Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 15:27, контрольная работа
Психология умственно отсталых детей - одно из направлений специальной психологии, рассматривающее динамику познавательной деятельности и личности умственно отсталых детей дошкольного и школьного возрастов
Введение……………………………………………………………………..…….3
1.Определение понятия «Умственная отсталость»……………………………..5
2.Классификация умственной отсталости……………………………….……..13
3.Причины умственной отсталости…………………………………………….16
Заключение……………………………………………………………………….21
Список литературы………………………………………………………………22
Особую
трудность представляет оценка степени
умственного недоразвития детей, у
которых вследствие сравнительно легкого
поражения центральной нервной
системы происходит недоразвитие одного
из анализаторов (двигательного или
слухового), участвующих в формировании
речи. Плохое и позднее развитие
речи - это существенное обстоятельство,
от которого зависит развитие всей
познавательной деятельности ребенка
и в особенности его успехи
в школе. Эти дети иногда обнаруживают
признаки поражения центральной
нервной системы и плохую успеваемость
в школе. И все же, если в ходе
специальных экспериментально-
Следовательно, наличия одного лишь второго признака, приведенного в нашем определении, также недостаточно для установления умственной отсталости. Только сочетание двух признаков (нарушение познавательной деятельности и органическое поражение мозга, вызвавшее это нарушение) свидетельствует о наличии у ребенка умственной отсталости.
В
определении говорится о
В настоящее время вопрос об обучении детей, страдающих стойким и выраженным нарушением умственной работоспособности вследствие перенесенных заболеваний центральной нервной системы, решается по-новому. Создается все больше школ для детей, которые не справляются с программой массовой школы не вследствие умственной отсталости, а из-за стойкого нарушения умственной работоспособности.
Для
правильного суждения о наличии
всех обязательных признаков, характеризующих
умственную отсталость, необходимо заключение
по крайней мере двух специалистов:
врача-психоневролога, педагога-дефектолога
или патопсихолога. Первый дает заключение
о состоянии центральной
Следует обратить внимание на то, что понятие "умственно отсталый ребенок" не равнозначно понятию "олигофрен". Понятие "умственно отсталый'" является более общим. Оно включает в себя олигофрению и другие (различные по причинам) состояния выраженного интеллектуального недоразвития.
Подобно тому как понятие "инвалид III группы" или "инвалид II группы" не определяет характера заболевания, а только то, какова работоспособность данного больного, так и понятие "умственная отсталость" не определяет конкретного заболевания, а лишь то, каковы возможности данного ребенка в отношении усвоения школьных знаний.
Тот
факт, что содержание и методы обучения
умственно отсталых детей разрабатывались
наукой олигофренопедагогикой, объясняется
чисто исторически: в предшествующие
годы психиатрия менее течно диагностировала
разные формы недоразвития и заболевания
нервной системы. В результате все
те случаи, при которых наблюдалось
неправильное развитие психики, квалифицировались
как олигофрения. Даже в настоящее
время в некоторых местах недостаточно
квалифицированные детские
Но
если понятие "умственно отсталый
ребенок" правомерно сблизить с понятием
"учащийся вспомогательной школы"
(нельзя отождествить, так как в
понятие "учащийся вспомогательной
школы" не входят, естественно, ни дети
дошкольного возраста, ни еще не
распознанные умственно отсталые ученики
массовых школ), то совершенно неправомерно
отождествлять его с понятием
"олигофрен-дебил".
2.Классификация
умственной отсталости
Умственно отсталые дети различаются степенью выраженности дефекта, измеряемой по тесту интеллекта Векслера в условных единицах. Дети с легкими степенями умственной отсталости (дебильность) составляют 75 - 80%. Их уровень интеллектуального развития составляет 50 - 70 условных единиц. После обучения в специальных школах или классах, находящихся при массовых школах, или после воспитания и обучения в домашних условиях многие из них социально адаптируются и трудоустраиваются.
