Учение о личности и её структуре в отечественной психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июля 2013 в 14:50, контрольная работа

Краткое описание

В отечественной психологии Л.С. Выготского и Л.Н. Леонтьева личность выступает одновременно как активный субъект и «продукт» деятельности и меж личных отношений, которые интериоризуются в процессе общественного развития индивида.
Личность – системное качество индивида, определяемое включенностью индивида в общественные отношения, формирующиеся в совместной деятельности ив общении. Иначе говоря, всевозможные качества человека, возникшие непосредственно или о посредственно, вследствие того, что человек живет в человеческом обществе, относится к личности.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………….3
1.Учение о личности.
1.1. Проблема человека и личности в психологии…………………………………………….4
1.2 Учение З. Фрейда. ………………………………………………………………………….7
2. Психодинамические теории личности.
2.1 Теория личности А. Маслоу………………………………………………………………11
2.2 Культурно – исторические личности……………………………………………………..13
2.3 Развитие психологии личности……………………………………………………………15
3 Структура личности………………………………………………………………………16
3 1 Исследование личности в отечественной психологии………………………………….18
3.2 Развитие конкретно – психологических подходов к личности в отечественной психологии……………………………………………………………………………………...21
Заключение
Литература

Вложенные файлы: 1 файл

учение о личности.docx

— 75.08 Кб (Скачать файл)

Л.С. Выготский  затем перешел к изучению ≪внутренней стороны≫ знака, т. е. его значений, и исследовал этапы развития значений у ребенка. Таким образом, благодаря знаковой организации сознания формируется его семантика, система значений и смыслов. Автор развивает учение о системном и смысловом строении сознания, подчеркивает его целостность. Л. С. Выготский мечтал и прогнозировал развитие ≪вершинной≫ психологии. Его учение о знаковой организации или знаковой символической функции сознания — значительный шаг в этом направлении и фундаментальный вклад в разработку теоретических основ гуманитарной психологии. Другой круг проблем в исследованиях Л. С. Выготского — это психология развития ребенка. Он много занимался изучением мышления, речи, прочих психических процессов, рассматривал общий ход психического развития ребенка и обосновал положение о социальной ситуации развития, о новообразованиях, характеризующих этапы возрастного развития, о зоне ближайшего развития ребенка, опережающем характере обучения и пр. Эти положения определили ведущие направления исследований в области возрастной и педагогической психологии, которые были продолжены учениками. Л.С. Выготского критиковали за преувеличение роли знака в формировании сознания, за идеализм, за недостаточный вклад в марксистскую психологию, за участие в педологических исследованиях. Работы его не публиковались, он был запрещен, но не забыт.[,9, 30]

А. Н. Леонтьев, затем  и ряд других сотрудников Л. С. Выготского учли резкую критику в  его адрес, отошли от него и стали  искать новый подход к изучению сознания, который был назван психологической  теорией деятельности. А. Н. Леонтьев (1903—1979) в течение тридцати лет  фактически возглавлял ≪официальную≫ психологию. [9,16]

В теории деятельности уделяется большое значение описанию структуры этого процесса, в котором  выделяются три компонента: деятельность — мотив; действие — цель; операция — условие. В характеристике сознания автор выделяет роль значения и смысла. Последний рассматривается как соотношение мотива и цели. Смысл деятельности, т. о., структурирует сознание. Предметная, практическая деятельность в целом является важнейшим источником формирования сознания и личности в целом. Каким образом? Основным инструментом, или орудием предметной деятельности, является, по А. Н. Леонтьеву, действие. В процессе реальной предметной деятельности происходит интериоризация действий во внутренний план деятельности. Встает более сложный вопрос, как дальше развивается этот внутренний план деятельности, ведь он осуществляется без видимого влияния предметной деятельности? Какие внутренние процессы обеспечивают дальнейшее развитие внутреннего плана деятельности? Деятельный подход рассматривался как ведущее направление в психологии 40—80-х гг. В этом плане выполнены циклы интересных исследований. Деятельностную трактовку психических процессов развивали С.Л. Рубинштейн, А. В. Запорожец, П. И. Зинченко, А. П. Смирнов. Этот подход использовали при изучении способностей, разработке эффективных методов обучения (П. Я. Гальперин), новейших концепций развивающего обучения (В. В. Давыдов), развитии учения о личности (А.Г. Асмолов).

В конце 80-х гг. в России развернулась дискуссия  о статусе понятия деятельности, его месте среди других гуманитарных понятий, об объяснительных возможностях теории деятельности и теорий ≪недеятельного≫ типа. Теорию деятельности в варианте А. Н. Леонтьева упрекали в том, что она упрощает духовный мир человека, редуцируя его к предметной деятельности, что она бездуховна, механистична. Вместе с тем в психологической литературе предпринят опыт переосмысления теории деятельности и определения ее дальнейшей перспективы в русле гуманитарной психологии. Здесь следует выделить одну из последних публикаций В. В. Давыдова и блистательные статьи В. П. Зинченко.[10,11]

2.3 Развитие психологии личности.

