Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 02:05, курсовая работа
Разработка темы «Факторы успешности обучения студентов в высшей школе» является актуальной на данный момент, так как большинство ученых признают необходимость всестороннего исследования проблемы успешности обучения.
Объектом курсовой работы является процесс обучения студентов в высшей школе.
Предметом – факторы успешности обучения студентов в высшей школе.
Целью работы является изучение факторов успешности обучения студентов в высшей школе.
ВВЕДЕНИЕ 5
1 теоретические подходы к проблеме успешности обучения студентов в высшей школе 7
1.1 Соотношение понятий успешности и успеваемости 7
1.2 Факторы успешности обучения студентов в высшей школе 10
1.2.1 Психологические факторы успешной учебы студентов вуза 11
2 методические подходы к преподаванию психологии в высшей школе 22
2.1 Учебная программа факультативного курса для студентов «Психология делового общения» 22
2.1.1 Пояснительная записка 22
2.1.2 Почасовой план реализации программы 25
2.1.3 Тематический план 26
2.1.4 План-конспект занятия 30
заключение 35
список использованных источников 37
Важнейшим фактором успешного обучения в вузе является характер учебной мотивации, ее энергетический уровень и структура. Некоторые авторы прямолинейно делят мотивацию учебной деятельности на недостаточную и положительную, относя к последней познавательные, профессиональные и даже моральные мотивы. В такой интерпретации получается прямолинейная и почти однозначная связь положительной мотивации с успешностью обучения. При более дифференцированном анализе мотивов учебной деятельности выделяют направленность на получение знаний, на получение профессии, на получение диплома. Существует прямая корреляционная связь между направленностью на приобретение знаний и успешностью обучения. Два других вида направленности не обнаружили такой связи. Студенты, нацеленные на получение знаний, характеризуются высокой регулярностью учебной деятельности, целеустремленностью, сильной волей и др. Те же, кто направлен на получение профессии часто проявляют избирательность, деля дисциплины на «нужные» и «не нужные» для их профессионального становления, что может сказываться на академической успеваемости. Установка на получение диплома делает студента еще менее разборчивым в выборе средств на пути к его получению - нерегулярные занятия, «штурмовщина», шпаргалки и т.п.
Как отмечается авторами одного
из наиболее объемных исследований психологических
особенностей студентов, основным фактором,
обуславливающим успешность учебной
деятельности, является не выраженность
отдельных психических свойств
личности, а их структура, в которой
ведущую роль играют волевые качества.
По В.А. Иванникову, человек проявляет
свои волевые качества, когда совершает
действие, которое изначально недостаточно
мотивировано, то есть уступает другим
действиям в борьбе за «поведенческий
выход». Механизмом волевого действия
можно назвать восполнение
Оригинальный подход к решению этой проблемы в течение нескольких десятилетий развивает американская исследовательница К. Двек [29]. По ее мнению, наличия любого из выше проанализированных нами факторов или даже всех их вместе не достаточно для формирования у человека устойчивой «ориентации на овладение мастерством» (mastery-oriented qualities), которая предполагает любовь к обучению, постоянную готовность ответить на вызовы жизни, настойчивость в преодолении препятствий и высокую ценность субъективных усилий при оценке себя или других людей.
Ориентация на мастерство
противопоставляется реакции
Она пытается разрушить предубеждения, которые, с ее точки зрения, часто мешают увидеть истинные причины, содействующие или препятствующие формированию ориентации на овладение мастерством. К ним относятся: вера в то, что студенты с более высоким интеллектом более склонны к ориентации на овладение мастерством; убежденность в том, что школьные успехи напрямую содействуют формированию ориентации на мастерство; вера в то, что похвала (особенно высокая оценка интеллекта) вдохновляет студентов на овладение мастерством; убежденность в том, что уверенность студентов в своих интеллектуальных способностях является ключевой для ориентации на овладение мастерством. К. Двек убеждена, что ключевую роль играет совсем другой фактор - совокупность стихийно сложившихся представлений человека о сущности и природе его интеллекта (отсюда и название ее книги - «Self-Theories» - «Теории самого себя» или «Я-теории»). Некоторые люди полагают, что интеллект есть постоянное (мало изменяемое) свойство и что каждый обладает некоторым его «количеством». К. Двек называет такие представления «entity theory» (в данном контексте это представление об интеллекте как чем-то реально, объективно существующем внутри нас) [29]. Такие представления могут породить тревогу по поводу того, каким количеством этой реальности мы обладаем, и заставлять нас прежде всего и любой ценой выглядеть так, как будто ее у нас вполне достаточно. Люди, разделяющие такие представления, ценят легкий успех, стремятся во всем быть лучше других, а любые трудности, препятствия, успехи сверстников принуждают их подвергать сомнению свои интеллектуальные возможности. Любой вызов таит в себе угрозу их самооценке, служит источником пораженческих настроений, заставляет опускать руки, избегать трудностей.
