Факторы успешности обучения студентов в высшей школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 02:05, курсовая работа

Краткое описание

Разработка темы «Факторы успешности обучения студентов в высшей школе» является актуальной на данный момент, так как большинство ученых признают необходимость всестороннего исследования проблемы успешности обучения.
Объектом курсовой работы является процесс обучения студентов в высшей школе.
Предметом – факторы успешности обучения студентов в высшей школе.
Целью работы является изучение факторов успешности обучения студентов в высшей школе.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 5
1 теоретические подходы к проблеме успешности обучения студентов в высшей школе 7
1.1 Соотношение понятий успешности и успеваемости 7
1.2 Факторы успешности обучения студентов в высшей школе 10
1.2.1 Психологические факторы успешной учебы студентов вуза 11
2 методические подходы к преподаванию психологии в высшей школе 22
2.1 Учебная программа факультативного курса для студентов «Психология делового общения» 22
2.1.1 Пояснительная записка 22
2.1.2 Почасовой план реализации программы 25
2.1.3 Тематический план 26
2.1.4 План-конспект занятия 30
заключение 35
список использованных источников 37

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 84.19 Кб (Скачать файл)

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 5

1 теоретические  подходы к проблеме успешности  обучения студентов в высшей  школе 7

1.1 Соотношение  понятий успешности и успеваемости 7

1.2 Факторы  успешности обучения студентов  в высшей школе 10

1.2.1 Психологические факторы успешной  учебы студентов вуза 11

2 методические  подходы к преподаванию психологии  в высшей школе 22

2.1 Учебная  программа факультативного курса  для студентов «Психология делового  общения» 22

2.1.1 Пояснительная записка 22

2.1.2 Почасовой план реализации программы 25

2.1.3 Тематический план 26

2.1.4 План-конспект занятия 30

заключение 35

список использованных источников 37

ВВЕДЕНИЕ

За последние годы в  литературе появилось значительное количество публикаций, посвященных  учебной деятельности студентов  высших учебных заведений. Одной  из причин возросшего внимания к этим вопросам является осознание кризисных  явлений в системе высшего  образования. Последние проявляются, с одной стороны, в рассогласовании  требований, предъявляемых к выпускнику вуза, и недостаточным для их выполнения уровнем знаний и умений у начинающего  специалиста, а также отсутствием  у него многих нужных для профессиональной деятельности личностных качеств, с  другой стороны, в разочарованиях, испытываемых молодым специалистом, связанных  с тем, что его нормативные  представления о профессии не согласуются с реальным положением дел в ней.

Проблемы высшего образования  в значительной степени отражают социальные проблемы нашего общества, а потому их решение невозможно без  серьезной перестройки общественных отношений и структур. Вместе с тем высшая школа, будучи относительно самостоятельной подсистемой в обществе, может и обязана находить внутренние источники преодоления вышеназванных негативных явлений.

Одним из условий решения  противоречий высшей школы является научное исследование проблемы успешности обучения. Что такое успешность обучения? В чем состоят причины и  условия неуспешного обучения, и каковы пути их преодоления? Таковы некоторые вопросы, в ответах на которые нуждается высшая школа.

При этом за исходное определение было взято понятие учебной успешности как эффективность руководства учебно-познавательной деятельностью обучаемых, обеспечивающего высокие психолого-педагогические результаты при минимальных затратах (материальных, финансовых, кадровых, физических, психологических).

Разработка темы «Факторы успешности обучения студентов в  высшей школе» является актуальной на данный момент, так как большинство  ученых признают необходимость всестороннего исследования проблемы успешности обучения.

Объектом курсовой работы является процесс обучения студентов в высшей школе.

Предметом – факторы успешности обучения студентов в высшей школе.

Целью работы является разработка учебной программы факультативного курса для студентов «Психология делового общения».

Задачи курсовой работы:

  1. Обобщить данные о факторах успешности обучения студентов в высшей школе.
  2. Изучить соотношение понятий успешности и успеваемости.
  3. Разработать учебную программу факультативного курса для студентов «Психология делового общения».
  4. Подобрать формы работы, методы, инструментарий и литературу для подготовки и реализации учебной программы «Психология делового общения».