Первый период.

Превращение человека в личность рассматривалось как  идеальная модель, как социально  желаемый итог его развития. Идея личности постепенно трансформируется в идею всесторонне развитой личности, но пути и средства её формирования только намечаются. Проблематика личности на данном этапе ещё только прорисовывается  и не только феноменологического, но и семантического пространства. В  этой связи есть основание думать, что для первого периода развития психологии характерны: общефилософский  подход, недифференцированность теоретических – подходов, начало эксперементального учения, не востребованность  психологических знаний о личности социальной практикой.

Второй период.

Проблема личности начинает занимать устойчивое положение, приобретает дисциплинарный характер. Осуществляется попытка обозначить дефиницию, и раскрыть личность как  психологическую категорию.

Намечаются более  четкие феноменологические области  исследования личности: воля, активность, характер, темперамент, сознание, бессознательное  и  развитие личности. Происходила  простая подмена слова «человек»  «личность», что служило почти  гарантом его духовной и социальной состоятельности. Тенденция ограничиться только словесными декларациями о социальности личности долго ещё сохранялось  в советской психологии.

Третий период.

Это период создания концепции «нового советского человека». Психология личности как бы эксплицируется вовне, обнаруживал свои возможности  и оттесняя другую психологическую  проблематику. Идея личности трансформируется в личностный принцип. Личностная феноменология  пополняется статусом, социальными  ролями, уровнями притязаний, установками, референтностью, направленностью. Делается попытка построить структуру личности, дать новое, более обобщенное понятие о личности. Вновь смешиваются психологический и социологический уровни исследования личности. Идет поиск механизмов формирования и развития личности.

Четвертый период.

В этот период сохраняются  многие особенности третьего периода, но при этом усиливается внимание к методологическим аспектам. Феноменологические аспекты личности становятся господствующими  в её проблематике. Открываются «новые»  грани личности: персонализация, субъективность, неадантивная активность. Объявляется создание теории личности. Личность объявляется системным качеством. Идет попытка применения системного подхода к изучению личности, называются её подсистемы. Внутри каждого из названных периодов развития психологии личности были вычленены и обобщены те научные направления и школы которые реализовали различные исследовательские задачи, но были объединены фактором «общего времени», и фактором общего социального контекста.

            3   Структура личности.

В отечественной  психологии существует ряд попыток  представить структуру личности такие как А.Г. Ковалев, В.С. Мерлин, К.К. Платонов, В.В. Крутецкий, А.И. Щербаков. Наиболее обоснованную и развитую структуру личности предложил К.К. Платонов.[8] В предложенной им динамической функциональной  структуре личности содержится как координационный (взаимосвязи между подструктурами личности на одном иерархическом уровне), так и субординационный (взаимосвязи между подструктурами личности, представленными на разных уровнях) принципы построения. На основе критерия соотношения социального и биологического в качествах личности в её структуре выделены четыре иерархические соотносящиеся подструктуры:

- направленность  личности;

- опыт;

- индивидуальные  особенности психических процессов;

- включает биопсихические  свойства.

Кроме того, в  структуре личности выделены две  общие интегрированные подструктуры (характер и способности) которые, в  отличие от иерархических подструктур, пронизывают все четыре уровня иерархии, вбирая в себя качества из подструктур  каждого выделенного уровня. В  тоже время каждая из общих подструктур  отражает определенный аспект излучения  поведения личности: устойчивость проявления черт в различных видах деятельности (тогда речь идёт о характере личности) или в каком-то конкретном виде деятельности  (речь идет о способностях личности к данному виду деятельности);

1)  подструктура  личности, названная «направленность  личности», объединяет качества  направленности и отношения личности, проявляющиеся как моральные  черты. Черты личности, входящие  в эту подструктуру, в своем  подавляющем большинстве не имеют  непосредственных врождённых задатков (исключая влечение и склонности), а отражают индивидуально предложенное  общественное сознание. Направленность  личности включает в себя такие  её формы, как влечения, желания,  интересы, склонности, идеалы, убеждения,  мировозрение. В этих формах направленности  личности проявляются и отношения и моральные качества личности, и различные потребности. Эта подструктура формируется путём воспитания.

2)  подструктура  личности, названная «опыт» объединяет  знания, навыки, умения, привычки, приобретённые   в личном опыте путём обучения, но уже с заметным влиянием  и биологически и даже генетически  обусловленных свойств личности. Эту подструктуру иногда называют  индивидуальной культурой, или  подготовленностью.

3)  подструктура  личности, названная «особенности  психических процессов», объединяет  индивидуальные особенности отдельных  психических процессов, или психических  функций, понимаемых как формы  психического отражения: памяти, эмоций, ощущений, мышления, восприятия  и чувств воли.