Для других интеллект выступает как свойство, которое «прирастает» в процессе обучения; в терминах К. Двек - у них сформировалась «Incremental Theory» (теория наращивания). Приверженцы таких взглядов не страшатся вызовов, препятствий, трудностей, так как надеются в ходе их преодоления развить свой интеллект, что для них ценнее конкретного успеха и важнее временной неудачи. Даже если они невысоко оценивают уровень своего интеллекта в данный момент, или эта оценка снижается в результате неудачи, они уверены, что дальнейшее наращивание усилий рано или поздно приведет к росту интеллекта. Те, кому важнее «выглядеть умными», избегают трудностей и пасуют перед препятствиями. Те же, кто верит в возможность приращения ума, идут навстречу вызовам и трудностям, и, игнорируя временные неудачи, наращивают усилия. Первые в ситуации неудачи начинают говорить «я всегда считал себя не слишком способным», «у меня всегда была плохая память», «задачи такого типа мне не даются» и т. п. Вторые не обвиняют себя, не сосредотачиваться на причинах неудачи, в определенной мере даже не замечают ее. Они относятся к ней просто как к очередной проблеме, требующей решения. Их типичные реакции: «чем труднее это дается, тем больше усилий я должен приложить», «надо не спешить и тогда получится», то есть они начинают подбадривать себя и управлять своим поведением.
Анализируя влияние
Вся схема анализа, которая
была использована автором применительно
к интеллекту и роли имплицитных
теорий интеллекта в детерминации процессов
решения конкретных задач, оказывается
применимой и к личности, к решению
социальных задач, построению отношений
с другими людьми (в том числе
интимных). Здесь снова выделяются
два типа теорий. Те, кто верит
в личность как неизменную, ригидную
сущность, боятся вступать в отношения
при наличии риска быть отвергнутыми,
потерпеть неудачу и снизить
свою самооценку. Те, кто полагает, что
сама личность в процессе развития
отношений с другими людьми может
изменяться и расти, активно включаются
в отношения даже с неопределенным
исходом и «работают над собой»
Детально анализируя роль
похвалы и критики в
В заключение стоит еще раз и в общем виде сформулировать ответ К.Двек на вопрос, о том, что кроме мотивации, уровня интеллекта, самооценки и успехов в предыдущей деятельности влияет на нашу готовность получать удовольствие от учебы, работать, не покладая рук, отвечать на вызовы жизни, не пасовать перед неудачами и добиваться выдающихся и социально значимых результатов. Как ни странно, это некое когнитивное образование, которое можно назвать скрытой, чаще всего стихийно сложившейся и потому не всегда осознаваемой теорией относительно сущности и природы нашего интеллекта, характера и личности. Центральным звеном такой имплицитной теории выступает вера или убеждение в том, что наши интеллект и личность способны к существенному, не только количественному, но и качественному изменению, т.е. развитию.
Основные идеи
Деловое общение – это целенаправленный процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями их совместной деятельности.
Содержанием делового общения является обмен информацией и опытом, для достижения определенной цели и решение конкретной проблемы.
В деловом общении необходимо
учитывать особенности
Успех делового общения определяется коммуникативными способностями участников, такими как: умением слушать и выражать свои мысли, влиять и противостоять влиянию, регулировать и разрешать конфликтные ситуации.
Цель и задачи курса
Цель: формирование системы представлений о психологических механизмах и закономерностях общения людей в условиях профессиональной деятельности.
Задачи:
- теоретическое освоение
студентами современных
- ознакомление со структурой,
условиями реализации
- приобретение практических
навыков делового общения и
ведения деловых переговоров,
необходимых руководителям и
сотрудникам современной
- овладение средствами, методами
и приемами психологического
влияния, используемыми в
Требования к результатам освоения курса
Дисциплина «Психология делового общения» обеспечивает инструментарий формирования следующих общекультурных и профессиональных компетенций:
а) общекультурные:
- владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения;
- умение логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь;
- навыки работы в коллективе;
- способность понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны;
- обладание культурой поведения, готовностью к кооперации с коллегами, работе в коллективе;
б) профессиональные:
- навыки предупреждения появление конфликтов;
- способность распознавать истинные причины возникновения конфликтов;
- владение инструментами анализа (исследования) текущих, прошедших и предстоящих конфликтов;
- способность выступать в качестве посредника в конфликтных и спорных ситуациях;
- умение управлять конфликтами в профессиональной сфере и разрешать их на взаимовыгодной основе;
В результате освоения содержания факультативного курса «Психология делового общения» обучаемый должен:
знать
- основные положения: психологические закономерности общения, обмена информацией, взаимодействия людей в процессе профессиональной деятельности; типичные причины конфликта в межличностных отношениях и профессиональной деятельности; функции, структуру и динамику и конфликта в коллективе; современные технологии разрешения конфликтов;
уметь
- анализировать взаимоотношения в коллективе;
- организовывать межличностное и межгрупповое взаимодействие людей;
- пользоваться широким набором коммуникативных приемов и техник;
владеть
- современными методами социальной психологии в анализе профессионального взаимодействия и делового общения;
- навыками установления делового контакта с собеседником;
- навыками конструктивно-партнерских взаимоотношений в коллективе;
- навыками публичной речи, аргументации, ведения переговоров;
- навыками использования различных видов социально-психологического воздействия в процессе повседневного общения и взаимодействия с людьми;
- навыками противостояния манипуляции;
- методами профилактики и нейтрализации межличностных конфликтов;
- развитыми навыками по успешному разрешению конфликтов;
- методами оптимизации сотрудничества людей в организациях, повышения их активности и результативности в совместной деятельности.
В процессе изучения курса «Психология делового общения» используются следующие образовательные технологии:
Информация о работе Факторы успешности обучения студентов в высшей школе