Учение о личности и её структуре в отечественной психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июля 2013 в 14:50, контрольная работа

Краткое описание

В отечественной психологии Л.С. Выготского и Л.Н. Леонтьева личность выступает одновременно как активный субъект и «продукт» деятельности и меж личных отношений, которые интериоризуются в процессе общественного развития индивида.
Личность – системное качество индивида, определяемое включенностью индивида в общественные отношения, формирующиеся в совместной деятельности ив общении. Иначе говоря, всевозможные качества человека, возникшие непосредственно или о посредственно, вследствие того, что человек живет в человеческом обществе, относится к личности.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………….3
1.Учение о личности.
1.1. Проблема человека и личности в психологии…………………………………………….4
1.2 Учение З. Фрейда. ………………………………………………………………………….7
2. Психодинамические теории личности.
2.1 Теория личности А. Маслоу………………………………………………………………11
2.2 Культурно – исторические личности……………………………………………………..13
2.3 Развитие психологии личности……………………………………………………………15
3 Структура личности………………………………………………………………………16
3 1 Исследование личности в отечественной психологии………………………………….18
3.2 Развитие конкретно – психологических подходов к личности в отечественной психологии……………………………………………………………………………………...21
Заключение
Литература

Вложенные файлы: 1 файл

учение о личности.docx

— 75.08 Кб (Скачать файл)

Сублимация, или  замещение вида психической энергии, характеризуется переключением, ≪уходом≫ в другую сферу жизнедеятельности. Так, женщины в ситуациях семейных драм ≪уходят≫ в материнство, новые сферы общения, искусства, литературу.

Мужчины в подобных ситуациях ≪уходят≫ в профессиональную или иную деятельность, спорт, хобби или интерес к алкоголю. Вытеснение как прямой путь ухода от тревоги проявляется как особый процесс удаления из сознания мыслей и чувств, причиняющих страдание, как ≪сознательное≫ забывание. Допустим, у человека неожиданная неприятность или значительное потрясение. Он осмысляет его и старается больше не переживать по этому поводу. В других случаях механизм вытеснения почти не осознается. Человека преследуют личные неудачи, но благодаря вытеснению он настолько игнорирует их в своей памяти, что неспособен даже рассказать о них.

Обесценивание объекта  — косвенный путь ухода от тревоги, связанной с неудачей, несостоявшимися  ожиданиями, планами. Молодой человек  встречался с девушкой, был очарован, мечтал о браке и вдруг неожиданно узнает, что он был для нее вторым, ≪запасным≫ вариантом. Он потрясен, переживает боль потери и к тому же очень задет, уязвлен, мечется, но

через некоторое  время в сознание приходят другие мысли: ≪А как она сказала: да, можешь больше не приходить!≫, ≪А женственна ли она?≫, ≪А вообще, какой она человек?≫. Лепестки розы он начинает обрывать, сознание опирается на известный стереотип: ≪А виноград-то зелен≫.

Самообвинение —  путь ухода от тревоги путем частичного принижения достоинств своей личности. Другой молодой человек в аналогичной ситуации, переживая неудачу в отношениях с избранницей, начинает рассуждать таким образом: ≪А, собственно, на что я мог рассчитывать? Урод? Урод!!! Лопух? Лопух!!!≫ Проекция — приписывание своих недостатков, социально неодобряемых мотивов поведения, мыслей другим людям. Скупой чаще приписывает скупость другим, завистливый — зависть и т. д.

Так студент объясняет  свою низкую оценку на экзамене плохим настроением экзаменатора, неудачливый  предприниматель акцентирует внимание на кознях конкурентов, отсутствии льгот, которые имеют другие.

Рационализация  проявляется, как стремление найти  социально приемлемые объяснения для  маскировки своих истинных социально  неодобряемых мотивов. Этот механизм ложной аргументации своего поведения широко используется в межличностном и  деловом общении. Пример, в студенческой группе обсуждается ситуация финансового  дефицита у одного из студентов. Один из участников диалога, которого в группе знают как скупого человека, говорит  о том, что, предлагая помощь, можно  обидеть сокурсника, вопрос это тонкий, деликатный, здесь нельзя спешить и т. д.

