Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2014 в 12:46, курсовая работа
Семейные отношения – это сложный феномен, сложная психическая реальность, включающая и мифологические и современные уровни сознания, и индивидуальные и коллективные, онтогенетические, социогенетические и филогенетические основания.
Постановка проблемы семейных отношений, определение психологических оснований их понимания и изучения являются актуальными задачами не только по причине отмечаемого исследованиями кризиса современной семьи и назревшими в связи с этим психотерапевтическими задачами, - психологическое понимание семейных отношений будет иметь теоретическое и практическое значение как в плане достижения благополучия и стабильности семейных отношений.
1. Проблема психологических исследований семьи и семейных отношений
1.1. Введение
1.2. Исторический очерк становления психологии семьи
1.3. Эволюция брака и семьи в истории человеческого общества
1.4. Характеристика современной семьи
1.5. Функционально-ролевая структура семейных отношений
1.6. Жизненный цикл семьи
1.7. Психология эмоциональных отношений
1.8. Супружеские отношения
1.9. Детско-родительские отношения
1.10. Подготовка молодежи к семейной жизни
1.11. Процессы распада и дестабилизации семейных отношений
2. Профессиональная мотивация
2.1. Введение
2.2. Понятия профессиональной мотивации
2.3. Теории мотивации
2.4. Мотив-цель
2.5. Влияние профессиональной мотивации на эффективность деятельности.
2.6. Заключение
2.7. Список использованной литературы
Московская медицинская академия им. И.М. Сеченова
факультет высшего сестринского образования
кафедра педагогики и медицинской психологии
Курсовая
по психолого-педагогическому направлению
на тему:
Удовлетворенность отношениями в браке и мотивация достижения в профессиональной деятельности у медицинских сестер.
Научный руководитель:
Выполнил:
Москва 2007
СОДЕРЖАНИЕ
1. Проблема психологических
1.1. Введение
1.2. Исторический очерк
1.3. Эволюция брака и семьи
в истории человеческого
1.4. Характеристика современной семьи
1.5. Функционально-ролевая
1.6. Жизненный цикл семьи
1.7. Психология эмоциональных отношений
1.8. Супружеские отношения
1.9. Детско-родительские отношения
1.10. Подготовка молодежи к
1.11. Процессы распада и
2. Профессиональная мотивация
2.1. Введение
2.2. Понятия профессиональной мотив
2.3. Теории мотивации
2.4. Мотив-цель
2.5. Влияние профессиональной
2.6. Заключение
2.7. Список использованной
Множество тенденций, замеченных психологами в области межличностного взаимодействия и психологии семьи, множество теоретических предположений, свидетельствуют об актуальности осмысления психологии семейных отношений.
Семья – это малая социальная группа, основанная на браке, кровном родстве, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной и материальной ответственностью.
Семья есть структура, состоящая из отношений: доминирования – подчинения (власти), ответственность и эмоциональная близость.
Психологи обращают главное внимание на межличностные отношения в семье. Что касается функций, которые выполняет семья, то суждения психологов во многом соответствуют взглядам социологов и культурологов.
Наиболее подробный анализ основных функций семьи содержится в работе А.Н.Елизарова. Приведем из его работы список функций, которые чаще всего психологи приписывают семье.
Порождение и воспитание детей.
Сохранение, развитие и передача последующим поколениям ценностей и традиций общества, аккумулирование и реализация социально-воспитательного потенциала.
Удовлетворение потребности людей в психологическом комфорте и эмоциональной поддержке, чувстве безопасности, ощущение ценности и значимости своего «Я», эмоциональном тепле и любви.
Создание условий для развития личности всех членов семьи.
Удовлетворение сексуально-эротических потребностей.
Удовлетворение потребностей в совместном проведении досуга.
Организация совместного ведения домашнего хозяйства, разделение труда в семье, взаимопомощь.
Удовлетворение потребности человека в общении с близкими людьми, в установлении прочных коммуникативных связей с ними.
Удовлетворение индивидуальной потребности в отцовстве и материнстве, контакт с детьми, их воспитании, самореализации в детях.
Социальный контроль за поведением отдельных членов семьи.
Организация деятельности по финансовому обеспечению семьи.
Рекреативная функция – охрана здоровья членов семьи, организация их отдыха, снятие с людей стрессовых состояний и т.д.