1 теоретические подходы к проблеме успешности обучения студентов в высшей школе

1.1 Соотношение понятий успешности и успеваемости

Под успешностью обучения понимают качественную характеристику результатов учебной деятельности конкретного субъекта, которая является одним из показателей эффективности, результативности и продуктивности образовательного процесса. Успешность бывает субъективной и объективной. Если субъект в процессе обучения может преодолеть свой страх, затруднения, растерянность, неорганизованность, и  может принимать решения в  ситуации выбора, то учебная деятельность имеет субъективную успешность.

Субъективная успешность противопоставляется объективной  успешности, которая предполагает внешнюю  оценку результатов учебной деятельности студента со стороны преподавателя, родителей, других референтных лиц  и выражается обычно в виде различного рода поощрений.

С одной стороны, «успеваемость» и «успешность» - слова по значению близкие. «Успешность, - свойство, заключающее  в себе успех». А «успеваемость» трактуется как «степень успешности обучения, усвоения знаний». Но не будем  делать поспешные выводы. Успешность - это свойство, а успеваемость - степень, внешний показатель. В настоящий  момент существует множество сомнений в том, что этот показатель действительно  отражает свойство, которое во внутреннем мире человека и его реальной внешней  деятельности проявляет себя, переживается как успешность.

Как же можно трактовать учебную успешность?

Прежде всего, успешность - это качественная оценка результатов  деятельности, которая складывается из объективной результативности и  субъективного отношения к этим результатам самого человека. Последнее  часто забывается, отодвигается на второй план, а ведь без субъективного  переживания успеха нет, и не может быть успешности.

Может быть, студент достиг многого, но такой ценой, что чувствует  себя несчастным и неудачливым, а  не успешным и сильным. Может быть, он продвинулся совсем чуть-чуть (если судить объективно), но для него самого - это преодоление, победа, и чувство  успеха переполняет его. А возможно, он вообще не продвинулся, но зато и  не потерял. И это - предмет его  гордости.

Субъективные составляющие успешности - это устойчивая высокая  самооценка и удовлетворенность  собой и своей деятельностью. Несчастный, тревожный, замученный нормативными требованиями и ожиданиями окружающих отличник не может быть отнесен к успешным ученикам. Учеба не приносит ему радости, удовлетворения, ощущения подъема, всего того, что входит в понятие «успех».

Объективный показатель успешности - результативность - тоже не стоит трактовать примитивно. Показатели результативности могут быть количественными и  качественными, они должны давать возможность  оценить реальные достижения человека в разных системах координат - в сравнении с самим собой, учебной группой, некоторой региональной нормой, стандартом и т.п.

По определению Т.В. Гадай, учебная деятельность есть составная  деятельность, включающая две подсистемы, или деятельности. Первая подсистема - основной функциональный ее компонент, который рассматривается как  подсистема, - или деятельность учения. Подготовительные функциональные компоненты учебной деятельности объединяются в другую подсистему - деятельность обучения. Деятельность учения - «чистый» акт познания, реализуемый учащимися  через усвоение наличного опыта. Деятельность обучения направлена на обеспечение условий успешного  осуществления деятельности учения [5].

Обучение есть система  организации способов передачи индивиду знаний, умений, навыков, видов и  способов деятельности. В свою очередь  учение как особый вид познавательной деятельности субъекта выполняется  с целью усвоения определенной совокупности знаний, умений, навыков.

Обучение протекает в  форме сотрудничества, совместной деятельности и обучающего и обучаемого. Обучающий посредством общения и других средств организует деятельность обучаемого, адекватно целям обучения. Процесс обучения, как показала Н.Ф. Талызина, двусторонний, он охватывает деятельность как преподавателя таки учащегося [31, с. 34].

Рассматривать учение как  деятельность имеет место там, где  действия человека управляются сознательной целью усвоить определенные знания, умения, навыки. Причем учение возможно лишь на той степени развития психики  человека, когда он способен регулировать свои действия сознательной целью. Поэтому  важным показателем сформированности учебной деятельности студентов является уровень ее сознательности - умение студента «отдать себе отчет в том, что и почему он делает», то есть взять ответственность за успех или неудачу в учебе на себя.