Определенная  категория людей сознательно  вырабатывает специфический стиль  общения — мягкий, уклончивый, маскировочный. Они как бы не спешат прямо, открыто  выразить свою позицию, и ≪прикрывают≫ ее расхожими стереотипами, ≪дежурными≫ фразами или якобы рациональными, а по существу надуманными аргументами.

Мы рассмотрели  ряд защитных механизмов сознания. У Фрейда описан более широкий  их спектр. В работе с клиентом важно  уловить его индивидуальные защитные механизмы и в дальнейшем на них опираться.

Теперь обратимся  к другому аспекту учения 3. Фрейда о динамике личности — учению об окольных путях бессознательного. Нереализованные и вытесненные влечения создают напряжение в сфере бессознательного и снова ищут выход в сознание. Фрейд уловил окольные пути бессознательного. К ним он отнес свободные ассоциации, сновидения, оговорки, очитки, описки, юмор. Феномен свободных ассоциаций, по признанию ближайших учеников Фрейда, — одно из самых выдающихся его открытий. Он заметил: если долго, приватно беседовать с клиентом на свободные темы, он начинает обращаться к значимым для него проблемам.[9, 30]

Еще раз подтверждается известная народная мудрость: ≪У кого что болит, тот о том и говорит≫. И 3. Фрейда озарила смелая мысль — на основе этого психологического факта построить новый метод изучения глубинных душевных переживаний — метод свободных ассоциаций. Клиенту предлагается рассказывать обо всем, что он думает, что его беспокоит, радует, волнует. Или: психотерапевт предлагает клиенту в течение длительного времени говорить обо всем, что приходит в голову, совершенно не заботясь о том, насколько разумны, реалистичны, логичны его высказывания. Психоаналитик интерпретирует эмоционально-смысловое содержание переживаний, выявляет глубинные, вытесненные потребности, мотивы, влечения.

3. Фрейд придавал  большое значение интерпретации,  вырабатывал требования к ней.  В дальнейшем последователями  Фрейда на основе метода свободных  ассоциаций разработан целый  арсенал т. н. проективных методов:  тесты Розенцвейга, Люшера, тематический  апперцептивный тест, рисуночный  тест, метод неоконченных рассказов  и др.

Другой окольный путь бессознательного — сновидения. Этот феномен, издавна привлекавший внимание исследователей, получил новое  освещение в работах 3. Фрейда. Он показал, что сновидения играют довольно значительную роль в гармонизации психической  жизни индивидуума. Каким образом? Он обнаружил специфическую особенность сновидений — функцию от реагирования актуальных эмоциональных переживаний и назвал сновидения ≪королевской дорогой в бессознательное≫. В образах сновидений отражаются значимые переживания, вытесненные влечения, которые таким путем открываются сознанию и одновременно снимают часть напряжения в сфере бессознательного. Фрейд уделил много внимания учению о символике сновидений, что получило выражение в одной из его первых работ ≪Толкование сновидений≫. Аналогичным образом значимые бессознательные переживания получают отражение в оговорках, описках, юморе. Данная проблематика представлена в таких работах, как ≪Психопатология обыденной жизни≫, ≪Психология юмора и его отношение к бессознательному≫.

Представление Фрейда о механизмах внутренней защиты личности, об окольных путях бессознательного, как и ряд других, более частных  новых представлений, позволили  ему составить целостную психодинамическую  теорию, с позиций которой он стал объяснять сложнейшие феномены личности. Он интерпретировал любовь как рационализацию избирательного сексуального влечения. Эстетические и этические предпочтения в любви следует рассматривать как рационализацию секса Многочисленные оппоненты упрекали 3. Фрейда в том, что он недоучитывает, обесценивает духовную сторону любви. В одной из своих последних работ — ≪"Я" и "ОНО"≫ — 3. Фрейд переосмысляет свою интерпретацию данного феномена и пишет о том, что только у немногих, культурных людей любовь являет синтез физического и духовного влечений. У большинства же любовь—только рационализация избирательного сексуального влечения. 3. Фрейд вносит существенные корректировки в свое учение, но в целом остается на позициях биологического детерминизма.[9, 49]