4) подструктура  личности, названная «биопсихические  свойства», объединяет свойства  темперамента, возрастные свойства  личности и её патологические.

Свойства личности, входящие в эту структуру, несравнимо больше зависит от физиологических  особенностей мозга, асоциальные влияния  их только субординируют  и компенсируют. Активность этой подструктурой определяется основными свойствами нервной системы. А.В. Петровский и В.А. Петровский понимали структуру личности, когда она рассматривается как «сверх чувствительное» системное качество индивида.[8,44]

Рассматривая  личность в системе субъективных отношений, они выделяют три типа атрибуции (приписывания, наделения) личностного  бытия индивида (или три аспекта  трактовки личности). Первый аспект рассмотрения – интраиндивидная  личностная атрибуция: личность трактуется как свойства, присущее самому субъекту: личностная оказывается погруженным во внутреннее пространство бытия индивида.  Второй аспект – интериндивидная  личностная атрибуция как способ понимания личности, когда сферой её  определения и существенная становится «пространство меж индивидных  связей». Третий аспект рассмотрения мета индивидная  личностная атрибуция. Здесь обращается внимание на воздействие, которое вольно или невольно индивид оказывает своей деятельностью (индивидуальной и совместной) на других людей. Личность воспринимается уже под новым углом зрения: её важнейшие характеристики, которые пытались усматривать в качестве индивида, предлагается искать не только в нём самом, но и в других людях. В этом случае личность выступает в качестве идеальной представленности индивида в других людях, его инобытия в них его персонализации.

Сущность этой идеальной представленности в тех  реальных действенных изменениях интеллектуальной и аффективной – потребности  сферы другого человека, которые  производит деятельность субъекта или  его участие в совместной деятельности. «Инобытие» индивида в других людях  не статичный отпечаток. Речь идет об активном процессе, своего рода продолжении  себя в другом, вследствие которого личность обретает вторую жизнь в других людях. Продолжаясь в других людях, со смертью индивида личность полностью не умирает. Индивид как носитель личности уходит из жизни, но персонализированный в других людях, продолжает жить. В словах «он живёт» в нас и после смерти» нет мистики, ни метафоричности, это констатация факта идеальной представленности индивида после его материального изчезновение. Таким образом, личность может быть характеризуема только в единстве всех трёх предложенных аспектов рассмотрения.

Личность характеризуется:

- Активность –  стремление субъекта выходить  за собственные  пределы, расширять  сферу своей деятельности, действовать  за границей требований ситуации  и ролевых предписаний;

- Неправильность  – устойчивой доминирующей системой  мотивов (интересов, идеалов, вкусов, и т.д., в которых проявляют  себя потребности человека); 

- Ценностями, установками,  убеждениями, мировозрением;

- Самосознанием  (это «Я – концепция» - система  представлений о себе, конструируемая  индивидом в процессах деятельности  и общения, обеспечивающая единство  и тождественность его личности  и обнаруживающая себя в самооценках,  в чувстве самоуважения, уровне  притязаний и т.д.).[4, 53]

 

                        3.1.  Исследование личности в отечественной психологии.

80 – 90 г.г. XXв. могут быть выделены в отдельный период развития психологии личности. Признаками этого периодами, согласно К.А. Абдульхановой – Славской, являются:

- обращение к  исследованию реальной личности. Отметим, что в 20 -30г.г.ХХв. советская психология также была ориентирована на изучение реальной личности (в основном личности ребенка) – живущей и воспитывающейся в условиях советского общества. Позднее в отечественной психологии обратились к изучению идеальной личности – личности советского человека , так называемой гармонически развитой личности. На современном этапе развития психологии интерес к изучению реальной личности возник снова;

- сближение психологии  личности и этики, обращение  нравственно – ценностным аспектам  поведения, мышления и мотивации;

- особое внимание  к проблемам психического здоровья (психотерапии и консультированию);

- благодаря разработке  Б.Ф. Ломовым системного подхода,  исследование конкретных проблем  психологии личности (эмоций, способностей, мотивации) стали исследоваться  не сами по себе, а в составе  более общей системы личностного  знания. На основе таких системных  исследований очень активно развивается  типологический подход.[12,16]

Типологические  исследования можно разделить на два направления:

1.Построение типологии по тем или иным заранее выделенным основанием (априорная);

2.Обобщение существующих  в реальности типов (апостериорная).

Примером первой типологии может быть модель, предложенная Э.А. Голубевой. Она изучает особенности  и наклонности человека и полагает, что их первоосновной могут быть три особенности: активность, саморегуляция и направленность. Этот пример демонстрирует вариант типологии, подстроенной на структурной и структурно – функциональной модели личности и её свойств.

Информация о работе Учение о личности и её структуре в отечественной психологии