Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2013 в 02:03, курсовая работа
Цель данной работы заключается в определении факторов стресса и способов его преодоления в юношеском возрасте с учетом половозрастных особенностей учащихся.
Для реализации цели исследования решались следующие задачи.
Определить методологическую и теоретическую основу исследования воздействия стрессоров в ранней юности и способов его преодоления.
Выявить наиболее значимые для юношеского возраста факторы стресса с учётом половозрастных особенностей учащихся.
Установить особенности проявления воздействия стрессоров в юношеском возрасте с учётом их половозрастных различий.
Введение………………………………………………………………...3
Глава 1. Особенности личности в юношеском возрасте и факторы стресса………………………………………………………4
1.1. Проблема стресса в психологии …. 10
1.4. Особенности стресса в юношеском возрасте………………………..……………...…15
Выводы по первой главе
Глава 2. Эмпирическое выявление воздействия факторов стресса и определение способов его преодоления у учащихся в ранней юности…….......................................................................................... 24
2.1. Методические подходы и методы исследования воздействия факторов стресса в ранней юности………………….…………….. 24
2.2. Результаты исследования.………………….…………………..24
Выводы по второй главе
Заключение………………………………………….….….…………26
Список используемой литературы………….….…..………. 28
Приложение…………………………………………….……………..31
Выводы:
В результате проведенного исследования, было доказано, что в юношеском возрасте в качестве основного фактора стресса выступает учебная деятельность, что обусловлено тем, что ведущей деятельностью становится учебно-профессиональная. Учеба рассматривается как необходимая база, предпосылка будущей профессиональной деятельности. Устремленность в будущее, построение жизненных планов. Группу значимых факторов стресса составляют: «Учебная деятельность», «Взаимоотношения с окружающими людьми», «Поступление в университет» «Ссоры с окружающими людьми».
Юноши и девушки предпочитают такой способ преодоления, как отвлечься от состояния стресса, в то время девушки ищут социальную поддержку и пытаются решать проблемы.
Заключение
Изучены и выявлены основные направления исследования стресса как психологического феномена в отечественной и зарубежной психологии.
Выявлены наиболее значимые для юношеского возраста факторы стресса с учётом половозрастных особенностей учащихся.
1. Понятие «стресс» достаточно широко используется в научной литературе. Анализ исторических предпосылок возникновения и различных трактовок рассматриваемого понятия показывает, что стресс в ряде работ соотносится с понятиями «страдание», «напряжение», «утомление», «аффект», «психическая напряжённость». Однако приведённые в литературе определения стресса, в большей мере отражают специфику переживания данного состояния взрослым человеком. Стресс изучается представителями различных наук: психологами, социологами, физиологами. Нами была предпринята попытка изучить стресс как психологический феномен, который понимается нами как состояние психического напряжения, возникающее у человека в процессе деятельности в сложных, трудных условиях, как в повседневной жизни, так и в особых обстоятельствах. Состояние стресса при этом определялось нами как внутреннее переживание в ранней юности воздействия условий среды, в которой осуществляется его жизнедеятельность.
Существуют различные
2. На основании полученных результатов можно сказать, что нами были выбраны наиболее оптимальные методы исследования.
Анализ результатов доказывает вышеизложенную гипотезу о том, что в юношеском возрасте наибольший стресс вызывает учебная деятельность. Юноши и девушки в основном испытывают негативные эмоции в стрессовых ситуациях. Среди юношей и девушек преобладают положительные способы преодоления стрессовых ситуации.
3. Изучение воздействия
Существуют различные классификации форм преодоления стресса, каждая из которых специфична, определяется субъективным значением ситуации и посвящается либо решению реальной проблемы, либо её эмоциональному переживанию. В связи с этим следует принять во внимание две основные функции преодоления стресса юношами и девушками: 1) регуляция эмоционального состояния, включающая когнитивные, эмоциональные, поведенческие усилия, с помощью которых индивид пытается уменьшить аффективное напряжение и соответствующий компонент стресса; 2) управление проблемами, вызывающими стресс, включающее усилия, с помощью которых индивид пытается устранить причины кризисной ситуации.
Список используемой литературы
Информация о работе Факторы стресса и способы преодоления в юношеском возрасте