А.Н.Елизаров предполагает, что одной из главных проблем семьи является регуляция противоречий, которые возникают в семье, и выделяет два основных пути их разрешения: а) апелляция к социальным нормам, разуму и ценностям;
б) апелляция к разуму супругов, к их способности понять необходимость согласия.
Анализируя весь список «функций семьи», он приходит к выводу, что здоровые отношения в семье существуют только тогда, когда группа людей, называющая себя «семьей», порождает и воспитывает детей.
Семейные отношения – это сложный феномен, сложная психическая реальность, включающая и мифологические и современные уровни сознания, и индивидуальные и коллективные, онтогенетические, социогенетические и филогенетические основания.
Постановка проблемы семейных отношений, определение психологических оснований их понимания и изучения являются актуальными задачами не только по причине отмечаемого исследованиями кризиса современной семьи и назревшими в связи с этим психотерапевтическими задачами, - психологическое понимание семейных отношений будет иметь теоретическое и практическое значение как в плане достижения благополучия и стабильности семейных отношений.
1.1. Исторический очерк
Интерес к происхождению человечества способствовал развитию исторического взгляда на психологию семьи. Психология семейных отношений сложилась как наука, изучающая объективные закономерности, проявления и механизмы семейных отношений.
К настоящему времени можно выделить следующие направления в изучении психологии семейных отношений: эволюционизм, функционализм, биологизм, эмпиризм и сциентизм.
Эволюционный подход. Уже в античные времена имелись представления как о «патриархальности» семейного уклада, так и о наличии беспорядочной половой связи, получившей название «промискуитета».
Отцом «патриархальной теории» называют Платона. Идея же группового брака отмечается уже в «Истории» Геродота, который указывал на общность жен у целого ряда народов. Исследователи пришли к мысли, что первой формой рода оказывается материнский род, основанный на коллективном хозяйстве и экзогамно-эндогамных брачных отношениях при наблюдавшихся парных союзах.
В рамках эволюционного подхода известна и другая точка зрения, связанная с трактовкой семейных отношений через призму «упадка» культуры и общества. Ее сторонники подчеркивают негативные тенденции в развитии семейных отношений: ослабление союза родителей и детей, супругов и распад семейного хозяйства.
Функциональный подход. Согласно функциональному подходу семейные отношения являются производными от образа жизни семьи и семейного уклада, обусловлены социокультурными функциями семьи и строятся на системе социокультурных ролей, связанных с браком, родством и родительством. Родоначальник структурно-функционального направления изучения семьи Э.Дюркгейм.
Функционализм признает брачные отношения лишь при появлении беременности и рождении ребенка. Смена исторических форм семьи, возникновение экзогамии выводится из табу инцеста (запрета на кровосмешение). Функционалистам принадлежит разработка проблем материнства и отцовства. В функциональном подходе в отличии от эволюционистского ключевым моментом выступает проблема ответственности, мера ответственности способна задавать динамику семейных отношений.
Этологический подход. Истоки этого направления следует отнести к появлению книги Ч.Дарвина «Происхождение человека и половой отбор». Согласно этологическому подходу исторический период застал человечество с четырьмя системами брачных отношений: групповым браком, полигинией (один мужчина и несколько женщин), полиандрией (одна женщина и несколько мужчин) и моногамией (один мужчина и одна женщина); последняя в двух формах – пожизненная и допускающая развод. Этологи констатируют естественный характер всех перечисленных форм брачно-семейных отношений и их изменчивость. С биологической точки зрения многообразие брачно-семейных отношений – это удивительный факт, т.к. брачная система – видовой признак и является константой.
Эмпирический подход. Согласно эмпиризму семья рассматривается как малая социальная группа, имеющая свою историю возникновения, функционирования и распада. Семейные отношения строятся на эмоциональной близости членов семьи, на их потребностях и влечениях. Родоначальником эмпирического подхода считают Ф. Ле Пле, полагавшего спонтанную устойчивость семьи при смене поколений благодаря склонности к солидарности и сплоченности.
Сциентистский подход. Семейные отношения рассматриваются в нем во взаимосвязи личности и общества. К создателям и сторонникам этого подхода относят У. Джемса, Ч.Кули, У.Томаса, Ф. Знанецкого, Ж.Пиаже, З.Фрейда.
1.2. Эволюция брака и семьи
в истории человеческого
Что такое семья? Каковы её признаки? Какую роль играет семья в обществе?