Так же установлен фазовый  характер учебной деятельности [31]. В первой фазе происходит осмысление создавшейся ситуации, повышается общая готовность к выполнению длительной умственной работы, усиливается организованность. Эго связано в первую очередь с формированием установки на объект изучения, с приспособлением познавательного и чувственного уровней к новому виду деятельности. Во второй фазе наблюдается неустойчивое приспособление - системы мотивов, потребностей и интересов в тесном взаимодействии с волевой деятельностью образует предпосылки для дальнейшего приспособления к учебной деятельности. В этой фазе отмечается выработка таких качеств как трудолюбие, настойчивость в достижении цели, внимательность, самоорганизованность, любознательность и т.д. Возникает интерес к изучению тех или иных наук

Третья фаза - период устойчивой адаптации, когда цель полностью  осознана и появляются предпосылки  для ее реализации, вся система  уровней деятельности происходит в  соответствие с основной целью обучения. В этой фазе формируются качества, характеризующие выработку у  студентов общих профессиональных умений, необходимых будущему специалисту, развивается чувство собственного достоинства, чувство общественного  долга.

Таким образом, задача формирования профессионального самосознания и усвоения основ будущей профессии требует не только интенсивной умственной работы, но и создание предпосылок для того, чтобы студент относился к обучению именно как профессиональной подготовке, а не просто условию получения диплома, чтобы смысл обучения виделся не в успешной сдаче экзаменов, а постоянном соотнесении получаемых знаний с требованиями будущей профессии. Поэтому ядром учебной деятельности является самосознание студентов, под которым Б.Г. Ананьев понимал осознание учащимися мотивов, целей, приемов учения, осознание самого себя как субъекта учебной деятельности, который организует, направляет и контролирует процесс учения [3]. Поэтому хорошо успевающий студент - это студент, адекватно воспринимающий и оценивающий самого себя в процессе. Поэтому сохраняет актуальность изучения развития когнитивного компонента самопонимая и понимания в процессе подготовки специалиста.

1.2 Факторы успешности обучения студентов в высшей школе

Одной из наиболее актуальных проблем обучения в вузе является учебная успеваемость. Она связана с повышением требований к специалистам и обусловлена высоким темпом развития технологий, огромным потоком информации, а значит, необходимостью принятия мер по улучшению качества вузовской подготовки, и, соответственно, повышением учебной успешности студентов. Проблемы высшего образования в значительной степени отражают экономические и социальные проблемы общества, поэтому их решение тесно связано с реформированием различных областей нашей жизни. Успешность обучения включает в себя прохождение по ступеням и уровням образования, овладение знаниями, умениями, навыками, развитие личностного потенциала, формирование социальной компетентности, адаптацию в социуме, вхождение в профессиональную деятельность.

Оптимизация учебного процесса в вузе на современном этапе развития педагогики высшей школы требует  выявление факторов, оказывающих  влияние на учебную успешность, и  факторов, ведущих к неуспеху в  учебной деятельности или отсеву студентов, а также реализация комплекса  учебно-методических мероприятий для  совершенствования организации  учебного процесса, управления учебной  деятельностью студентов, применения различных методов и технологий обучения с учетом личностных особенностей студентов, их мотивации, интеллекта [28].

Значительное влияние  на успешность обучения также имеют: материальное положение; состояние  здоровья; возраст; семейное положение; уровень довузовской подготовки; владение навыками самоорганизации, планирования и контроля своей деятельности; мотивы выбора вуза; адекватность исходных представлений о специфике вузовского обучения; форма обучения (очная, вечерняя, заочная, дистанционная и др.); наличие платы за обучение и ее величина; организация учебного процесса в вузе; материальная база вуза; уровень квалификации преподавателей и обслуживающего персонала; престижность вуза и, наконец, индивидуальные психологические особенности студентов.

Успеваемость в вузе отражает степень усвоения объема знаний, навыков, умений, установленных стандартами высшего образования, с точки зрения их осмысленности, полноты, глубины, прочности. Успеваемость находит свое выражение в оценочных баллах. Высокая успеваемость достигается системой дидактических и воспитательных средств, оптимальной организацией учебной деятельности.

1.2.1 Психологические  факторы успешной учебы студентов  вуза

В исследованиях Братчиковой  Ю.В. [4] выделяются две группы условий (внешние и внутренние) влияющих на успешность обучения. К внутренним условиям исследователь отнесла следующие: возрастные и индивидуальные особенности; особенности мотивационной сферы учащихся; особенности процесса усвоения.

Информация о работе Факторы успешности обучения студентов в высшей школе