Умственная отсталость

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 15:27, контрольная работа

Краткое описание

Психология умственно отсталых детей - одно из направлений специальной психологии, рассматривающее динамику познавательной деятельности и личности умственно отсталых детей дошкольного и школьного возрастов

Содержание

Введение……………………………………………………………………..…….3
1.Определение понятия «Умственная отсталость»……………………………..5
2.Классификация умственной отсталости……………………………….……..13
3.Причины умственной отсталости…………………………………………….16
Заключение……………………………………………………………………….21
Список литературы………………………………………………………………22

Вложенные файлы: 1 файл

кор.пед.docx

— 37.73 Кб (Скачать файл)
"justify">     Во  всех приведенных примерах речь шла  о детях, у которых наблюдалось  недостаточное развитие познавательной деятельности, но не было поражения  головного мозга. Иными словами, имелся первый признак, приведенный  в нашем определении умственной отсталости, но не было второго признака. Оказалось, что эти дети не были умственно  отсталыми, а следовательно, не подлежали  переводу либо направлению во вспомогательную  школу.

     Особую  трудность представляет оценка степени  умственного недоразвития детей, у  которых вследствие сравнительно легкого  поражения центральной нервной  системы происходит недоразвитие одного из анализаторов (двигательного или  слухового), участвующих в формировании речи. Плохое и позднее развитие речи - это существенное обстоятельство, от которого зависит развитие всей познавательной деятельности ребенка  и в особенности его успехи в школе. Эти дети иногда обнаруживают признаки поражения центральной  нервной системы и плохую успеваемость в школе. И все же, если в ходе специальных экспериментально-психологических  исследований обнаруживается, что познавательная деятельность таких детей в основном не нарушена, что они сообразительны и легко обучаемы, их также не следует считать умственно отсталыми. При соответствующей логопедической восстановительной работе они смогут продолжать обучение в массовой или  специальной речевой школе.

     Следовательно, наличия одного лишь второго признака, приведенного в нашем определении, также недостаточно для установления умственной отсталости. Только сочетание  двух признаков (нарушение познавательной деятельности и органическое поражение  мозга, вызвавшее это нарушение) свидетельствует о наличии у  ребенка умственной отсталости.

     В определении говорится о стойком  нарушении познавательной деятельности. Возможны случаи, когда какие-либо вредности, например тяжелое инфекционное заболевание, сотрясение мозга, голод, приводят к  некоторым нарушениям нервных процессов. В результате у детей наблюдается временное, преходящее нарушение умственной работоспособности. У таких детей могут наблюдаться более или менее длительные задержки умственного развития. При всем этом они не являются умственно отсталыми. Дефект познавательной деятельности у них не стоек. Наряду с преходящими астеническими состояниями у некоторых детей наблюдаются столь стойкие и длительные нарушения умственной работоспособности, что они практически лишают их возможности обучаться в массовой школе. Напрасно некоторые психоневрологи пытаются с помощью неточного диагноза - "задержка психического развития" - удержать их в массовой школе. После трех, а иногда и шести лет бесплодного мучительного второгодничества в массовой школе они в конечном счете переводятся во вспомогательные школы.

     В настоящее время вопрос об обучении детей, страдающих стойким и выраженным нарушением умственной работоспособности  вследствие перенесенных заболеваний  центральной нервной системы, решается по-новому. Создается все больше школ для детей, которые не справляются  с программой массовой школы не вследствие умственной отсталости, а из-за стойкого нарушения умственной работоспособности.

     Для правильного суждения о наличии  всех обязательных признаков, характеризующих  умственную отсталость, необходимо заключение по крайней мере двух специалистов: врача-психоневролога, педагога-дефектолога  или патопсихолога. Первый дает заключение о состоянии центральной нервной  системы ребенка, второй - заключение об особенностях познавательной деятельности. Так в настоящее время практически  совместно решается вопрос об умственной отсталости ребенка и о целесообразности его обучения во вспомогательной  школе.

     Следует обратить внимание на то, что понятие "умственно отсталый ребенок" не равнозначно понятию "олигофрен". Понятие "умственно отсталый'" является более общим. Оно включает в себя олигофрению и другие (различные по причинам) состояния выраженного интеллектуального недоразвития.