Дети
со средней выраженностью
Глубоко умственно отсталые дети (идиотия) в большинстве своем пожизненно находятся в интернатах Министерства социальной зашиты населения. Некоторые, по желанию родителей, живут в семьях. Их общее количество - примерно 5 % от всех умственно отсталых детей. Мышление таких детей практически полностью неразвито, возможна избирательная эмоциональная привязанность таких детей к близким взрослым. Обычно они не овладевают даже элементарными навыками самообслуживания. IQ этих детей менее 20 единиц.
Разделение
умственно отсталых детей по степени
выраженности умственной отсталости практически
целесообразно и находит
Наиболее
многочисленной, перспективной и
изученной группой умственно
отсталых детей являются дети с легкой
и умеренной степенью умственной
отсталости. В дальнейшем, употребляя
термин «умственно отсталый ребенок»,
мы будем иметь в виду только эту
клиническую группу, которая в
свою очередь характеризуется
Наиболее
распространенной классификацией детей
с общим психическим
При
неосложненной форме ребенок
характеризуется
При
олигофрении, характеризующейся
У олигофренов с нарушением функций анализаторов диффузное поражение коры сочетается с более глубокими поражениями той или иной мозговой системы. Эти дети дополнительно имеют локальные дефекты речи, слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата.
При
олигофрении с
При
олигофрении с выраженной лобной
недостаточностью нарушения познавательной
деятельности сочетаются у ребенка
с изменениями личности по лобному
типу с резкими нарушениями
Дети-олигофрены
характеризуются стойкими нарушениями
всей психической деятельности, отчетливо
обнаруживающимися в снижении активности
познавательных процессов, особенно --
словесно-логического мышления. Причем
имеет место не только отставание
от норм, но и глубокое своеобразие
личностных проявлений и всей познавательной
сферы. Таким образом, умственно
отсталые дети ни в коей мере не могут
быть приравнены к нормально развивающимся
детям более младшего возраста. Они
иные по основным своим проявлениям.
3.Причины
умственной отсталости
Умственно отсталые дети - одна из наиболее многочисленных категорий детей, отклоняющихся в своем развитии от нормы. Они составляют около 2,5 % от общей детской популяции. Зарубежные психологи нередко указывают другие, более высокие, проценты, что обусловлено иными критериями, используемыми при диагностировании у ребенка умственной отсталости.
Понятие
«умственно отсталый ребенок» включает
весьма разнообразную по составу
массу детей, которых объединяет
наличие повреждения коры головного
мозга, имеющее диффузный характер.
Морфологические изменения, хотя и
не с одинаковой интенсивностью, захватывают
многие участки коры головного мозга
ребенка, нарушая их строение и функции.
Не исключены и такие случаи, когда
диффузное поражение коры сочетается
с отдельными, более выраженными
локальными, иногда включающими и
подкорковые системы. Все это
обусловливает возникновение
Преобладающее большинство умственно отсталых детей составляют те, у которых умственная отсталость возникла вследствие различных органических поражений, главным образом наиболее сложных и поздно формирующихся мозговых систем, в период до развития речи (до 2 -- 3 лет). Это так называемые дети-олигофрены (от греч. малоумный). Данный термин был предложен немецким психиатром Э.Крепелином в начале XX в. для обозначения группы аномалий развития, разнородных по этиологии, клинической симптоматике, главной особенностью которых является тотальное психическое недоразвитие.
Изучение специфики умственной отсталости при олигофрении интенсивно велось в 50 -70-е гг. XX в. прежде всего такими известными отечественными клиницистами, как Г.Е.Сухарева, М.С.Певзнер, Д.Н.Исаев, В.В.Ковалев и др.
Г.
Е. Сухарева, преследуя задачи выявления
клинических особенностей данной формы
умственной отсталости и разработки
критериев отграничения ее от сходных
состояний, в частности от слабовыраженных
отклонений интеллектуального развития
при задержке психического развития,
при тяжелых нарушениях речи, при
локальной патологии головного
мозга, определила основные клинические
проявления олигофрении. К ним она
отнесла: преобладание интеллектуального
дефекта и отсутствие прогредиентности
состояния. Сходное определение
дает несколько позже и В.В.Ковалев,
определяя олигофрению как «