропорция настроения) — по Э, Кречмеру, смесь радости и

грусти, обычно присущая настроению циклоида.

Динамичность нервной системы — скорость образования условных реакций.

Дисгармонический  инфантилизм — результат неравномерности развития, приводящий к

сочетанию подчеркнуто детских и взрослых черт.

Диссоциация — примитивная психологическая защита, заключающаяся в образовании

множественной личности, способной реагировать одной из своих частей, приводя к слабой предсказуемости поведения.

Дисфория — особое состояние психики, состоящее из мрачно-тоскливого настроения,

тревожной подозрительности и мрачной злобноватости.

Дифференциальная  когнитология — область психологии способностей, обращенная к

проблеме генезиса креативности (творческих способностей, талантливости, гениальности

человека).

Дифференциальная  психология — отрасль науки, изучающая психологические различия

между индивидами и группами людей, а также природу, источники  и последствия этих

различий (наука о закономерностях психического варьирования). Понятие введено В.

Штерном в 1900 году.

Дифференциальная  психофизиология — наука об индивидуальных особенностях психики

человека с точки  зрения их обусловленности свойствами нервной системы.

Интеллектуализация — вторичная психологическая защита, приводящая к отделению

аффекта от интеллекта при  формальном сохранении чувств.

Импулъсивностъ/рефлексивность — тенденция к более или менее развернутому анализу

задачи перед принятием  решения, количество понятий, которые  человек использует для

решения проблемы.

Интуитивная реакция — отвлечение от конфликта и обесценивание его значения.

Интроверсия — рефлексия, препятствие контакту с объектами, сомнение и недоверие к

ним (по К.-Г. Юнгу). Затруднения  в общении (по Г.Ю. Айзенку).

Интегральная  индивидуальность — особая форма бытия отдельного человека,

саморегулируемая биосоциальная  система многоуровневых связей, в  рамках которой он

живет и сохраняет  целостность и тождественность  самому себе в условиях непрерывных

внешних и внутренних изменений (по В.С. Мерлииу).

Индивидуальный  стиль деятельности — это устойчивая система приемов и способов

деятельности, обусловленная  личными качествами человека и являющаяся средством

эффективного приспособления к объективным обстоятельствам. Это фенотипическое

(приобретаемое прижизненно)  Качество, возникающее на основе  свойств нервной системы

в ответ на требования типов деятельности, привычных для  субъекта; интегральный эффект

взаимодействия человека со средой.

Интроекция — примитивная психологическая защита, в результате которой идущее извне

ошибочно воспринимается как приходящее изнутри; обычно встречается  вместе с

проекцией и  проективной идентификацией.

Ипсилатеральный — расположенный в том же полушарии.

Квалификационный  профиль — часть профессиограммы, в которой количественно

определены необходимые  работнику качества.

Когнитивный стиль в широком смысле слова — способ переработки информации, ее

получения, хранения и  использования.

Компартментализация (раздельное мышление) — вторичная психологическая защита,

задача которой состоит  в возможности конфликтующим  состояниям сосуществовать без

чувства стыда или  тревоги.

Контрлатералъный — расположенный в противоположном полушарии.

Кристаллизованный интеллект — это широкая область интеллекта, включающая умения

формулировать суждения, анализировать проблемы и строить  обобщения. Этот тип

интеллекта развивается  с опытом и

образованием, опирается  на осведомленность и прогрессирует  на протяжении всей жизни

человека (по Д. Хорну).

Лабильность нервной системы — скорость возникновения и прекращения нервных

процессов.

Личность — системное качество индивида, приобретаемое им в ходе культурно-

исторического развития и обладающее свойствами активности, субъектности,

пристрастности, осознанности (по А.Н. Леонтьеву).

Локус контроля — склонность человека возлагать ответственность за все происходящее с

ним на внешние обстоятельства или себя самого (понятие введено  Дж. Роттером).

Интерналы — люди с внутренним локусом контроля.

Экстперналы — люди с внешним локусом контроля.

Мезоморфный тип — отличающийся могучим сложением, имеющий квадратную голову,

широкие ладони и ступни, склонный к соматотонии.

Метод генеалогический — метод исследования семей и родословных.

Метод моральных дилемм — использование историй с незавершенным концом для

диагностики уровня морального сознания человека и выявления его  способности к

моральной аргументации (использовался Л. Кольбергом).

Методы  психогенетичеекие направлены на выделение факторов среды и

наследственности в  индивидуальных вариациях психологических качеств.

Норма — понятие, используемое для оценки темпа и содержания психического развития

человека. Основана на статистических данных, клинических показателях, социальных

стереотипах и субъективных ожиданиях человека; культурно обусловлена  и меняет свое

содержание.

Нормальные значения показателей — расположенные в средней части кривой

нормального распределения. Обычно их больше, чем субнормальных  или

супернормальных.

Ноогенные неврозы — неврозы, вызванные фрустрацией экзистенциальных потребностей

(по В. Франклу).

Одаренность можно понимать как: 1) качественно своеобразное сочетание способностей,

обеспечивающее успешность деятельности, 2) общие способности (в отличие от

специфических), обусловливающие  широту. возможностей человека, 3) умственный

потенциал — интеллект, предполагающий широту обобщения, логичность (а не

способности к искусствам), 4) совокупность задатков, природных  данных,

обеспечивающих начальный  высокий уровень в какой-либо деятельности (наличие врож-1

денных предпосылок), 5) талантливость (условия для успехов самого высокого уровня)

Пикник — плотный, толстый человек.

Пластичность в структуре темперамента — показатель вязкости или гибкости мышления

и поведения, способность  переключаться с одного вида деятельности на другой,

стремление к разнообразию (по В.М. Русалову).

