Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 15:27, контрольная работа
Психология умственно отсталых детей - одно из направлений специальной психологии, рассматривающее динамику познавательной деятельности и личности умственно отсталых детей дошкольного и школьного возрастов
Введение……………………………………………………………………..…….3
1.Определение понятия «Умственная отсталость»……………………………..5
2.Классификация умственной отсталости……………………………….……..13
3.Причины умственной отсталости…………………………………………….16
Заключение……………………………………………………………………….21
Список литературы………………………………………………………………22
     Особую 
трудность представляет оценка степени 
умственного недоразвития детей, у 
которых вследствие сравнительно легкого 
поражения центральной нервной 
системы происходит недоразвитие одного 
из анализаторов (двигательного или 
слухового), участвующих в формировании 
речи. Плохое и позднее развитие 
речи - это существенное обстоятельство, 
от которого зависит развитие всей 
познавательной деятельности ребенка 
и в особенности его успехи 
в школе. Эти дети иногда обнаруживают 
признаки поражения центральной 
нервной системы и плохую успеваемость 
в школе. И все же, если в ходе 
специальных экспериментально-
Следовательно, наличия одного лишь второго признака, приведенного в нашем определении, также недостаточно для установления умственной отсталости. Только сочетание двух признаков (нарушение познавательной деятельности и органическое поражение мозга, вызвавшее это нарушение) свидетельствует о наличии у ребенка умственной отсталости.
     В 
определении говорится о 
В настоящее время вопрос об обучении детей, страдающих стойким и выраженным нарушением умственной работоспособности вследствие перенесенных заболеваний центральной нервной системы, решается по-новому. Создается все больше школ для детей, которые не справляются с программой массовой школы не вследствие умственной отсталости, а из-за стойкого нарушения умственной работоспособности.
     Для 
правильного суждения о наличии 
всех обязательных признаков, характеризующих 
умственную отсталость, необходимо заключение 
по крайней мере двух специалистов: 
врача-психоневролога, педагога-дефектолога 
или патопсихолога. Первый дает заключение 
о состоянии центральной 
Следует обратить внимание на то, что понятие "умственно отсталый ребенок" не равнозначно понятию "олигофрен". Понятие "умственно отсталый'" является более общим. Оно включает в себя олигофрению и другие (различные по причинам) состояния выраженного интеллектуального недоразвития.
Подобно тому как понятие "инвалид III группы" или "инвалид II группы" не определяет характера заболевания, а только то, какова работоспособность данного больного, так и понятие "умственная отсталость" не определяет конкретного заболевания, а лишь то, каковы возможности данного ребенка в отношении усвоения школьных знаний.
     Тот 
факт, что содержание и методы обучения 
умственно отсталых детей разрабатывались 
наукой олигофренопедагогикой, объясняется 
чисто исторически: в предшествующие 
годы психиатрия менее течно диагностировала 
разные формы недоразвития и заболевания 
нервной системы. В результате все 
те случаи, при которых наблюдалось 
неправильное развитие психики, квалифицировались 
как олигофрения. Даже в настоящее 
время в некоторых местах недостаточно 
квалифицированные детские 
     Но 
если понятие "умственно отсталый 
ребенок" правомерно сблизить с понятием 
"учащийся вспомогательной школы" 
(нельзя отождествить, так как в 
понятие "учащийся вспомогательной 
школы" не входят, естественно, ни дети 
дошкольного возраста, ни еще не 
распознанные умственно отсталые ученики 
массовых школ), то совершенно неправомерно 
отождествлять его с понятием 
"олигофрен-дебил". 
 
 
 
2.Классификация 
умственной отсталости 
Умственно отсталые дети различаются степенью выраженности дефекта, измеряемой по тесту интеллекта Векслера в условных единицах. Дети с легкими степенями умственной отсталости (дебильность) составляют 75 - 80%. Их уровень интеллектуального развития составляет 50 - 70 условных единиц. После обучения в специальных школах или классах, находящихся при массовых школах, или после воспитания и обучения в домашних условиях многие из них социально адаптируются и трудоустраиваются.