     Подобно тому как понятие "инвалид III группы" или "инвалид II группы" не определяет характера заболевания, а только то, какова работоспособность данного  больного, так и понятие "умственная отсталость" не определяет конкретного  заболевания, а лишь то, каковы возможности  данного ребенка в отношении  усвоения школьных знаний.

     Тот факт, что содержание и методы обучения умственно отсталых детей разрабатывались  наукой олигофренопедагогикой, объясняется  чисто исторически: в предшествующие годы психиатрия менее течно диагностировала  разные формы недоразвития и заболевания  нервной системы. В результате все  те случаи, при которых наблюдалось  неправильное развитие психики, квалифицировались  как олигофрения. Даже в настоящее  время в некоторых местах недостаточно квалифицированные детские психоневрологи необоснованно расширительно диагностируют  олигофрению. Поэтому так трудно судить о том, каков подлинный  процент олигофрении среди учащихся вспомогательных школ. Однако исследования психиатров, в частности работа Г. Е. Сухаревой "Клиника олигофрении", дают четкие критерии для разграничения  разных форм умственного недоразвития.

     Но  если понятие "умственно отсталый ребенок" правомерно сблизить с понятием "учащийся вспомогательной школы" (нельзя отождествить, так как в  понятие "учащийся вспомогательной  школы" не входят, естественно, ни дети дошкольного возраста, ни еще не распознанные умственно отсталые ученики  массовых школ), то совершенно неправомерно отождествлять его с понятием "олигофрен-дебил". 
 
 
 

2.Классификация  умственной отсталости 

     Умственно отсталые дети различаются степенью выраженности дефекта, измеряемой по тесту  интеллекта Векслера в условных единицах. Дети с легкими степенями умственной отсталости (дебильность) составляют 75 - 80%. Их уровень интеллектуального развития составляет 50 - 70 условных единиц. После обучения в специальных школах или классах, находящихся при массовых школах, или после воспитания и обучения в домашних условиях многие из них социально адаптируются и трудоустраиваются.

     Дети  со средней выраженностью отсталости (имбецильность) составляют примерно 15 % случаев. Их уровень интеллектуального  развития составляет от 20 до 50 условных единиц. Некоторые из них (с умеренной умственной отсталостью, 10 35 - 49) посещают специальную школу для имбецилов или учатся в специальных классах школы для умственно отсталых или воспитываются и обучаются в домашних условиях родителями или приглашенными педагогами. Они обычно живут в семьях. Их трудоустройство затруднено. Другая группа, с выраженной умственной отсталостью (10 20 - 34), овладевает лишь навыками самообслуживания и простейшими трудовыми операциями, эти дети часто направляются в интернатные учреждения Министерства социальной защиты населения.

     Глубоко умственно отсталые дети (идиотия) в  большинстве своем пожизненно находятся  в интернатах Министерства социальной зашиты населения. Некоторые, по желанию  родителей, живут в семьях. Их общее количество - примерно 5 % от всех умственно отсталых детей. Мышление таких детей практически полностью неразвито, возможна избирательная эмоциональная привязанность таких детей к близким взрослым. Обычно они не овладевают даже элементарными навыками самообслуживания. IQ этих детей менее 20 единиц.

     Разделение  умственно отсталых детей по степени  выраженности умственной отсталости практически  целесообразно и находит отражение  в современных международных  классификациях болезней.

     Наиболее  многочисленной, перспективной и  изученной группой умственно  отсталых детей являются дети с легкой и умеренной степенью умственной отсталости. В дальнейшем, употребляя термин «умственно отсталый ребенок», мы будем иметь в виду только эту  клиническую группу, которая в  свою очередь характеризуется значительным разнообразием.

Наиболее  распространенной классификацией детей  с общим психическим недоразвитием (олигофренов) в нашей стране является классификация, предложенная М. С. Певзнер, в соответствии с которой выделяются пять форм.

     При неосложненной форме ребенок  характеризуется уравновешенностью  основных нервных процессов. Отклонения в познавательной деятельности не сопровождаются у него грубыми нарушениями анализаторов. Эмоционально-волевая сфера относительно сохранна. Ребенок способен к целенаправленной деятельности, однако лишь в тех  случаях, когда задание ему понятно  и доступно. В привычной ситуации его поведение не имеет резких отклонений.

