Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 14:26, реферат
Лидерство является ключевым фактором успеха во многих современных профессиях. Трудно себе представить успешного продавца торгового зала без умения привлечь внимание потенциального покупателя к товару. Торговый агент не справиться со своими обязанностями, если не сумеет быстро наладить доверительный контакт с новым клиентом. Менеджер не будет эффективным руководителем без умения неформального влияния на подчиненного. Большинство профессий требуют той или иной степени проявления лидерства.
Введение
1. Сущность и определение понятия лидерства
2. Лидерские качества менеджера
3. Типы лидеров в менеджменте
4. Особенности мышления лидеров
Заключение
Список использованных источников
Невинномысский институт экономики, управления и права
Контрольная работа по дисциплине
«Лидерство»
на тему «Трансформация лидерства»
Выполнила: Сидень О.В., студентка группы МЗ-121
Содержание
Введение
1. Сущность и определение понятия лидерства
2. Лидерские качества менеджера
3. Типы лидеров в менеджменте
4. Особенности мышления лидеров
Заключение
Список использованных источников
Введение
Лидерство является ключевым фактором успеха во многих современных профессиях. Трудно себе представить успешного продавца торгового зала без умения привлечь внимание потенциального покупателя к товару. Торговый агент не справиться со своими обязанностями, если не сумеет быстро наладить доверительный контакт с новым клиентом. Менеджер не будет эффективным руководителем без умения неформального влияния на подчиненного. Большинство профессий требуют той или иной степени проявления лидерства.
За последние 50 лет в теории
и практике менеджмента
Лидерство, как и управление, является до некоторой степени искусством. До сегодняшнего дня вопросы о лидерстве остаются актуальными, поскольку ещё не дано каких-либо чётких и определённых ответов. Но различные модели и теории, которые рассматривает данная работа, помогают осознать необходимость гибкого подхода к руководству.
Актуальность проблематики обусловлена следующими факторами:
наличием довольно скупых
исследований в некоторых
низким уровнем
Деловой лидер рассматривает отношения между лидером и следующими за ним людьми как деловое соглашение. Подчиненный, который хорошо выполняет работу, получает от лидера вознаграждение. Трансформационному же лидеру удается добиться от ведомых им людей большего, чем простое согласие: он или она способны достичь более высоких результатов путем трансформации основополагающих убеждений, ценностей и потребностей своих подчиненных.
Трансформационный лидер понимает необходимость организационных изменений, создает какой-то идеал, добивается от людей верности этому идеалу, формирует организационную культуру таким образом, чтобы она поддерживала изменения, и следит за появлением сигналов, оповещающих о необходимости новых изменений. Средством трансформационного лидера являются ораторские (коммуникативные) навыки, которые создают образ сильного и уверенного в себе человека, пробуждают в людях доверие и являются олицетворением лидерства. Пусть лидер не может установить личные отношения со всеми подчиненными, - им кажется, что такие отношения существуют.
1. Сущность и определение понятия лидерства
Практика показывает, что ни один фактор не обеспечивает большую выгоду и пользу для организации, чем эффективное лидерство. Лидеры нужны для определения целей и задач, для организации, координации, обеспечения межличностных контактов с подчиненными и выбора оптимальных, эффективных путей решения тех или иных проблем. Очевидно, что организации, где наличествуют лидеры, могут достичь всего этого гораздо быстрее, чем организации без лидеров.
Слово лидер происходит от
английского lead (вести). Значит, лидер
– это ведущий, идущий впереди.
Организации, добивающиеся
Природа лидерства может быть лучше понята, если его сравнить с собственно управлением. Быть менеджером и быть лидером в организации – это не одно и тоже. Менеджер в своем влиянии на работу подчиненных и построении отношений с ними прежде всего использует и полагается на должностную основу власти и источники, ее питающие. Лидерство же, как специфический тип отношений управления, основывается больше на процессе социального воздействия, а точнее взаимодействии в организации. Этот процесс является гораздо более сложным, требующим высокого уровня взаимодействия его участников. В отличие от собственно управления лидерство предполагает наличие в организации последователей, а не подчиненных. Соответственно отношения «начальник-подчиненный», свойственные традиционному взгляду на управление, заменяются отношениями «лидер-последователь».