Теория и практика психоанализа существенно обогатила  психологию XX в., впервые подняла  ее на тот уровень, с которого открывается  возможность целостного видения  природы человека, всей динамики его  душевной жизни и реальной помощи в разрешении глубоких внутри личностных и межличностных конфликтов, психических травм, других сложнейших психологических проблем. Вместе с тем учение 3. Фрейда было и остается остро дискуссионным. Пересмотру подвергается биологический детерминизм, сведение природы человека к энергии инстинктов. Многие ученики и последователи Фрейда стремились преодолеть его биологический монизм и понять человека не только как биологическое, но и как социальное и духовное существо. Некоторые из них еще при жизни 3. Фрейда далеко отошли от ортодоксального психоанализа и по существу разработали новые концепции о человеке, в которых, однако, прослеживается в большей или в меньшей мере ориентация на фрейдовские представления о механизмах, процессах динамики личности. Наиболее крупными и влиятельнейшими фигурами в этом направлении стали А. Адлер, К. Юнг, К. Хорни, Э. Фромм, Г. Салливан.[13, 21]

 2. Психодинамические теории личности.

2.1 Теория личности А. Маслоу.

А. Маслоу (1908—1970) получил три ученых степени за исследование поведения приматов. Затем занимался психоанализом. Его увлечение восточной психологией и встречи с крупнейшими европейскими психологами, такими как Э. Фромм, А. Адлер, К. Хорни, М. Вертхаймер, которые переехали в Америку, спасаясь от Гитлера, побудили его к переосмыслению природы человека. А. Маслоу отметил, что работы

3. Фрейда построены на изучении людей, страдающих неврозами. Он организовал масштабное исследование на материалах психически зрелых, гармоничных, творческих людей — путешественников, мореплавателей, военных начальников, своих знакомых, коллег и т. д. Результаты получил новые и впечатляющие. Обобщая их, А. Маслоу построил свою теорию личности, в основе которой лежит его концептуальное представление о мотивации поведения человека и характеристика творческих, самоактуализирующихся личностей. По А. Маслоу, внутренняя активность личности проявляется, прежде всего, через мотивы и потребности. Последние являются инстинктоидными и организованы в иерархическую систему, которую стало принято называть пирамидой потребностей. Доминирующие потребности расположены внизу. Если они удовлетворяются, то проявляются и осознаются потребности более высокого уровня. Низший уровень — потребности физиологические, т. е. потребности в пище, питье и т. п. Они обеспечивают физическое выживание, поэтому являются наиболее сильными, неотложными. [16],[17]

Второй уровень  составляют потребности безопасности, защиты. Сюда относятся потребности  в стабильности, законе, порядке, предсказуемости  событий, преодолении болезней, хаоса  и т. д. Они обостряются в неспокойные  периоды жизни общества и проявляются  также в предпочтении постоянной работы и других мотивированных поисках  безопасности.

Третий уровень  в пирамиде А. Маслоу составляют потребности в принадлежности и любви. Уже в младенческом возрасте у ребенка появляется потребность в тесном эмоциональном контакте с матерью, близкими людьми. Затем предметная направленность этой потребности расширяется, развивается стремление устанавливать тесные эмоциональные связи, отношения любви, дружбы, привязанности в семье, группе, с другими людьми. [4],[9]  А. Маслоу считает, что в современном обществе у большинства людей эта потребность остается неудовлетворенной на разных этапах возрастного развития. Отсюда — психологические проблемы, внутренние конфликты, неврозы.

Следующий уровень  составляют потребности в самоуважении. Автор выделил два вида уважения: самоуважение и уважение других. Первый вид характеризуется такими показателями, как компетентность, реальные достижения, независимость, свобода. Второй вид  связан с показателями престижа, признания, статуса, репутации, оценки другими.