     При олигофрении, характеризующейся неустойчивостью  эмоционально-волевой сферы по типу возбудимости или заторможенности, присущие ребенку нарушения отчетливо  проявляются в изменениях поведения  и снижении работоспособности.

     У олигофренов с нарушением функций  анализаторов диффузное поражение  коры сочетается с более глубокими  поражениями той или иной мозговой системы. Эти дети дополнительно  имеют локальные дефекты речи, слуха, зрения, опорно-двигательного  аппарата.

     При олигофрении с психопатоподобным  поведением у ребенка отмечается резкое нарушение эмоционально-волевой  сферы. На первом плане у него оказывается  недоразвитие личностных компонентов, снижение критичности относительно себя и окружающих людей, расторможенность влечений. Ребенок склонен к неоправданным аффектам.

     При олигофрении с выраженной лобной недостаточностью нарушения познавательной деятельности сочетаются у ребенка  с изменениями личности по лобному  типу с резкими нарушениями моторики. Эти дети вялы, безынициативны и  беспомощны. Их речь многословна, бессодержательна, имеет подражательный характер. Дети не способны к психическому напряжению, целенаправленности, активности, слабо  учитывают ситуацию.

     Дети-олигофрены характеризуются стойкими нарушениями  всей психической деятельности, отчетливо  обнаруживающимися в снижении активности познавательных процессов, особенно -- словесно-логического мышления. Причем имеет место не только отставание от норм, но и глубокое своеобразие  личностных проявлений и всей познавательной сферы. Таким образом, умственно  отсталые дети ни в коей мере не могут  быть приравнены к нормально развивающимся  детям более младшего возраста. Они  иные по основным своим проявлениям. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3.Причины  умственной отсталости 

     Умственно отсталые дети - одна из наиболее многочисленных категорий детей, отклоняющихся в своем развитии от нормы. Они составляют около 2,5 % от общей детской популяции. Зарубежные психологи нередко указывают другие, более высокие, проценты, что обусловлено иными критериями, используемыми при диагностировании у ребенка умственной отсталости.

     Понятие «умственно отсталый ребенок» включает весьма разнообразную по составу  массу детей, которых объединяет наличие повреждения коры головного  мозга, имеющее диффузный характер. Морфологические изменения, хотя и  не с одинаковой интенсивностью, захватывают  многие участки коры головного мозга  ребенка, нарушая их строение и функции. Не исключены и такие случаи, когда  диффузное поражение коры сочетается с отдельными, более выраженными  локальными, иногда включающими и  подкорковые системы. Все это  обусловливает возникновение различных, с разной отчетливостью выраженных отклонений, обнаруживающихся во всех видах психической деятельности, особенно резко - в мыслительных процессах.

     Преобладающее большинство умственно отсталых детей составляют те, у которых  умственная отсталость возникла вследствие различных органических поражений, главным образом наиболее сложных  и поздно формирующихся мозговых систем, в период до развития речи (до 2 -- 3 лет). Это так называемые дети-олигофрены (от греч. малоумный). Данный термин был предложен немецким психиатром Э.Крепелином в начале XX в. для обозначения группы аномалий развития, разнородных по этиологии, клинической симптоматике, главной особенностью которых является тотальное психическое недоразвитие.

     Изучение  специфики умственной отсталости при  олигофрении интенсивно велось в 50 -70-е гг. XX в. прежде всего такими известными отечественными клиницистами, как Г.Е.Сухарева, М.С.Певзнер, Д.Н.Исаев, В.В.Ковалев и др.

     Г. Е. Сухарева, преследуя задачи выявления  клинических особенностей данной формы  умственной отсталости и разработки критериев отграничения ее от сходных  состояний, в частности от слабовыраженных  отклонений интеллектуального развития при задержке психического развития, при тяжелых нарушениях речи, при  локальной патологии головного  мозга, определила основные клинические  проявления олигофрении. К ним она  отнесла: преобладание интеллектуального  дефекта и отсутствие прогредиентности состояния. Сходное определение  дает несколько позже и В.В.Ковалев, определяя олигофрению как «сборную группу различных по этиологии, патогенезу и клиническим проявлениям непрогредиентных патологических состояний, общим признаком  которых является наличие врожденного  или приобретенного в раннем детстве (до 3 лет) общего психического недоразвития с преимущественной недостаточностью интеллектуальных способностей».

Информация о работе Умственная отсталость