Обычно мы называем лидерами тех людей, которые способны увлечь за собой, вовлечь в общее дело, «зарядить» на результат. Человек, который умеет, используя формальные рычаги власти, поставить задачу, и проконтролировать ее исполнение, не является лидером. Использование имеющихся ресурсов, постановка задач, контроль результатов, раздача поощрений и наказаний – это навык «формального» управления исполнением. Здесь не требуется личностной вовлеченности в этот процесс, достаточно строго придерживаться технологии управления.
В отличие от способности
к управлению, лидерство – это
умение найти ресурсы в
Так, если взять в качестве
примера директора завода, то
по должности он является
Быть менеджером еще не
означает автоматически
Процесс влияния через
Лидерству в значительной мере свойственна неформальная основа. «Руководство, - пишет, в частности, Р. Л. Кричевский, - феномен, имеющий место в системе формальных (или, как еще говорят, официальных) отношений, а лидерство – феномен, порожденный системой неформальных (неофициальных) отношений. Причем роль руководителя заранее определена «на табло» социальной организации, оговорен круг функций реализующего ее лица. Роль лидера возникает стихийно, в штатном расписании учреждения, предприятия ее нет… Руководство есть социальный по своей сущности феномен, а лидерство – психологический».
В ходе изучения проблемы
лидерства учеными было
Сила и принуждение при
лидерстве часто заменяются
Лидерство – это тип
Важно также отметить, что управленческое взаимодействие типа «лидер-последователь» не обязательно предполагает его иерархический характер, как это имеет место в случае отношений «начальник-подчиненный». Лидерство, как и власть – это потенциал, имеющийся у человека.
2. Лидерские качества менеджера
Лидер – человек, эффективно осуществляющий руководство группой.
Менеджер должен быть лидером, это необходимо, для того чтобы:
- Завоевать
психологический (не формальный
- Чтобы выработать свой стиль управления.
- Чтобы создать
эффективную мотивацию
Чтобы обладать властью, лидер должен:
1. Хорошо знать подчинённых.
2. Уметь хорошо анализировать ситуацию, определять ближайшие и отдалённые перспективы тех или иных действий.
3. Понимать психологические
особенности окружающих и
4. Обладать обширными знаниями и эрудицией.
Американский исследователь Лайкерт разработал принципы поддержания отношений - лидеры должны обеспечить максимальную возможность того, чтобы все действия в рамках определённой организационной структуры рассматривались как взаимодополняющие и были направлены на формирование и поддержание личного достоинства и значимости сотрудников. Подчиненные желают, чтобы для их лидера на первом плане были интересы человека, а не интересы производства. Не каждому менеджеру удается стать настоящим лидером. Таковым может стать человек, обладающий следующими качествами:
1. Честность
– полная ясность по поводу
соблюдений норм общечеловеческ
2. Интеллект – быстрота, гибкость, прагматичность ума, любознательность, умение владеть речью.
3. Способность
понимать людей – умение
4. Устойчивость взглядов – адекватная реакция на ситуацию, контроль над эмоциями, постоянство действий.
5. Уверенность
в себе – стремление брать
на себя ответственность, освед
6. Скромность
в быту – отсутствие излишней
устремленности к роскоши,
7. Склонность к самообслуживанию.
8. Эрудированность – широта и глубина познаний в различных областях науки и техники, хорошая осведомленность в философии, политологии, истории, знания в области человеческой психологии.
Указанные качества служат фундаментом для создания лидерского потенциала. Выявление степени выраженности этих качеств осуществляется методами наблюдения за деятельностью лидера и использования личностных тестов.
Сегодня соперничают 2 точки зрения на лидерские способности личности:
1. Лидерами надо родится, то есть воспитать лидера не возможно.
2. Лидерские
способности развиваются, но
Это характерно для многих видов деятельности менеджера.
Лидерские способности развиваются в процессе целенаправленной деятельности. При назначении или избрании на должность молодой руководитель должен ознакомиться с арсеналом знаний, которыми должен владеть лидер данной группы. В этом плане может оказать помощь информация по вопросам взаимодействия с людьми.
Претендент на роль лидера должен постоянно, упорно работать над собой. Здесь помощь могут оказать книги по общению, умению убеждать, консультированию, но это лишь одна сторона; другую сторону представляет практическая стажировка, которая осуществляется путем реального использования лидерских функций. В основе такой практики часто рассматривают концепцию о стилях лидерства известного психолога К. Левина – вся сложная гамма лидерства развивается между 2 крайностями: автократией и невмешательством, то есть в пространстве демократии. Этот диапазон считается классическим, так как все исследования по вопросам стиля лидерства основаны на его идеи.