Вопросы пытались решить мыслители всех эпох, начиная с самой древности.
Семью, её происхождение и сущность изучают многие науки: социология, психология, педагогика, демография, право, этика, политология, история и другие. Любое определение семьи, с точки зрения какой-либо науки, будет неполным. По существу семья представляет систему отношений между мужем и женой, родителями и детьми, основанную на браке или кровном родстве и имеющую исторически определённую организацию. Её основные признаки:
а) брачные или кровно родственные связи между всеми её членами,
б) совместное проживание в одном помещение,
в) общий совместный бюджет.
Юридическая сторона, юридическое оформление здесь не выступает непременным условием.
Да и другие признаки не так уж четки: сколько
времени нужно проживать совместно - одну
неделю или несколько лет; какую часть
от личного бюджета каждого из членов
семьи включает весь семейный бюджет и
т.д.
Кратко рассмотрим историческую эволюцию
форм брака и семьи.
Первобытные люди, как и их обезьяноподобные
предки, активно
включались в процесс размножения, подчиняясь
инстинктам, вероятно,
сразу же после достижения половой зрелости.
Распространено мнение,
что на начальном этапе развития первобытные
люди группировались в
небольшие (из 20-30 взрослых членов) и малоустойчивые
коллективы,
называемые стадом или ордой. Причем внутри
каждого из таких стад
бытовали неупорядоченные половые отношения,
или промискуитет.
Существует и другая точка зрения, согласно
которой первобытное
человеческое стадо унаследовало от предшествовавших
ему объединений
обезьян так называемую гаремную семью
со свойственной ей
регламентацией половой жизни.
История собственно человеческого общества
приурочивается к стадии становления
родового строя, появления коллективов, связанных происхождением
от
одного предка. Полагают, что из-за неустойчивости
в то время
брачных связей и трудности установления
отцовства наибольшее
распространение вначале получил счет
родства по материнской линии
(материнский род), который позже сменился
патрилинейным родством
(отцовским родом). Наряду с однолинейным
счетом родства (только по
матери или отцу) важным признаком рода
был обычай экзогамии, т.е.
запрещения брачно-половых связей между
мужчинами и женщинами,
являющимися членами одного рода. Происхождение
этой регламентации
половых связей полностью не выяснено;
гипотеза о том, что оно
было введено для избегания вредного последствия
браков между
родственниками (инбридинга) в настоящее
время отклоняется как
надуманная.
Вместе с появлением
в первобытном обществе родовой организации
возникает брак и семья - особые социальные
институты, призванные
регулировать отношения между полами,
между родителями и детьми и
т.д.
Первой
формой брака обычно считается дуально-родовой
групповой
брак, при котором все мужчины одного рода
являлись потенциальными
мужьями всех жен другого рода. Как показали
этнографические
наблюдения над аборигенами Австралии
и некоторыми другими отставшими
в своём развитии родоплеменными общностями,
такой брак чаще всего
конкретно проявлялся в существовании
парных семей - более или менее
длительного, сравнительно легко заключаемого
и легко расторжимого
союза одного мужчины с одной женщиной.
Причем оба супруга
сохраняли право на связь с «дополнительными»
женами или мужьями,
состоящими или не состоящими в парных
семьях. Парная семья, хотя
и обладала некоторыми хозяйственными
функциями, еще не являлась
отдельной экономической ячейкой; муж
и жена сохраняли тесные связи
со своими родами, а иногда и оставались
жить со своими
сородичами, встречаясь друг с другом
лишь для половых сношений
(дети в этом случае обычно оставались
в роду матери).
В ходе дальнейшего развития общества
групповой брак стал ограничиваться
более узким кругом лиц, например, только братьями основного мужа и
сёстрами основной жены, а затем и вообще
исчез, сохранившись лишь
в некоторых, иногда искаженных пережиточных
формах (известное,
например, у некоторых народов право гостья
на жену или дочь хозяина и т.п.).
Период разложения общинно-родового строя
и становления
классового общества, низшей социальной
и хозяйственной ячейкой
которого стала семья, ознаменовался изменением
и форм брака. Парная
семья сменяется более прочной моногамной
семьёй. Возросшая
хозяйственная роль мужчины - земледельца
и скотовода - приводит к
утверждению его главенства в семье (патриархат).