Подвижность нервной системы — переделка знаков раздражителей, скорость смены

возбуждения торможением  и торможения возбуждением. Это свойство является основой

обучаемости.

Поворот против себя (аутоагрессия) — вторичная психологическая защита, состоящая в

перенаправлении негативного  аффекта, относящегося к внешнему объекту, на себя.

Полезависимостъ/поленезависимостъ — умение сопротивляться воздействию фоновых

признаков при выделении  фигуры.

Половой диморфизм — наличие различий в анатомофизиологических признаках у

мужских и женских  особей.

Половой дицсихизм — наличие различий психических качеств и процессов у

представителей различного пола.

Половой дихрономорфизм — временное несовпадение проявления женских и мужских

признаков.

Профессиограмма — описание социально-экономических, санитарно-гигиенических,

психологических и других особенностей профессии.

Профессионально значимый признак — характеристика индивидуальности, которая

имеет значение для успешности протекания данной профессиональной деятельности.

Просоциальное поведение служит сохранению и укреплению существующих социальных

систем (по Я. Рейковскому).

Психограмма — характеристика требований, предъявляемых профессией к психике

человека.

Психологические защиты — это глобальные, закономерные, здоровые, адаптивные

способы переживания  мира, необходимые для того, чтобы 1) избежать или овладеть

мощным угрожающим чувством и 2) сохранить самоуважение. Защиты представляют

собой результат взаимодействия темперамента, природы переживаемых в раннем детстве

стрессов, защит, усвоенных  по образцам значимых других, а также  наиболее эффективных

индивидуально выработанных защит. Первичные защиты, согласно психоаналитической

традиции, имеют дело с границами между собственным  «Я» и внешним миром, а

вторичные защиты — с внутренними границами (между Эго, Супер-Эго, Ид и пр.)-

Психогенетика — пограничная с генетикой область психологии, предметом которой

является происхождение  индивидуальных психологических особенностей человека, роль

среды и генотипа в их формировании.

Психогностика — форма донаучного познания психики людей, выявляющая и

устанавливающая отношения  между определенными движениями, анатомическими

характеристиками и  особенностями характера человека.

Психэстетическая  пропорция — сосуществование в одном человеке

сверхчувствительности и холодности; особенность характера  шизоидного человека (по Э.

Кречмеру).

Самоактуализация — это развертывание потенциала личности из самого себя, из

внутренних противоречий и намерений (по А. Маслоу). Стремление и способность

человека стать тем, чем он должен стать, т.е. открыть  свое призвание и реализовать

таланты и способности.

Сексуализация (инстинктуализация) — вторичная психологическая защита, состоящая в

склонности наполнять  эротическим содержанием переносимые проблемные ситуации.

Сензитивный период — период особой чувствительности к развитию задатков

способностей или психических  функций вообще (по Н.С. Лейтесу).

Сиблинги — братья и сестры.

Сила (выносливость) нервной системы к  возбуждению — это способность выдерживать

длительное или часто  повторяющееся возбуждение.

Сила  нервной системы к торможению — это способность выдерживать часто

повторяемое действие тормозного раздражителя, что необходимо для  создания

дифференцировок.

Симультанность — одномоментность.

Синдром Марфана — особая форма диспропорционального гигантизма — результат

системного дефекта  соединительной ткани.

Синтальность— диапазон изменчивости черты внутри группы (по Р. Кеттеллу).

Синтонность (от греч. — созвучность, согласованность) — непосредственность,

способность реагировать  на состояние других людей и отвечать им в тон настроения.

Склонности — феномены, имеющие хронический и потенциальный характер (в

терминологии В. Штерна).

Специальная теория индивидуальности — это учение о происхождении,

функционировании и месте темперамента в общей структуре индивидуальных свойств

человека.

Способности — индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся

условием успешного  выполнения той или иной продуктивной деятельности.

Среда — изменяющийся ряд стимулов, на которые индивид реагирует в течение всей

жизни.

Стиль лидерства (руководства) — способ управления группой или: организацией,

основанный на типичном методе принятия решения (по К. Левину). Чаще всего выделяют

стили автократический (авторитарный, директивный), демократический (кооперативный,

недирективный) и свободный (попустительский). В современной психологии управления

выделяют также сосредоточенный на поставленной задаче («функциональный» стиль) и

сосредоточенный на взаимоотношениях в группе (аффективный» стиль), цели которых

открываются самими названиями.

Стиль жизни — уникальное соединение черт, способов поведения и привычек,

определяющих неповторимую картину существования человека (по А. Адлеру). Стиль

жизни определяется проблемой (дефектом, изъяном), в результате которого возникает

цель, приводящая к появлению  присущего человеку индивидуального  способа жизни и

позволяющая освободиться от чувства неполноценности. Адлер  выделял 4 стиля:

управляющий, берущий, избегающий и социально-полезный.

Стиль общения — результат образования устойчивых привычных связей между

доминирующими потребностями, целями, ценностями и . способами общения,

психологическое образование, формирующееся в результате взаимодействия с другими

людьми и представляющее собой устойчивый способ реализации определенных мотивов.

Стиль родительского воспитания — способ воздействия на детей, характеризующийся

уровнем контроля за их поведением и эмоциональной теплотой отношений. Чаще других

выделяют авторитетный, авторитарный, либеральный и индифферентный стили.

Стиль человека — устойчивая субъектно-специфическая система способов

осуществления человеком  разных видов активности; интегральная характеристика

формально-динамической сферы индивидуальности, проявляющаяся  в предпочтении

субъектом определенной формы взаимодействия с предметной или социальной средой.

Текучий интеллект — это те способности, благодаря которым человек обучается всему

Информация о работе Тест по "Дифференциальной психологии"