     Дети 
со средней выраженностью 
Глубоко умственно отсталые дети (идиотия) в большинстве своем пожизненно находятся в интернатах Министерства социальной зашиты населения. Некоторые, по желанию родителей, живут в семьях. Их общее количество - примерно 5 % от всех умственно отсталых детей. Мышление таких детей практически полностью неразвито, возможна избирательная эмоциональная привязанность таких детей к близким взрослым. Обычно они не овладевают даже элементарными навыками самообслуживания. IQ этих детей менее 20 единиц.
     Разделение 
умственно отсталых детей по степени 
выраженности умственной отсталости практически 
целесообразно и находит 
     Наиболее 
многочисленной, перспективной и 
изученной группой умственно 
отсталых детей являются дети с легкой 
и умеренной степенью умственной 
отсталости. В дальнейшем, употребляя 
термин «умственно отсталый ребенок», 
мы будем иметь в виду только эту 
клиническую группу, которая в 
свою очередь характеризуется 
Наиболее 
распространенной классификацией детей 
с общим психическим 
     При 
неосложненной форме ребенок 
характеризуется 
     При 
олигофрении, характеризующейся 
У олигофренов с нарушением функций анализаторов диффузное поражение коры сочетается с более глубокими поражениями той или иной мозговой системы. Эти дети дополнительно имеют локальные дефекты речи, слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата.
     При 
олигофрении с 
     При 
олигофрении с выраженной лобной 
недостаточностью нарушения познавательной 
деятельности сочетаются у ребенка 
с изменениями личности по лобному 
типу с резкими нарушениями 
     Дети-олигофрены 
характеризуются стойкими нарушениями 
всей психической деятельности, отчетливо 
обнаруживающимися в снижении активности 
познавательных процессов, особенно -- 
словесно-логического мышления. Причем 
имеет место не только отставание 
от норм, но и глубокое своеобразие 
личностных проявлений и всей познавательной 
сферы. Таким образом, умственно 
отсталые дети ни в коей мере не могут 
быть приравнены к нормально развивающимся 
детям более младшего возраста. Они 
иные по основным своим проявлениям. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
3.Причины 
умственной отсталости 
Умственно отсталые дети - одна из наиболее многочисленных категорий детей, отклоняющихся в своем развитии от нормы. Они составляют около 2,5 % от общей детской популяции. Зарубежные психологи нередко указывают другие, более высокие, проценты, что обусловлено иными критериями, используемыми при диагностировании у ребенка умственной отсталости.
     Понятие 
«умственно отсталый ребенок» включает 
весьма разнообразную по составу 
массу детей, которых объединяет 
наличие повреждения коры головного 
мозга, имеющее диффузный характер. 
Морфологические изменения, хотя и 
не с одинаковой интенсивностью, захватывают 
многие участки коры головного мозга 
ребенка, нарушая их строение и функции. 
Не исключены и такие случаи, когда 
диффузное поражение коры сочетается 
с отдельными, более выраженными 
локальными, иногда включающими и 
подкорковые системы. Все это 
обусловливает возникновение 
Преобладающее большинство умственно отсталых детей составляют те, у которых умственная отсталость возникла вследствие различных органических поражений, главным образом наиболее сложных и поздно формирующихся мозговых систем, в период до развития речи (до 2 -- 3 лет). Это так называемые дети-олигофрены (от греч. малоумный). Данный термин был предложен немецким психиатром Э.Крепелином в начале XX в. для обозначения группы аномалий развития, разнородных по этиологии, клинической симптоматике, главной особенностью которых является тотальное психическое недоразвитие.
Изучение специфики умственной отсталости при олигофрении интенсивно велось в 50 -70-е гг. XX в. прежде всего такими известными отечественными клиницистами, как Г.Е.Сухарева, М.С.Певзнер, Д.Н.Исаев, В.В.Ковалев и др.
     Г. 
Е. Сухарева, преследуя задачи выявления 
клинических особенностей данной формы 
умственной отсталости и разработки 
критериев отграничения ее от сходных 
состояний, в частности от слабовыраженных 
отклонений интеллектуального развития 
при задержке психического развития, 
при тяжелых нарушениях речи, при 
локальной патологии головного 
мозга, определила основные клинические 
проявления олигофрении. К ним она 
отнесла: преобладание интеллектуального 
дефекта и отсутствие прогредиентности 
состояния. Сходное определение 
дает несколько позже и В.В.Ковалев, 
определяя олигофрению как «