И, наконец, высшим уровнем в иерархии потребностей является потребность в самоактуализации. Это стремление к самосовершенствованию, реализации своего личностного и творческого потенциала. Люди должны быть тем, кем они могут быть, т. е. оставаться верным своей природе. Самоактуализация может принимать форму творческих усилий, выбора сферы деятельности, качественного уровня выполнения своих социальных ролей, профессиональных, гражданских, нравственных устремлений. А. Маслоу показал, что внутреннее побуждение к реализации личностного потенциала естественно, необходимо, дано каждому человеку. Но только отдельные люди достигают высокого уровня реализации своего личностного потенциала. Его исследования позволили обнаружить и описать два типа преобладающей мотивации: дефицитарная мотивация и мотивация роста. Высокий уровень мотивации роста формирует самоактуализирующуюся личность. А. Маслоу детально проанализировал и обобщил биографические материалы 75 известных и близких ему людей, отличавшихся выраженным преобладанием мотивации личностного роста, и составил характеристики самоактуализирующихся личностей. Данное концептуальное представление в литературе рассматривается как одно из достижений гуманистической психологии, которое в последние годы активно используется при разработке гуманитарных психотехнологий в практической психологии. Автор выделил 15 психологических характеристик самоактуализирующихся людей. Рассмотрим некоторые из них. Самоактуализирующихся людей отличает свежесть, спонтанность и реалистичность восприятия. Они видят мир и людей такими, какие они есть. Им свойственна большая восприимчивость, в то же время большая свобода от стереотипов, тревожности, надуманных ожиданий, неоправданного пессимизма или оптимизма. Данная особенность эффективного восприятия распространяется на разные стороны жизни: искусство, науку, политику. [4,48]

Далее. Эти люди характеризуются открытостью, простотой, непосредственностью. Они могут  легко принимать правила, традиции, быть терпимыми к принятым стандартам в образовательных, государственных  или других организациях. Но их внутренняя жизнь свободна от условностей, они  могут резко отклонить социальные нормы, когда убеждены в необходимости  этого. Людей с высоким уровнем  самоактуализации характеризуют также уверенность в себе, независимость, ощущение внутренней силы, человеческого достоинства. Они демократичны, комфортно чувствуют себя и в тесных дружеских контактах, и наедине с собой. И еще одна характеристика. Самоактуализирующиеся личности отличаются открытостью к нуждам других, общественным интересам, проблемам своей группы, народа, культуры, цивилизации. Они свободны от внутриличностных конфликтов, защит, комплексов и склонны к более или менее масштабной деятельности в интересах сообщества. А. Маслоу выделяет также такую характеристику самоактуализирующихся людей, как креативность. При этом он выделяет два вида творчества — продуктивное и личностное. Личностная креативность выражает высокий уровень психического здоровья, внутреннюю гармоничность и эффективность в разных сферах общественного и личностного бытия человека. Вместе с тем А. Маслоу показал, что самоактуализирующиеся личности не свободны от слабостей и недостатков. В его концепции ставится акцент на позитивном начале личности, ее психическом здоровье, реализации творческого потенциала.

2.2  Культурно-исторические личности.

Названные теории принадлежат одной научной школе, имеют общее исследовательское  поле, но складывались в разные годы советского периода отечественной  психологии на основе различных культурных традиций и представляют по существу различные концептуальные учения.

Психологические воззрения Л.С. Выготского развивались  на закате серебряного века, или  Ренессанса российской культуры. Еще  были живы идеи В. С. Соловьева о ≪духовной вертикали≫ человека и ≪всеединстве≫ чувственного, рационального и духовного знаний, были влиятельны учения Г. Г. Шпета, А. Ф. Лосева, М. М. Бахтина, П. А. Флоренского. В то же время Л. С. Выготский был искренне увлечен марксистской идеей о формировании нового человека и его социальной обусловленностью. [16,32]

Теория Л. С. Выготского называется культурно-исторической. Попробуем  кратко охарактеризовать ее сущность. Ключевой характеристикой сознания является его опосредованность культурой. Л. С. Выготский исследует внутренние механизмы, или психологические  инструменты культурного опосредованного сознания и показывает, что таким инструментом являются знаки, точнее, системы культурных знаков. В процессе общения ребенка со взрослыми происходит усвоение систем культурных знаков. Они опосредуют ≪низшие≫, непроизвольные психические функции внимания, памяти, мышления, эмоции и тем самым обеспечивают интериоризацию, или формирование новых качественных образований в сознании ребенка. Проблема знаков обсуждалась в литературе до Л. С. Выготского и после него. Его заслуга заключается в том, что он эмпирически, на большом фактическом материале прослеживает роль знака и слова в психологическом развитии ребенка и обосновывает положение о ≪знаковой организации≫ или знаковой функции сознания и всех психических процессов.

Информация о работе Учение о личности и её структуре в отечественной психологии